Семьеведение 5-7 классы 2025-2026

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа учебного курса «Семьеведение» (далее – программа) для 5–7
классов составлена на основе следующих положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего

образования

(утвержден

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации
«Об

утверждении

Основ

государственной

от 09.11.2022 г. № 809
политики

по

сохранению

и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность учебного курса «Семьеведение» в современных условиях
обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания,

способствующих

формированию у представителей молодого

поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское
единство российского общества, направленных на решение демографических
проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства.
Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача
духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в
том числе посредством образования. Образование становится средством,

обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейным ценностям обусловлена тем, что
семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской нравственности. Вместе с тем ценность семьи
в сознании подрастающего поколения зачастую меняется под воздействием как
внешнего, так и внутреннего влияния элементов деструктивной идеологии. В
этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи
является одной из основных задач системы общего образования в Российской
Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–7 классов
продиктовано

важностью

целенаправленной

просветительской

и воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности
в жизни современного человека;
– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное в н и м а н и е

в программе

придается

современным

научно - педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
4

Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и
эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие

практических

навыков

и

познавательных

интересов

обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
семьи, и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для
нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование семейных
ценностно-смысловых установок.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких установок на семейность, чтобы обучающиеся связывали своё
будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–7 классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества;
– уважительного и ответственного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,

5

в том числе крепкой семье и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни;
– формирование у подрастающего поколения основных представлений о
семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысло-жизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской позиции, как
граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение

основам

психологической

и

духовно-нравственной

безопасности в сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана н а 3 4 учебных часа по одному
учебному часу в неделю с 5 по 7 класс.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
Особенность программы курса состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,

социокультурные,

психологические,

нравственные),

позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы учебного курса «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав и активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, освоение традиционных
семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– помощь в осознании себя в семье, как личности с высокими духовно
нравственными ценностями;

7

4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое

воспитание,

формирование

культуры

здоровья и

эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в
интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи) технологической и социальной направленности, способность проявлять
инициативу,

планировать

и

самостоятельно

выполнять

такого

рода

деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
– освоение

обучающимися

социального

опыта,

норм

и

правил

общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, а также уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации.

8

Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.

9

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена

семьи,

важности

семьи

как

базового

социального

института;

социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения,
включая правовые нормы;
– осознание

значимости

крепкой

семьи,

брака

как

ценности в

современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную

российскую

духовно-нравственную

ценность;

осознание

значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение

характеризовать

особенности

семейных

отношений

с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в
том числе со старшими членами семьи;
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;

10

– умение решать в р а м к а х изученного материала познавательные и
практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами,
в том числе при планировании семейного бюджета.

11

Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе.

РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и
правила его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).
Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях:
семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и
обработки информации по истории семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из
поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные
спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры
для подражания и сохранения семейных традиций.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль
мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений
супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в
художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми
в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.

12

Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем
собственной

семьи.

Отношения

братьев

и

сестер

в

художественных

произведениях (мультипликация, кино, литература).
.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное

отношение

к

старшим

членам

семьи.

Чувство

благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного
старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей
как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших
и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные

составляющие

Хозяйственно-экономическая

домашнего

функция

семьи.

(семейного)

хозяйства.

Типичные

проблемы

13

обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и
детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие супружеских и детско-родительских отношений.

14

.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность,
взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение
слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну
и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу,
навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость

эгоистического,

высокомерного,

равнодушного

и

неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших
детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие
счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами,
между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со
стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной
проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт

15

квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих
позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на
детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в
сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для
семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и
психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового
питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.
Важность физической активности для здоровья человека и способы ее
поддержания в семье. Здоровье сберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,
подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения
и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры
участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и
региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
16

РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст.
Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для
семей. Материнский

капитал и

ипотека

для

молодых

семей. Меры

государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психологопедагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по
работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и
другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в
отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
владение,

пользование

и

распоряжение

имуществом,

финансовую и

предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с
18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование

Количество

п/п

разделов и тем курса

часов

Программное содержание

Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся

внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1

Как и для чего

1

создается семья?

Семья в различные исторические эпохи –

Беседа на основе презентации «Семья

от древности до современности: мотивы

в различные исторические эпохи».

создания семьи и вступления в брак.

Анализ репродукций картин известных

Семья и духовно-нравственные ценности.

художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.
Создание плаката «Современная семья».

1.2

Семья как ценность
для ребенка

1

Крепкая семья, основанная на любви,

Беседа и создание схемы «Значение семьи

как основа для формирования у ребенка

в жизни человека».

чувства безопасности и ощущения счастья.

Анализ предложенных ситуаций,

Важность для ребенка материальной

показывающих влияние семьи на жизнь

и психологической поддержки

подростка

со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
18

духовно-нравственного становления.

