1 Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных 2 ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9.Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10.Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. В ценностно - ориентационной сфере: • Осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства; • Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах; • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства; • В трудовой сфере: • Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами; • В познавательной сфере: • Овладение средствами художественного изображения; • Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки; • Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры. Метапредметные результаты: 1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках 3 предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8. Смысловое чтение; 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. В ценностно-ориентационной сфере: • Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; • Воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды и понимания красоты человека; • Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира; 4 В трудовой сфере; • Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях; • Умение эстетически подходить к любому виду деятельности; В познавательной деятельности; • Развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; • Формирование способности к целостному художественному восприятию мира; • Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти. Предметные результаты: 1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство со временности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах(театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям 5 художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. В ценностно-ориентационной сфере: • Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций; • Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; • В познавательной сфере; • Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; • Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы; • Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; • В коммуникативной сфере: • Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах; • Диалогический подход к освоению произведений искусства; • Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства; В трудовой сфере; • Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративноприкладного искусства). Ученик научится: характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; • раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; 6 • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции; • создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций; • распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов; • характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций; • различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства; • различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; • находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов; • различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России; • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; • классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира; объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения; • композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами; • создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов; 7 • простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений; • навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь); • изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции; • создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел; • строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; • характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства; • передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта; • творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне; • выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания; • рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов; • применять перспективу в практической творческой работе; • навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого; • навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; • видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; • навыкам создания пейзажных зарисовок; • различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; • пользоваться правилами работы на пленэре; • использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения; навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); 8 • определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; • пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; • различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; • различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; • использовать графические материалы в работе над портретом; • использовать образные возможности освещения в портрете; • пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; • называть имена выдающихся русских и зарубежных художников портретистов и определять их произведения; - • навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека; • навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа; • навыкам лепки и работы с пластилином или глиной; • рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства; • приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы; • характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью; • объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи; изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом; 9 • узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»; • перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины; • характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории общества, как воплощение его мировоззренческих позиций и идеалов; • узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины; • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет; • творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему; • творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов; • представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре; • называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы; • узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы; • характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; • описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне; • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; 10 • культуре зрительского восприятия; характеризовать временные и пространственные искусства; • понимать разницу между реальностью и художественным образом; • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский; • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами; • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.); • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов; • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных; • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства; • понимать сочетание различных объемов в здании; • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно художественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху; • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг –цилиндр, шар и т. д.; • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы; • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; 11 • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн проектов; • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта; приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры; • характеризовать основные школы садово-паркового искусства; • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков; • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики; • понимать основы краткой истории костюма; • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды; • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны; • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов; • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел; • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды; • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики; • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля; • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси; • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества; • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова- на- Рву; • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну; 12 • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам; • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси; • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси; • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры; • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII –XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII –XIX веков; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. Ученик получит возможность научиться: • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); • владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства; • выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения изобразительного искусства; • понимать специфику изображения в полиграфии; • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.); 13 • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.; • создавать художественную композицию макета книги, журнала; • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков; • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи; называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи; • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна; • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале; • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы; • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему; 14 • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди; • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства; • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России; • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира; • использовать навыки коллективной работы над объемнопространственной композицией; • понимать основы сценографии как вида художественного творчества; понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; • называть имена российских художников (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский); • различать особенности художественной фотографии; • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.); • понимать изобразительную природу экранных искусств; • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; • различать понятия: игровой и документальный фильм; • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков; • понимать основы искусства телевидения; • понимать различия в творческой работе художникаживописца и сценографа; • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля; 15 • применять в практике любительского спектакля художественнотворческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов; • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля; • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно выразительных средств фотографии; • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.; • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей; • понимать и объяснять синтетическую природу фильма; • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма; • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра; • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа; • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации; • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно операторского искусства фильмы мастеров кино; использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения; • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда. Содержание учебного предмета Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально пространственных искусств —живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального 16 образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе —продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства. Тема 5 класса —«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»— посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы. Тема 6 и 7 классов —«Изобразительное искусство в жизни человека»— посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, учета особенностей конкретного региона России при сохранении структурной целостности данной программы. 17 Тематическое планирование с указанием количества часов В воспитании детей подросткового возраста приоритетом в МОУ СОШ № 3 является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: -к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; -к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; -к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; -к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; -к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; -к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; -к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; -к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; -к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; -к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. № урока ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС – 34 часа. Содержание материала Колич-во часов Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты (14 ч.) 1 2 Солярные знаки (декоративное изображение и их условносимволический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. 1 1 18 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Городецкой росписи) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Хохломы) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, роспись по металлу) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (щепа, роспись по лубу и дереву) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (тиснение и резьба по бересте) Связь времен в народном искусстве. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Виды изобразительного искусства и основы образного языка (20 ч.) 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 33 34 Пейзаж в графике. Работа на пленэре. 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого № урока Содержание материала Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Городецкой росписи) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Хохломы) Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, роспись по металлу) Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. 6 КЛАСС - 34 часа. Содержание материала Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 Кол-во часов Понимание смысла деятельности художника (10 ч.) 1 2 3 4 5 Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, 1 1 1 1 1 20 6 7 8 9 10 И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин). Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров). 1 1 1 1 1 Вечные темы и великие исторические события в искусстве. ( 11 ч.) 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Конструктивное искусство: архитектура и дизайн (13 ч.) 22 23 24 25 26 27 Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. 1 1 1 1 1 1 21 28 29 30 31 32 33 34 Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. 1 1 1 1 1 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Содержание материала Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Образные возможности освещения в портрете. Изображение фигуры человека и образ человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Цвет в архитектуре и дизайне. Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 Итого 17 7 класс- 34 часа. № урока Содержание материала Кол-во часов Изобразительное искусство и архитектура России 11-17 вв. 1 2 3 4 Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро- Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. 1 1 1 1 Искусство полиграфии 5 6 7 8 Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др. 1 1 1 1 Стили, направления виды и жанры в русском изобразительном искусстве и архитектуре XVIII - XIX вв. 9 10 11 12 13 14 15 16 Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов) «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). 1 1 1 1 1 1 1 1 23 17 18 «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова , Спас на Крови в г. Санкт - Петербурге). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский). 1 1 Взаимосвязь истории искусства и истории человечества. 19 20 21 22 23 Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Художественно-творческие проекты 1 1 1 1 1 Изображение в синтетических и экранных видах искусства и художественная фотография. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Итого Содержание материала Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро- Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Исторический жанр (В.И. Суриков). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 25