Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 Утверждено на заседании педагогического совета МОУ СОШ №3 Протокол № 1 от 29.08.2024 Утверждаю: Директор МОУ СОШ №3 _______________Соболева Е.Г. Приказ № 285/1 от 30.08.2024г УЧЕБНЫЙ ПЛАН муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 для детей с умственной отсталостью на 2024-2025 учебный год 1-4 классы Богданович 2024 1 Пояснительная записка к учебному плану для обучающихся 1-9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 на 2024 - 2025 учебный год Учебный план является нормативным документом образовательной организации, регламентирует содержание образования и особенности организации образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план МОУ СОШ № 3 - документ, который определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей по классам. Учебный план неотъемлемая часть АООП МОУ СОШ № 3. Нормативно-правовую основу учебного плана составляют: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ с изменениями и дополнениями; Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022г. № 1026 «Об утверждении федеральной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказ Минпросвещения России от 17.0.2024г. № 495 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ»; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении СП 2.4.2.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (далее СанПин); Устав МОУ СОШ № 3 Учебный год в МОУ СОШ № 3 начинается 02.09.2024г. и заканчивается 26.05.2025г. Продолжительность учебного года в 1 классе 33 учебные недели, в 2-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для обучающихся 1-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки: - 1-х классах – 21 час в неделю; 2 - 2-х классах – 23 часа в неделю; 3-х классах – 23 часа в неделю; 4-х классах – 23 часа в неделю; 5-х классах – 29 часов в неделю; в 6-х классах – 30 часов в неделю; в 7-х классах – 30 часов в неделю; в 8-х классах – 30 часов в неделю; - в 9-х классах – 30 часов в неделю. Процесс обучения организуется в форме урока. Продолжительность урока – 40 минут. Обучение в первом классе осуществляется с использованием «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день до 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока до 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока до 40 минут каждый); рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. Образовательная деятельность МОУ СОШ № 3 регламентируется: 1. Учебным планом, реализующим АООП 1-4 классы (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Учебным планом, реализующим АООП 5-9 классы (вариант 1) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный план, реализующий АООП 1-4 классы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 1 В учебном плане 1-4 классах представлены шесть предметных областей. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область. Учебный план включает две части: обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): - формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в 3 экстремальных ситуациях. Обязательная часть представлена следующими образовательными областями и соответствующими им учебными предметами: 1. Язык и речевая практика – «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика». 2. Математика - «Математика». 3. Естествознание – «Мир природы и человека». 4. Искусство – «Музыка», «Рисование (изобразительное искусство)». 5. Физическая культура – «Адаптивная физическая культура». 6. Технология – «Труд (технология)». Язык и речевая практика. Данная область включает в себя учебные предметы: «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика». Основными задачами реализации содержания данной предметной области являются: уточнение и обобщение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; развитие навыков устной коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Математика. Данная область включает учебный предмет – «Математика». Задачами реализации содержания данной предметной области являются: формирование доступных математических знаний и умений, необходимых для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, и развитие способности их использования при решении соответствующих возрасту задач; коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами математики с учётом их индивидуальных возможностей; формирование положительных качеств личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умение планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль. Естествознание. Включает учебный предмет - «Мир природы и человека». 4 Данная предметная область реализуется через решение следующих задач: формирование первоначальных знаний о живой и о неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека; знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и даёт возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека; накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации. Искусство. Данная область включает учебный предмет – «Музыка», «Рисование (изобразительное искусство)». Содержание данной предметной области связано с решением следующих задач: накопление первоначальных впечатлений от искусства и получение доступного опыта; формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, творческих способностей обучающихся; расширение художественно-эстетического кругозора. Физическая культура. Данная область