1

Эмоциональное взаимопонимание

Сопоставление иллюстраций, отражающих

между родителями и детьми,

психологические отношения родителей

сочувствие и принятие ребенка в

и подростка (взаимное доверие/недоверие;

семье.

рациональная оценка/недооценка;
поддержка и сочувствие/равнодушие;
адекватные требования/неадекватные
требования) для создания правил
выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»

1.3

Семья и ее роль
в обществе

1

Семья как первичная ячейка общества,

Беседа «Семья и ее основные функции».

ее важность в самосохранении и развитии

Анализ примеров семей по страницам

общества. Семья и ее основные функции.

художественной литературы, кинематографа

19

Итого по разделу

4

Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1

История семьи

1

Родословная моей семьи.

Составление родословных
на основе предложенных учителем
и/или обучающимися макетов

1

Важность сохранения исторической памяти

Беседа на основе презентации «Способы

о поколениях рода (семьи). Способы

сохранения исторической памяти о семье».

передачи информации о связи поколений

Составление схемы «Как в моей семье

и родственных отношениях: семейные

сохраняется память о поколениях».

архивы, фотоальбомы, мемуары.

1

Предания и традиции моей семьи. Ценности

Проектная деятельность «Предания

семьи, передающиеся из поколения

и традиции моей семьи».

в поколение. Семейная память и семейная

Практикум «Семейные традиции»

гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные
20

путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания
и сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи
2.2

Родители

1

Особая роль и ответственность родителей

Обсуждение отрывков из художественной

в современной семье. Любовь, взаимное

литературы, кинофильмов,

принятие и поддержка как базовые

мультипликационных фильмов

ценности в семье. Взаимоотношения

о гармоничных отношениях в семье.

родителей и детей. Образ семьи

Создание облака слов на тему «Ценности

в художественных произведениях второй

семьи»

половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.)

1

Особенности выстраивания

Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».

взаимоотношений между родителями

Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я

и детьми в зависимости от их возраста.

оказался на месте своих родителей, то...»

Уважительное взаимодействие родителей
и детей

2.3

Братья и сестры

1

Конструктивное взаимодействие детей

Обсуждение темы «Взаимоотношения

с братьями, сестрами. Общение с братьями

с братьями, сестрами» в группах:

21

и сестрами в семье – необходимый опыт
для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер
в художественных произведениях
(мультипликация, кино, литература).

2.4

Чем ценны отношения

Составление правил конструктивного
взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и сестрами

Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,

Анализ иллюстраций на тему

внуков с бабушками

эмоционально теплое общение внуков

«Межпоколенное общение».

и дедушками?

с бабушками и дедушками. Уважительное

Анализ ситуаций, отражающих

отношение к старшим членам семьи.

конструктивное взаимодействие внуков

Чувство благодарности старшим. Почитание

с бабушками и дедушками, для выработки

старших в семье. Забота о пожилых членах

бесконфликтной стратегии поведения.

семьи, помощь по дому. Черты семейного

Практикум «Уважение к старшим и помощь

1

поведения, присущие бабушкам и дедушкам, в семье»
и бесконфликтные стратегии их восприятия.

22

Доверительное общение внуков
с бабушками и дедушками
2.5

Многообразие родственных отношений.

Игра «Самое главное качество моего

и дальние

Важность поддержания добрых

родственника» на основе родословной.

родственники

и уважительных родственных отношений

Продолжение разработки коллективной

для сохранения межпоколенных связей

электронной энциклопедии «Семья – наша

и семейных традиций

ценность»

Место проживания семьи и важность его

Составление облака слов «Дом» на основе

восприятия для супругов и детей как своего

ассоциаций.

«дома». Дом – это место защищенности,

Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»

уюта и эмоциональной теплоты.

или «Дом моей мечты»

Мои близкие

Итого по разделу

1

8

Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1

Что мы называем

1

своим «домом»?

Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности
3.2

Ведение домашнего
хозяйства

1

Основные составляющие домашнего

Беседа на основе презентации «Семейное

(семейного) хозяйства. Хозяйственно-

хозяйство в разные исторические периоды

экономическая функция семьи.

развития России».

Типичные проблемы обустройства

Разработка правил рачительного ведения

домашнего хозяйства у семей с детьми

домашнего хозяйства

и способы их решения.
23

3.3

Семейный бюджет

1

Важность планирования и учета семейных

Анализ схемы «Семейный бюджет».

доходов и расходов. Семейный бюджет

Решение практических задач, направленных

и финансовая «подушка безопасности».

на планирование и учет семейных доходов
и расходов

1

3.4

Семейный быт

1

Карманные деньги детей. Основные
приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
и цели их использования.

Решение практических задач, направленных

Красота, комфорт и уют в доме. Важность

Игра «Красота и комфорт в доме» на основе

совместных усилий родителей и детей

предложенных карточек (иллюстрации,

в решении проблем определения

предметы интерьера).

на выявление рациональных способов
расходования карманных денег

24

оптимального бюджета, выбора стиля

Составление облака слов по теме «Уют

оформления, материалов, технических

в доме»

решений и другого для обустройства дома.

