Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные результаты освоения предмета «Изобразительное искусство»: 1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовнонравственном развитии человека; 2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; 3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; 4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.). 1 класс Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты: Регулятивные УУД: Обучающийся научится: • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные УУД: • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; Коммуникативные УУД: • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы; • использовать речь для регуляции своего действия. Предметные результаты: • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); понимание образной природы искусства; • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства; • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу; • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты; • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны; • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций; • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории; • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества; • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека. 2 класс Личностные результаты • У обучающихся будут сформированы: В ценностно - эстетической сфере у второклассника будет формироваться: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); • толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; • художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. В познавательной сфере у второклассника будет развиваться: • способность к художественному познанию мира; • умение применять полученные знания в собственной художественнотворческой деятельности. В трудовой сфере у второклассника будут формироваться: • навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); • стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения. Метапредметные результаты У второклассника продолжится формирование: • умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.); • желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; • активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; • умения организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • способности оценивать результаты собственной деятельности и одноклассников. Предметные результаты. У второклассника продолжатся процессы: • первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека; •формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; • овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.); • овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя; • развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла. 3 класс Личностные результаты У обучающихся будут сформированы: • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты: • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место; • использовать элементарные приемы изображения пространства; • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет: • называть разные типы музеев; • сравнивать различные виды изобразительного искусства; Предметные результаты: • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств; • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства) • применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона; • умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике. 4 класс В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научится: • понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира; • понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры; • понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения; • работать с пластилином, конструировать из бумаги макет • использовать элементарные приемы изображения пространства; • правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции; • называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет: • называть разные типы музеев; • сравнивать различные виды изобразительного искусства; • называть народные игрушки, известные центры народных промыслов; • использовать различные художественные материалы. Четвероклассник получит возможность научиться: • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности; • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров; • оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.; • использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности; • использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности; • использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; • анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия; • осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности. Планируемые результаты освоения предмета Личностные результаты: • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; • понимание особой культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; • сформированность эстетических потребностей ( потребности общения с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру и т.д.), ценностей и чувств; • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметные результаты: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой коллективной работы; • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов; • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать свое рабочее место; • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметные результаты: • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовном развитии; • сформированность основ художественной культуры, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусств; • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности; • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства) • применение художественных умений, знаний, представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; • умение обсуждать и анализировать произведения искусства; • усвоение названий ведущих художественных музеев России и своего региона; • умение видеть проявление визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре и на празднике. Содержание учебного предмета Базовый уровень. Виды художественной деятельности Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи. Скульптура.Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн.Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно- прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Азбука искусства. Как говорит искусство? Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём .Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения). Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению. Тематическое планирование с указанием количества часов В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим; - быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца; - знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну; - беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы); - проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе; - стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания; - быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни; - уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; - уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать нуждающимся в этом людям; - уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными возможностями здоровья; - быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших. Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений. 1 класс 33ч (1 ч в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Тема урока Количе ство Радужный мост. Цветовые оттенки. Радужный мост. Рисование радуги. Урок-игра «Угадай цвет». Красное королевство. Рисование красных ягод (земляника и малина). Оранжевое королевство. Экскурсия «Золотая пора листопада». Желтое королевство. Рисование жёлтых овощей и фруктов (лимон, дыня, репа). Зеленое королевство. Рисование зелёных фруктов (груша и яблоко. Сине – голубое королевство. Рисование синего моря с рыбками. Урок-конкурс. Фиолетовое королевство. Рисование фиолетовых цветов (астра и колокольчик). Волк и семеро козлят. Лепка фигурки волка. Волк и семеро козлят. Рисование образа «Злой волк». Сорока – Белобока. Рисование Сороки-Белобоки. Лепка сказочной птицы. Колобок. Иллюстрирование сказки «Колобок». Петушок – Золотой гребешок. Изображение петушка. Красная шапочка. Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. Буратино. Иллюстрация к сказке «Буратино». Снегурочка. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы». Дымковские игрушки. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрешки. Матрешки. Городец. Хохлома. Гжель. Круглое королевство. Беседа об искусстве аппликации и её красоте. Шаровое королевство. Лепка шариков из пластилина. Треугольное королевство. Аппликация из треугольников. Квадратное королевство. Аппликация из квадратов. Кубическое королевство. Узоры из геометрических фигур на кубике. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни». Проект учащихся по теме «Дизайн открыток». Проект учащихся по теме «Дизайн игрушек». 1 1 1 1 1 1 1 2 класс 34 часа (1час в неделю) № Тема урока ство урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Количе Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художникаживописца. Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гусилебеди». Школа графики и живописи. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гусилебеди» (продолжение работы). Школа графики и живописи. Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь. Школа живописи. «Краски и настроение». Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». Школа живописи и графики. «Осенний листок». Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. Лепка декоративной чаши. Школа декора. Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. Декоративное искусство вокруг нас. Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного Искусства. Печенье тетёрки. Школа народного искусства. Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочкисувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». 1 1 1 1 Аудиторное тематическое планирование 2 класс 17 ч (0,5ч в неделю) № Тема урока ство урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Количе часов Живопись. Основы цветоведения. Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» Акварель. Холодный цвет. Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». Школа живописи и графики. «Осенний листок». Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. Лепка декоративной чаши. Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». Декоративное искусство вокруг нас. Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки» Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорские узоры. Прялки. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Каргопольская игрушка. Полкан. Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Конусы. Школа дизайна. «Петушок». Цилиндры. «Весёлые зверята». 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 класс 34 ч (1 ч в неделю) № Тема урока во часов урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Количест Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином(акварель). Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров. Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). Портрет как жанр. Автопортрет. Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш) Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина). Портреты сказочных героев. Силуэт. Необычные портреты. Школа коллажа. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Школа народного искусства. Жостовские подносы. Школа народного искусства. Павлово-Посадские платки. Скопинская керамика. Школа народного искусства. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Декоративная композиция. Стилизация. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет. Школа декора. Маски из папье-маше (картона). Школа декора. Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. Праздничный декор. Писанки. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. Школа дизайна. Форма яйца. Декоративная свеча. Форма спирали. Архитектура и дизайн. Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек. Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья. Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 № Аудиторное тематическое планирование 3 класс 17 ч (0,5ч в неделю) Тема урока Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. Светотень. Школа графики. Рисование шара. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином (акварель). Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). Портрет как жанр. Автопортрет. Портреты сказочных героев. Силуэт. Богородские игрушки. Школа народного искусства. Жостовские подносы. Школа народного искусства. Павлово-Посадские платки. Скопинская керамика. Школа народного искусства. Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Праздничный декор. Писанки. Школа дизайна. Форма яйца. Декоративная свеча. Форма спирали. Архитектура и дизайн. Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна. Изготовление декоративного панно. 4 класс 34 часа (1 час в неделю) Тема урока урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Необычные музеи. Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. Школа живописи «Храбрый лев». Исторический жанр. Батальный жанр. Школа живописи и графики «Богатырское сражение» Бытовой жанр. Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Рисование фигуры человека. Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет. Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). «Натюрморт с двумя книгами». Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. Книжная графика как вид изобразительного искусства. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Искусство каллиграфии. Чудо-звери. Компьютерная графика. Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 № Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. Декоративные звери и птицы. Школа декора. Художественный металл. Каслинское литьё. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Палехские деревья. Русское кружево. Резьба по кости. Холмогорские узоры. Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. Мужской костюм. Обувь. Школа народного искусства. Тульские самовары и пряники. Русский самовар. Пряничные доски. Проверочный урок. Твои творческие достижения. Бионическая архитектура. Природные формы. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». Человек в дизайне. Дизайн костюма. Музей упаковки. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом». Проверочный урок. Итоговая контрольная работа. Аудиторное тематическое планирование 4 класс 17 ч (0,5ч в неделю) Тема урока урока 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов 1 2 Необычные музеи. Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. Школа живописи «Храбрый лев». 1 1 3 Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Портрет. Эмоции на лице. Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». 1 Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. 1 4 5 6 7 8 9 1 1 1 1 1 10 Декоративные звери и птицы. Школа декора. 1 11 Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья. Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. 1 Бионическая архитектура. Природные формы. Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. 1 12 13 14 15 16 17 1 1 1 1 1