ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общая характеристика курса
Программа учебного курса «Семьеведение» (далее – программа) для 5–7
классов составлена на основе следующих положений и требований:
– Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего
образования
(утвержден
приказом
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);
– федеральной рабочей программы воспитания.
При разработке программы использовались следующие нормативные
документы:
– Конституция Российской Федерации;
– Указ Президента Российской Федерации
«Об
утверждении
Основ
государственной
от 09.11.2022 г. № 809
политики
по
сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;
– Семейный кодекс Российской Федерации.
Актуальность курса
Актуальность учебного курса «Семьеведение» в современных условиях
обусловлена необходимостью разработки специальных программ обучения и
воспитания,
способствующих
формированию у представителей молодого
поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным
ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское
единство российского общества, направленных на решение демографических
проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства.
Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача
духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.
Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в
том числе посредством образования. Образование становится средством,
обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций
распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления
отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому
поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах
семейной жизни.
Важность обращения школы к семейным ценностям обусловлена тем, что
семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в
человеке основы его гражданской нравственности. Вместе с тем ценность семьи
в сознании подрастающего поколения зачастую меняется под воздействием как
внешнего, так и внутреннего влияния элементов деструктивной идеологии. В
этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи
является одной из основных задач системы общего образования в Российской
Федерации.
Создание программы курса «Семьеведение» для обучающихся 5–7 классов
продиктовано
важностью
целенаправленной
просветительской
и воспитательной деятельности, которая предполагает:
– осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности
в жизни современного человека;
– приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;
– формирование у обучающихся культуры семейных отношений,
уважения к старшим поколениям;
– приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и
межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском
обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.
Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности
обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных
ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений.
Приоритетное в н и м а н и е
в программе
придается
современным
научно - педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с
учетом возрастных особенностей обучающихся.
4
Новизна предлагаемого курса внеурочной деятельности заключается в том,
что его содержание предполагает:
– освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных
отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом,
влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;
– рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения
современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и
эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального
жизненного опыта;
– развитие
практических
навыков
и
познавательных
интересов
обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой
семьи, и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.
Цель и задачи курса
Целью курса является введение молодых людей в традиционную для
нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование семейных
ценностно-смысловых установок.
Изучение курса направлено на формирование:
– четких установок на семейность, чтобы обучающиеся связывали своё
будущее именно с семейным образом жизни;
– понимания обучающимися 5–7 классов особой значимости института
семьи для самосохранения и развития общества;
– уважительного и ответственного отношения обучающихся к старшему
поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям,
5
в том числе крепкой семье и воспитанию детей.
В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:
– ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими
смыслы, ценности и нормы семейной жизни;
– формирование у подрастающего поколения основных представлений о
семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;
– осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и
принятие их для построения собственной семьи в будущем;
– содействие подросткам в решении ими личных смысло-жизненных
вопросов, связанных с семейными отношениями;
– обеспечение осознания обучающимися своей гражданской позиции, как
граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;
– ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;
– обучение
основам
психологической
и
духовно-нравственной
безопасности в сфере семейных отношений.
Место курса в образовательном процессе
Программа «Семьеведение» рассчитана н а 3 4 учебных часа по одному
учебному часу в неделю с 5 по 7 класс.
Программа предусматривает выделение проблем, которые могут стать как
предметом дискуссии, так и основой для проектной деятельности обучающихся.
Особенность программы курса состоит в том, что в ней в краткой
обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики
(исторические,
социокультурные,
психологические,
нравственные),
позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.