1

Важность достижения договоренностей

Обсуждение презентации «Традиции

в распределении ролей между родителями

обустройства дома (семейного хозяйства)

и детьми для поддержания чистоты

в разных регионах России».

и порядка в доме. Традиции обустройства

Проектная деятельность по теме «Мой вклад

дома в разных регионах России.

в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1

Как создать

Здоровая семейная атмосфера как залог

Обсуждение пословиц, отрывков

благоприятную

устойчивости внутрисемейных отношений.

из художественных произведений,

семейную атмосферу?

Доминирующие положительные эмоции,

видеосюжетов о семейной атмосфере.

тон общения, настроение, взаимное доверие

Обсуждение модели благоприятной

и открытость, взаимопомощь и поддержка

психологической атмосферы в семье.

1

в отношениях родителей и детей.

25

4.2

На чем держится

1

семья?

Нравственные основы взаимоотношений

Беседа по теме «Нравственные основы

в семье: любовь, верность, взаимная

взаимоотношений в семье».

поддержка, честность. Умение слушать

Анализ учебных кейсов о конструктивном

и слышать друг друга, допущение разных

взаимодействии членов семьи.

взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать
и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи

4.3

Как избегать
конфликтов в семье?

1

Общение супругов друг с другом, а также

Обсуждение темы общения в семье

родителей с детьми, старших детей

на основе презентации.

26

с младшими по поводу возникающих

Заполнение таблицы «Мое поведение

разногласий как важнейшее правило

в семье»

гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
1

Умения прощать и просить прощения как

Решение учебных кейсов, направленных

важные составляющие счастливой семейной

на поиск компромисса при зарождении

жизни. Компромиссы в отношениях между

конфликта в семье

супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта
1

Рост самостоятельности ребенка

Анализ кейсов, показывающих

как норма для взрослеющей личности

конструктивную поддержку со стороны

и важность правильного отношения

родителей в ситуации поиска подростком

родителей к этой тенденции. Умение

«правильного» варианта решения жизненной

родителей договариваться с детьми как

проблемы.

основа гармоничных взаимоотношений.

Обсуждение полученных результатов

Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска

27

ребенком варианта решения жизненной
проблемы
4.4

Что помогает семье

1

объединиться?

Совместная досуговая деятельность как

Составление перечня совместных семейных

важный фактор сплочения семьи.

дел на основе личного опыта и анализа

Разнообразие форм совместных семейных

информации, предложенной учителем

дел (уборка и ремонт квартиры/дома;

(в виде иллюстраций, видеосюжетов)

работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей
1

Важность семейных праздников

Конкурс проектов «Моя любимая семейная

для эмоционально-психологического

игра».

сближения взрослых и детей. Игры как

Обсуждение результатов проектов.

важный элемент семейного досуга.

Составление алгоритма проектирования

Распространенные виды семейных игр,

семейного праздника

их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.)
1

Роль семейных прогулок, туристических

Обсуждение интересных маршрутов

походов и путешествий в сплочении семьи

для семьи на основе интерактивной карты.

и личностном развитии ее членов.

Проект «Семейное путешествие/турпоход»

28

Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
своего региона)
4.5

Здоровый образ жизни

1

в семье

Здоровье членов семьи и его роль

Обсуждение важности здорового образа

в полноценной семейной жизни.

жизни на основе презентации учителя

Здоровый образ жизни и его ключевые

и личного социального опыта.

составляющие: здоровое питание,

Составление домашнего меню

здоровый сон, гигиена, физическая
активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физического
и психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания
1

Режим здорового сна для взрослых

Обсуждение возможностей участия членов

и детей. Личная гигиена и ее влияние

семьи в оздоровительных мероприятиях

на образ жизни семьи. Способы

на территории России на основе презентации.

29

преодоления вредных привычек в семье.

Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей

Важность физической активности

семье».

для здоровья человека и способы

Продолжение разработки коллективной

ее поддержания в семье.

электронной энциклопедии «Семья – наша

Здоровье сберегающие мероприятия

ценность»

(зарядка, прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу

10

30

Меры государственной поддержки

«Материнский капитал».

многодетных семей в Российской Федерации. Решение практических задач для понимания
Звание «Мать-героиня»

возможностей использования семьями услуг
финансовых организаций

1

Деятельность социальных служб

Обсуждение деятельности социальных

(организаций) по поддержке семьи:

служб по поддержке семьи на основе

консультационная, материальная,

презентации.

юридическая, медицинская, психолого-

Знакомство школьников с электронными

педагогическая. Семейные психологи

ресурсами социальных служб

и специалисты в сфере образования
по работе с семьей

31

1

Права и обязанности ребенка в семье.

Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности детей»

1

Обязанности совершеннолетних детей

Работа с фрагментами правовых источников.

(с 18 лет) по отношению к своим родителям

Анализ сайта Уполномоченного

и родственникам. Роль Уполномоченного

при Президенте Российской Федерации

при Президенте Российской Федерации

по правам ребенка.

по правам ребенка

Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»

Итого по разделу

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО

34

ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».