Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Адаптированная программа освоения учебного предмета «Русский язык» обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать: Филология Русский язык: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) формирование интереса к изучению родного (русского) языка; 3) овладение первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; 4) овладение основами грамотного письма; 5) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики; 6) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной 1) речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 7) использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач. В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий. У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы. Выпускник на уровне начального общего образования: – научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры; – сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное; – получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами. В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования. Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: – различать звуки и буквы; – характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие; – пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках. Раздел «Орфоэпия» Выпускник получит возможность научиться: – соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала); – находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др. Раздел «Состав слова (морфемика)» Выпускник научится: – различать изменяемые и неизменяемые слова; – различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; – находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выпускник получит возможность научиться выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения; использовать результаты выполненного морфемного анализа для решенияорфографических и/или речевых задач. Раздел «Лексика» Выпускник научится: – выявлять слова, значение которых требует уточнения; – определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толковогословаря – подбирать синонимы для устранения повторов в тексте. Выпускник получит возможность научиться: – подбирать антонимы для точной характеристики предметов при ихсравнении; – различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении(простые случаи); – оценивать уместность использования слов в тексте; – выбирать слова из ряда предложенных для успешного решениякоммуникативной задачи. Раздел «Морфология» Выпускник научится: – распознавать грамматические признаки слов; – с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы). Выпускник получит возможность научиться: – проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; – находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах. Раздел «Синтаксис» Выпускник научится: – различать предложение, словосочетание, слово; – устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении; – классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения; – определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения; – находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения; – выделять предложения с однородными членами. Выпускник получит возможность научиться: – различать второстепенные члены предложения —определения, дополнения, обстоятельства; – выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора; – различать простые и сложные предложения. Содержательная линия «Орфография и пунктуация» Выпускник научится: – применять правила правописания (в объеме содержания курса); – определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника; – безошибочно списывать текст объемом 80—90 слов; – писать под диктовку тексты объемом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания; – проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки. Выпускник получит возможность научиться: – осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; – подбирать примеры с определенной орфограммой; – при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок; – при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах. Содержательная линия «Развитие речи» Выпускник научится: – оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; – соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор); – выражать собственное мнение и аргументировать его; – самостоятельно озаглавливать текст; – – составлять план текста; сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Выпускник получит возможность научиться: – создавать тексты по предложенному заголовку; – подробно или выборочно пересказывать текст; – пересказывать текст от другого лица; – составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение; – анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски; – корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи; – анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов); – соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи). Раздел 2. Содержание учебного предмета Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.). Обучение грамоте Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв. Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании. Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши); прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных; перенос слов по слогам без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения. Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений. Систематический курс Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова. Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь. Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными. Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами. Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о 1 Изучается во всех разделах курса. значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу. Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные. Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных. Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Морфологический разбор имен прилагательных. Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов. Наречие. Значение и употребление в речи. Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок. Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение. Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами. Различение простых и сложных предложений. Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря. Применение правил правописания: сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением; сочетания чк – чн, чт, щн; перенос слов; прописная буква в начале предложения, в именах собственных; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; железный”. Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “ непроизносимые согласные; непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках; разделительные ъ и ь; мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь); безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин); безударные окончания имен прилагательных; раздельное написание предлогов с личными местоимениями; не с глаголами; мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2-го лица единственного числа (пишешь, учишь); мягкий знак в глаголах в сочетании -ться; безударные личные окончания глаголов; раздельное написание предлогов с другими словами; знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки; знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами. Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение. Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком. Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение). Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. Последовательность предложений в тексте. Последовательность частей текста (абзацев). Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев). План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности. Знакомство с жанрами письма и поздравления. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов. Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочинения-повествования, сочинения-описания, сочинения-рассуждения. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в этом людям; - уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс 132 ч (4 ч в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема урока «Русский язык. Обучение письму» Добукварный период (14 ч.) Пропись - первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий сзакруглением влево и вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. Строчная и заглавная буквы А, а. Строчная и заглавная буквы О, о. Строчная буква и. Заглавная буква И. Строчная буква ы. Строчная и заглавная буквы У, у. Букварный период (58 часов) Строчная и заглавная буквы Н, н Строчная и заглавная буквы С, с. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы К, к. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Т, т. Строчная и заглавная буквы Л, л. Строчная и заглавная буквы Р, р. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы В, в. Строчная и заглавная буквы Е, е Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы П, п. Строчная и заглавная буквы М, м. Строчная и заглавная буквы З, з. Строчная и заглавная буквы З, з. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 Строчная и заглавная буквы Б, б Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Д, д. Строчная и заглавная буквы Я, я. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов. Строчная и заглавная буквы Г, г Строчная и заглавная буквы Г, г Строчная и заглавная буквы Ч, ч. Строчная и заглавная буквы Ч, ч. Буква ь. Буква ь. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Строчная и заглавная буквы Ш, ш. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Строчная и заглавная буквы Ж, ж Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная буква ё. Заглавная буква Ё Строчная и заглавная буквы Й, й. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв Строчная и заглавная буквы Х, х. Строчная и заглавная буквы Х, х. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ю, ю. Строчная и заглавная буквы Ц, ц Строчная и заглавная буквы Ц, ц Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная и заглавная буквы Э, э. Строчная буква щ. Заглавная буква Щ. Заглавная буква Щ. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Строчная и заглавная буквы Ф, ф. Буквы ь и ъ. Буквы ь и ъ. Контрольное списывание. 73 Послебукварный период (16 ч.) Оформление предложений. 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 74 Слова, отвечающие на вопросы кто? что? 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие? Повторение изученного. Безударные гласные в корне слова Звонкие и глухие согласные в конце слова Правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу. Правописание чк, чн, щн. Заглавная буква в словах. Письмо слов с изученными орфограммами Деление слов на слоги. Основа предложения. Основа предложения. Алфавитный порядок слов. Контрольное списывание. 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 Русский язык 44 (ч.) Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление). Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль Диалог. Текст, предложение. Слова - названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова - названия действий предметов. Слова однозначные и многозначные (общее представление). Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. Слова - названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова - названия действий предметов. Деление слов на слоги. Деление слов на слоги. Правило переноса слов. Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Ударение. Ударный и безударный слог. Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. Звуки и буквы. Русский алфавит, или Азбука. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Буквы е, е, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э Развитие речи. Составление развернутого ответа на вопрос. Ударные и безударные гласные звуки. Ударные и безударные гласные звуки. Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 Ударные и безударные гласные звуки. Согласные звуки. Слова с удвоенными согласными. Буквы й и и. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений. Твердые и мягкие согласные звуки. Буквы для обозначения твердых и мягких согласных звуков. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Согласные парные и непарные по твердости-мягкости. Согласные звонкие и глухие. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. Шипящие согласные звуки. Проект «Скороговорки». Составление сборника «Веселые скороговорки». Буквосочетания чк, чн, чт. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Повторение изученного. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок - изученные правила письма). Итоговое повторение. Правила правописания. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс 136 ч (4ч в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 Тема урока Зачем человеку слово дано. Родной язык — русский. Особенности устной народной речи. Слово. Предложение. Текст. Вспоминаем о лете. Списывание текста. Вводный диктант. Работа над ошибками. Звуки речи и буквы. Слоги. Ударение. Алфавит. Алфавит. Словарный диктант. Большая буква в словах. Перенос слов. Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. Обозначение на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме безударных гласных звуков. Контрольный диктант по теме "Звуки и буквы". Слова–названия предметов, признаков, действий. Слово и предложение. Обобщение по теме «Слово и его строение». Проверка усвоения материала, анализ. Контрольный диктант по теме «Слово и его строение». Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его строение». Изложение текста по вопросам «Осенние краски». Если хочешь понимать и быть понятым. Конкретные и общие значения слов. Слова и их лексические значения. Слова и их лексические значения. Закрепление. Группы слов с общим значением. Группы слов с общим значением. Словарный диктант. Проверка усвоения материала. Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Слово и его значение». Ежели вы вежливы... Вежливые слова. Изложение текста по вопросам «Птичка». Корень слова. Однокоренные слова. Корень слова. Однокоренные слова. Суффиксы и приставки в слове. Основа слова. Окончание слова. Словарный диктант. Окончание слова. Анализ слов по составу (морфемный разбор). Орфограммы в корне слова. Орфограммы в корне слова. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударной е — гласной ё. Проверка гласных в корне после шипящих. Безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Изложение текста по плану. Анализ творческих работ и работа над ошибками. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова». Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Закрепление. Непроизносимые согласные в корне слова. Правило. Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Словарный диктант. Повторение по теме «Орфограммы в корне слова». Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова». Изложение по плану. Анализ творческих работ и работа над ошибками. Проверка усвоения материала. Контрольный диктант за 1 полугодие. Работа над ошибками. Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова». Создание текста поздравления. Обобщение по разделу «Правописание слов». Слово в предложении. Предложение. Члены предложения. Текст. Тема текста. Важное умение — понимать текст. Словарный диктант. Сочинение на тему "Зимние забавы". Анализ творческих работ и работа над ошибками. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Закрепление. Контрольный диктант по теме "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне". Работа над ошибками. Закрепление по теме "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне". Слова с двойными согласными. Слова с двойными согласными. Словарный диктант. Слова с двойными согласными. Закрепление. Контрольное списывание. Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова». Редактирование текста изложения. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Непарные твёрдые и мягкие согласные. Непарные мягкие шипящие. Употребление гласных после шипящих и буквы ц. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Написание сочетаний чк, чн, щн. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Мягкий знак — 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 показатель мягкости согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Словарный диктант. Разделительный мягкий знак. Правило. Разделительный мягкий знак. Употребление в словах мягкого знака. Повторение по теме «Правописание слов». Повторение по теме «Правописание слов». Закрепление. Изложение по плану «Клестята». Диктант с предварительной подготовкой по теме «Правописание слов». Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Правописание слов». Обобщение по разделу «Правописание слов». Общие значения частей речи. Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Имена, отчества, фамилии людей. Собственные имена существительные. Адреса населенных пунктов. Контрольный диктант за 3 четверть. Собственные имена существительные. Географические названия. Собственные имена существительные. Кавычки в названиях книг, газет, журналов, фильмов, спектаклей. Повторение по теме «Имя существительное». Словарный диктант. Имя прилагательное. Имя прилагательное. Закрепление. Глагол. Глаголы в нашей речи. Изменение частей речи по числам. Изменение частей речи по числам. Закрепление. Контрольное списывание. Предлоги. Союзы. Правило. Предлоги. Союзы. Работа частей речи в предложении. Работа частей речи в предложении. Словарный диктант. Работа частей речи в предложении. Закрепление. Итоговый контрольный диктант за год. Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи и их работа в предложении». Контрольное тестирование по теме «Изученное за год». Изложение текста по опорным словам. Анализ творческих работ и работа над ошибками Средства языка и речи. Слово (значение, строение). Слово (правописание). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 128 129 130 131 132 133 134 135 136 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Предложение. Текст. Словарный диктант. Обобщение по разделу «Язык и речь». Закрепление по разделу «Язык и речь». Речь. Развитие речи. Сочинение-рассуждение о летнем отдыхе. Повторение изученного. Повторение и обобщение изученного. Сочинение и его презентация Комплексное повторение изученного Аудиторное тематическое планирование 2 класс 102ч (3ч в неделю) Тема урока Зачем человеку слово дано. Родной язык наш русский. Слово. Предложение. Текст. Вспоминаем о лете. Списывание текста «Летом». Работа над ошибками. Звуки речи и буквы. Какие бывают слоги? Ударный слог. Алфавит. Значение алфавита. Словарный диктант «Деревья». Большая буква в словах. Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. Обозначение на письме звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме безударных гласных звуков. Контрольный диктант по теме "Звуки и буквы". Слова–названия предметов, признаков, действий. Слово и предложение. Изложение текста по вопросам «Осенние краски». Проверка усвоения материала. Контрольный диктант за 1 четверть. Работа над ошибками. Конкретные и общие значения слов. Слова и их лексические значения. Группы слов с общим значением. Словарный диктант «Цветы». Корень слова. Однокоренные слова. Суффиксы и приставки в слове. Основа слова. Словарный диктант “Птицы». Окончание слова. Анализ слов по составу (морфемный разбор). Орфограммы в корне слова. Безударные гласные в корне слова. Проверяемые и проверочные слова. Проверка безударной е — гласной ё. Проверка гласных в корне после шипящих. Безударные гласные в корне слова. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Изложение текста «Встреча» по вопросам. Закрепление по теме «Безударные гласные в корне слова». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Закрепление. Непроизносимые согласные в корне слова. Правило. Непроизносимые согласные в корне слова. Непроизносимые согласные в корне слова. Словарный диктант «Зима». Повторение по теме «Орфограммы в корне слова» Контрольный диктант за 1 полугодие. Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Правописание слов». Создание текста поздравления. Обобщение по разделу «Правописание слов». Слово в предложении. Предложение. Члены предложения. Текст. Тема текста. Обучающее изложение «Зимние забавы». Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне. Контрольный диктант по теме "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне" Работа над ошибками. Закрепление по теме "Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне" Слова с двойными согласными. Слова с двойными согласными. Словарный диктант. Закрепление по теме «Орфограммы в корне слова». Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Непарные мягкие шипящие. Употребление гласных после шипящих и буквы ц. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Написание сочетаний чк, чн, щн. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков. Обозначение твёрдых и мягких согласных звуков. Словарный диктант. Разделительный мягкий знак. Правило. Разделительный мягкий знак. Употребление в словах мягкого знака. Повторение по теме «Правописание слов». Закрепление. Изложение по вопросам «Клестята». Диктант с предварительной подготовкой по теме «Правописание слов». Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Правописание слов». Общие значения частей речи. Имя существительное. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Собственные имена существительные. Имена, отчества, фамилии людей. Собственные имена существительные. Адреса населенных пунктов. Контрольный диктант за 3 четверть Собственные имена существительные. Географические названия. Собственные имена существительные. Кавычки в названиях 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 книг,газет, журналов, фильмов, спектаклей. Повторение по теме «Имя существительное». Словарный диктант. Имя прилагательное. Признаки имён прилагательных. Употребление в речи и написание полных и кратких форм имён прилагательных. Повторение по теме «Имя прилагательное» Глагол. Глаголы в нашей речи. Изменение частей речи по числам. Изменение частей речи по числам. Закрепление. Контрольное списывание. Изменение частей речи по числам. Изменение по числам имен существительных. Изменение частей речи по числам. Закрепление. Предлоги и союзы — слова-связки. Упражнения в подборе предлогов. Предлоги. Союзы. Работа частей речи в предложении Работа частей речи в предложении. Словарный диктант. Работа частей речи в предложении. Закрепление. Итоговый контрольный диктант за год. Работа над ошибками. Обобщение по разделу «Части речи и их работа в предложении» Средства языка и речи. Слово (значение, строение). Слово (правописание). Предложение. Текст. Словарный диктант. Обобщение по разделу «Язык и речь». Закрепление по разделу «Язык и речь». Контрольное тестирование по теме «Изученное за год» Восстановление логически (последовательности частей) в тексте «Золотой луг». Сочинение-рассуждение о летнем отдыхе. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс 136 ч (4 ч в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Речь устная и письменная. Повторение орфограмм Речевые действия. Речь и культура Правил записи слов. Безударные гласные. Правил записи слов. Парные согласные. Правил записи слов. Непроизносимые согласные. Правил записи слов. Твердые и мягкие согласные. Словарный диктант. Большая буква в именах собственных Слово и его значение, значимые части слова. Входной диктант «Осенние листья» Работа над ошибками. Слово и его значение, значимые части слова. Слово в предложении и тексте Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 Повторение по теме «Слово и его значение, значимые части слова». Повторение по теме «Орфограммы в корне слова». Изложение «Свет осени» Анализ и редактирование изложения. Проверочные слова для орфограмм в корне слова. Повторение по теме язык и речь. Диктант по теме «Язык и речь» Работа над ошибками. Текст-описание. Слово. Предложение. Текст Слово и его роль в речи. Слово и словосочетание. Части речи. Род имен существительных. Распознавание рода имен существительных. Род имен существительных. Тест по теме. Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце. Изменение имен прилагательных по родам. Связь частей речи в словосочетаниях. Связь частей речи в словосочетаниях. Словарный диктант. Устойчивые сочетания слов. Контрольный диктант за первую четверть «Барсуки». Работа над ошибками. Предложение. Вопросительные и повествовательные предложения. Употребление отрицательной частицы НЕ. Побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Обобщение знаний о предложении. Интонация предложений. Типы текста. Текст – повествование. Типы текста. Текст – описание. Типы текста. Текст – рассуждение. Изложение «Долгожданная зима». Анализ и редактирование изложения. Повествование. Рассуждение. Описание. Сочинение «Первый снег» Анализ и редактирование сочинения. Главные части в средствах языка. Словарный диктант. Корень-главная значимая часть слова. Правописание корня. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Правописание слов с двумя безударными гласными в корне. Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах. Изложение «Ухоронки» Главное слово в словосочетании. Тест по теме. Главные члены предложения как грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения. Главная (основная) мысль текста Тема и основная мысль текста. Словарный диктант. Способы выражения основной мысли в текстах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 101 102 103 Создание текста на основе его главной мысли. Контрольный диктант за первое полугодие. Работа над ошибками. Контрольное списывание текста «Русь». Главные части слова и словосочетания. Части речи в роли главных членов предложения. Подлежащее. Употребление личных местоимений. Значение лица и числа личных местоимений. Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений. Сказуемое. Изменение глагола по временам. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Начальная форма глагола. Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Формы лица и числа глаголов будущего времени. Употребление временных глаголов в роли сказуемого. Диктант с грамматическим заданием по теме глагол. Изложение «Покормим пернатых друзей». Структурные части средств языка. Роль приставок и суффиксов в словах. Роль приставок и суффиксов в словах. Словарный диктант. Правописание приставок и предлогов. Слитное написание приставок. Правописание гласных в приставках. Правописание гласных в приставках. Самостоятельная работа. Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки. Употребление разделительного твердого знака после приставок. Словарный диктант. Употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Употребление и правописание слов с приставками. Употребление слов уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий. Употребление слов с суффиксами и приставками. Творческое списывание. Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных. Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных. Употребление в словосочетаниях падежных форм имен прилагательных. Употребление падежных форм разных частей речи. Упражнение в определении падежей зависимых слов в составе словосочетания, предложения. Итоговая контрольная работа по теме «Правописание приставок» за третью четверть. Анализ работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Обучающее изложение «Март в лесу». Употребление падежных форм местоимений. 104 105 106 Правописание местоимений с предлогами. Повторение по теме «Словосочетание». Проверочная работа по теме «Словосочетание». 1 1 1 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. Связь второстепенных членов с главными членами предложений. Текст – повествование. Текст – рассуждение. Словарный диктант. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах описания. Обучающее сочинение «Любимая игрушка». Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием «Дождь в лесу» Работа над ошибками. Контрольный словарный диктант. Основные средства языка и их анализ. Слово и словосочетание Слово как часть речи. Упражнение в употреблении слов разных частей речи при выражении мыслей и чувств. Контрольное списывание с творческим заданием. Морфологический анализ частей речи. Изменение частей речи. Разбор частей по составу. Правописание орфограмм в корне слова. Проверочная работа по теме «Правописание слов» Анализ и коррекция ошибок. Особенности предложения и текста. Распространенное и нераспространенное предложения. Повторение по теме состав слова. Изложение «Любопытные». Части речи. Имя существительное. Повторение. Изменение по родам, числам и падежам имен существительных. Повторение. Части речи. Имя прилагательное. Повторение. Глагол. Повторение. Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени, по родам и числам в прошедшем времени. Части речи. Местоимение. Повторение. «Занимательное языковедение». Урок – игра. Аудиторное тематическое планирование 3 класс 102ч (3ч в неделю) Тема урока Речь устная и письменная. Повторение орфограмм. Правила записи слов. Безударные гласные. Парные согласные. Правила записи слов. Непроизносимые согласные. Правила записи слов. Твердые и мягкие согласные. Словарный диктант. Большая буква в именах собственных. Слово и его значение, значимые части слова. Входной диктант «Осенние листья». Слово в предложении и тексте. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 41 42 43 44 45 Повторение по теме «Орфограммы в корне слова». Проверочные слова для орфограмм в корне слова. Слово. Предложение. Текст Слово и словосочетание. Части речи. Изложение «Свет осени». Род имен существительных. Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже) Упражнения в записи имен существительных женского рода с мягким знаком на конце. Изменение имен прилагательных по родам. Связь частей речи в словосочетаниях. Устойчивые сочетания слов. Контрольный диктант за первую четверть «Барсуки». Работа над ошибками. Вопросительные и повествовательные предложения. Употребление отрицательной частицы НЕ. Побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений . Типы текста. Текст – повествование. Типы текста. Текст – описание. Типы текста. Текст – рассуждение. Изложение «Долгожданная зима». Повествование. Рассуждение. Описание. Главные части в средствах языка. Словарный диктант. Корень-главная значимая часть слова. Сочинение «Первый снег». Анализ и редактирование сочинения. Правописание корня. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Способы проверки двух (одной) безударных гласных в словах. Главное слово в словосочетании. Тест по теме. Главные члены предложения как грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое – смысловое и структурное ядро предложения. Главная (основная) мысль текста. Тема и основная мысль текста. Словарный диктант. Способы выражения основной мысли в текстах. Главные части слова и словосочетания. Контрольный диктант за первое полугодие. 46 47 48 49 50 Работа над ошибками. Контрольное списывание текста «Русь». Части речи в роли главных членов предложения. Подлежащее. Употребление личных местоимений. Значение лица и числа личных местоимений. Значение рода местоимений. Признаки личных местоимений. 1 1 1 1 1 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 Сказуемое. Изменение глагола по временам. Употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени. Изменение глаголов прошедшего, настоящего и будущего времени. Начальная форма глагола. Формы рода глаголов прошедшего времени. Родовые окончания глаголов. Спряжение глаголов настоящего и будущего времени. Диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол». Роль приставок и суффиксов в словах. Правописание приставок и предлогов. Слитное написание приставок. Правописание гласных в приставках. Правописание согласных в приставках. Алгоритм проверки. Употребление разделительного твердого знака после приставок. Словарный диктант. Изложение «Покормим пернатых друзей». 1 1 Употребление разделительного твердого и мягкого знаков. Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Употребление слов с суффиксами, указывающими на лицо и род занятий. Употребление слов с суффиксами и приставками. Творческое списывание. Назначение зависимого слова в словосочетании. Падежные формы имен существительных. Употребление в словосочетаниях падежных форм имен существительных и прилагательных. Употребление падежных форм разных частей речи. Употребление падежных форм местоимений. Итоговая контрольная работа по теме «Правописание приставок» за 3 четверть. Анализ, работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Правописание местоимений с предлогами. Повторение по теме «Словосочетание». Второстепенные члены предложения. Анализ (разбор) простого предложения. Связь второстепенных членов с главными членами предложений. Текст – повествование. Текст – рассуждение. Словарный диктант. Наблюдение над способом, средствами развития мысли в текстах описания. Обучающее сочинение «Любимая игрушка». Слово и словосочетание Морфологический анализ частей речи. Изменение частей речи. Разбор частей речи по составу. Правописание орфограмм в корне слова. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Проверочная работа по теме «Правописание слов» Анализ и коррекция ошибок. Особенности предложения и текста. Распространенное и нераспространенное предложения. Повторение по теме «Состав слова». Изложение «Любопытные». Части речи. Имя существительное. Повторение. Изменение по родам, числам и падежам имен существительных. Повторение. Части речи. Имя прилагательное. Повторение. Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием «Дождь в лесу». Глагол. Повторение. Контрольное списывание с творческим заданием. Части речи. Местоимение. Повторение. «Занимательное языковедение». Урок – игра. 4 класс 136 ч (4 ч в неделю) Тема урока Общаемся устно и письменно. Особенности устной речи. Слог. Ударение в словах. О нормах произношения и правописания гласных в словах. О нормах произношения и правописания согласных в словах. Письмо другу "Как я провел лето". Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. Употребление Ь и Ъ знаков. Словарный диктант. Правописании слов с непроизносимыми и двойными согласными. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в предложениях по цели высказывания. Логическое ударение. Уточняем смысл высказывания. Упражнение в употреблении и оформлении на письме этикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Входной контрольный диктант по теме: «Общаемся устно и письменно». Работа над ошибками в диктанте. Выделяем этикетные слова и фразы. Составляем текст поздравления с днём рождения. Главные и второстепенные члены предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи и члены предложения. Неопределённая форма глаголов (повторение). Времена глаголов. Глаголы прошедшего времени (повторение). Формы глаголов в настоящем и будущем времени. Спряжение глаголов. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Спряжение глаголов. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Изложение "Косматый великан". Мягкий знак после шипящих в глаголах. Мягкий знак после шипящих в глаголах. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Контрольный диктант за 2 четверть. Работа над ошибками. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание глаголов. Изложение «Подснежник». Упражнение в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах. Выражение сказуемого глаголами настоящего времени. Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. Глаголы-сказуемые в побудительных и других предложениях. Синтаксический анализ предложений (обобщение). Второстепенные члены предложения. Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Падежные формы склоняемых частей речи (повторение). Падежные формы склоняемых частей речи (повторение). Однородные подлежащие и сказуемые. Развитие речи. Публицистический стиль. Однородные подлежащие и сказуемые. Однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Развитие речи. Газетно-публицистический стиль. Знаки препинания при однородных членах предложения. Контрольный диктант по теме: «Предложения с однородными членами». Работа над ошибками. Простые предложения с однородными членами предложения. Списывание текста с самостоятельной расстановкой знаков препинания. Осложнённое списывание текста. Строение текста повествование. Строение текста описание. Строение текста рассуждение. Обучающее изложение по теме: «Строение текстов разных типов». Слово как часть речи. Контрольный диктант за 1 полугодие. Изменение частей речи по числам и родам. Изменение частей речи по числам и родам. Развитие речи. Сочинение- пейзажная зарисовка. Значение числа и рода личных местоимений. Повторение по теме: «Изменение частей речи по числам и родам». Спряжение и склонение. Спряжение и склонение. Анализ сочинения – пейзажная зарисовка. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 Спряжение и склонение. Имена существительные 1 склонения. Имена существительные 2 склонения. Имена существительные 3 склонения. Изложение «В берлоге» по коллективно составленному плану. Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных в единственном числе. Окончания имён существительных в творительном падеже. Падежные окончания имен существительных 3 склонения. Составление текста – повествования по серии картинок и опорным словам. Падежные окончания имён существительных в дательном и предложном падежах. Правописание имен существительных, оканчивающихся на -ия, ий, -ие. Контрольный диктант по теме: «Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе». Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. Составление плана текста. Окончания имён существительных винительного падежа во множественном числе. Окончания имён существительных родительного падежа во множественном числе. Гласный - а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей. Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. Изложение «Снежный барс». Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел. Повторение по теме: «Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел». Контрольный диктант по теме: «Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел». Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. Сочинение с элементами рассуждения «Что такое счастье». Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных. Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных. Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных. Обучающее изложение-рассуждение. Повторение по теме: «Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных». Правописание падежных форм личных местоимений. Правописание падежных форм личных местоимений. Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Обучающее изложение "Вода с закрытыми глазами". 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Развитие речи. Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик». Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Формы имён прилагательных. Причастие- часть речи. Наречия – признаки действия. «Салют весне!» сочинение по наблюдениям. Деепричастие. Частицы – служебные части речи. Предлоги, союзы – служебные части речи. Слово. Называть, обозначать, давать имя… Развитие речи. Лексическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. Лексическое и грамматическое значение слова. Правописание окончаний имен существительных. Правописание окончаний имен прилагательных. Правописание слов. Обобщение знаний учащихся о трёх типах текстов. Предупредительный или объяснительный диктант. Контрольный диктант по теме: «Правописание слов». Монолог, диалог. Работа над ошибками. Предложение. Текст. Подробное обучающее изложение текста- рассуждения с элементами повествования. Распространение мыслей в предложении и тексте. Связи частей и предложений в тексте. Составление инструкции как разновидности текстаповествования. Композиция (построение) текста. Развитие речи. Описание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели». О роли языка в жизни человека. Повторение правил текста составления письма. Повторение правил текста составления письма. Повторение правил текста составления письма. Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Аудиторное тематическое планирование 4 класс 102ч (3ч в неделю) Тема урока № урока 1 Общаемся устно и письменно. Особенности устной речи. 2 Слог. Ударение в словах. 3 О нормах произношения и правописания гласных и согласных всловах. 