включает учебный предмет «Адаптивная физическая культура». Главными задачами реализации содержания данной предметной области являются: - укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки; - формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений; - формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни; - воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости, смелости), навыков культурного поведения. Технология. Данная область включает учебный предмет – «Труд (технология)». Решение задач данной предметной области осуществляется через: - формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека; - расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно- исторических традициях в мире вещей; - формирование информационной грамотности, умения работать с 5 различными источниками информации; духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценностных качеств личности. Часть учебного плана, формируемая, участниками образовательных отношений обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Часть учебного плана, формируемая, участника образовательных отношений предусматривает: - учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; - введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются отдельные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, темп и формы образования). Образовательные области и образовательные компоненты (учебные предметы) индивидуальных учебных планов обучающихся на дому по АООП разработаны исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся с интеллектуальными нарушениями, аналогичны учебным планам обучающимся в образовательной организации. Индивидуальные учебные планы, расписание занятий для каждого обучающегося разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учётом индивидуальных особенностей и психологических возможностей детей, рекомендаций ПМПК и согласовываются с родителями (законными представителями) обучающегося. Коррекционно-развивающие занятия реализуются с учётом особенностей психологического развития и индивидуальных возможностей обучающихся на дому. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями: «Логопедические занятия», «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Выбор коррекционных и индивидуальных групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной 6 отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии и (или) индивидуальной программы реабилитации. Приоритетными задачами реализации содержания этой области является: - коррекция познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной и личностной сфер; - развитие речевой деятельности, формирование коммуникативных навыков; - расширение представлений об окружающей действительности, обеспечивающих целостное восприятие мира; - укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально- волевой сфер, развитие общей и речевой моторики, привитие навыков здорового образа жизни. Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является обязательным и представлено коррекционно- развивающими занятиями. Коррекционные занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Длительность каждого занятия составляет 20-40 минут. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников. Время, отведённое, на реализацию коррекционно-развивающей области не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объёмов финансирования. Внеурочная деятельность обучающихся формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей. Организация занятий ведётся по направлениям внеурочной деятельности: «Духовно-нравственное», «Спортивнооздоровительное», «Общекультурное», «Социальное». Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса МОУ СОШ № 3. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год. Аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит раз в год. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, переводе обучающихся в следующий класс МОУ СОШ № 3 и календарно-учебным графиком. Обучающиеся 1 класса, 2 класса (1 полугодие) учатся по безотметочной системе. По 7 окончании 1 класса будет осуществляться динамическая оценка индивидуальных достижений ребёнка в области предметных и личностных результатов обучения. В качестве материалов для составления аналитических документов выступают продуктивные работы детей, материалы наблюдения за процессом их деятельности на занятиях и в свободной деятельности, анализ состояния их учебной деятельности и пр. На основании проведённого анализа педагогом, обследований и наблюдений специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога) делается заключение о дальнейшем образовательном маршруте обучения школьника, с которым знакомятся родители (законные представители). Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных курсов представлены в таблице. Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана с 11 апреля по 21 мая 2025 года без прекращения образовательной деятельности. Класс 1 класс 2-4 классы Предметы, по которым Формы проведения осуществляется промежуточной аттестации промежуточная аттестация Русский язык Контрольное списывание с заданием Чтение Собеседование по изученным темам Речевая практика Собеседование по изученным темам Математика Контрольная работа Мир природы и человека Диагностическая работа в форме теста Музыка Творческая работа Рисование(изобразительное Рисунок искусство) Адаптивная физическая Сдача нормативов культура Труд (технология) Изготовление поделок Русский язык Контрольный диктант/контрольное списывание Чтение Техника чтения Математика Контрольная работа Мир природы и человека Диагностическая работа в форме теста Речевая практика Диагностическая работа в форме 8 теста Труд (технология) Творческая работа Музыка Творческая работа Рисование(изобразительное Творческая работа искусство) Адаптивная физическая Сдача нормативов культура расширение представлений об окружающей действительности, обеспечивающих целостное восприятие мира; укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоционально- волевой сфер, развитие общей и речевой моторики, привитие навыков здорового образа жизни. Коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является обязательным и представлено коррекционно- развивающими занятиями. Коррекционные занятия проходят в групповой и индивидуальной форме. Длительность каждого занятия составляет 20-40 минут. Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление недостатков в психическом и физическом развитии умственно отсталых школьников. Время, отведённое, на реализацию коррекционно-развивающей области не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки, но учитывается при определении объёмов финансирования. Внеурочная деятельность обучающихся формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей. Организация занятий ведётся по направлениям внеурочной деятельности: «Духовно-нравственное», «Спортивнооздоровительное», «Общекультурное», «Социальное». Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса МОУ СОШ № 3. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися всего объема учебной дисциплины за учебный год. Аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Промежуточная аттестация проходит раз в год. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации, переводе обучающихся в следующий класс МОУ СОШ № 3 и календарно-учебным графиком. Формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных курсов 9 представлены в таблице. Промежуточная аттестация проводится без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана с 11 апреля по 21 мая 2025 года без прекращения образовательной деятельности. Класс 5-8 классы 9 класс Предметы, по которым Формы проведения осуществляется промежуточной аттестации промежуточная аттестация Русский язык Контрольный диктант/контрольное списывание Чтение (Литературное Техника чтения чтение) Математика Контрольная работа Информатика Контрольная работа в форме теста Природоведение Контрольная работа в форме теста Биология Контрольная работа в форме теста География Контрольная работа в форме теста Мир истории Контрольная работа в форме теста История Отечества Контрольная работа в форме теста Основы социальной жизни Контрольная работа в форме теста Труд (технология) Контрольная работа в форме теста Музыка Творческая работа Адаптивная физическая Сдача нормативов культура Русский язык Итоговая комплексная диагностическая работа Чтение (Литературное чтение) Математика Основы социальной жизни Труд (технология) Собеседование по вопросам билетов с защитой творческой работы Информатика Контрольная работа в форме теста Биология Контрольная работа в форме теста География Контрольная работа в форме теста История Отечества Контрольная работа в форме теста Адаптивная физическая Сдача нормативов культура 10 Недельный учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся I доп., I - IV классов. Класс Предметные области Количество часов I доп. Учебные предметы Всего I II III IV Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Русский язык 2 3 3 3 3 14 Чтение 2 3 4 4 4 17 Речевая практика 3 2 2 2 2 11 2. Математика Математика 3 3 4 4 4 18 3. Естествознание Мир природы и человека 2 2 1 1 1 7 4. Искусство Музыка 2 2 1 1 1 7 Рисование (изобразительное искусство) 2 1 1 1 1 6 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 3 15 6. Технология Ручной труд 2 2 1 1 1 7 21 21 20 20 20 102 - - 3 3 3 9 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 6 30 логопедические занятия 3 3 3 3 3 15 ритмика 1 1 1 1 1 5 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 2 10 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 4 20 итого 31 31 33 33 33 161 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: 11 Недельный учебный план АООП УО (вариант 1) обучающихся V - IX классов. Предметные области 1. Язык и речевая практика Учебные предметы Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика 2. Математика Информатика 3.Естествознан Природоведение ие Биология География 4. Человек и Основы социальной общество жизни Мир истории История Отечества 5. Искусство Музыка Рисование (изобразительное искусство) 6. Физическая Адаптивная культура физическая культура 7. Технология Труд (технология) Аудиторная/самостоятельная работа Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений: Максимально допустимая недельная Количество часов 6 7 8 5 Обязательная часть 4 4 4 4 4 4 4 4 2 2 2 2 2 Всего 9 4 4 4 4 20 20 3 1 3 1 3 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 17 3 4 6 8 10 2 2 2 2 1 2 2 6 1 2 2 2 2 2 2 6 14/13 6 14/14 7 14/14 7 14/14 7 14/14 33 27 2 28 2 28 1 28 1 28 1 139 7 29 30 30 30 30 149 12 10 нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами) Коррекционно-развивающая область (коррекционный занятия и ритмика): Внеурочная деятельность: Итого: 6 6 6 6 6 4 4 4 4 4 38 40 40 40 40 13