Изобразительное искусство (ЗПР)

1

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а
также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта
участия в социально значимом труде;
3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения
к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России
и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и
достигать в нем взаимопонимания;
5.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие
в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей;
6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных
проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7.Формирование
коммуникативной
компетентности
в
общении
и
сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в
процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
8.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
2

ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и
на дорогах;
9.Формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;
10.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
В ценностно - ориентационной сфере:
• Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов
реальности в произведениях искусства;
• Освоение художественной культуры как формы материального выражения
духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
• Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать,
чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства;
• В трудовой сфере:
• Овладение основами практической творческой работы различными
художественными материалами и инструментами;
• В познавательной сфере:
• Овладение средствами художественного изображения;
• Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать,
анализировать и структурировать визуальный образ на основе его
эмоционально- нравственной оценки;
• Формирование способности ориентироваться в мире современной
художественной культуры.
Метапредметные результаты:
1.
Умение самостоятельно определять цели своего обучения,
ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми
результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
достижения результата, определять способы действий в рамках

3

предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
6.
Умение
определять
понятия,
создавать
обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать
основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8.
Смысловое чтение;
9.
Умение
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
10.
Умение осознанно использовать речевые средства в
соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей
и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение
устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11.
Формирование и развитие компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ
компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного
пользования словарями и другими поисковыми системами;
12.
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
В ценностно-ориентационной сфере:
• Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
• Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
• Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой
культуре, другому восприятию мира;
4

В трудовой сфере;
• Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к
самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
• Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
В познавательной деятельности;
• Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части
целостного мышления человека;
• Формирование способности к целостному художественному восприятию мира;
• Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти.
Предметные результаты:
1)
формирование основ художественной культуры обучающихся как части
их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства
организации общения; развитие эстетического, эмоционально ценностного видения
окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого
воображения;
2)
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в
художественном и нравственном пространстве культуры;
3)
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов,
жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в
пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов,
классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство со
временности);
4)
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5)
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и
жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах(театр и кино);
6)
приобретение опыта работы различными художественными материалами
и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в
специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на
ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и
анимация);
7)
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного
искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и
оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям
5

художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой
ценности.
В ценностно-ориентационной сфере:
•
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических
позиций;
•
Активное отношение к традициям культуры как к смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности;
•
В познавательной сфере;
•
Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в
жизни человека и общества;
•
Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать
специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности
различных художественных материалов и техник во время практической творческой
работы;
•
Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений
изобразительного искусства;
•
В коммуникативной сфере:
•
Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую
информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В
электронных информационных ресурсах;
•
Диалогический подход к освоению произведений искусства;
•
Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка
эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства;
В трудовой сфере;
•
Применять различные художественные материалы, техники и средства
художественной выразительности в собственной художественно- творческой
деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства).
Ученик научится:
характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни,
птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских
образов;
•
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в
народном искусстве и в современной жизни;
•
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
•
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
•
определять специфику образного языка декоративно-прикладного
искусства;
6

•
создавать самостоятельные варианты орнаментального построения
вышивки с опорой на народные традиции;
•
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
•
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства,
принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора
(на доступном для данного возраста уровне);
•
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.
д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
•
владеть практическими навыками выразительного использования
фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном
материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
•
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных
промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с
созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в
традиции одного из промыслов;
•
характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на
основе народных традиций;
•
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
•
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов
других народов России;
•
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора,
конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях
народных и современных промыслов;
•
различать и характеризовать несколько народных художественных
промыслов России;
•
называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в
чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
•
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее
значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием
изображения;
•
композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными
художественными материалами;
•
создавать образы,
используя все выразительные возможности
художественных материалов;
7

•
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
•
навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых
предметов (кухонная утварь);
•
изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
•
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с
натуры из геометрических тел;
•
строить изображения простых предметов по правилам линейной
перспективы;
•
характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
•
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное
напряжение в композиции натюрморта;
•
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры
наклейками на картоне;
•
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
•
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном
искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;
•
применять перспективу в практической творческой работе;
•
навыкам изображения
перспективных сокращений в зарисовках
наблюдаемого;
•
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила
линейной и воздушной перспективы;
•
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового
состояния и настроения в природе;
•
навыкам создания пейзажных зарисовок;
•
различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная
перспектива;
•
пользоваться правилами работы на пленэре;
•
использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений
о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной
выразительности живописного произведения;
навыкам композиции,
наблюдательной перспективы
и
ритмической организации плоскости изображения;
•
различать основные средства художественной выразительности в
изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
8

