ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа школьного курса «География Свердловской области» разработана на
основе концепции регионализации общего образования Свердловской области,
концепции школьного географического образования, требований федерального и
национально-регионального компонентов стандарта школьного географического
образования, а также с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной
школе.
Новизна программы состоит в последовательном и целенаправленном проведении
в школьную географию региона идей гуманизации, социологизации и экологизации,
пронизывающих современную географическую науку, и идей личностно ориентированного обучения. Все это существенно меняет образовательные цели,
содержание и технологию обучения по предмету.
Ключевой категорией содержания программы выступает понятие геокультурное
пространство региона, которое включает два взаимосвязанных смыслообразующих
признака:
- региональное географическое пространство как совокупность отношений между
географическими объектами, расположенными на конкретной территории и
развивающимися во времени;
- культура, которая как социальный феномен развивается в конкретном
географическом пространстве, приобретает качественные особенности и. становясь
сущностным элементом этого пространства, влияет на его развитие.
Понятие «геокультурное пространство региона» фиксирует пространственную
взаимосвязь культуры с другими элементами географического пространства. В
современных условиях эти взаимосвязи являются достаточно интенсивными,
сложными и многоаспектными. Различные элементы культуры входят практически
во все географические образования, превращая их в геокультурные: природнотерриториальные комплексы включают антропогенные (культурные) ландшафты;
территориальные хозяйственные комплексы полностью состоят из элементов
материальной культуры; территориальные общности людей выступают в качестве
носителей социально-культурной деятельности.
Таким образом, понятие «геокультурное пространство» означает, что культура
(материальная, духовная, соционормативная) теснейшим образом связана с
территорией, на которой она развивается, с ландшафтом этой территории, ее
природно-ресурсным потенциалом и представляет собой элемент географического
пространства. Геокультурное пространство это форма существования геокультурных
пространственно-временных систем, развивающихся и функционирующих на
конкретной территории.
Геокультурное пространство, как составная часть географического пространства,
обладает рядом свойств:
1. Структурность, проявляющаяся как в компонентном аспекте (включает
территорию с сформировавшимися на ней геокультурными элементами), так и в
территориальном аспекте (каждое пространство сугубо индивидуально и
неповторимо, то есть нигде на земном шаре не существует двух одинаковых
геокультурных пространств).
2. Системность. Геокультурное пространство есть результат устойчивых связей
между образующими его элементами. Эти связи придают пространству целостность,
комплексность, устойчивость и автономность
3. Динамичность. Образующие геокультурное пространство элементы и связи
между ними подвержены структурным и функциональным изменениям.
Динамичность есть результат неразрывной связи пространства и времени.
Теоретическое представление о геокультурном пространстве, реализующее
гуманистические и социокультурные идеи современной географической науки,
послужило научной основой для разработки программного содержания
регионального курса «География Свердловской области». Свердловская область в
этой связи рассматривается как целостное региональное геокультурное
пространство и одновременно как часть общероссийского и глобального
географического пространства.
Кроме идей современной географической науки программа ориентирована на
идеи личностно развивающего обучения, что усиливает гуманистическую и
социокультурную линии в ее содержании. Личностно развивающее обучение
предполагает создание условий для самоопределения, саморазвития личности. для
осмысленного учения и в конечном итоге способствует социализации личности
школьника.
Идеи личностно-развивающего обучения реализуются через следующие научнопедагогические принципы:
Принцип природосообразности осуществляется на основе изучения естественной
географической среды региона. Этот принцип ориентирует учащихся подросткового
возраста на осознание красоты, ценности природы своего края, на понимание
разносторонних связей человека с природой. В соответствии с принципом
природосообразности у подростка необходимо культивировать определенные
этические установки по отношению к окружающей природе, а также
природноохранное и ресурсосберегающее мышление и поведение. Это способствует
развитию ценностно-оценочного отношения ребенка к самому себе и к другим
людям, к естественно-географической среде, освоению способов бесконфликтного
поведения по отношению к ней.
