1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Математика»
Личностные результаты
-развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными
результатами не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с
умственной отсталостью.
Минимальный уровень:
-знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел
в пределах 20, с использованием счетного материала;
-знание названий компонентов сложения, вычитания;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
-знание и применение переместительного свойства сложения;
-выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в
пределах 20;
-знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их
соотношения;
-различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа,
полученного при измерении двумя мерами;
-решение, составление, иллюстрирование изученных простых
арифметических задач.
Достаточный уровень:
-знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке;
-счет, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми
группами в пределах 20;
-откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного
материала;
-знание названия компонентов сложения, вычитания;
-понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания,
-знание и применение переместительного свойство сложения и умножения;
-выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел
в пределах 20;
-знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их
различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел,
полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в
мелких мерах);
-решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых
арифметических задач;
-узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного
положения двух прямых и кривых линий,
-вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного
треугольника на нелинованной бумаге;
2. Содержание учебного курса
Пропедевтика.
Свойства предметов
Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер
(величина), назначение. Слова: каждый, все,кроме, остальные
(оставшиеся), другие.
Сравнение предметов
Сравнение двух предметов, серии предметов.
Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине:
большой, маленький, больше, меньше, равные,одинаковые по
величине; равной, одинаковой, такой же величины.
Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный,
короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый,
тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще,
тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине,
толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты,
глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине,
высоте, глубине, толщине); длиннее, короче(шире, уже, выше, ниже,
глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый
широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий).
Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее,
легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же
тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех
предметов потяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый
легкий.
Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их
составляющих
Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много,
мало, больше, меньше, столько же, равное,одинаковое количество,
немного, несколько, один, ни одного.
Сравнение количества предметов одной совокупности до и после
изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших
предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного
соответствия между нимиили их частями: больше, меньше, одинаковое,
равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы.
Положение предметов в пространстве, на плоскости
Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно
учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева,
правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе,
рядом, около, здесь, там,
на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между Ориентировка
на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине
(центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для
сторон: верхняя, нижняя, правая, леваяполовина, верхний правый,
левый, нижний правый, левый углы.
Единицы измерения и их соотношения
Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра,
вчера, на следующий день, рано, поздно,вовремя, давно, недавно,
медленно, быстро.
Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше.
Геометрический материал
Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус.
Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20.
Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их
измерения.
Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных
целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки
действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1.
Взаимосвязьарифметических действий. Нахождение неизвестного
Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим
способом. Простые арифметические задачи нанахождение суммы и
разности (остатка).
Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное
расположение предметов в пространстве и наплоскости (выше—ниже,
слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.).
Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических
фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг.
Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии —
замкнутая, незамкнутая.
3. Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование раздела, темы
кол-во
часов
1.
Свойства предмета: цвет.
1
2.
Круг.
1
3.
Сравнение предмета по величине: большой - маленький,
одинаковые, равные по величине.
1
4.
Положение предметов в пространстве: слева – справа, в середине,
между.
1
5.
Квадрат.
1
6.
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже.
1
7.
Сравнение предметов по размеру: длинный – короткий, одинаковые.
1
8.
Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом,
около.
1
9.
Треугольник.
1
10. Сравнение предметов по размеру: широкий – узкий.
1
11. Положение предметов в пространстве: далеко – близко, дальше –
ближе, к, от
1
12. Прямоугольник.
1
13. Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий.
1
14. Сравнение двух предметов: глубокий – мелкий.
1
15. Положение предметов в пространстве: впереди – сзади, перед, за.
1
16. Отношение порядка следования: первый –последний, крайний,
следом…
1
17. Сравнение двух предметов по толщине: толстый – тонкий.
1
18. Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
1
19. Временные представления: рано, поздно.
1
20. Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий
день.
1
21. Временные представления: быстро – медленно.
1
22. Сравнение двух предметов по тяжести (весу) тяжелый –легкий.