•
определять композицию как целостный и образный строй произведения,
роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и
детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
•
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими
материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать
коллажные техники;
•
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический
пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
•
различать и характеризовать виды портрета;
•
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
•
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными
материалами;
•
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения
пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по
представлению, по памяти;
•
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками
плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;
•
использовать графические материалы в работе над портретом;
•
использовать образные возможности освещения в портрете;
•
пользоваться правилами схематического построения головы человека в
рисунке;
•
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников
портретистов и определять их произведения;

-

•
навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры
человека;
•
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
•
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
•
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории
искусства;
•
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и
зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
•
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и
целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
•
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях
станковой живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над
эскизом;
9

•
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая
живопись»;
•
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической
картины;
•
характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение
значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих
позиций и идеалов;
•
узнавать и характеризовать несколько классических произведений и
называть имена великих русских мастеров исторической картины;
•
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии
русской культуры;
•
рассуждать о значении творчества великих русских художников в
создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа
национальной истории;
•
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир
искусства» и их наиболее известные произведения;
•
творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на
выбранный исторический сюжет;
•
творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки
композиции на историческую тему;
•
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
•
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов
из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
•
называть имена великих европейских и русских художников, творивших
на библейские темы;
•
узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских
художников на библейские темы;
•
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
•
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в
годы Великой Отечественной войны;
•
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и
ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;
•
творческому
опыту
лепки
памятника, посвященного
значимому
историческому событию или историческому герою;
•
анализировать художественно-выразительные средства произведений
изобразительного искусства XX века;
10

•

культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;

•
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
•
представлениям об
искусстве иллюстрации
и
творчестве
известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А.
Фаворский;
•
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы
графическими материалами;
•
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды
героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
•
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства
и творчестве художников-анималистов;
•
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов
животных;
•
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории
архитектуры и дизайна;
•
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
•
понимать сочетание различных объемов в здании;
•
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и
материал;
•
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно
художественных стилей разных эпох;
•
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
•
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
•
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в
пространстве городской среды;
•
понимать плоскостную
композицию
как возможное
схематическое
изображение объемов при взгляде на них сверху;
•
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка –
вертикаль, круг –цилиндр, шар и т. д.;
•
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный
объект и вспомогательные соединительные элементы;
•
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
•
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в
пространстве;
11

•
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн
проектов;
•
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры;
•
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
•
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII –
XIX веков;
•
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
•
понимать основы краткой истории костюма;
•
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных
принципов дизайна одежды;
•
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в
формировании букета по принципам икебаны;
•
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой,
природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных
объектов;
•
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный
композиционный замысел;
•
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в
процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
•
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева.
София Киевская. Фрески. Мозаики;
•
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского
Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов
Московского Кремля;
•
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи.
Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и
художественной жизни Руси;
•
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
•
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и
храма Покрова- на- Рву;
•
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке.
Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

12

•
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
•
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
•
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы
графическими материалами и др.;
•
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при
моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней
Руси;
•
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
•
ориентироваться в
широком разнообразии
стилей
и
направлений
изобразительного искусства и архитектуры XVIII –XIX веков;
•
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в
изобразительном искусстве и архитектуре XVIII –XIX веков;
•
выявлять и называть характерные особенности русской портретной
живописи
XVIII века;
•
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
•
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в
материале.
Ученик получит возможность научиться:
•
активно использовать язык изобразительного искусства и различные
художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов
(литературы, окружающего мира, технологии и др.);
•
владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать
свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
•
различать и передавать в художественно-творческой деятельности
характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку,
обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах
искусства;
•
выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения
изобразительного искусства;
•
понимать специфику изображения в полиграфии;
•
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты,
афиши и др.);
13