Принцип социализации личности. Социализация-это процесс освоения и
воспроизводства человеком социального опыта, норм, ценностей, ролей. В пределах
региона человек вступает во взаимодействие со средой, которая представляет собой
совокупность природно-, экономико- и социально-географических условий его
жизнедеятельности. Одновременно все эти условия образует среду социализации
жителей региона. Региональная география, география места проживания в качестве
учебной дисциплины помогает учащимся видеть окружающий мир таким, каков он
есть, сделать правильный выбор жизненного и профессионального пути. К числу
социальных ролей, которые ученик осваивает, изучая географию своего региона,
можно отнести следующие: я - житель, я- работник, я -гражданин, я - исследователь.
Мысленное или реальное проживание этих ролей способствует развитию у учащихся
таких общественно значимых качеств, как социальная ответственность и социальная
компетентность.
Принцип кулыпуросообразности осуществляется через непрерывный процесс
обучения, воспитания и развития личности, в том числе и через содержание
регионального геокультурного пространства, включающего элементы материальной,
духовной, поведенческой культуры и менталитет конкретного социума, который
определяет отношение человека к самому себе, к людям, к социуму, к природе.
Кроме перечисленных принципов при разработке содержания программы
использовались и такие принципы, как исторический, проблемный, типологический,
экологический и другие.
Таким образом, принятая авторами ориентация на идеи личностно
ориентированного обучения усиливает образовательную ценность научного
географического знания, позволяет соотносить особенности геокультурного
пространства Свердловской области с формами самоопределения и саморазвития
личности.
Образовательная цель курса - сформировать у учащихся целостное
представление
о
геокультурном
пространстве
Свердловской
области,
закономерностях его существования и развития. Такое целостное представление во
многом определяет реальное поведение человека в окружающей географической
среде, в конкретных ситуациях жизнедеятельности, развивает способность
противостоять разрушительным, деструктивным процессам, поддерживать
прогрессивные, созидательные тенденции, способствует развитию социальной
компетентности молодых жителей региона.
Региональный курс «Экономическая география Свердловской области»
органически связан с содержанием федерального курса школьной географии,
особенно с географией 8-10 классов. Программа регионального курса составлена
таким образом, что основные научно-теоретические положения, практикоориентированные, развивающие компоненты, ценностные основания, а также
требования федерального уровня к географической подготовке учащихся
преемственно развиваются на региональном уровне. В результате курс
«Экономическая география Свердловской области» вносит существенный вклад в
достижение общей стратегической цели школьного географического образования,
которая заключается в формировании у подростков целостной географической
картины мира как составной части ноосферы. Цель курса определяет его
общеобразовательные и предметные задачи.
Общеобразовательные задачи:
1. Обеспечить развивающий характер образования, создать условия для
ценностного социокультурного определения и саморазвития личности.
2. Способствовать самоопределению личности в системе общественных,
межличностных отношений, становлению ответственного поведения по отношению
к природной, социокультурной среде, к другим народам, этносам и их ценностям.
3. Через глубокую научную и практическую направленность содержания курса
способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых,
удовлетворять и развивать их образовательные потребности в познании и преобразовании геокультурного пространства региона.
4. Развивать гибкость мышления и поведения как условие непрерывного общего и
профессионального образования и самообразования, объективно необходимых при
развитии рыночной экономики и наукоемких производств.
Предметные задачи:
1. Сформировать системное представление о Свердловской области как
географически целостном регионе, субъекте Российской Федерации и мирового
(глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются
как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
2. Развивать представление о регионе как о сложном геокультурном пространстве,
в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и
саморазвитие личности; показать исключительно большое практическое значение
познания человеком взаимосвязей природных, экономических, социальных,
демографических, этнографических, культурологических, геоэкологических явлений
в регионе.
3. Формировать географическую культуру учащихся через приобщение к
конкретным знаниям по географии Свердловской области; развивать умение работать
с географо-краеведческими источниками информации, особенно с тематическими
картами географического атласа Свердловской области.
Количество часов в неделю по учебному плану: 1 ч.
Количество часов за два учебный год: 35 ч.
При изучении курса География Свердловской области предусмотрена без
оценочная система.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ВВЕДЕНИЕ
Свердловская область - субъект Российской Федерации. Дата образования
Свердловской области. Современное административно-территориальное устройство:
территории, подчиненные сельским администрациям, административные районы и
города с подчиненными территориями, управленческие округа.