1
23. Сравнение двух-трех предметных совокупностей: много – мало,
несколько. Один – много, ни одного.
1
24. Временные представления: давно - недавно. Молодой – старый.
1
25. Сравнение двух предметных совокупностей: больше – меньше,
одинаково.
1
26. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ.
1
27. Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду.
1
28. Число и цифра 2. Название, образование и обозначение числа.
1
29. Сложение чисел. Знак (+) прибавить. Счет предметов.
1
30. Состав числа 2. Вычитание чисел. Знак (_) минус.
1
31. Геометрический материал: шар
1
32. Число и цифра 3.Название, образование и обозначение числа 3.
1
33. Состав числа 3. Сложение чисел в пределах 3. Знак (+) прибавить
1
34. Переместительное свойство сложения. Решение задач.
1
35. Вычитание чисел в пределах 3.Знак (-_) вычитание.
1
36. Решение простых арифметических задач на нахождения суммы.
1
37. Закрепление и обобщение знаний на тему: «Сложение и вычитание
чисел в пределах 3». Решение простых арифметических задач на
нахождения остатка.
1
38. Геометрический материал. Куб.
1
39. Число и цифра 4. Название, образование и обозначение числа.
1
40. Предыдущие и последующие числа. Счет до 4.
1
41. Сравнение чисел: больше, меньше, равно.
1
42. Состав числа 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
1
43. Составление и решение арифметических задач на нахождение
суммы, остатка в пределах 4 по предложенному сюжету.
1
44. Закрепление знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в
пределах 4. Решение простых арифметических задач на нахождение
суммы и остатка.
1
45. Геометрический материал: Брус.
1
46. Число и цифра 5. Название, образование, обозначение числа.
1
47. Сложение и вычитание чисел в пределах 5.
1
48. Сравнение чисел: больше, меньше, равно.
1
49. Решение простых арифметических задач на нахождения суммы и
остатка.
1
50. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
1
51. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «5». Решение простых арифметических задач.
1
52. Геометрический материал. Точка. Линии.
1
53. Геометрический материал. Овал
1
54. Число и цифра О. Название, обозначение. Получение числа 0.
1
55. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. Сравнение чисел.
1
56. Число и цифра 6. Нумерация чисел в пределах 6.
1
57. Следующее число, предыдущее число, сравнение чисел.
1
58. Состав числа 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 6.
1
59. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы,
разности (остатка) в пределах 6.
1
60. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «6». Сложение и вычитание в пределах 6.
1
61. Геометрический материал. Построение прямой линии через одну
точку. Две точки.
1
62. Число и цифра 7. Нумерация чисел в пределах 7.
1
63. Предыдущее и последующее число. Сравнение чисел в пределах 7.
1
64. Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и
остатка.
1
65. Состав числа 7. Сложение и вычитание чисел в пределах 7
1
66. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «7». Решение простых арифметических задач.
1
67. Меры времени: сутки, неделя.
1
68. Геометрический материал. Отрезок
1
69. Число и цифра 8. Название. Получение и обозначение числа 8.
1
70. Сравнение чисел в пределах 8.
1
71. Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
1
72. Переместительное свойство сложения.
1
73. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «8». Решение простых арифметических задач на
1
нахождение суммы и остатка.
74. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.
1
75. Число и цифра 9. Нумерация чисел в пределах 9.
1
76. Сравнение чисел в пределах 9.
1
77. Состав числа 9. Сложение и вычитание чисел в пределах 9.
1
78. Состав числа 9. Счет по 2, по 3.
1
79. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «9». Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9.
1
80. Мера длины - сантиметр.
1
81. Число 10. Десяток. Нумерация чисел в пределах 10.
1
82. Сравнение чисел в пределах 10.
1
83. Состав числа 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
1
84. Решение примеров на последовательное присчитывание
(отсчитывание) по 2 единицы.
1
85. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «10». Построение отрезков заданной длины.
1
86. Меры стоимости: рубль, копейка.
1
87. Меры массы – килограмм.
1
88. Меры емкости – литр.