6
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
«СЕМЬЕВЕДЕНИЕ»
Реализация программы учебного курса «Семьеведение» направлена на
обеспечение достижения обучающимися личностных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1) гражданское воспитание:
– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав и активное участие в жизни семьи;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
– обретение положительного образа семьи, освоение традиционных
семейных ценностей России;
– готовность выстраивать бесконфликтные отношения в родительской
семье, классе, школьном коллективе;
– понимание роли семьи как социального института в жизни человека;
2) патриотическое воспитание:
– проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры
Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к
достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;
3) духовно-нравственное воспитание:
– помощь в осознании себя в семье, как личности с высокими духовно
нравственными ценностями;
7
4) эстетическое воспитание:
– восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов,
понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических
культурных традиций и народного творчества;
5) физическое
воспитание,
формирование
культуры
здоровья и
эмоционального благополучия:
– осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью и установка на здоровый образ жизни;
– соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в
интернет-среде;
6) трудовое воспитание:
– установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи) технологической и социальной направленности, способность проявлять
инициативу,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такого
рода
деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7) ценности научного познания:
– овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира с учетом семейных традиций народов России;
8) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
– освоение
обучающимися
социального
опыта,
норм
и
правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью;
– умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые
решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия,
формировать опыт, а также уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации.
8
Совместная деятельность:
– понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной
задачи;
– принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
– уметь обобщать мнения нескольких людей;
– планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах
работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
– выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с другими членами
команды;
– оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
– сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена
команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.
9
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
– освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого
члена
семьи,
важности
семьи
как
базового
социального
института;
социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе;
содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения,
включая правовые нормы;
– осознание
значимости
крепкой
семьи,
брака
как
ценности в
современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как
традиционную
российскую
духовно-нравственную
ценность;
осознание
значимости семейных традиций в истории народов России;
– формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и
нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи,
коллективизма, преемственности истории нашей Родины;
– умение
характеризовать
особенности
семейных
отношений
с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и
видеоматериалами);
– умение использовать полученные знания: для устного и письменного
описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций
своей семьи, для написания ее родословной;
– умение использовать цифровые технологии для создания родословной,
поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;
– умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого
члена семьи;
– умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в
том числе со старшими членами семьи;
умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с
родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними
родственниками;
10
– умение решать в р а м к а х изученного материала познавательные и
практические задачи;
– овладение приемами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций
средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной
безопасности при работе в Интернете;
– умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать
и критически оценивать социальную информацию из адаптированных
источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить
ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения
человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие
знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
– умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с
точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных
норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами,
в том числе при планировании семейного бюджета.
11
Социализирующая функция семьи и важность повышения ее воспитательной
роли в современном обществе.
РАЗДЕЛ 2. «МОИ РОДСТВЕННИКИ – ПОХОЖИЕ И РАЗНЫЕ»
История семьи
Родословная моей семьи. Семейное (родовое) генеалогическое древо и
правила его реконструкции (описания).
Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи).
Способы передачи информации о связи поколений и родственных отношениях:
семейные архивы, фотоальбомы, мемуары. Примерная модель поиска и
обработки информации по истории семьи (рода).
Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из
поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные
традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные
спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п. Достойные примеры
для подражания и сохранения семейных традиций.
Родители
Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль
мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь,
взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений
супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в
художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.).
Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми
в зависимости от их возраста и изменений в социальном статусе. Уважительное
взаимодействие родителей и детей.
12
Братья и сестры
Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с
братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем
собственной
семьи.
Отношения
братьев
и
сестер
в
художественных
произведениях (мультипликация, кино, литература).
.
Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое
общение внуков с бабушками и дедушками.
Уважительное
отношение
к
старшим
членам
семьи.
Чувство
благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах
семьи, помощь по дому.
Межпоколенное общение как способ передачи и усвоения накопленного
старшими поколениями жизненного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Мои близкие и дальние родственники
Многообразие родственных отношений. Важность поддержания добрых и
уважительных родственных отношений для сохранения межпоколенных связей
и семейных традиций.
РАЗДЕЛ 3. «О СЕМЕЙНОМ УЮТЕ И НЕ ТОЛЬКО…»
Что мы называем своим «домом»?
Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей
как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной
теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших
и малых городах, в пригородах и сельской местности.
Ведение домашнего хозяйства
Основные
составляющие
Хозяйственно-экономическая
домашнего
функция
семьи.
(семейного)
хозяйства.
Типичные
проблемы
13
обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения.
.
Семейный быт
Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и
детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля
оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства
дома. Проект обустройства дома – от идеи до воплощения.
Важность достижения договоренностей в распределении ролей между
родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции
обустройства дома в разных регионах России.