Что изучает география области. Роль географических знаний в комплексном
изучении родного края. Значение краеведческой работы и знаний о родном крае для
местного населения, развития нации.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
История заселения и хозяйственного освоения территории Свердловской
области
Первоначальные сведения о населении территории современной Свердловской
области по материалам археологических раскопок и древним литературным
источникам.
Этапы в истории заселения и хозяйственного освоения территории.
Первый этап (конец XII - вторая половина XVI вв.) - связь с Новгородской землей
и Московской Русью.
Второй этап (вторая половина XVI - конец XVII вв.) - поход Ермака,
присоединение к территории Русского государства, возникновение первых городов.
Преимущественное сельскохозяйственное освоение юго-восточной Зауральской
I.
части, возникновение крупных сельских поселений - слобод. Начало развития
горнозаводской промышленности.
Третий этап (конец XVII - начало XIX вв.) - бурное развитие горнозаводского дела
на Среднем Урале. В.Н. Татищев и В.И. де Геннин - выдающиеся государственные
деятели, основатели Екатеринбурга. Династия горнозаводчиков Демидовых основателей черной металлургии на Урале. Становление промышленной культуры
Среднего Урала. И.И. Ползунов - изобретатель и конструктор паровой машины.
Четвертый этап (XIX - начало XX вв.) - признаки застоя в развитии
горнозаводской промышленности на Среднем Урале. Возникновение новых отраслей
промышленности: металлообработки и машиностроения, химической, лесной.
Постройка первого русского паровоза Е.А. и М.Е. Черепановыми, изобретение ра-Л1
ю А.С. Поповым. Расцвег камнерезного и гранильного искусства.
Пятый этап (советский период) - индустриализация, прием эвакуированных с
запада предприятий во время Великой Отечественной войны. Милитаризация
промышленного комплекса Среднего Урала. Начало проявления кризиса в базовых
отраслях промышленности в 60-е годы.
Шестой этап (постсоветский период) - развитие хозяйства по пути рыночных
отношений, создание новых форм собственности и организации производства,
конверсия ВПК.
Экономико-географическое положение
Особенности ЭГП Свердловской области, следствие ЭГП и положение области
внутри страны. Транспортно-географическое положение Свердловской области.
Практическая работа: особенности ЭГП Свердловской области.
География населения
Этнический состав населения и его формирование. Коренные национальности
Среднего Урала: манси, башкиры, сибирские татары и пришлое население. Образ
жизни и основные занятия коренного населения в прошлом и настоящем.
Динамика численности населения Свердловской области. Периоды наиболее
высокого и низкого прироста населения. Изменение численности населения в связи с
особенностями естественного прироста. Роль миграций в формировании и динамике
численности населения в разные исторические периоды. Территориальные различия
динамики населения.
Возрастной и половой состав населения как фактор и результат
демографического развития области. Территориальные особенности полового и
возрастного состава населения. «Старение» населения области. Проблема «невест» в
сельской местности.
Карта плотности населения. Влияние природных условий и географии хозяйства
на размещение и плотность населения. Главные полосы расселения Свердловской
области.
Социальный состав населения и его изменение в постсоветский период под
влиянием изменения социальных отношений. Современная социальная
стратификация
общества
Среднего
Урала и ее географические особенности.
Трудовые ресурсы Свердловской области, их количественная и качественная
характеристика. Взаимосвязь с половозрастной структурой и демографическими
процессами. Профессиональный состав трудовых ресурсов Среднего Урала в
прошлом: рудознатцы, каменных дел мастера, углежоги, металлурги. Народные
промыслы. Современный профессиональный состав трудовых ресурсов. Резкое
преобладание занятых в тяжелой промышленности. Система подготовки кадров.
Наиболее крупные центры профессиональной подготовки: Екатеринбург, Нижний
Тагил, Каменск-Уральский, Серов. Использование трудовых ресурсов. Проблемы
занятости трудовых ресурсов в современных условиях.
Городское население и его динамика. Процесс урбанизации, уровень и темпы.
