Труд

1. Планируемые результаты освоения программы по труду
(технологии)
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по труду (технологии) на уровне
начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными
и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
•

•

•

•

•

•

•

первоначальные представления о созидательном и нравственном значении
труда в жизни человека и общества, уважительное отношение к труду
и творчеству мастеров;
осознание роли человека и используемых им технологий в сохранении
гармонического сосуществования рукотворного мира с миром природы,
ответственное отношение к сохранению окружающей среды;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных
в предметном мире, чувство сопричастности к культуре своего народа,
уважительное отношение к культурным традициям других народов;
проявление способности к эстетической оценке окружающей предметной
среды, эстетические чувства — эмоционально-положительное восприятие
и понимание красоты форм и образов природных объектов, образцов мировой
и отечественной художественной культуры;
проявление положительного отношения и интереса к различным видам
творческой преобразующей деятельности, стремление к творческой
самореализации, мотивация к творческому труду, работе на результат,
способность к различным видам практической преобразующей деятельности;
проявление устойчивых волевых качеств и способности к саморегуляции:
организованность, аккуратность, трудолюбие, ответственность, умение
справляться с доступными проблемами;
готовность вступать в сотрудничество с другими людьми с учетом этики
общения, проявление толерантности и доброжелательности.

Метапредметные результаты
В результате изучения труда (технологии) на уровне начального общего образования
у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия. У обучающегося будут
сформированы следующие базовые логические и исследовательские действия как
часть познавательных универсальных учебных действий:

•

•
•
•
•
•

•

ориентироваться в терминах и понятиях, используемых в технологии
(в пределах изученного), использовать изученную терминологию в своих
устных и письменных высказываниях;
осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных
и несущественных признаков;
сравнивать группы объектов (изделий), выделять в них общее и различия;
проводить
обобщения
(технико-технологического
и декоративнохудожественного характера) по изучаемой тематике;
использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной
практической творческой деятельности;
комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении
изделий в соответствии с технической, технологической или декоративнохудожественной задачей;
понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения
объектов и законов природы, доступного исторического и современного
опыта технологической деятельности.

Работа с информацией:
осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации
в учебнике и других доступных источниках, анализировать ее и отбирать
в соответствии с решаемой задачей;
• анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для решения задач в умственной и материализованной форме,
выполнять действия моделирования, работать с моделями;
• использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач (в том числе интернет
с контролируемым выходом), оценивать объективность информации
и возможности ее использования для решения конкретных учебных задач;
• следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным
в других информационных источниках.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия:
вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать репликиуточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи,
аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать
их в диалоге;
• создавать тексты-описания на основе наблюдений (рассматривания) изделий
декоративно-прикладного искусства народов России;
• строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые
суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах
создания;
• объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия.
•

Регулятивные универсальные учебные действия:
•
•
•
•

•

•

рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места,
поддержание и наведение порядка, уборка после работы);
выполнять правила безопасности труда при выполнении работы;
планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми
действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения
необходимых результатов;
выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы
в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера
сделанных ошибок;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.

Совместная деятельность:
организовывать под руководством учителя и самостоятельно совместную
работу в группе: обсуждать задачу, распределять роли, выполнять функции
руководителя (лидера) и подчиненного, осуществлять продуктивное
сотрудничество;
• проявлять
интерес к работе товарищей, в доброжелательной форме
комментировать и оценивать их достижения, высказывать свои предложения
и пожелания, оказывать при необходимости помощь;
• понимать особенности проектной деятельности, выдвигать несложные идеи
решений предлагаемых проектных заданий, мысленно создавать
конструктивный замысел, осуществлять выбор средств и способов для его
практического воплощения, предъявлять аргументы для защиты продукта
проектной деятельности.
•

Предметные результаты
1-й класс
К концу обученияв 1-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
•
•
•

•

•

•
•

•
•

•
•

•

•

правильно организовывать свой труд: своевременно подготавливать и убирать
рабочее место, поддерживать порядок на нем в процессе труда;
применять правила безопасной работы ножницами, иглой и аккуратной
работы с клеем;
действовать по предложенному образцу в соответствии с правилами
рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала,
экономия материала при разметке);
определять названия и назначение основных инструментов и приспособлений
для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, игла, шаблон, стека
и другие), использовать их в практической работе;
определять наименования отдельных материалов (например, бумага, картон,
фольга, пластилин, природные, текстильные материалы) и способы
их обработки (сгибание, отрывание, сминание, резание, лепка и другие),
выполнять доступные технологические приемы ручной обработки материалов
при изготовлении изделий;
ориентироваться в наименованиях основных технологических операций:
разметка деталей, выделение деталей, сборка изделия;
выполнять разметку деталей сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки,
выделение деталей способами обрывания, вырезания и другими, сборку
изделий с помощью клея, ниток и других;
оформлять изделия строчкой прямого стежка;
понимать смысл понятий «изделие», «деталь изделия», «образец»,
«заготовка»,
«материал»,
«инструмент»,
«приспособление»,
«конструирование», «аппликация»;
выполнять задания с использованием подготовленного плана;
обслуживать себя во время работы: соблюдать порядок на рабочем месте,
ухаживать за инструментами и правильно хранить их, соблюдать правила
гигиены труда;
рассматривать
и анализировать
простые
по конструкции
образцы
(по вопросам учителя), анализировать простейшую конструкцию изделия:
выделять основные и дополнительные детали, называть их форму, определять
взаимное расположение, виды соединения, способы изготовления;
распознавать изученные виды материалов (природные, пластические, бумага,
тонкий картон, текстильные, клей и другие), их свойства (цвет, фактура,
форма, гибкость и другие);