РАЗДЕЛ 4. «ВАЖНЕЙ ВСЕГО – ПОГОДА В ДОМЕ…»
Как создать благоприятную семейную атмосферу?
Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных
отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение,
взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные
составляющие супружеских и детско-родительских отношений.
14
.
На чем держится семья?
Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность,
взаимная поддержка, честность. Мужественность и женственность. Умение
слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну
и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу,
навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость
эгоистического,
высокомерного,
равнодушного
и
неуважительного отношения к членам своей семьи.
Как избегать конфликтов в семье?
Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших
детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило
гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения. Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье и отношения к родственникам.
Умения прощать и просить прощения как важные составляющие
счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами,
между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.
Рост самостоятельности ребенка как норма для взрослеющей личности и
важность правильного отношения родителей к этой тенденции. Умение
родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений.
Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со
стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной
проблемы.
Что помогает семье объединиться?
Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи.
Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт
15
квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих
позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на
детей.
Важность семейных праздников для эмоционально-психологического
сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга.
Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия (день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.).
Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в
сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Проектирование семейного
выездного мероприятия. Определение наиболее интересных маршрутов для
семейных турпоходов и путешествий (на примере своего региона).
Здоровый образ жизни в семье
Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни.
Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание,
здоровый сон, гигиена, физическая активность. Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей (фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.) и связанные с ними проблемы физического и
психического здоровья. Варианты домашнего меню как примеры здорового
питания.
Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние
на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье.
Важность физической активности для здоровья человека и способы ее
поддержания в семье. Здоровье сберегающие мероприятия (зарядка, прогулки,
подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения
и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры
участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и
региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).
16
РАЗДЕЛ 5. «СОВРЕМЕННАЯ СЕМЬЯ И ПРАВО»
Вступление в брак
Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст.
Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.
Поддержка государством семей с детьми
Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для
семей. Материнский
капитал и
ипотека
для
молодых
семей. Меры
государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
Звание «Мать-героиня».
Деятельность социальных служб (организаций) по поддержке семьи:
консультационная, материальная, юридическая, медицинская, психологопедагогическая. Семейные психологи и специалисты в сфере образования по
работе с семьей.
Права и обязанности родителей и детей
Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье.
Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность,
движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и
другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в
отношении родных детей и детей, взятых под опеку.
Опекунство и усыновление (удочерение) как способы включения в семейные
отношения детей, оставшихся без родителей.
Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на
владение,
пользование
и
распоряжение
имуществом,
финансовую и
предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с
18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Роль
Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
17
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Наименование
Количество
п/п
разделов и тем курса
часов
Программное содержание
Форма работы / характеристика
деятельности обучающихся
внеурочной
деятельности
Раздел 1. «Человек, семья, общество…»
1.1
Как и для чего
1
создается семья?
Семья в различные исторические эпохи –
Беседа на основе презентации «Семья
от древности до современности: мотивы
в различные исторические эпохи».
создания семьи и вступления в брак.
Анализ репродукций картин известных
Семья и духовно-нравственные ценности.
художников, посвященных семье в разные
исторические эпохи.
Создание плаката «Современная семья».
1.2
Семья как ценность
для ребенка
1
Крепкая семья, основанная на любви,
Беседа и создание схемы «Значение семьи
как основа для формирования у ребенка
в жизни человека».
чувства безопасности и ощущения счастья.
Анализ предложенных ситуаций,
Важность для ребенка материальной
показывающих влияние семьи на жизнь
и психологической поддержки
подростка
со стороны родителей. Семья как среда
формирования личности ребенка, его
18
духовно-нравственного становления.
1
Эмоциональное взаимопонимание
Сопоставление иллюстраций, отражающих
между родителями и детьми,
психологические отношения родителей
сочувствие и принятие ребенка в
и подростка (взаимное доверие/недоверие;
семье.
рациональная оценка/недооценка;
поддержка и сочувствие/равнодушие;
адекватные требования/неадекватные
требования) для создания правил
выстраивания отношений между детьми
и родителями.
Начало создания коллективной электронной
энциклопедии «Семья – наша ценность»
1.3
Семья и ее роль
в обществе
1
Семья как первичная ячейка общества,
Беседа «Семья и ее основные функции».
