1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Личностные результаты -развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Предметные результаты Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Минимальный уровень: -знание числового ряда 1—20 в прямом порядке; откладывание любых чисел в пределах 20, с использованием счетного материала; -знание названий компонентов сложения, вычитания; -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, -знание и применение переместительного свойства сложения; -выполнение устных и письменных действий сложения и вычитания чисел в пределах 20; -знание единиц измерения (меры) стоимости, длины, массы, времени и их соотношения; -различение чисел, полученных при счете и измерении, запись числа, полученного при измерении двумя мерами; -решение, составление, иллюстрирование изученных простых арифметических задач. Достаточный уровень: -знание числового ряда 1—20 в прямом и обратном порядке; -счет, присчитывание, отсчитывание по единице и равными числовыми группами в пределах 20; -откладывание любых чисел в пределах 20 с использованием счетного материала; -знание названия компонентов сложения, вычитания; -понимание смысла арифметических действий сложения и вычитания, -знание и применение переместительного свойство сложения и умножения; -выполнение устных и письменных действия сложения и вычитания чисел в пределах 20; -знание единиц (мер) измерения стоимости, длины, массы, времени и их различение чисел, полученных при счете и измерении, запись чисел, полученных при измерении двумя мерами (с полным набором знаков в мелких мерах); -решение, составление, иллюстрирование всех изученных простых арифметических задач; -узнавание, называние, вычерчивание, моделирование взаимного положения двух прямых и кривых линий, -вычерчивание прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного треугольника на нелинованной бумаге; 2. Содержание учебного курса Пропедевтика. Свойства предметов Предметы, обладающие определенными свойствами: цвет, форма, размер (величина), назначение. Слова: каждый, все,кроме, остальные (оставшиеся), другие. Сравнение предметов Сравнение двух предметов, серии предметов. Сравнение предметов, имеющих объем, площадь, по величине: большой, маленький, больше, меньше, равные,одинаковые по величине; равной, одинаковой, такой же величины. Сравнение предметов по размеру. Сравнение двух предметов: длинный, короткий (широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий); длиннее, короче (шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, толще, тоньше); равные, одинаковые по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); равной, одинаковой, такой же длины (ширины, высоты, глубины, толщины). Сравнение трех-четырех предметов по длине (ширине, высоте, глубине, толщине); длиннее, короче(шире, уже, выше, ниже, глубже, мельче, тоньше, толще); самый длинный, самый короткий (самый широкий, узкий, высокий, низкий, глубокий, мелкий, толстый, тонкий). Сравнение двух предметов по массе (весу): тяжелый, легкий, тяжелее, легче, равные, одинаковые по тяжести (весу), равной, одинаковой, такой же тяжести (равного, одинакового, такого же веса). Сравнение трех-четырех предметов потяжести (весу): тяжелее, легче, самый тяжелый, самый легкий. Сравнение предметных совокупностей по количеству предметов, их составляющих Сравнение двух-трех предметных совокупностей. Слова: сколько, много, мало, больше, меньше, столько же, равное,одинаковое количество, немного, несколько, один, ни одного. Сравнение количества предметов одной совокупности до и после изменения количества предметов, ее составляющих. Сравнение небольших предметных совокупностей путем установления взаимно однозначного соответствия между нимиили их частями: больше, меньше, одинаковое, равное количество, столько же, сколько, лишние, недостающие предметы. Положение предметов в пространстве, на плоскости Положение предметов в пространстве, на плоскости относительно учащегося, по отношению друг к другу: впереди, сзади, справа, слева, правее, левее, вверху, внизу, выше, ниже, далеко, близко, дальше, ближе, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, перед, за, над, под, напротив, между Ориентировка на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре); верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, леваяполовина, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы. Единицы измерения и их соотношения Единица времени — сутки. Сутки: утро, день, вечер, ночь. Сегодня, завтра, вчера, на следующий день, рано, поздно,вовремя, давно, недавно, медленно, быстро. Сравнение по возрасту: молодой, старый, моложе, старше. Геометрический материал Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Шар, куб, брус. Нумерация. Счет предметов. Чтение и запись чисел в пределах 20. Единицы измерения и их соотношения. Величины и единицы их измерения. Арифметические действия. Сложение, вычитание неотрицательных целых чисел. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Арифметические действия с числами 0 и 1. Взаимосвязьарифметических действий. Нахождение неизвестного Арифметические задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Простые арифметические задачи нанахождение суммы и разности (остатка). Геометрический материал. Пространственные отношения. Взаимное расположение предметов в пространстве и наплоскости (выше—ниже, слева—справа, сверху—снизу, ближе—дальше, между и пр.). Геометрические фигуры. Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Замкнутые и незамкнутые кривые: окружность, дуга. Ломаные линии — замкнутая, незамкнутая. 3. Тематическое планирование. № п/п Наименование раздела, темы кол-во часов 1. Свойства предмета: цвет. 1 2. Круг. 1 3. Сравнение предмета по величине: большой - маленький, одинаковые, равные по величине. 1 4. Положение предметов в пространстве: слева – справа, в середине, между. 1 5. Квадрат. 1 6. Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже. 1 7. Сравнение предметов по размеру: длинный – короткий, одинаковые. 1 8. Положение предметов в пространстве: внутри – снаружи, рядом, около. 1 9. Треугольник. 1 10. Сравнение предметов по размеру: широкий – узкий. 1 11. Положение предметов в пространстве: далеко – близко, дальше – ближе, к, от 1 12. Прямоугольник. 1 13. Сравнение двух предметов по размеру: высокий – низкий. 1 14. Сравнение двух предметов: глубокий – мелкий. 1 15. Положение предметов в пространстве: впереди – сзади, перед, за. 1 16. Отношение порядка следования: первый –последний, крайний, следом… 1 17. Сравнение двух предметов по толщине: толстый – тонкий. 1 18. Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1 19. Временные представления: рано, поздно. 1 20. Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 1 21. Временные представления: быстро – медленно. 1 22. Сравнение двух предметов по тяжести (весу) тяжелый –легкий. 1 23. Сравнение двух-трех предметных совокупностей: много – мало, несколько. Один – много, ни одного. 1 24. Временные представления: давно - недавно. Молодой – старый. 1 25. Сравнение двух предметных совокупностей: больше – меньше, одинаково. 1 26. Сравнение объемов жидкостей, сыпучих веществ. 1 27. Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду. 1 28. Число и цифра 2. Название, образование и обозначение числа. 1 29. Сложение чисел. Знак (+) прибавить. Счет предметов. 1 30. Состав числа 2. Вычитание чисел. Знак (_) минус. 1 31. Геометрический материал: шар 1 32. Число и цифра 3.Название, образование и обозначение числа 3. 1 33. Состав числа 3. Сложение чисел в пределах 3. Знак (+) прибавить 1 34. Переместительное свойство сложения. Решение задач. 1 35. Вычитание чисел в пределах 3.Знак (-_) вычитание. 1 36. Решение простых арифметических задач на нахождения суммы. 1 37. Закрепление и обобщение знаний на тему: «Сложение и вычитание чисел в пределах 3». Решение простых арифметических задач на нахождения остатка. 1 38. Геометрический материал. Куб. 1 39. Число и цифра 4. Название, образование и обозначение числа. 1 40. Предыдущие и последующие числа. Счет до 4. 1 41. Сравнение чисел: больше, меньше, равно. 1 42. Состав числа 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 4. 1 43. Составление и решение арифметических задач на нахождение суммы, остатка в пределах 4 по предложенному сюжету. 1 44. Закрепление знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 4. Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. 1 45. Геометрический материал: Брус. 1 46. Число и цифра 5. Название, образование, обозначение числа. 1 47. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. 1 48. Сравнение чисел: больше, меньше, равно. 1 49. Решение простых арифметических задач на нахождения суммы и остатка. 1 50. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. 1 51. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «5». Решение простых арифметических задач. 1 52. Геометрический материал. Точка. Линии. 1 53. Геометрический материал. Овал 1 54. Число и цифра О. Название, обозначение. Получение числа 0. 1 55. Сложение и вычитание чисел в пределах 5. Сравнение чисел. 1 56. Число и цифра 6. Нумерация чисел в пределах 6. 1 57. Следующее число, предыдущее число, сравнение чисел. 1 58. Состав числа 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 6. 1 59. Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 6. 1 60. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «6». Сложение и вычитание в пределах 6. 1 61. Геометрический материал. Построение прямой линии через одну точку. Две точки. 1 62. Число и цифра 7. Нумерация чисел в пределах 7. 1 63. Предыдущее и последующее число. Сравнение чисел в пределах 7. 1 64. Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. 1 65. Состав числа 7. Сложение и вычитание чисел в пределах 7 1 66. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «7». Решение простых арифметических задач. 1 67. Меры времени: сутки, неделя. 1 68. Геометрический материал. Отрезок 1 69. Число и цифра 8. Название. Получение и обозначение числа 8. 1 70. Сравнение чисел в пределах 8. 1 71. Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8. 1 72. Переместительное свойство сложения. 1 73. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «8». Решение простых арифметических задач на 1 нахождение суммы и остатка. 74. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. 1 75. Число и цифра 9. Нумерация чисел в пределах 9. 1 76. Сравнение чисел в пределах 9. 1 77. Состав числа 9. Сложение и вычитание чисел в пределах 9. 1 78. Состав числа 9. Счет по 2, по 3. 1 79. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «9». Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. 1 80. Мера длины - сантиметр. 1 81. Число 10. Десяток. Нумерация чисел в пределах 10. 1 82. Сравнение чисел в пределах 10. 1 83. Состав числа 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. 1 84. Решение примеров на последовательное присчитывание (отсчитывание) по 2 единицы. 1 85. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «10». Построение отрезков заданной длины. 1 86. Меры стоимости: рубль, копейка. 1 87. Меры массы – килограмм. 1 88. Меры емкости – литр. 1 89. Число 11. 1 90. Число 12. 1 91. Число 13. 1 92. Число 14. 1 93. Число 15. 1 94. Число 16. 1 95. Число 17. 1 96. Число 18. 1 97. Число 19. 1 98. Число 20. 1 99. Повторение. Нумерация чисел от 1-20. Решение примеров. 1 Аудиторное тематическое планирование № п/п Наименование раздела, темы кол-во часов 1. Свойства предмета: цвет. 1 2. Круг. Сравнение предмета по величине: большой - маленький, одинаковые, равные по величине. 1 3. Квадрат. Положение предметов в пространстве: слева – справа, в середине, между. 1 4. Положение предметов в пространстве: вверху – внизу, выше – ниже. 1 5. Треугольник. 1 6. Прямоугольник. 1 7. Отношение порядка следования: первый –последний, крайний, следом. 1 8. Временные представления. Сутки: утро, день, вечер, ночь. 1 9. Временные представления: сегодня, завтра, вчера, на следующий день. 1 10. Сравнение двух предметных совокупностей: больше – меньше, одинаково. 1 11. Число и цифра 1. Место числа 1 в числовом ряду. 1 12. Число и цифра 2. Название, образование и обозначение числа. 1 13. Состав числа 2. Сложение и вычитание чисел. Знаки (плюс, минус). 1 14. Геометрический материал: шар 1 15. Число и цифра 3.Название, образование и обозначение числа 3. 1 16. Состав числа 3. Сложение и вычитание чисел в пределах 3. 1 17. Переместительное свойство сложения. Решение задач. 1 18. Закрепление и обобщение знаний на тему: «Сложение и вычитание чисел в пределах 3». Решение простых арифметических задач на нахождения остатка. 1 19. Геометрический материал. Куб. 1 20. Число и цифра 4. Название, образование и обозначение числа. 1 21. Состав числа 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 4. 1 22. Закрепление знаний по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 4. Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. 1 23. Геометрический материал: Брус. 1 24. Число и цифра 5. Название, образование, обозначение числа. 1 25. Сравнение чисел: больше, меньше, равно. 1 26. Состав числа 5. Сложение и вычитание в пределах 5. 1 27. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «5». Решение простых арифметических задач. 1 28. Геометрический материал. Точка. Линии. 1 29. Геометрический материал. Овал 1 30. Число и цифра О. Название, обозначение. Получение числа 0. 1 31. Число и цифра 6. Нумерация чисел в пределах 6. 1 32. Следующее число, предыдущее число, сравнение чисел. 1 33. Состав числа 6. Сложение и вычитание чисел в пределах 6. 1 34. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «6». Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 6. 1 35. Геометрический материал. Построение прямой линии через одну точку. Две точки. 1 36. Число и цифра 7. Нумерация чисел в пределах 7. 1 37. Предыдущее и последующее число. Сравнение чисел в пределах 7. 1 38. Состав числа 7. Сложение и вычитание чисел в пределах 7 1 39. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «7». Решение простых арифметических задач. 1 40. Меры времени: сутки, неделя. 1 41. Геометрический материал. Отрезок 1 42. Число и цифра 8. Название. Получение и обозначение числа 8. 1 43. Состав числа 8. Сложение и вычитание в пределах 8. 1 44. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «8». Решение простых арифметических задач на нахождение суммы и остатка. 1 45. Построение треугольника, квадрата, прямоугольника. 1 46. Число и цифра 9. Нумерация чисел в пределах 9. 1 47. Состав числа 9. Сложение и вычитание чисел в пределах 9. 1 48. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «9». Решение текстовых арифметических задач на нахождение суммы, разности (остатка) в пределах 9. 1 49. Мера длины - сантиметр. 1 50. Число 10. Десяток. Нумерация чисел в пределах 10. 1 51. Состав числа 10. Сложение и вычитание чисел в пределах 10. 1 52. Повторение и обобщение знаний по теме: «Сложение и вычитание в пределах «10». Построение отрезков заданной длины. 1 53. Меры стоимости: рубль, копейка. 1 54. Меры массы – килограмм. 1 55. Меры емкости – литр. 1 56. Число 11. 1 57. Число 12. 1 58. Число 13. 1 59. Число 14. 1 60. Число 15. 1 61. Число 16. 1 62. Число 17. 1 63. Число 18. 1 64. Число 19. 1 65. Число 20. 1 66. Повторение. Нумерация чисел от 1-20. Решение примеров. 1