•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

называть ручные инструменты (ножницы, игла, линейка) и приспособления
(шаблон, стека, булавки и другие), безопасно хранить и работать ими;
различать материалы и инструменты по их назначению;
называть и выполнять последовательность изготовления несложных изделий:
разметка, резание, сборка, отделка;
качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных
изделий: экономно выполнять разметку деталей на глаз, от руки, по шаблону,
по линейке (как направляющему инструменту без откладывания размеров),
точно резать ножницами по линиям разметки, придавать форму деталям
и изделию сгибанием, складыванием, вытягиванием, отрыванием, сминанием,
лепкой и другими способами, собирать изделия с помощью клея,
пластических масс и других, эстетично и аккуратно выполнять отделку
раскрашиванием, аппликацией, строчкой прямого стежка;
использовать для сушки плоских изделий пресс;
с помощью учителя выполнять практическую работу и осуществлять
самоконтроль с использованием инструкционной карты, образца, шаблона;
различать разборные и неразборные конструкции несложных изделий;
понимать простейшие виды технической документации (рисунок, схема),
конструировать
и моделировать
изделия
из различных
материалов
по образцу, рисунку;
осуществлять элементарное сотрудничество, участвовать в коллективных
работах под руководством учителя;
выполнять несложные коллективные работы проектного характера; называть
профессии, связанные с изучаемыми материалами и производствами, их
социальное значение.
2-й класс

К концу обученияво 2-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
•

•
•

•
•

•

•

•
•

понимать смысл понятий «инструкционная (технологическая) карта»,
«чертеж», «эскиз», «линии чертежа», «развертка», «макет», «модель»,
«технология»,
«технологические
операции»,
«способы
обработки»
и использовать их в практической деятельности;
выполнять задания по самостоятельно составленному плану;
распознавать элементарные общие правила создания рукотворного мира
(прочность, удобство, эстетическая выразительность — симметрия,
асимметрия, равновесие), наблюдать гармонию предметов и окружающей
среды, называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства;
выделять, называть и применять изученные общие правила создания
рукотворного мира в своей предметно-творческой деятельности;
самостоятельно подготавливать рабочее место в соответствии с видом
деятельности, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее
место;
анализировать задание (образец) по предложенным вопросам, памятке или
инструкции, самостоятельно выполнять доступные задания с использованием
инструкционной (технологической) карты;
самостоятельно отбирать материалы и инструменты для работы, исследовать
свойства новых изучаемых материалов (толстый картон, натуральные ткани,
нитки, проволока и др.);
читать простейшие чертежи (эскизы), называть линии чертежа (линия контура
и надреза, линия выносная и размерная, линия сгиба, линия симметрии);
выполнять экономную разметку прямоугольника (от двух прямых углов
и одного прямого угла) с помощью чертежных инструментов (линейки,
угольника) с использованием простейшего чертежа (эскиза), чертить
окружность с помощью циркуля;

•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•

выполнять биговку;
выполнять построение простейшего лекала (выкройки) правильной
геометрической формы и разметку деталей кроя на ткани по нему/ней;
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
понимать смысл понятия «развертка» (трехмерного предмета), соотносить
объемную конструкцию с изображениями ее развертки;
отличать макет от модели, строить трехмерный макет из готовой развертки;
определять неподвижный и подвижный способ соединения деталей
и выполнять подвижное и неподвижное соединения известными способами;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по модели,
простейшему чертежу или эскизу;
решать несложные конструкторско-технологические задачи;
применять освоенные знания и практические умения (технологические,
графические,
конструкторские)
в самостоятельной
интеллектуальной
и практической деятельности;
выполнять работу в малых группах, осуществлять сотрудничество;
понимать особенности проектной деятельности, осуществлять под
руководством учителя элементарную проектную деятельность в малых
группах: разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его
в продукте, демонстрировать готовый продукт;
знать профессии людей, работающих в сфере обслуживания.
3-й класс

К концу обучения в 3-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•

•

•

•

понимать смысл понятий «чертеж развертки», «канцелярский нож», «шило»,
«искусственный материал»;
выделять и называть характерные особенности изученных видов декоративноприкладного искусства, профессии мастеров прикладного искусства (в рамках
изученного);
узнавать и называть по характерным особенностям образцов или по описанию
изученные и распространенные в крае ремесла;
называть и описывать свойства наиболее распространенных изучаемых
искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, текстиль
и другие);
читать чертеж развертки и выполнять разметку разверток с помощью
чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль);
узнавать и называть линии чертежа (осевая и центровая);
безопасно пользоваться канцелярским ножом, шилом;
выполнять рицовку;
выполнять соединение деталей и отделку изделия освоенными ручными
строчками;
решать
простейшие
задачи
технико-технологического
характера
по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание
новых свойств конструкции в соответствии с новыми (дополненными)
требованиями; использовать комбинированные техники при изготовлении
изделий в соответствии с технической или декоративно-художественной
задачей;
понимать технологический и практический смысл различных видов
соединений в технических объектах, простейшие способы достижения
прочности конструкций, использовать их при решении простейших
конструкторских задач;
конструировать и моделировать изделия из разных материалов и с
использованием конструктора по заданным техническим, технологическим
и декоративно-художественным условиям;
изменять конструкцию изделия по заданным условиям;