ее важность в самосохранении и развитии
Анализ примеров семей по страницам
общества. Семья и ее основные функции.
художественной литературы, кинематографа
19
Итого по разделу
4
Раздел 2. «Мои родственники – похожие и разные»
2.1
История семьи
1
Родословная моей семьи.
Составление родословных
на основе предложенных учителем
и/или обучающимися макетов
1
Важность сохранения исторической памяти
Беседа на основе презентации «Способы
о поколениях рода (семьи). Способы
сохранения исторической памяти о семье».
передачи информации о связи поколений
Составление схемы «Как в моей семье
и родственных отношениях: семейные
сохраняется память о поколениях».
архивы, фотоальбомы, мемуары.
1
Предания и традиции моей семьи. Ценности
Проектная деятельность «Предания
семьи, передающиеся из поколения
и традиции моей семьи».
в поколение. Семейная память и семейная
Практикум «Семейные традиции»
гордость. Семейные традиции и их
разнообразие: семейный совет, воскресные
обеды, семейные спектакли, семейные
20
путешествия, семейное чтение и т. п.
Достойные примеры для подражания
и сохранения семейных традиций.
Известные многодетные семьи
2.2
Родители
1
Особая роль и ответственность родителей
Обсуждение отрывков из художественной
в современной семье. Любовь, взаимное
литературы, кинофильмов,
принятие и поддержка как базовые
мультипликационных фильмов
ценности в семье. Взаимоотношения
о гармоничных отношениях в семье.
родителей и детей. Образ семьи
Создание облака слов на тему «Ценности
в художественных произведениях второй
семьи»
половины ХХ – начала XXI века
(мультипликация, кино, литература и др.)
1
Особенности выстраивания
Анализ кейсов на тему «Стили воспитания».
взаимоотношений между родителями
Игра «Продолжи предложение»: «Если бы я
и детьми в зависимости от их возраста.
оказался на месте своих родителей, то...»
Уважительное взаимодействие родителей
и детей
2.3
Братья и сестры
1
Конструктивное взаимодействие детей
Обсуждение темы «Взаимоотношения
с братьями, сестрами. Общение с братьями
с братьями, сестрами» в группах:
21
и сестрами в семье – необходимый опыт
для создания в будущем собственной семьи.
Отношения братьев и сестер
в художественных произведениях
(мультипликация, кино, литература).
2.4
Чем ценны отношения
Составление правил конструктивного
взаимодействия с братьями и сестрами.
Обсуждение кейсов о конструктивном
взаимодействии детей с братьями и сестрами
Бабушки и дедушки в семье. Доверительное,
Анализ иллюстраций на тему
внуков с бабушками
эмоционально теплое общение внуков
«Межпоколенное общение».
и дедушками?
с бабушками и дедушками. Уважительное
Анализ ситуаций, отражающих
отношение к старшим членам семьи.
конструктивное взаимодействие внуков
Чувство благодарности старшим. Почитание
с бабушками и дедушками, для выработки
старших в семье. Забота о пожилых членах
бесконфликтной стратегии поведения.
семьи, помощь по дому. Черты семейного
Практикум «Уважение к старшим и помощь
1
поведения, присущие бабушкам и дедушкам, в семье»
и бесконфликтные стратегии их восприятия.
22
Доверительное общение внуков
с бабушками и дедушками
2.5
Многообразие родственных отношений.
Игра «Самое главное качество моего
и дальние
Важность поддержания добрых
родственника» на основе родословной.
родственники
и уважительных родственных отношений
Продолжение разработки коллективной
для сохранения межпоколенных связей
электронной энциклопедии «Семья – наша
и семейных традиций
ценность»
Место проживания семьи и важность его
Составление облака слов «Дом» на основе
восприятия для супругов и детей как своего
ассоциаций.
«дома». Дом – это место защищенности,
Конкурс рисунков/синквейнов «Мой дом»
уюта и эмоциональной теплоты.
или «Дом моей мечты»
Мои близкие
Итого по разделу
1
8
Раздел 3. «О семейном уюте и не только…»
3.1
Что мы называем
1
своим «домом»?
