Программа по курсу внеурочной деятельности «Путешествие по стране Этикета» (духовно – нравственное направление) 1-4 классы 1 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности № п/п 1. 2. 3. Результаты курса Формирование умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные УУД: Метапредметные - Определять и формулировать цель результаты деятельности с помощью учителя; - Учиться работать по предложенному учителем плану; - Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Коммуникативные УУД:. соблюдать культуру поведения и общения, правильные взаимоотношения; проявлять доброжелате льность, взаимопомощь, сочувствие, сопереживание. Познавательные УУД: - Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. - Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в источниках информации (на развороте книги, в оглавлении, в словаре) с помощью учителя. - Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса Формирование следующих умений: Предметные - описывать признаки предметов и узнавать результаты предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; Личностные результаты 2 - обобщать, делать несложные выводы; - определять последовательность событий; - давать определения тем или иным понятиям; - выявлять закономерности и проводить аналогии. В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов (1 класс) — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе). Второй уровень результатов (2 – 3 класс) — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Третий уровень результатов (4 класс) — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Учитывая психологические особенности младших школьников, содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы. Формы организации внеурочной деятельности: o o o o o o o Беседы, викторины; Коллективные творческие дела; Смотры-конкурсы, выставки Экскурсии Ролевые игры Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов. Библиотечные занятия и занятия в музее. Занятия курса направлены на формирование представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности. 3 Способы фиксации результатов: o o o Стартовый, текущий и итоговый контроль в 1 – 4 классах. Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным психологом (внутренняя система оценки). Результаты фиксируются в зачетном листе учителя. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания – незнания» (использование шкалы самооценки) Ведётся портфель достижения школьников. Формы подведения итогов реализации программы: Проведение творческих отчётов. o Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе o Участие в городских выставках рисунков, конкурсах сочинений по изучаемым темам. o Учитывая психологические особенности младших школьников, содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Выпускник получит возможность научиться: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России — Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос); использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. 4 3. Тематическое планирование 1 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14-15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-33 Название темы Доброе слово что ясный день. Если вы вежливы. Да здравствует мыло душистое. Когда идёшь по улице. Узнай себя. Нам счастья не сулит обида чья-то. Подарок коллективу. Простые правила этикета. Повседневный этикет. Весёлые правила хорошего тона. Сказка об этикете. Продолжение сказки об этикете. Путешествие в страну этикета. Просим к столу. Путешествие в волшебную сказку. Я могу быть волшебником. Маленькое дело лучше большого безделья. Любимый уголок родной Отчизны. У каждого героя свои герои. Мы соберём большой хоровод. Я люблю маму милую мою. Поздравляем наших мам. Люби всё живое. Если радость на всех одна. Мой класс – мои друзья. Самолюб никому не люб. Поиграем и подумаем. О дружбе мальчиков и девочек. Путешествие в мир добрых мыслей. Доброта что солнце . 5 2 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13- 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31- 32 33 34 Название темы Если песни петь, с ними веселей. Добрым жить на белом свете радостно. Добро творить – себя веселить. Подумай о других. Подарок коллективу. Делу – время, потехе – час. Чего в другом не любишь, того и сам не делай. По правилам этикета. Приглашение к столу. Вот школа, дом, где мы живем. Вот магазин, куда идем. Дороги, транспорт, пеший путь. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть. В гостях у Вежи. Подари другому радость. От чего зависит настроение. Не стесняйтесь доброты своей. Мой дом – моя семья. В труде человек хорошеет. Все на белом свете солнышкины дети. Поздравляем наших мам. Со взрослыми и сверстниками. Цени доверие других. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались. Советуем друг другу. Общее и особенное для мальчиков и девочек. Поговорил бы кто со мной. Путешествие по весеннему лесу. Подарок коллективу. Делаем газету. Доброта что солнце. 6 3 класс № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31-32 33 -34 Название темы Здравствуйте все! Будем беречь друг друга. Дружим с добрыми словами. Любим добрые поступки. Подари дело и слово доброе. Умеем общаться. Каждый интересен. Подарок коллективу. Премудрости дедушки Этикета. За столом с дедушкой Этикетом. Школьные правила этикета. Когда рядом много людей. Как решать семейные проблемы. Чистый ручеек вашей речи. Встречаем Новый год. Душа – это наше творение. Отворите волшебные двери добра и доверия. Хорошие песни к добру ведут. Вглядись в себя, сравни с другими. Помоги понять себя. О настоящем и поддельном. Тепло родного дома. Поздравляем наших мам. Цветы, цветы – в них Родины душа. Когда солнце тебе улыбается. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Подарок коллективу. Секретные советы девочкам и мальчикам. Скажи себе сам. Вот и стали добрей и умней. Школе посвящается. 7 4 класс № 1 2 3 4 5 6-7 8 9 - 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33-34 Название темы Оглянись внимательно вокруг. Умение быть самим собой. Что достойно гражданина. Даже будни может труд сделать праздничными днями. Праздник школьного вальса. Приглашение к зеркалу. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин. Твой стиль поведения. Мальчики. Девочки. Поиграем и подумаем. Когда какое слово молвить. За общим столом. Доброта и доброжелательность. «Поспешай делать добро» (народная мудрость). «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). Родительский дом. Любите ваших матерей. Подарок коллективу. О тех, кто сердце отдал людям. Умей быть щедрым. Праздник благодарности. Добрыми делами славен человек. Расскажи мне обо мне. Присмотритесь друг к другу. «Поздравляем наших мам».. Я, ты, мы. О дружбе мальчиков и девочек. Не хуже других. «Скажи себе сам». Храни достоинство свое повсюду, человек! 8