•
•
•
•
•

•

выбирать способ соединения и соединительный материал в зависимости
от требований конструкции;
знать несколько видов информационных технологий и соответствующих
способов передачи информации (из опыта обучающихся);
понимать назначение основных устройств персонального компьютера для
ввода, вывода и обработки информации;
выполнять основные правила безопасной работы на компьютере;
использовать
возможности
компьютера
и информационнокоммуникационных технологий для поиска необходимой информации при
выполнении обучающих, творческих и проектных заданий;
выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного
материала на основе полученных знаний и умений; называть профессии,
связанные с изучаемыми материалами и производствами, их социальное
значение.
4-й класс

К концу обучения в 4-м классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по труду (технологии):
•

•
•

•
•

•

•

•
•

•
•

•

формировать общее представление о мире профессий, их социальном
значении, о творчестве и творческих профессиях, о мировых достижениях
в области техники и искусства (в рамках изученного), о наиболее значимых
окружающих производствах;
самостоятельно организовывать рабочее место в зависимости от вида работы,
осуществлять планирование трудового процесса на основе анализа задания;
самостоятельно
планировать
и выполнять
практическое
задание
(практическую работу) с использованием инструкционной (технологической)
карты или творческого замысла, при необходимости вносить коррективы
в выполняемые действия;
понимать элементарные основы бытовой культуры, выполнять доступные
действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
выполнять более сложные виды работ и приемы обработки различных
материалов (например, плетение, шитье и вышивание, тиснение по фольге),
комбинировать различные способы в зависимости от поставленной задачи,
оформлять изделия и соединять детали освоенными ручными строчками;
выполнять символические действия моделирования, понимать и создавать
простейшие виды технической документации (чертеж развертки, эскиз,
технический рисунок, схему) и выполнять по ней работу;
решать простейшие задачи рационализаторского характера по изменению
конструкции изделия: на достраивание, придание новых свойств конструкции
в связи с изменением функционального назначения изделия;
решать простейшие художественно-конструкторские задачи по созданию
изделий с заданной функцией на основе усвоенных правил дизайна;
создавать небольшие тексты, презентации и печатные публикации
с использованием изображений на экране компьютера, оформлять текст
(выбор шрифта, размера, цвета шрифта, выравнивание абзаца);
работать с доступной информацией, работать в программах текстового
редактора Word, PowerPoint;
решать творческие задачи, мысленно создавать и разрабатывать проектный
замысел, осуществлять выбор средств и способов его практического
воплощения,
аргументированно
представлять
продукт
проектной
деятельности;
осуществлять сотрудничество в различных видах совместной деятельности,
предлагать идеи для обсуждения, уважительно относиться к мнению
товарищей,
договариваться,
участвовать
в распределении
ролей,
координировать собственную работу в общем процессе.

2. Содержание учебного предмета
1-й класс
Технологии, профессии и производства
Природное и техническое окружение человека. Природа как источник сырьевых
ресурсов и творчества мастеров. Красота и разнообразие природных форм, их передача
в изделиях из различных материалов. Наблюдения природы и фантазия мастера —
условия создания изделия. Бережное отношение к природе. Общее понятие
об изучаемых материалах, их происхождении, разнообразии. Подготовка к работе.
Рабочее место, его организация в зависимости от вида работы. Рациональное
размещение на рабочем месте материалов и инструментов, поддержание порядка
во время работы, уборка по окончании работы. Рациональное и безопасное
использование и хранение инструментов.
Профессии родных и знакомых. Профессии, связанные с изучаемыми материалами
и производствами. Профессии сферы обслуживания.
Традиции и праздники народов России, ремесла, обычаи.
Технологии ручной обработки материалов
Бережное, экономное и рациональное использование обрабатываемых материалов.
Использование конструктивных особенностей материалов при изготовлении изделий.
Основные технологические операции ручной обработки материалов: разметка деталей,
выделение деталей, формообразование деталей, сборка изделия, отделка изделия или
его деталей. Общее представление.
Способы разметки деталей: «на глаз» и «от руки», по шаблону, по линейке (как
направляющему инструменту без откладывания размеров). Изготовление изделий
с опорой на рисунки, графическую инструкцию, простейшую схему. Чтение условных
графических изображений (знание операций, способов и приемов работы,
последовательности изготовления изделий). Правила экономной и аккуратной
разметки. Рациональная разметка и вырезание нескольких одинаковых деталей
из бумаги. Способы соединения деталей в изделии: с помощью пластилина, клея,
скручивание, сшивание и др. Приемы и правила аккуратной работы с клеем. Отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.).
Подбор соответствующих инструментов и способов обработки материалов
в зависимости от их свойств и видов изделий. Инструменты и приспособления
(ножницы, линейка, игла, гладилка, стека, шаблон и др.), их правильное, рациональное
и безопасное использование.
Пластические массы, их виды (пластилин, пластика и другие). Приемы изготовления из
них изделий доступной по сложности формы из них: разметка «на глаз», отделение
части (стекой, отрыванием), придание формы.
Наиболее распространенные виды бумаги. Их общие свойства. Простейшие способы
обработки бумаги различных видов: сгибание и складывание, сминание, обрывание,
склеивание и др. Резание бумаги ножницами. Правила безопасной работы, передачи
и хранения ножниц. Картон.
Виды природных материалов (плоские — листья и объемные — орехи, шишки, семена,
ветки). Приемы работы с природными материалами: подбор материалов в соответствии