•
различать и
характеризовать
типы
изображения
в
полиграфии
(графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
•
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
•
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
•
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX
веков;
•
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и
архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
•
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и
определять скульптурные памятники;
•
называть
имена
выдающихся
художников
«Товарищества
передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и
определять произведения пейзажной живописи;
•
понимать особенности исторического жанра, определять произведения
исторической живописи;
•
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно
анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные
метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
•
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть
памятники архитектуры модерна;
•
использовать навыки формообразования, использования объемов в
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные
макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
•
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй
половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
•
создавать
разнообразные
творческие
работы
(фантазийные
конструкции) в материале;
•
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX
веков;
•
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и
русском искусстве и время их развития в истории культуры;
•
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной
художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
•
применять творческий опыт разработки художественного проекта –
создания композиции на определенную тему;
14

•
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве
XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
•
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
•
создавать с
натуры
и
по
воображению
архитектурные
образы
графическими материалами и др.;
•
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика,
роспись, монументальная скульптура);
•
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного
пространства;
•
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
•
получать представления об особенностях художественных коллекций
крупнейших музеев мира;
•
использовать
навыки
коллективной
работы
над
объемнопространственной композицией;
•
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского
перевоплощения;
•
называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский);
•
различать особенности художественной фотографии;
•
различать выразительные средства художественной фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
•
понимать изобразительную природу экранных искусств;
•
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного
образа;
•
различать понятия: игровой и документальный фильм;
•
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М.
Эйзенштейн.
А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
•
понимать основы искусства телевидения;
•
понимать различия в
творческой
работе
художникаживописца и сценографа;
•
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании
школьного спектакля;

15

•
применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных
материалов;
•
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и
его стилевого единства со сценографией спектакля;
•
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно
осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно
выразительных средств фотографии;
•
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и
навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
•
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении
отдельных недочетов и случайностей;
•
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
•
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла
фильма;
•
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
•
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники
съемки и компьютерного монтажа;
•
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и
изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
•
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно
операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для
формирования школьного телевидения;
•
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в
практике создания видео-этюда.

Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую
образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность,
художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей
действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет
интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально
пространственных искусств —живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры,
народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и
экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального
16

образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в
условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе —продолжение
художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе
и опирается на полученный ими художественный опыт.
Программа
предусматривает чередование
уроков
индивидуального практического творчества
учащихся и
уроков
коллективной
творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и
ученика.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе
построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса —«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»—
посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с
фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени
раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая
атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства
в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные
художественные традиции и конкретные промыслы.
Тема 6 и 7 классов —«Изобразительное искусство в жизни человека»—
посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся
формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и
живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок
сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая
изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле
проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.
Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для
педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при
сохранении структурной целостности данной программы.

17

Тематическое планирование с указанием количества часов
В воспитании детей подросткового возраста приоритетом в МОУ СОШ № 3
является создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения
уверенности в завтрашнем дне;
-к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором
человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и
которое нужно оберегать;
-к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
-к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания
благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее
человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения
человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство,
театр, творческое самовыражение;
-к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего
настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как
равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать
доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость
общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и
самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

№
урока

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС – 34 часа.
Содержание материала

Колич-во
часов

Народное художественное творчество –
неиссякаемый источник самобытной красоты (14 ч.)
1
2

Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство
конструкции и декора.

1
1
18

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник
архитектуры.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов
других народов России.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Городецкой росписи)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Хохломы)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, роспись по металлу)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (щепа, роспись по лубу и дереву)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (тиснение и резьба по бересте)
Связь времен в народном искусстве.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Виды изобразительного искусства и основы
образного языка (20 ч.)
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

Пространственные искусства. Художественные материалы.
Жанры в изобразительном искусстве.
Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Рисунок – основа изобразительного творчества.
Художественный образ. Стилевое единство.
Линия, пятно. Ритм.
Цвет. Основы цветоведения.
Композиция.
Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Многообразие форм окружающего мира.
Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Цвет в натюрморте.
Пейзаж.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.
Пейзаж настроения.
Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов
(К. Моне, А. Сислей).

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

19

33
34

Пейзаж в графике.
Работа на пленэре.

1
1

АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС.