Типы городских поселений Свердловской области по происхождению, людности и
выполняемым функциям. Горнозаводская часть области - наиболее урбанизированный район. Системы городских поселений: Екатеринбургская, Нижнетагильская,
Серовская - их специфика.
Сельское расселение и его характерные особенности в различных природнохозяйственных зонах. Деревенский приречный и притрактовый характер расселения.
Облик уральской деревни в прошлом и настоящем.
Повышенный удельный вес несельскохозяйственных поселений в сельском
расселении. Взаимосвязь городского и сельского расселения. Екатеринбургская
городская агломерация.
Географические проблемы населения и трудовых ресурсов в Свердловской
области.
Практическая работа: население Свердловской области.
Межотраслевые комплексы и отрасли государственного значения
(специализации)
Металлурго-химический комплекс - фундамент всего хозяйственного комплекса
Свердловской области. Черная металлургия и ее характерные особенности: высокий
уровень концентрации, дефицит сырья, низкая техническая оснащенность. Ведущие
факторы размещения черной металлургии на территории области (сырьевой,
экономико-географическое положение и исторический) и ее география.
Цветная металлургия области и ее отраслевой состав. Медная промышленность старейшая отрасль цветной металлургии на Среднем Урале. Сырьевой фактор в
размещении медеплавильной промышленности. Алюминиевая промышленность наиболее молодая отрасль цветной металлургии Свердловской области. Влияние
сырьевой базы и электроэнергетики на размещение производств алюминия в области.
Производство никеля. Проблемы развития цветной металлургии: дефицит сырья и
электроэнергии.
Взаимосвязь черной и цветной металлургии с химической промышленностью на
основе комплексного использования сырья и утилизации отходов. Развитие
производства азотных удобрений и пластмасс на основе коксования угля на
Нижнетагильском металлургическом комбинате; производство серной кислоты и
фосфорных удобрений на Красноуральском и Среднеуральском (СУМЗ - г. Ревда)
медеплавильных комбинатах.
Химические производства, развивающиеся на привозном сырье: шинное и
резинотехнических изделий, синтетических волокон.
Машиностроительный комплекс. Отраслевой состав. Ведущая роль тяжелого
машиностроения (оборудование для горнодобывающей, металлургической
промышленности, энергетическое оборудование). Изменение отраслевого состава
машиностроения за послевоенный период: развитие радиотехнического,
инструментального машиностроения. Взаимосвязь машиностроительного и
металлурго-химического комплексов. Влияние трудовых ресурсов и научнотехнической базы на размещение машиностроения в Свердловской области. Место
военно-промышленного комплекса в машиностроении области и проблемы
конверсии.
Лесопромышленный комплекс. Состав комплекса (лесозаготовка, лесопильнодеревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лесохимическая гидролизная
промышленности). Углубленная переработка древесины и использование отходов,
экологическая
целесообразность
дальнейшей
разработки
лесов.
Роль
железнодорожных магистралей Ивдель-Обь и Тавда-Сотник для развития и
размещения предприятий комплекса.
Практическая работа: отрасли специализации Свердловской области.
Межотраслевые комплексы и отрасли внутриобластного значения
(обслуживающие население и хозяйство Свердловской области)
Топливно-энергетический
комплекс.
Состав
комплекса.
Топливноэнергетический баланс Свердловской области и его изменение. Основные
поставщики топлива.
Электроэнергетика. Несоответствие объемов производства и потребления
электроэнергии. Проблемы и перспективы развития и размещения топливноэнергетического комплекса.
Карта топливно-энергетического комплекса Свердловской области. Крупнейшие
электростанции:
Рефтинская,
Среднеуральская,
Белоярская
(АЭС),
Краснотурьинская.
Комплекс отраслей по производству строительных материалов. Состав
комплекса. Взаимосвязь комплекса с другими отраслями промышленности и
межотраслевыми комплексами. Цементная промышленность и ее связь с черной
металлургией. Асбестовая промышленность - отрасль государственной специализации. Производство стеновых материалов (кирпич, железобетонные изделия) и
их тяготение к потребителю. Стекольная промышленность.
Агропромышленный
комплекс.