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Письмо другу "Как я провел лето". Упражнения в написании слов с разными типами согласных и гласных орфограмм. Употребление Ь и Ъ знаков. Словарный диктант. Правописании слов с непроизносимыми и двойнымисогласными. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания. Логическое ударение. Уточняем смысл высказывания. Упражнение в употреблении и оформлении на письмеэтикетных фраз в ситуации приветствия, прощания, благодарности, извинения. Входной контрольный диктант по теме: «Общаемся устнои письменно». Работа над ошибками в диктанте. Выделяем этикетныеслова и фразы. Составляем текст поздравления с днём рождения. Главные и второстепенные члены предложения. Части речи и члены предложения. Неопределённая форма глаголов (повторение). Времена глаголов. Глаголы прошедшего времени(повторение). Формы глаголов в настоящем и будущем времени. Спряжение глаголов. Глаголы 1-го и 2-го спряжения. Изложение "Косматый великан". Мягкий знак после шипящих в глаголах. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Контрольный диктант по теме: «Правописание глаголов». Работа над ошибками. Гласные е-и в безударных личных окончаниях глаголов. Правописание глаголов. Изложение «Подснежник». Упражнение в написании личных окончаний глаголов, употребленных в текстах. Выражение сказуемого глаголами настоящего времени Выражение сказуемого «повелительными» формами глаголов в побудительных предложениях. Синтаксический анализ предложений (обобщение). Второстепенные члены предложения. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 Сочинение-миниатюра в художественном стиле. Падежные формы склоняемых частей речи (повторение). Однородные подлежащие и сказуемые. Развитие речи. Публицистический стиль. Однородные подлежащие и сказуемые, второстепенные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Развитие речи. Газетно-публицистический стиль. Контрольный диктант по теме: «Предложения соднородными членами». Работа над ошибками. Простые предложения с однородными членами предложения. Списывание текста с самостоятельной расстановкойзнаков препинания. Осложнённое списывание текста Строение текста повествование, описание, рассуждение. Обучающее изложение по теме: «Строение текстовразных типов». Слово как часть речи. Изменение частей речи по числам и родам. Развитие речи. Сочинение- пейзажная зарисовка. Значение числа и рода личных местоимений. Повторение по теме: «Изменение частей речи по числами родам». Спряжение и склонение. Анализ сочинения – пейзажная зарисовка. Имена существительные 1 склонения. Имена существительные 2 склонения. Имена существительные 3 склонения. Изложение «В берлоге» по коллективно составленномуплану. Безударные падежные окончания имён существительных в единственном числе. Склонение имён существительных в единственном числе. Окончания имён существительных в творительномпадеже. Падежные окончания имен существительных 3склонения. Составление текста – повествования по серии картинок иопорным словам. Падежные окончания имён существительных в дательном и предложном падежах. Правописание имен существительных, оканчивающихсяна -ия, -ий, ие. Контрольный диктант по теме: «Безударные падежныеокончания имён существительных в единственном числе». Безударные падежные окончания имён существительных во множественном числе. Составление плана текста. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 71 Окончания имён существительных винительного и родительного падежа во множественном числе. Гласный - а в окончаниях дательного, творительного и предложного падежей. Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей ичисел. Изложение «Снежный барс». Повторение по теме: «Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел». Контрольный диктант по теме: «Выбор гласных в окончаниях форм разных падежей и чисел». Падежные окончания имён прилагательных единственного и множественного числа. Сочинение с элементами рассуждения «Что такоесчастье». 72 Проверка безударных падежных окончаний имёнприлагательных. 1 73 Проверка безударных падежных окончаний имёнприлагательных. 1 74 75 Обучающее изложение-рассуждение. Повторение по теме: «Проверка безударных падежных окончаний имён прилагательных». Правописание падежных форм личных местоимений. Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Обучающее изложение "Вода с закрытыми глазами". Правописание падежных форм склоняемых частей речи. Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Контрольный диктант по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Закрепление по теме: «Правописание падежных форм склоняемых частей речи». Развитие речи. Изложение по деформированному тексту по рассказу Г. Цыферова «Ёжик». Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Формы имён прилагательных. Причастие- часть речи. Наречия – признаки действия. «Салют весне!» сочинение по наблюдениям. Деепричастие. Частицы – служебные части речи. Предлоги, союзы – служебные части речи. Развитие речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Формы речи: монолог, диалог. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных. Обобщение знаний учащихся о трёх типах текстов. 1 64 65 66 67 68 69 70 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 95 96 97 98 99 100 101 102 Контрольный диктант по теме: «Правописание слов». Монолог, диалог. Предложение. Текст. Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования. Распространение мыслей в предложении и тексте. Связи частей и предложений в тексте. Составление инструкции как разновидности текста- повествования. Композиция (построение) текста. О роли языка в жизни человека. Повторение правил текста составления письма. Друзья мои – книги (составление отзыва о прочитанной книге). 1 1 1 1 1 1 1 1