с замыслом, составление композиции, соединение деталей (приклеивание, склеивание
с помощью прокладки, соединение с помощью пластилина).
Общее представление о тканях (текстиле), их строении и свойствах. Швейные
инструменты и приспособления (иглы, булавки и другие). Отмеривание и заправка
нитки в иголку, строчка прямого стежка.
Использование дополнительных отделочных материалов.
Конструирование и моделирование
Простые и объемные конструкции из разных материалов (пластические массы, бумага,
текстиль и другие) и способы их создания. Общее представление о конструкции
изделия, детали и части изделия, их взаимное расположение в общей конструкции.
Способы соединения деталей в изделиях из разных материалов. Образец, анализ
конструкции образцов изделий, изготовление изделий по образцу, рисунку.
Конструирование по модели (на плоскости). Взаимосвязь выполняемого действия
и результата. Элементарное прогнозирование порядка действий в зависимости
от желаемого (необходимого) результата, выбор способа работы в зависимости
от требуемого результата (замысла).
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Информация. Виды информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)
Изучение труда (технологии) в 1-м классе способствует освоению на
пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных
универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных
действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
• воспринимать
и использовать предложенную инструкцию (устную,
графическую);
• анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции;
• сравнивать отдельные изделия (конструкции), находить сходство и различия
в их устройстве.
•

Работа с информацией. У обучающегося будут сформированы следующие умения
работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:
воспринимать информацию (представленную в объяснении учителя или
в учебнике), использовать ее в работе;
• понимать и анализировать простейшую знаково-символическую информацию
(схема, рисунок) и строить работу в соответствии с ней.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия:

участвовать в коллективном обсуждении: высказывать собственное мнение,
отвечать на вопросы, выполнять правила этики общения, проявлять
уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению другого;
• строить
несложные
высказывания,
сообщения
в устной
форме
(по содержанию изученных тем).
•

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
•
•

•
•

•

принимать и удерживать в процессе деятельности предложенную учебную
задачу;
действовать по плану, предложенному учителем, работать с опорой
на графическую инструкцию учебника, принимать участие в коллективном
построении простого плана действий;
понимать и принимать критерии оценки качества работы, руководствоваться
ими в процессе анализа и оценки выполненных работ;
организовывать свою деятельность: готовить к уроку рабочее место,
поддерживать на нем порядок в течение урока, производить необходимую
уборку по окончании работы;
выполнять несложные действия контроля и оценки по предложенным
критериям.

Совместная деятельность:
проявлять положительное отношение к включению в совместную работу,
к простым видам сотрудничества;
• принимать участие в парных, групповых, коллективных видах работы,
в процессе
изготовления
изделий
осуществлять
элементарное
сотрудничество.
•

2-й класс
Технологии, профессии и производства
Рукотворный мир — результат труда человека. Элементарные представления
об основном принципе создания мира вещей: прочность конструкции, удобство
использования,
эстетическая
выразительность.
Средства
художественной
выразительности (композиция, цвет, тон и другие). Изготовление изделий с учетом
данного принципа. Общее представление о технологическом процессе: анализ
устройства и назначения изделия, выстраивание последовательности практических
действий и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная
разметка, обработка с целью получения (выделения) деталей, сборка, отделка изделия,
проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений.
Изготовление
изделий
из различных
материалов
с соблюдением
этапов
технологического процесса.
Традиции и современность. Новая жизнь древних профессий. Совершенствование
их технологических процессов. Мир профессий. Мастера и их профессии, правила
мастера. Культурные традиции. Техника на службе человеку.
Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла,
детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые проекты.
Технологии ручной обработки материалов

его

Многообразие материалов, их свойств и их практическое применение в жизни.
Исследование
и сравнение
элементарных
физических,
механических
и технологических
свойств
различных
материалов.
Выбор
материалов
по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.
Знание и выполнение основных технологических операций ручной обработки
материалов в процессе изготовления изделия: разметка деталей (с помощью линейки,
угольника, циркуля), формообразование деталей (сгибание, складывание тонкого
картона и плотных видов бумаги и др.), сборка изделия (сшивание). Подвижное
соединение деталей изделия. Использование соответствующих способов обработки
материалов в зависимости от вида и назначения изделия.
Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертеж, эскиз, схема.
Чертежные инструменты — линейка, угольник, циркуль. Их функциональное
назначение, конструкция. Приемы безопасной работы колющими инструментами
(циркуль).
Технология обработки бумаги и картона. Назначение линий чертежа (контур, линия
разреза, сгиба, выносная, размерная). Чтение условных графических изображений.
Построение прямоугольника от двух прямых углов (от одного прямого угла). Разметка
деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Изготовление изделий
по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме. Использование измерений,
вычислений и построений для решения практических задач. Сгибание и складывание
тонкого картона и плотных видов бумаги — биговка. Подвижное соединение деталей
на проволоку, толстую нитку.
Технология обработки текстильных материалов. Строение ткани (поперечное
и продольное направление нитей). Ткани и нитки растительного происхождения
(полученные на основе натурального сырья). Виды ниток (швейные, мулине).
Трикотаж, нетканые материалы (общее представление), его строение и основные
свойства. Строчка прямого стежка и ее варианты (перевивы, наборы) и (или) строчка
косого стежка и ее варианты (крестик, стебельчатая, елочка). Лекало. Разметка
с помощью лекала (простейшей выкройки). Технологическая последовательность
изготовления несложного швейного изделия (разметка деталей, выкраивание деталей,
отделка деталей, сшивание деталей).
Использование дополнительных материалов (например, проволока, пряжа, бусины
и другие).
Конструирование и моделирование
Основные и дополнительные детали. Общее представление о правилах создания
гармоничной композиции. Симметрия, способы разметки и конструирования
симметричных форм.
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по простейшему
чертежу или эскизу. Подвижное соединение деталей конструкции. Внесение
элементарных конструктивных изменений и дополнений в изделие.
ИКТ
Демонстрация учителем готовых материалов на информационных носителях.
Поиск информации. Интернет как источник информации.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Изучение труда (технологии) во 2-м классе способствует освоению ряда
универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
•
•
•
•
•
•