Специфические
особенности
агроклиматических ресурсов: недостаточное количество тепла в северных районах,
поздние весенние и ранние осенние заморозки в южных районах, переувлажненность
северо-восточной части области. Структура земельного фонда, малый удельный вес
сельскохозяйственных угодий и посевных площадей. Низкое естественное
плодородие почв, каменистость и маломощность, горных почв.
Сельское хозяйство - основа агропромышленного комплекса. Животноводство в
структуре сельского хозяйства области, молочно-мясная специализация
животноводства. География животноводства. Структура растениеводства:
выращивание зерновых (яровая пшеница, озимая рожь, ячмень), овощеводство и
картофелеводство. География растениеводства.
Состав комплекса, относительно низкий уровень развития комплекса. Факторы
размещения легкой промышленности Свердловской области: потребительский и
необходимость использования свободных женских трудовых ресурсов.
Сфера услуг Свердловской области: бытовое, торговое, медицинское, культурнопросветительное обслуживание населения и их география. Народное образование,
географические особенности школьного обслуживания. Иерархия центров обслуживания населения. Основные региональные центры сферы услуг: Екатеринбург,
Нижний Тагил, Серов, Каменск-Уральский, Красноуфимск, Ирбит, Тавда. Малый
бизнес в сфере обслуживания.
Транспортный комплекс. Состав комплекса и роль отдельных видов транспорта
в его структуре.
Ведущая роль железнодорожного транспорта во внешних перевозках и во
внутренних перевозках массовых грузов. Густота железных дорог в пределах области
и ее территориальные различия. Электрификация железных дорог. Крупные железнодорожные узлы и железнодорожные магистрали.
Автомобильный транспорт и его ведущая роль во внутриобластных перевозках.
Густота автодорог с твердым покрытием в пределах области и её территориальные
различия. Важнейшие автодороги.
Речной транспорт и его роль в северо-восточных районах. Основные судоходные
реки: Тавда и Тура.
Воздушный транспорт. Екатеринбургский аэропорт - один из крупнейших в стране.
Трубопроводный транспорт. Трубопроводы, связывающие область с основными
нефте- и газоносными районами страны: Бухара-Урал, Уренгой-Игрим-СеровНижний Тагил-Екатеринбург. Карты транспорта.
Практическая работа: хозяйство Свердловской области.
Обобщающий урок по теме «Хозяйство Свердловской области»
Экономико-географические районы Свердловской области
Деление Свердловской области на районы. Общая комплексная характеристика
районов Свердловской области.
Практическая работа: экономические районы Свердловской области.
Экологические проблемы Свердловской области
Наиболее острые экологические проблемы Свердловской области. Проблемы
связанные с промышленным производством. Мероприятия, проводимые для решения
этих проблем.
Обобщающий урок по разделу «Экономическая и социальная география
Свердловской области»
Экономико-географическая характеристика города Богданович
Географическое положение г. Богданович. Природные условия и природные
ресурсы.
Население и трудовые ресурсы. Экономика города Богданович.
Экологические проблемы города.
Итоговый урок по курсу «География Свердловской области»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметно-информационная составляющая образованности
Прогнозировать и оценивать:
геокультурное своеобразие территории Свердловской области как субъекта
Российской Федерации;
тенденции изменения природных, экономических и социокультурных
процессов в регионе как составной части российского географического пространства;
возможные изменения географических объектов на территории Свердловской
области под действием природных и социокультурных факторов с учетом
закономерностей их возникновения и развития;
- изменения в сложившемся региональном опыте хозяйственной деятельности под
влиянием реформирования хозяйственного комплекса страны.