Особенности и способы обустройства
семейного хозяйства в больших и малых
городах, в пригородах и сельской местности
3.2
Ведение домашнего
хозяйства
1
Основные составляющие домашнего
Беседа на основе презентации «Семейное
(семейного) хозяйства. Хозяйственно-
хозяйство в разные исторические периоды
экономическая функция семьи.
развития России».
Типичные проблемы обустройства
Разработка правил рачительного ведения
домашнего хозяйства у семей с детьми
домашнего хозяйства
и способы их решения.
23
3.3
Семейный бюджет
1
Важность планирования и учета семейных
Анализ схемы «Семейный бюджет».
доходов и расходов. Семейный бюджет
Решение практических задач, направленных
и финансовая «подушка безопасности».
на планирование и учет семейных доходов
и расходов
1
3.4
Семейный быт
1
Карманные деньги детей. Основные
приоритеты детских расходов и способы
рационального расходования детьми
денежных средств. Детские накопления
и цели их использования.
Решение практических задач, направленных
Красота, комфорт и уют в доме. Важность
Игра «Красота и комфорт в доме» на основе
совместных усилий родителей и детей
предложенных карточек (иллюстрации,
в решении проблем определения
предметы интерьера).
на выявление рациональных способов
расходования карманных денег
24
оптимального бюджета, выбора стиля
Составление облака слов по теме «Уют
оформления, материалов, технических
в доме»
решений и другого для обустройства дома.
1
Важность достижения договоренностей
Обсуждение презентации «Традиции
в распределении ролей между родителями
обустройства дома (семейного хозяйства)
и детьми для поддержания чистоты
в разных регионах России».
и порядка в доме. Традиции обустройства
Проектная деятельность по теме «Мой вклад
дома в разных регионах России.
в чистоту и порядок в доме».
Продолжение разработки коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
Итого по разделу
6
Раздел 4. «Важней всего – погода в доме…»
4.1
Как создать
Здоровая семейная атмосфера как залог
Обсуждение пословиц, отрывков
благоприятную
устойчивости внутрисемейных отношений.
из художественных произведений,
семейную атмосферу?
Доминирующие положительные эмоции,
видеосюжетов о семейной атмосфере.
тон общения, настроение, взаимное доверие
Обсуждение модели благоприятной
и открытость, взаимопомощь и поддержка
психологической атмосферы в семье.
1
в отношениях родителей и детей.
25
4.2
На чем держится
1
семья?
Нравственные основы взаимоотношений
Беседа по теме «Нравственные основы
в семье: любовь, верность, взаимная
взаимоотношений в семье».
поддержка, честность. Умение слушать
Анализ учебных кейсов о конструктивном
и слышать друг друга, допущение разных
взаимодействии членов семьи.
взглядов членов семьи на одну и ту же
бытовую ситуацию, умения уступать
и прощать недостатки друг другу, навыки
оказания друг другу знаков внимания как
факторы, укрепляющие семью.
Недопустимость эгоистического,
высокомерного, равнодушного
и неуважительного отношения к членам
своей семьи. Конструктивное
взаимодействие членов семьи
4.3
Как избегать
конфликтов в семье?
1
Общение супругов друг с другом, а также
Обсуждение темы общения в семье
родителей с детьми, старших детей
на основе презентации.
26
с младшими по поводу возникающих
Заполнение таблицы «Мое поведение
разногласий как важнейшее правило
в семье»
гармоничной семейной жизни.
Важность рефлексии каждым членом семьи
своего поведения и манеры общения.
Варианты психологической рефлексии
подростком своего поведения в семье
и отношения к родственникам
1
Умения прощать и просить прощения как
Решение учебных кейсов, направленных
важные составляющие счастливой семейной
на поиск компромисса при зарождении
жизни. Компромиссы в отношениях между
конфликта в семье
супругами, между родителями и детьми.
Пути выхода из возникшего конфликта
1
Рост самостоятельности ребенка
Анализ кейсов, показывающих
как норма для взрослеющей личности
конструктивную поддержку со стороны
и важность правильного отношения
родителей в ситуации поиска подростком
родителей к этой тенденции. Умение
«правильного» варианта решения жизненной
родителей договариваться с детьми как
проблемы.