ориентироваться в терминах, используемых в технологии (в пределах
изученного);
выполнять работу в соответствии с образцом, инструкцией — устной или
письменной;
выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, группировки с учетом
указанных критериев;
строить рассуждения, делать умозаключения, проверять их в практической
работе;
воспроизводить порядок действий при решении учебной (практической)
задачи;
осуществлять решение простых задач в умственной и материализованной
формах.

Работа с информацией:
получать информацию из учебника и других дидактических материалов,
использовать ее в работе;
• понимать и анализировать знаково-символическую информацию (чертеж,
эскиз, рисунок, схема) и строить работу в соответствии с ней.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия:
выполнять правила участия в учебном диалоге: задавать вопросы, дополнять
ответы других обучающихся, высказывать свое мнение, отвечать на вопросы,
проявлять уважительное отношение к одноклассникам, внимание к мнению
другого;
• делиться впечатлениями о прослушанном (прочитанном) тексте, рассказе
учителя, о выполненной работе, созданном изделии.
•

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
понимать и принимать учебную задачу;
организовывать свою деятельность;
понимать предлагаемый план действий, действовать по плану;
прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, планировать работу;
• выполнять действия контроля и оценки;
• воспринимать советы, оценку учителя и других обучающихся, стараться
учитывать их в работе.
•
•
•
•

Совместная деятельность:
выполнять элементарную совместную деятельность в процессе изготовления
изделий, осуществлять взаимопомощь;
• выполнять правила совместной работы: справедливо распределять работу,
договариваться, выполнять ответственно свою часть работы, уважительно
относиться к чужому мнению.
•

3-й класс
Технологии, профессии и производства
Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания
культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы
прогресса.
Разнообразие творческой трудовой деятельности в современных условиях.
Разнообразие предметов рукотворного мира: архитектура, техника, предметы быта
и декоративно-прикладного искусства. Мир профессий. Современные производства
и профессии, связанные с обработкой материалов, аналогичных используемым
на уроках труда (технологии).
Общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие формы,
размеров, материала и внешнего оформления изделия его назначению. Стилевая
гармония в предметном ансамбле, гармония предметной и окружающей среды (общее
представление).
Мир современной техники. Информационно-коммуникационные технологии в жизни
современного человека. Решение человеком инженерных задач на основе изучения
природных законов — жесткость конструкции (трубчатые сооружения, треугольник
как устойчивая геометрическая форма и другие).
Бережное и внимательное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов
и идей для технологий будущего.
Элементарная творческая и проектная деятельность. Коллективные, групповые
и индивидуальные проекты в рамках изучаемой тематики. Совместная работа в малых
группах, осуществление сотрудничества, распределение работы, выполнение
социальных ролей (руководитель (лидер) и подчиненный).
Технологии ручной обработки материалов
Некоторые (доступные в обработке) виды искусственных и синтетических материалов.
Разнообразие технологий и способов обработки материалов в различных видах
изделий, сравнительный анализ технологий при использовании того или иного
материала (например, аппликация из бумаги и ткани, коллаж и др.). Выбор материалов
по их декоративно-художественным и технологическим свойствам, использование
соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения
изделия.
Инструменты и приспособления (циркуль, угольник, канцелярский нож, шило
и другие), знание приемов их рационального и безопасного использования.
Углубление общих представлений о технологическом процессе (анализ устройства
и назначения изделия, выстраивание последовательности практических действий
и технологических операций, подбор материалов и инструментов, экономная разметка
материалов, обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия, проверка
изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений). Рицовка.
Изготовление объемных изделий из разверток. Преобразование разверток несложных
форм.
Технология обработки бумаги и картона. Виды картона (гофрированный, толстый,
тонкий, цветной и другой). Чтение и построение простого чертежа (эскиза) развертки
изделия. Разметка деталей с использованием простейших чертежей, эскизов. Решение