Объяснять:
- особенности природных компонентов и их взаимосвязи, формирование
природных комплексов на территории региона под воздействием общих
географических закономерностей;
- закономерности размещения основных видов природных ресурсов и их
территориальные сочетания;
- принципы рационального природопользования как элементы соционормативной
культуры человека, последствия нарушения этих принципов для природы и жизни
человека:
- связь между историко-географическими периодами освоения территории,
этапами развития материальной культуры и системой культурных ценностей в
регионе; социокультурные признаки современного портрета региона в контексте
российских процессов;
- особенности материальной культуры населения как средство его адаптации к
природным особенностям региона;
- смысл былин, сказаний, преданий, поговорок как результат художественного
осмысления природных особенностей региона и культурно-исторических связей
населения с природой мест проживания;
- особенности
населения:
численность,
демографические
процессы,
половозрастную структуру, структуру занятости, темпы и уровень урбанизации,
расселение;
- географию межотраслевых комплексов российского и областного значения,
особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства, соотношение
уровней развития различных отраслей в хозяйственном комплексе региона;
противоречия между традиционными и новыми видами хозяйствования в
регионе и вытекающие отсюда проблемы;
- географические особенности региона как уникального, самобытного
геокультурного
пространства,
староосвоенного,
милитаризированного,
высокоурбанизированнорго субъекта Российской Федерации;
- уникальность и общечеловеческую ценность объектов, имеющих статус
памятников природы и культуры.
Описывать:
особенности природы Свердловской области как результат длительного
развития природы Земли;
географические особенности отдельных территорий в пределах
Свердловской области;
особенности отраслей и межотраслевых комплексов, внешнеэкономические
связи, состав экспорта - импорта;
связи между природными, культурно-историческим, экономическими и
демографическими процессами;
элементы материальной и духовной культуры как продукт творческой
деятельности человека в конкретных природных условиях региона;
территориальные различия условий жизни и хозяйственной деятельности
людей в регионе;
различные ситуации, развивающиеся в геокультурном пространстве региона
в результате взаимодействия его различных компонентов;
рекреационные возможности отдельных территорий области.
Определять:
- зависимость между рельефом и геологическим строением территории по
тематическим
картам:
физической,
геологической,
тектонической,
геоморфологической;
- взаимосвязи между типами растительности, почв, особенностями рельефа и
режима увлажнения;
- принадлежность природных объектов к определенным видам природных
ресурсов, определять их хозяйственную ценность;
- ресурсообеспеченность региона отдельными видами ресурсов;
- влияние природных условий и природных ресурсов на жизнь и хозяйственную
деятельность населения региона;
- характер производственных связей между отраслями хозяйства;
- содержание наиболее важных топонимов;
- функции городов и других типов поселения.
Называть и показывать:
- особенности географического положения Свердловской области, размеры
территории, протяженность границ, координаты крайних точек;
- основные тектонические структуры, преобладающие горные породы, их
происхождение, распространение, крупные формы рельефа, важнейшие виды
минеральных ресурсов и их месторождения на территории области, уникальные
минералогические объекты;
- климатообразующие факторы, климатические показатели для области в целом и
отдельных населенных пунктов, народные приметы в наступлении определенного
типа погоды;
- главные речные системы, основные реки, озера, водохранилища;
- основные свойства зональных типов почв, растительности, животного мира,
типичные виды растений и животных географических зон и подзон, почвы и растения
гор, виды растений и животных Красной книги Урала;
- природные комплексы разного типа и ранга, критерии их выделения;
- численность, этнический состав населения, ареалы распространения основных
этнических групп, особенности демографической ситуации в регионе, размещение
городского и сельского населения, районы с максимальной и минимальной
плотностью населения;
- место Свердловской области в хозяйственном комплексе Уральского
экономического района и Российской Федерации:
- состав межотраслевых комплексов, важнейшие хозяйственные объекты: центры
промышленности, сельского хозяйства, транспортные узлы, культурно-исторические
и рекреационные центры;
- тенденции в изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства;
- имена известных ученых, путешественников, выдающихся личностей, внесших
вклад в освоение и изучение Среднего Урала; методы географических исследований,
примеры современных географических исследований на территории Свердловской
области;
- общие требования к составлению покомпонентной характеристики природных,
хозяйственных и социальных объектов.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