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Итого

№
урока

Содержание материала
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство
конструкции и декора.
Орнамент как основа декоративного украшения.
Праздничный народный костюм – целостный художественный образ.
Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка).
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Городецкой росписи)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Хохломы)
Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных
промыслов (искусство Гжели, роспись по металлу)
Линия, пятно. Ритм.
Цвет. Основы цветоведения.
Композиция.
Натюрморт. Понятие формы.
Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике.
Пейзаж.
Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

6 КЛАСС - 34 часа.
Содержание материала

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17

Кол-во
часов

Понимание смысла деятельности художника (10 ч.)
1
2
3
4
5

Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.
Образные возможности освещения в портрете.
Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин,

1
1
1
1
1
20

6
7
8

9
10

И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов).
Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д.
Корин).
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи,
Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры
человека.
Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного
поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).

1
1
1

1
1

Вечные темы и великие исторические события в
искусстве. ( 11 ч.)
11
12
13
14
15
16

17
18
19

20
21

Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной.
Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да
Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти).
Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти).
Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д.
Поленов).
Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов).
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего
города (исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр).
Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в
живописи. Мемориальные ансамбли.
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я.
Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в
современных предметах декоративно-прикладного искусства.
Стилизация изображения животных.

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
(13 ч.)
22
23
24
25
26
27

Художественный язык конструктивных искусств.
Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни
человека.
От плоскостного изображения к объемному макету.
Здание как сочетание различных объемов.
Понятие модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и
как образ времени.

1
1
1
1
1
1

21

28
29
30

31
32
33
34

Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал
Цвет в архитектуре и дизайне.
Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и
перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство
города (город, микрорайон, улица).
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура
XVIII - XIX веков.
Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна
одежды.

1
1
1

1
1
1
1

АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС.
№
урока
1
2
3
4
5
6
7

8
9

10
11
12
13
14
15
16
17

Содержание материала
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции.
Изображение головы человека в пространстве.
Образные возможности освещения в портрете.
Изображение фигуры человека и образ человека.
Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры.
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической
картиной.
Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н.
Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего
города (исторический жанр).
Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой
жанр).
Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П.
Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я.
Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
От плоскостного изображения к объемному макету.
Здание как сочетание различных объемов.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов
и как образ времени.
Цвет в архитектуре и дизайне.
Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура
XVIII - XIX веков.
Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной
среды. Дизайн моего сада.
История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна
одежды.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
22

Итого

17

7 класс- 34 часа.
№
урока

Содержание материала

Кол-во
часов

Изобразительное искусство и архитектура России
11-17 вв.
1

2

3
4

Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро- Суздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское
барокко.

1

1

1
1

Искусство полиграфии
5
6
7
8

Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное
фотографическое).
Искусство шрифта.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и
др.

1
1
1
1

Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном
искусстве и архитектуре
XVIII - XIX вв.
9
10
11
12
13
14
15
16

Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С.
Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В.
Растрелли, А. Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И.
Козловский).
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А.
Федотов)
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И.
Куинджи).
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов,
И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков).

1
1
1
1
1
1
1
1
23

17
18

«Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве,
Храм Воскресения Христова , Спас на Крови в г. Санкт - Петербурге).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин,
А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).

1
1

Взаимосвязь истории искусства и истории человечества.
19
20
21
22

23

Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн,
авангард, сюрреализм).
Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина)
Художественно-творческие проекты

1
1
1
1

1

Изображение в синтетических и экранных видах искусства и
художественная фотография.
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33

34

Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В.
Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности.
Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).
Изображение в фотографии и в живописи.
Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения:
кадр и монтаж.
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).
Художественно-творческие проекты.

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

24

АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС.
№ урока
1

2

3
4
5
6
7
8
9
10

11
12
13

14
15
16
17

Итого

Содержание материала
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность,
обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси.
Мозаика.
Красота и своеобразие архитектуры Владимиро- Суздальской Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи
(Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий).
Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву).
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической
продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты).
Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное,
компьютерное фотографическое).
Искусство шрифта.
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов,
И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Исторический жанр (В.И. Суриков).
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо,
Лувр, Дрезденская галерея).
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж,
Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина)
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и
художник.
Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и
маска.
Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности
художественной фотографии. Выразительные средства фотографии
(композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.).
Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме
(ритм, свет, цвет, музыка, звук).
Документальный, игровой и анимационный фильмы.
Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
художник, актер).
Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.).

Кол-во
часов
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

17

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».