задач на внесение необходимых дополнений и изменений в схему, чертеж, эскиз.
Выполнение измерений, расчетов, несложных построений.
Выполнение рицовки на картоне с помощью канцелярского ножа, выполнение
отверстий шилом.
Технология обработки текстильных материалов. Использование трикотажа и нетканых
материалов для изготовления изделий. Использование вариантов строчки косого
стежка (крестик, стебельчатая и другие), петельной строчки для соединения деталей
изделия и отделки. Пришивание пуговиц (с двумя–четырьмя отверстиями).
Изготовление швейных изделий из нескольких деталей.
Использование дополнительных материалов. Комбинирование разных материалов
в одном изделии.
Конструирование и моделирование
Конструирование и моделирование изделий из разных материалов, в том числе с
использованием конструктора по заданным условиям (технико-технологическим,
функциональным,
декоративно-художественным).
Способы
подвижного
и неподвижного соединения деталей набора конструктора, их использование
в изделиях, жесткость и устойчивость конструкции.
Создание простых макетов и моделей архитектурных сооружений, технических
устройств, бытовых конструкций. Выполнение заданий на доработку конструкций
(отдельных узлов, соединений) с учетом дополнительных условий (требований).
Использование измерений и построений для решения практических задач. Решение
задач на мысленную трансформацию трехмерной конструкции в развертку
(и наоборот).
ИКТ
Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации,
получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Информационные
технологии. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение,
радио, печатные издания, персональный компьютер и др. Современный
информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила
пользования ПК для сохранения здоровья. Назначение основных устройств
компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступной
информацией (книги, музеи, беседы (мастер-классы) с мастерами, интернет, видео,
DVD). Работа с текстовым редактором Microsoft Word или др.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение технологии в 3-м классе способствует освоению ряда универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
• осуществлять анализ предложенных образцов с выделением существенных
и несущественных признаков;
•

выполнять работу в соответствии с инструкцией — устной или письменной,
а также графически представленной в схеме, таблице;
• определять способы доработки конструкций с учетом предложенных условий;
классифицировать
изделия
по самостоятельно
предложенному
существенному признаку (используемый материал, форма, размер,
назначение, способ сборки); читать и воспроизводить простой чертеж (эскиз)
развертки изделия; восстанавливать нарушенную последовательность
выполнения изделия.
•

Работа с информацией:
анализировать и использовать знаково-символические средства представления
информации для создания моделей и макетов изучаемых объектов;
• на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы;
• использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе интернет, под
руководством учителя.
•

Коммуникативные универсальные учебные действия:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
коммуникации;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и способах создания;
• описывать предметы рукотворного мира, оценивать их достоинства;
• формулировать собственное мнение, аргументировать выбор вариантов
и способов выполнения задания.
•

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств для
ее решения;
• прогнозировать необходимые действия для получения практического
результата, предлагать план действий в соответствии с поставленной задачей,
действовать по плану;
• выполнять действия контроля и оценки, выявлять ошибки и недочеты
по результатам работы, устанавливать их причины и искать способы
устранения;
• проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.
•

Совместная деятельность:
выбирать себе партнеров по совместной деятельности не только по симпатии,
но и по деловым качествам;
• справедливо распределять работу, договариваться, приходить к общему
решению, отвечать за общий результат работы;
• выполнять
роли
лидера,
подчиненного,
соблюдать
равноправие
и дружелюбие;
• осуществлять взаимопомощь, проявлять ответственность при выполнении
своей части работы.
•

4-й класс
Технологии, профессии и производства
Профессии и технологии современного мира. Использование достижений науки
в развитии технического прогресса. Изобретение и использование синтетических
материалов с определенными заданными свойствами в различных отраслях
и профессиях. Нефть как универсальное сырье. Материалы, получаемые из нефти
(пластик, стеклоткань, пенопласт и другие).
Мир профессий. Профессии, связанные с опасностями (пожарные, космонавты, химики
и другие).
Информационный мир, его место и влияние на жизнь и деятельность людей. Влияние
современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую
среду, способы ее защиты.
Сохранение и развитие традиций прошлого в творчестве современных мастеров.
Бережное и уважительное отношение людей к культурным традициям. Изготовление
изделий с учетом традиционных правил и современных технологий (лепка, вязание,
шитье, вышивка и другие).
Элементарная творческая и проектная деятельность (реализация заданного или
собственного замысла, поиск оптимальных конструктивных и технологических
решений). Коллективные, групповые и индивидуальные проекты на основе содержания
материала, изучаемого в течение учебного года. Использование комбинированных
техник создания конструкций по заданным условиям в выполнении учебных проектов.
Технологии ручной обработки материалов
Синтетические материалы — ткани, полимеры (пластик, поролон). Их свойства.
Создание синтетических материалов с заданными свойствами.
Использование измерений, вычислений и построений для решения практических задач.
Внесение дополнений и изменений в условные графические изображения
в соответствии с дополнительными (измененными) требованиями к изделию.
Технология обработки бумаги и картона. Подбор материалов в соответствии
с замыслом, особенностями конструкции изделия. Определение оптимальных способов
разметки деталей, сборки изделия. Выбор способов отделки. Комбинирование разных
материалов в одном изделии.
Совершенствование умений выполнять разные способы разметки с помощью
чертежных инструментов. Освоение доступных художественных техник.
Технология обработки текстильных материалов. Обобщенное представление о видах
тканей (натуральные, искусственные, синтетические), их свойствах и областей
использования. Дизайн одежды в зависимости от ее назначения, моды, времени.
Подбор текстильных материалов в соответствии с замыслом, особенностями
конструкции изделия. Раскрой деталей по готовым лекалам (выкройкам), собственным
несложным. Строчка петельного стежка и ее варианты («тамбур» и другие),
ее назначение (соединение и отделка деталей) и (или) строчки петлеобразного
и крестообразного стежков (соединительные и отделочные). Подбор ручных строчек
для сшивания и отделки изделий. Простейший ремонт изделий.