- знать основные источники географо-краеведческой информации и правила
работы с ними; анализировать таблицы, графики, схемы, статистические данные,
сопоставлять средние и абсолютные величины, сравнивать региональные и
среднероссийские показатели, работать с общегеографическими и тематическими
картами, составлять на их основе модели, оценки, прогнозы;
- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации или
использовать их комплекс в соответствии с условиями конкретной учебной или
жизненной ситуации и с коммуникативными целями;
- владеть
приемами
аргументации,
доказательства
правильности
географического суждения, своей позиции в диалоге, давать собственную оценку
географическим событиям;
определять степень географической правильности и обоснованности высказываний,
суждений, диагностировать географические ошибки, неточности, корректно их
исправлять;
- анализировать конкретные экономические, демографические, экологические
ситуации на основе типовых планов и исследовательской деятельности; понимать
исследовательскую деятельность как способ самовыражения;
- объяснять место и роль отдельного геокомпонента в целостной географической
системе;
- понимать, что региональная география - особая область культурно-практической
деятельности людей, производящих научное знание (рациональное мышление в
понятиях); понимать, что природа и другие географические особенности региона
могут отражаться средствами искусства, результатом которого является мышление в
образах.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
- восприятие природных богатств и самой территории региона как уникальной
ценности, как необходимой ресурсной базы хозяйственного развития региона;
оценивание сложившегося опыта хозяйственной деятельности в регионе и его адекватности в условиях реформирования хозяйственного комплекса страны;
- уважительное отношение к себе и к другим людям, природе, геокультурному
пространству региона в целом на основе понимания уникальности природных,
социальных и хозяйственных объектов;
- понимать культуру как элемент геокультурного пространства региона,
оценивать ее как систему сознательно приобретенных и передаваемых от поколения
к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения; владеть способами бесконфликтного поведения в географической
среде как элементами личного культурного опыта;
- самоопределение личности через осмысление нравственных ценностей,
готовность к профессиональному выбору, отношение к профессии как жизненной
ценности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
урока
1
Раздел, Тема
Часы
Введение
«Экономическая и социальная география Свердловской области»
Историко-географические особенности заселения и хозяйственного освоения
Среднего Урала и Зауралья. Допетровский период освоения Среднего Урала.
1
1
6
В.Н. Татищев и В.И. Де-Генин- организаторы металлургического производства на
Урале.
Заселение и развитие экономики Среднего Урала со времен Петра1 до начала XX
века.
Особенности современного экономико-географического положения Свердловской
области
Численность населения и естественное движение населения. Миграция населения.
7
8
Миграция населения.
Трудовые ресурсы. Занятость населения. Рынок труда Свердловской области.
1
1
Рынок труда Свердловской области.
Национальный и религиозный состав населения.
Национальный и религиозный состав населения.
Проектная работа «Народы Урала».
Уровень жизни и проблемы населения Свердловской области.
Размещение населения. Городское и сельское население.
Городское и сельское население
Екатеринбург- столица Урала.
Проблемы урбанизации.
Общая характеристика хозяйства Свердловской области.
Металлурго-химический комплекс.
Проектная работа «Старейшие металлургические заводы Урала».
Машиностроительный и обрабатывающий комплекс. « Уралмаш»-гигант первых
пятилеток.
« Уралмаш»-гигант первых пятилеток.
ВПК Свердловской области.
Лесопромышленный комплекс.
Строительный комплекс. Проект «Сухоложский цементный завод».
Агропромышленный комплекс.
Проект « Фермерские хозяйства Богдановичского района».
Социальный комплекс.
Транспортный комплекс.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
3
4
5
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
30
31
География внешнеэкономических связей Свердловской области.
Современная экологическая ситуация и проблемы экологической безопасности.
1
1
32
Современная экологическая ситуация и проблемы экологической безопасности.
1
33
34
Охрана природы. Особо охраняемые природные территории.
Итоговый
урок по разделу «Экономическая и социальная география
Свердловской области»
1
1
34
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
География Свердловской области: Учебное пособие для основной и средней
школы. - Екатеринбург: Издательство «Сократ», 2006.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Свердловская область: Природа, население, хоз-во, экология: Учеб. пособие
для учащихся ст. кл. по курсу "География Свердловской обл."
Капустин, Владимир Григорьевич; Корнев, Иван Николаевич, 1998
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
https://nsportal.ru/sites/default/files/2024/08/01/karta_sverdlovskoy_obl.ppt
https://vimeo.com/32639110