Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» Адаптированная программа освоения учебного предмета «Окружающий мир» обеспечивает достижение обучающимися с ЗПР трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения адаптированной программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социокультурным опытом. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты должны отражать: 1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий; 14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать Окружающий мир: 1) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 2) расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 3) усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде; 4) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире, умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми. В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Человек и природа Выпускник научится: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Выпускник получит возможность научиться: использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов; моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора; осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Человек и общество Выпускник научится: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город; различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Выпускник получит возможность научиться: осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами; ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы; наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде; определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Раздел 2. Содержание учебного предмета Человек и природа Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений. Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера). Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений). Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы). Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорнодвигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них. Человек и общество Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности – основа жизнеспособности общества. Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах. Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику. Россия на карте, государственная граница России. Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края. Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка. История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Правила безопасной жизни Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в этом людям; - уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 1 класс № урока 1. Тема/Раздел Задавайте вопросы! Кол-во часов 1 Что и кто? 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?». Как, откуда и куда? Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?». Где и когда? 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?». Почему и зачем? Почему Солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле, поезде, самолете и на корабле нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 класс 68 часов (2 часа в неделю) № урока 1 2 3 Тема урока Как люди познают мир (15 ч) О науке. Что такое наука О науке. Науки бывают разные. Ученые России О науке. Человек – изобретатель. Учёные России Кол-во часов 1 1 1 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 Экскурсия в лес Экскурсия к водоёму Как учёные изучают мир. Наблюдения Как ученые изучают мир Умей видеть Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность Приборы и инструменты Измерение температуры. Практическая работа Измерение времени. Практическая работа Справочники, словари, энциклопедии Знаки и символы Об искусстве. Обобщение по теме: «Как люди познают мир». Мы живём на планете Земля (15 ч) Что такое космос. Созвездия Что такое космос. Планеты Солнечная система Солнечная система Голубая планета Земля Голубая планета Земля. Как устроена Земля 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей Спутник Земли — Луна Исследование космоса Что такое глобус. Практическая работа Почему день сменяет ночь Как изучали земной шар Как изучали земной шар. Путешествия Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники Исследование глубин морей и океанов Природа вокруг нас (23 ч) Тела и вещества Тела и вещества. Что такое вещество Об энергии Об энергии. От костра до котла Свет и цвет Свет и цвет. Природные и искусственные источники света Зеркала. Цвета радуги В мире звука В мире звука. Шум вредит здоровью 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 В мире камня. Коллекция камней Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей В мире живой природы. На опушке. Жизнь растений В мире живой природы. На опушке. Жизнь животных В берёзовой роще. Жизнь растений В берёзовой роще. Жизнь животных В ельнике. Жизнь растений В ельнике. Жизнь животных У лесного озера. Жизнь растений У лесного озера. Жизнь животных В сосновом лесу. Жизнь растений В сосновом лесу. Жизнь животных Берегите лес! Весна. Люди вокруг нас (15 ч) Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе Человек в обществе Труд в жизни человека Труд в жизни человека Семья. Отец и сыновья Семья Бюджет семьи. Деньги Бюджет семьи Будем вежливы. Правила культурного поведения в обществе Будем вежливы. Правила этикета Будем вежливы. Разговор по телефону О друзьях - товарищах О привычках. Как избавиться от плохих привычек Обобщение по теме «Люди вокруг нас» Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 2 класс 34 часа (1 час в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока Кол-во часов О науке. Что такое наука. Науки бывают разные. Ученые России. Человек – изобретатель. Экскурсия в лес. Как ученые изучают мир. Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность. Приборы и инструменты. Измерение температуры. Измерение времени. Справочники, словари, энциклопедии. Древняя библиотека. Знаки и символы. Об искусстве. Обобщение по теме «Как люди познают мир». Что такое космос. Солнечная система. Планеты. «Падающие звезды». Кометы. Голубая планета Земля. Как древние люди представляли себе Землю. Как устроена Земля. Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей. Спутник Земли - Луна. Исследование космоса. Что такое глобус. Почему день сменяет ночь. 1 Как изучали земной шар. Путешествия. Знаменитые путешественники. Как изучали земной шар. Исследование глубин морей и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 океанов. Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей. Тела и вещества. Об энергии. От костра до котла. Свет и цвет. Зеркала. Свет и цвет. Цвета радуги. В мире звука. О звуке. Веревочный телефон. Шум вредит здоровью. О музыке. В мире камня. Коллекция камней. Камни - самоцветы. В мире живой природы. На опушке. О насекомых. Бабочки и жуки. В мире живой природы. В березовой роще. В низине. В ельнике. Лиственница. В мире живой природы. У лесного озера. Берегите лес! Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей. Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе. Труд в жизни человека. Семья. Отец и сыновья. Бюджет семьи. О деньгах. Что такое бюджет. Будем вежливы. Кого называют вежливыми. Книжка, которой двести лет. Разговор по телефону. Как подарить подарки. О друзьях - товарищах. Два товарища. Что может помешать дружбе. О привычках. Как избавиться от плохих привычек. Лето. Неживая природа летом. Растения и животные летом. ИТОГО 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 34 3 КЛАСС 68 ч (2 ч в неделю) № урок а 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Тема урока Природа вокруг нас (8 ч) Что нас окружает. Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам. Экскурсия «Ориентирование на местности». Явления природы. Свойства тел и веществ. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) Свойства воды в жидком состоянии. Вода-растворитель. Свойства льда, снега и пара. Родники. Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. Значение воздуха для жизни. Состав воздуха . Свойства воздуха. Ветер. Охрана воздуха. Горные породы. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Почва. О царствах живой природы (16 ч) Четыре царства живой природы. Строение растений. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Жизнь растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Строение животных. Разнообразие животных. Домашние и дикие животные. Как животные воспринимают мир. Передвижение и дыхание животных. Питание животных. Размножение и развитие животных. Охрана животных. Грибы и бактерии. Человек (10 ч) Человек — часть живой природы. Кожа — первая «одежда». Скелет. Мышцы. Кровеносная система. Дыхание. Питание и выделение. Органы чувств. Нервная система. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны. Путешествие по ленте времени. Города и сёла. Названия городов. Кремль — центр города. Улицы города. Герб — символ города. Памятные места городов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» Современный город. Москва — столица России. Что такое государство. Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка. Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России. Государственный гимн России. Государственные награды. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ 3 класс 34 часа (1 час в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема урока Кол-во часов Что нас окружает. Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы». Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам. 1 Явления природы. Свойства тел и веществ. Свойства воды в жидком состоянии. Вода-растворитель. Свойства льда, снега и пара. 1 Родники. Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Облака, роса, туман, иней, изморозь. 1 Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Свойства воздуха. 1 1 1 1 1 1 10 11 12 ископаемых. 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Ветер. Охрана воздуха. Горные породы. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Использование, добыча и охрана полезных 1 Почва. Четыре царства живой природы. Строение растений. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Жизнь растений. Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени. Охрана растений. Строение животных. Разнообразие животных. Домашние и дикие животные. Как животные воспринимают мир. Передвижение и дыхание животных. Питание животных. Размножение и развитие животных. Охрана животных. Грибы и бактерии. 1 1 1 1 Человек — часть живой природы. Кожа — первая «одежда». Скелет. Мышцы. Кровеносная система. Дыхание. Питание и выделение. Органы чувств. Нервная система. Эмоции и темперамент. Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны. Путешествие по ленте времени. Города и сёла. Названия городов. Кремль — центр города. Улицы города. Памятные места городов. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 № урока Современный город. Москва — столица России. Что такое государство. Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка. Символы государства. Государственные награды. 4 класс 68 ч (2 ч в неделю) Тема урока 1 1 1 Кол-во часов Наш край (22 ч) 1 2 Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Предсказание погоды. Экскурсия в смешанный лес. Экскурсия к водоёму. Экскурсия на луг или в поле. Наша местность на плане и карте. План местности. Географическая карта. Равнины. Горы. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Как деятельность человека изменяет поверхность суши. 1 14 15 16. Богатства недр. Разнообразие почв. Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. 1 1 1 17 18 19 Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. Какие растения растут в лесу. Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. 1 1 1 20 21 Водоём. Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. 1 1 22 Сад. 1 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Наша Родина на планете Земля (12 ч) Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. Движение Земли. Тепловые пояса. В пустыне Африки. Экваториальные леса Южной Америки. Антарктида. Австралия. Евразия. Карта России. Зона арктических пустынь. Тундра. Зона лесов. Степи. Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Наши верные помощники (1 ч) История на карте. Исторические источники. Древняя Русь (5 ч) Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Московское царство (6 ч) Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке. Повторительно-обобщающий урок. Российская империя (9 ч) Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. 1 1 1 48 Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. 1 49 Образование и наука в XVIII веке. XIX век: победы и открытия (6 ч) Война 1812 года. Отмена крепостного права. Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века. Культура XIX века. Повторительно-обобщающий урок. Российское государство (13 ч) Революция в России. Россия в годы Советской власти. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. 1 44 45 46 47 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Современная Россия (8 ч) По северным городам России. По городам Центральной России. Города Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Повторительно-обощающий урок. Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека. Повторительно-обощающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока Аудиторное тематическое планирование по окружающему миру 4 класс 34 ч (1 ч в неделю) Тема урока Кол-во часов Наш край (9 ч) Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. Экскурсия в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. Наша местность на плане и карте. План местности. Географическая карта Равнины. Горы. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Богатства недр. Разнообразие почв. 1 7 Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Какие растения растут в лесу. 1 8 Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. Лес в жизни человека. Искусственные сообщества. Водоём. Поле. Животные — обитатели полей. Наша Родина на планете Земля (5 ч ) Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. Движение Земли. Тепловые пояса. Экваториальные леса Южной Америки. Антарктида. Австралия. Евразия. В пустыне Африки. Карта России. Зона арктических пустынь. Тундра. Зона лесов. Степи. Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. 1 1 2 3 4 5 6 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Наши верные помощники (1 ч) История на карте. Исторические источники. Древняя Русь (3 ч) Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 Московское царство (3 ч) Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке. Российская империя (2 ч) Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. Образование и наука в XVIII веке. 1 1 1 1 1 XIX век: победы и открытия (3 ч) 25 Война 1812 года. 1 26 27 Отмена крепостного права. Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века. Культура XIX века. Российское государство (3 ч) Революция в России. Россия в годы Советской власти. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. Современная Россия (4 ч) 1 1 31 По северным городам России. 1 32 По городам Центральной России. Города Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека. 1 28 29 30 33 34 1 1 1 1 1