Технология обработки синтетических материалов. Пластик, поролон, полиэтилен.
Общее знакомство, сравнение свойств. Самостоятельное определение технологий
их обработки в сравнении с освоенными материалами.
Комбинированное использование разных материалов.
Конструирование и моделирование
Современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность,
эргономичность и др.).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов, в том числе
конструктора по проектному заданию или собственному замыслу. Поиск оптимальных
и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на всех этапах
аналитического и технологического процесса при выполнении индивидуальных
творческих и коллективных проектных работ.
Робототехника. Конструктивные, соединительные элементы и основные узлы робота.
Инструменты и детали для создания робота. Конструирование робота. Составление
алгоритма действий робота. Программирование, тестирование робота. Преобразование
конструкции робота. Презентация робота.
ИКТ
Работа с доступной информацией в интернете и на цифровых носителях информации.
Электронные
и медиаресурсы
в художественно-конструкторской,
проектной,
предметной преобразующей деятельности. Работа с подготовленными цифровыми
материалами. Поиск дополнительной информации по тематике творческих
и проектных работ, использование рисунков из ресурса компьютера в оформлении
изделий и другие. Создание презентаций в программе PowerPoint или другие.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Изучение труда (технологии) в 4-м классе способствует освоению ряда универсальных
учебных
действий:
познавательных
универсальных
учебных
действий,
коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных
учебных действий, совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические и исследовательские действия:
•
•
•

•

•
•
•

ориентироваться в терминах, используемых в технологии, использовать
их в ответах на вопросы и высказываниях (в пределах изученного);
анализировать конструкции предложенных образцов изделий;
конструировать и моделировать изделия из различных материалов по образцу,
рисунку, простейшему чертежу, эскизу, схеме с использованием
общепринятых условных обозначений и по заданным условиям;
выстраивать последовательность практических действий и технологических
операций, подбирать материал и инструменты, выполнять экономную
разметку, сборку, отделку изделия;
решать простые задачи на преобразование конструкции;
выполнять работу в соответствии с инструкцией — устной или письменной;
соотносить результат работы с заданным алгоритмом, проверять изделия
в действии, вносить необходимые дополнения и изменения;

классифицировать изделия по самостоятельно предложенному существенному
признаку (используемый материал, форма, размер, назначение, способ
сборки);
• выполнять действия анализа и синтеза, сравнения, классификации предметов
(изделий) с учетом данных критериев;
• анализировать устройство простых изделий по образцу, рисунку, выделять
основные и второстепенные составляющие конструкции.
•

Работа с информацией:
•

•
•

•
•
•

находить необходимую для выполнения работы информацию, пользуясь
различными источниками, анализировать ее и отбирать в соответствии
с решаемой задачей;
на основе анализа информации производить выбор наиболее эффективных
способов работы;
использовать знаково-символические средства для решения задач
в умственной или материализованной форме, выполнять действия
моделирования, работать с моделями;
осуществлять поиск дополнительной информации по тематике творческих
и проектных работ;
использовать рисунки из ресурса компьютера в оформлении изделий и другие;
использовать средства информационно-коммуникационных технологий для
решения учебных и практических задач, в том числе интернет, под
руководством учителя.

Коммуникативные универсальные учебные действия
соблюдать правила участия в диалоге: ставить вопросы, аргументировать
и доказывать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению;
• описывать факты из истории развития ремесел в России, высказывать свое
отношение к предметам декоративно-прикладного искусства разных народов
Российской Федерации;
• создавать тексты-рассуждения: раскрывать последовательность операций при
работе с разными материалами;
• осознавать культурно-исторический смысл и назначение праздников, их роль
в жизни каждого человека, ориентироваться в традициях организации
и оформления праздников.
•

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация и самоконтроль:
•
•
•

•

•

понимать и принимать учебную задачу, самостоятельно определять цели
учебно-познавательной деятельности;
планировать практическую работу в соответствии с поставленной целью
и выполнять ее в соответствии с планом;
на основе анализа причинно-следственных связей между действиями
и их результатами прогнозировать практические шаги для получения
необходимого результата;
выполнять действия контроля (самоконтроля) и оценки процесса и результата
деятельности, при необходимости вносить коррективы в выполняемые
действия;
проявлять волевую саморегуляцию при выполнении задания.

Совместная деятельность:

организовывать под руководством учителя совместную работу в группе:
распределять роли, выполнять функции руководителя или подчиненного,
осуществлять продуктивное сотрудничество, взаимопомощь;
• проявлять интерес к деятельности своих товарищей и результатам их работы,
в доброжелательной форме комментировать и оценивать их достижения;
• в процессе анализа и оценки совместной деятельности высказывать свои
предложения и пожелания, выслушивать и принимать к сведению мнение
других обучающихся, их советы и пожелания, с уважением относиться
к разной оценке своих достижений.
•

3. Тематическое планирование
1-й класс
Количество часов
№
Тема урока
п/п

Электронные
цифровые
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1.1

Природное и
техническое
окружение человека.
Мир профессий.
Профессии, связанные
с изучаемыми
материалами и
производствами

Итого по разделу

4

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

4

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование

2.1

Природные
материалы. Свойства.
Технологии
обработки. Способы
соединения
природных
материалов

2.2

Композиция в
художественнодекоративных
изделиях

4

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.3

Пластические массы.
Свойства. Технология
обработки. Получение
различных форм
деталей изделия из
пластилина. Мир
профессий

4

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.4

Бумага. Ее основные
свойства. Виды
бумаги. Мир

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

профессий
2.5

Картон. Его основные
свойства. Виды
картона.