1
89. Число 11.
1
90. Число 12.
1
91. Число 13.
1
92. Число 14.
1
93. Число 15.
1
94. Число 16.
1
95. Число 17.
1
96. Число 18.
1
97. Число 19.
1
98. Число 20.
1
99. Повторение. Нумерация чисел от 1-20. Решение примеров.
1
Аудиторное тематическое планирование
№
п/п
Наименование раздела, темы
кол-во
часов
1.
Свойства предмета: цвет.
1
2.
Круг. Сравнение предмета по величине: большой - маленький,
одинаковые, равные по величине.
1
3.
Квадрат. Положение предметов в пространстве: слева – справа, в
середине, между.
1
4.
Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже.
1
5.
Треугольник.
1
6.
Прямоугольник.
1
7.
Отношение порядка следования: первый –последний, крайний,
следом.
1
8.
Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь.
1
9.
Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий
день.
1
10. Сравнение двух предметных совокупностей: больше – меньше,
одинаково.
1
11. Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду.
1
12. Число и цифра 2. Название, образование и обозначение числа.
1
13. Состав числа 2. Сложение и вычитание чисел. Знаки (плюс, минус).
1
14. Геометрический материал: шар
1
15. Число и цифра 3.Название, образование и обозначение числа 3.
1
16. Состав числа 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 3.
1
17. Переместительное свойство сложения. Решение задач.
1
18. Закрепление и обобщение знаний на тему: «Сложение и вычитание
чисел в пределах 3». Решение простых арифметических задач на
нахождения остатка.
1
19. Геометрический материал. Куб.
1
20. Число и цифра 4. Название, образование и обозначение числа.
1
21. Состав числа 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 4.
1
22. Закрепление знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в
пределах 4. Решение простых арифметических задач на нахождение
суммы и остатка.
1
23. Геометрический материал: Брус.
1
24. Число и цифра 5. Название, образование, обозначение числа.
1
25. Сравнение чисел: больше, меньше, равно.
1
26. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5.
1
27. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «5». Решение простых арифметических задач.
1
28. Геометрический материал. Точка. Линии.
1
29. Геометрический материал. Овал
1
30. Число и цифра О. Название, обозначение. Получение числа 0.
1
31. Число и цифра 6. Нумерация чисел в пределах 6.
1
32. Следующее число, предыдущее число, сравнение чисел.
1
33. Состав числа 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 6.
1
34. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «6».
Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 6.
1
35. Геометрический материал. Построение прямой линии через одну
точку. Две точки.
1
36. Число и цифра 7. Нумерация чисел в пределах 7.
1
37. Предыдущее и последующее число. Сравнение чисел в пределах 7.
1
38. Состав числа 7. Сложение и вычитание чисел в пределах 7
1
39. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «7». Решение простых арифметических задач.
1
40. Меры времени: сутки, неделя.
1
41. Геометрический материал. Отрезок
1
42. Число и цифра 8. Название. Получение и обозначение числа 8.
1
43. Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8.
1
44. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «8». Решение простых арифметических задач на
нахождение суммы и остатка.
1
45. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника.
1
46. Число и цифра 9. Нумерация чисел в пределах 9.
1
47. Состав числа 9. Сложение и вычитание чисел в пределах 9.
1
48. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «9». Решение текстовых арифметических задач на
нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9.
1
49. Мера длины - сантиметр.
1
50. Число 10. Десяток. Нумерация чисел в пределах 10.
1
51. Состав числа 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.
1
52. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в
пределах «10». Построение отрезков заданной длины.
1
53. Меры стоимости: рубль, копейка.
1
54. Меры массы – килограмм.
1
55. Меры емкости – литр.
1
56. Число 11.
1
57. Число 12.
1
58. Число 13.
1
59. Число 14.
1
60. Число 15.
1
61. Число 16.
1
62. Число 17.
1
63. Число 18.
1
64. Число 19.
1
65. Число 20.
1
66. Повторение. Нумерация чисел от 1-20. Решение примеров.
1