основа гармоничных взаимоотношений.
Обсуждение полученных результатов
Важность уважения родителями выбора
ребенка. Конструктивная поддержка
со стороны родителей в ситуации поиска
27
ребенком варианта решения жизненной
проблемы
4.4
Что помогает семье
1
объединиться?
Совместная досуговая деятельность как
Составление перечня совместных семейных
важный фактор сплочения семьи.
дел на основе личного опыта и анализа
Разнообразие форм совместных семейных
информации, предложенной учителем
дел (уборка и ремонт квартиры/дома;
(в виде иллюстраций, видеосюжетов)
работа на приусадебном участке и пр.),
оказывающих позитивное
и (или) негативное воспитательное
и эмоциональное влияние на детей
1
Важность семейных праздников
Конкурс проектов «Моя любимая семейная
для эмоционально-психологического
игра».
сближения взрослых и детей. Игры как
Обсуждение результатов проектов.
важный элемент семейного досуга.
Составление алгоритма проектирования
Распространенные виды семейных игр,
семейного праздника
их плюсы и минусы. Проектирование
семейного праздничного мероприятия
(день рождения, окончание учебного года,
спортивные достижения детей и др.)
1
Роль семейных прогулок, туристических
Обсуждение интересных маршрутов
походов и путешествий в сплочении семьи
для семьи на основе интерактивной карты.
и личностном развитии ее членов.
Проект «Семейное путешествие/турпоход»
28
Проектирование семейного выездного
мероприятия. Определение наиболее
интересных маршрутов для семейных
турпоходов и путешествий (на примере
своего региона)
4.5
Здоровый образ жизни
1
в семье
Здоровье членов семьи и его роль
Обсуждение важности здорового образа
в полноценной семейной жизни.
жизни на основе презентации учителя
Здоровый образ жизни и его ключевые
и личного социального опыта.
составляющие: здоровое питание,
Составление домашнего меню
здоровый сон, гигиена, физическая
активность.
Современный стиль питания,
пищевые привычки взрослых и детей
(фастфуд, полуфабрикаты, еда на ходу,
заказ готовой еды на дом и др.)
и связанные с ним проблемы физического
и психического здоровья. Варианты
домашнего меню как примеры здорового
питания
1
Режим здорового сна для взрослых
Обсуждение возможностей участия членов
и детей. Личная гигиена и ее влияние
семьи в оздоровительных мероприятиях
на образ жизни семьи. Способы
на территории России на основе презентации.
29
преодоления вредных привычек в семье.
Обмен мнениями по теме «Здоровье в моей
Важность физической активности
семье».
для здоровья человека и способы
Продолжение разработки коллективной
ее поддержания в семье.
электронной энциклопедии «Семья – наша
Здоровье сберегающие мероприятия
ценность»
(зарядка, прогулки, подвижные
игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты,
интернет-приложения и др.),
способствующие укреплению здоровья
взрослых и детей. Примеры участия членов
семьи в оздоровительных мероприятиях
и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье
для всей семьи»)
Итого по разделу
10
30
Меры государственной поддержки
«Материнский капитал».
многодетных семей в Российской Федерации. Решение практических задач для понимания
Звание «Мать-героиня»
возможностей использования семьями услуг
финансовых организаций
1
Деятельность социальных служб
Обсуждение деятельности социальных
(организаций) по поддержке семьи:
служб по поддержке семьи на основе
консультационная, материальная,
презентации.
юридическая, медицинская, психолого-
Знакомство школьников с электронными
педагогическая. Семейные психологи
ресурсами социальных служб
и специалисты в сфере образования
по работе с семьей
31
1
Права и обязанности ребенка в семье.
Работа с фрагментами правовых источников.
Игра «Права и обязанности детей»
1
Обязанности совершеннолетних детей
Работа с фрагментами правовых источников.
(с 18 лет) по отношению к своим родителям
Анализ сайта Уполномоченного
и родственникам. Роль Уполномоченного
при Президенте Российской Федерации
при Президенте Российской Федерации
по правам ребенка.
по правам ребенка
Завершение создания коллективной
электронной энциклопедии «Семья – наша
ценность»
Итого по разделу
6
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
34
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
32