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.6

Сгибание и
складывание бумаги

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.7

Ножницы – режущий
инструмент. Резание
бумаги и тонкого
картона ножницами.
Понятие
«конструкция». Мир
профессий

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.8

Шаблон –
приспособление.
Разметка бумажных
деталей по шаблону

5

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.9

Общее представление
о тканях и нитках.
Мир профессий

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Швейные иглы и
2.10
приспособления

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Варианты строчки
2.11 прямого стежка
(перевивы). Вышивка

3

Выставка работ.
Итоговое занятие

1

2.12

Итого по разделу

29

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

33

0

0

2-й класс
Количество часов
№
Тема урока
п/п

Электронные
цифровые
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.

1.1

Средства
художественной
выразительности
(композиция, цвет,
форма, размер, тон,
светотень, симметрия)
в работах мастеров.
Мир профессий.

5

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Мастера и их
профессии
Итого по разделу

5

Раздел 2. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование.
2.1

Технология и
технологические
операции ручной
обработки материалов

2.2

Технология и
технологические
операции ручной
обработки материалов
(общее представление)

2.3

Элементы графической
грамоты. Мир
профессий

2.4

Разметка
прямоугольных
деталей от двух
прямых углов по
линейке

4

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.5

Угольник – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
прямоугольных
деталей по угольнику

1

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.6

Циркуль – чертежный
(контрольноизмерительный)
инструмент. Разметка
круглых деталей
циркулем

2

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

2.7

Подвижное и
неподвижное
соединение деталей.
Соединение деталей
изделия

5

2.8

Машины на службе у
человека. Мир
профессий

2

2.9

Технология обработки
текстильных
материалов.
Натуральные ткани.
Основные свойства
натуральных тканей.
Мир профессий

2

2.10 Технология

6

изготовления швейных
изделий. Лекало.
Строчка косого стежка
и ее варианты
Итого по разделу

28

Раздел 3. Итоговый контроль за год
3.1

Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

0

3-й класс
Количество часов
№
Тема урока
п/п

Электронные
цифровые
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства.
Современные
производства и
1.1
профессии, связанные с
обработкой материалов

2

Итого по разделу

2

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
Современный
информационный мир.
2.1 Персональный
компьютер (ПК) и его
назначение

3

Итого по разделу

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Раздел 3. Технологии ручной обработки материалов
Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений.
(технология обработки
3.1
пластических масс,
креповой бумаги,
фольги). Мир
профессий

4

Способы получения
объемных рельефных
форм и изображений
3.2
Фольга. Технология
обработки фольги. Мир
профессий

1

3.3

Архитектура и
строительство.

1

Гофрокартон. Его
строение свойства,
сферы использования.
Мир профессий
Объемные формы
деталей и изделий.
3.4 Развертка. Чертеж
развертки. Мир
профессий

6

Технологии обработки
3.5 текстильных
материалов

4

Пришивание пуговиц.
Ремонт одежды

2

3.6

Современные
производства и
3.7 профессии (история
швейной машины или
другое). Мир профессий

4

Итого по разделу

22

Раздел 4. Конструирование и моделирование
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том числе
4.1
наборов «Конструктор»
по заданным условиям.
Мир профессий

6

Итого по разделу

6

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1 Проверочная работа

1

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

0

4-й класс
Количество часов
№
Тема урока
п/п

Электронные
цифровые
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы

Раздел 1. Технологии, профессии и производства

1.1

Технологии, профессии
и производства.
Современные
производства и
профессии

Итого по разделу

2

2

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

Раздел 2. Информационно-коммуникационные технологии
2.1

Информационнокоммуникационные
технологии

Итого по разделу

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

3
3

Раздел 3. Конструирование и моделирование
3.1

Конструирование
робототехнических
моделей

Итого по разделу

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

5
5

Раздел 4. Технологии ручной обработки материалов. Конструирование и
моделирование
4

Материалы
«Моя школа»
—
myschool.edu.ru

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

4.3

Интерьеры разных
времен. Декор
интерьера. Мир
профессий.

3

Материалы
«Моя школа»
—
myschool.edu.ru

4.4

Синтетические
материалы. Мир
профессий

5

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

4.5

История одежды и
текстильных
материалов. Мир
профессий

5

Материалы
«Моя школа»
—
myschool.edu.ru

4.6

Конструирование и
моделирование.
Конструирование
изделий из разных
материалов, в том числе
наборов «Конструктор»
по заданным условиям

3

Материалы «Моя
школа» —
myschool.edu.ru

4.1

Конструирование
сложных изделий из
бумаги и картона

4.2

Конструирование
объемных изделий из
разверток

Итого по разделу

23

Раздел 5. Итоговый контроль за год
5.1

Подготовка портфолио.
Проверочная работа

1

Итого по разделу

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

1

1

0


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».