ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Плавание» для учащихся 10-11 классов Составитель: Исмакаев Р.Л. учитель физической культуры первой квалификационной категории г. Богданович 2024 Пояснительная записка Данная рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе Федеральной рабочей программы начального общего образования «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» (для 10-11 классов образовательных организаций), 2024 г. При создании программы учитывались потребности современного российского общества в физически крепком и дееспособном подрастающем поколении, способном активно включаться в разнообразные формы здорового образа жизни, использовать ценности физической культуры для самовоспитания, саморазвития и самореализации. Плавание является одним из универсальных средств физического воспитания. Занятия плаванием имеют большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение, так как умение плавать является жизненно необходимым навыком каждого человека и гарантирует сохранение жизни, обеспечивает безопасность и предотвращает несчастные случаи при нахождении его в водной среде. Средства плавания способствуют гармоничному развитию и укреплению здоровья детей обучающихся, комплексно влияют на органы и системы растущего организма, укрепляя и повышая их функциональный уровень, а также являются важным средством закаливания, повышения выносливости и устойчивого состояния организма к воздействию низких температур, простудным заболеваниям и другим изменениям внешней среды. При реализации модуля владение различными способами плавания обеспечивает развитие всех физических качеств человека. Прикладное значение плавания обеспечивает приобретение обучающимися компетенций в оказании помощи на воде, профилактике несчастных случаев на водных объектах. Систематические занятия плаванием развивают такие черты личности,как целеустремленность, настойчивость, самообладание, решительность, смелость, дисциплинированность, самостоятельность, приобретение эмоционального, психологического комфорта и залога безопасности жизни. Целью изучения модуля по плаванию является обучение плаванию как базовому жизненно необходимому навыку, формирование у обучающихся общечеловеческой культуры и социального самоопределения, устойчивой мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья, ведению здорового и безопасного образа жизни через занятия физической культурой и спортомс использованием средств плавания. Задачами изучения модуля по плаванию являются: всестороннее гармоничное развитие обучающихся, увеличение объёма их двигательной активности; укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма, обеспечение культуры безопасного поведения средствами плавания; формирование жизненно важного навыка плавания и умения применять его в различных условиях; формирование общих представлений о плавании, его возможностях и значении в процессе укрепления здоровья, физическом развитии и физической подготовке обучающихся; обучение основам техники всех способов плавания, безопасному поведению на занятиях в бассейне, отдыхе у воды, в критических ситуациях; формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта средствами плавания с общеразвивающей и корригирующей направленностью; воспитание общей культуры развития личности обучающегося средствами плавания, в том числе, для самореализации и самоопределения; развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса физической культуре, удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в занятиях физической культурой и спортом средствами плавания; популяризация плавания в общеобразовательных организациях, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям плаванием в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях; выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта. Место и роль модуля по плаванию. Модуль по плаванию доступен для освоения всем обучающимся, независимо от уровня их физического развития и гендерных особенностей, и расширяет спектр физкультурно-спортивных направлений в общеобразовательных организациях. Интеграция модуля по плаванию поможет обучающимся в освоении содержательных компонентов и модулей по легкой атлетике, подвижным и спортивным играм, гимнастике, а также в освоении программ в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования физкультурноспортивной направленности, деятельности школьных спортивных клубов, подготовке обучающихся к сдаче норм ГТО и участии в спортивных мероприятиях. По итогам прохождения модуля по плаванию возможно сформироватьу обучающихся общие представления о плавании, навыки плавания и умения применять их в различных условиях, обучить основам техники различных способов плавания, а также безопасному поведению на занятиях в бассейне, на отдыхе у воды и в критических ситуациях. Модуль по плаванию может быть реализован в следующих вариантах: при самостоятельном планировании учителем физической культуры процесса освоения обучающимися учебного материала по плаванию с выбором различных элементов плавания, с учётом возраста и физической подготовленности обучающихся (с соответствующей дозировкой и интенсивностью); Программа ориентирована на возрастную группу школьников 10-11 классов. Режим занятий: 1 раз в неделю по 80 мин. (68 часов в учебный год). Содержание модуля по плаванию Знания о плавании. История развития плавания как вида спорта в мире, в Российской Федерации, в регионе. Достижения отечественных пловцов на мировых первенствахи Олимпийских играх. Главные организации и федерации (международные, российские), осуществляющие управление плаванием. Характеристика видов плавания (спортивное плавание, синхронное плавание). Характеристика стилей плавания. Водное поло. Прыжки в воду. Основные правила проведения соревнований по плаванию. Дистанции и программа соревнований по плаванию. Судейская коллегия, обслуживающая соревнования по плаванию (основные функции). Словарь терминов и определений по плаванию. Занятия плаванием как средство укрепления здоровья, повышения функциональных возможностей основных систем организма. Сведения о физических качествах, необходимых пловцу и способах их развития. Значение занятий плаванием на формирование положительных качеств личности человека. Основные требования к плавательному бассейну, его размерам, дорожкам, допустимой температуре воды. Основные средства и методы обучения технике способов плавания. Основы прикладного плавания и его значение. Игры и развлечения на воде. Правила поведения и техники безопасности при занятиях плаванием в плавательном бассейне и на открытых водоемах в различное время года. Способы спасения пострадавшего на воде. Основные и подручные средства спасения на воде. Способы самостоятельной деятельности. Самоконтроль во время занятий плаванием и при купании в бассейне и открытых водоемах. Первые внешние признаки утомления. Средства восстановления организма после физической нагрузки. Правила личной гигиены, требования к спортивной одежде (плавательной экипировке) для занятий плаванием. Правильное сбалансированное питание пловца. Индивидуальные комплексы упражнений, включающих общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше, в воде, упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования. Самостоятельное освоение двигательных действий. Судейство простейших спортивных соревнований по плаванию в качестве судьи или помощника судьи. Характерные травмы во время занятий плаванием и мероприятияпо их предупреждению. Причины возникновения ошибок при выполнении технических приёмов и способов плавания. Тестирование уровня физической подготовленности в плавании. Физическое совершенствование. Комплексы общеразвивающих, специальных и имитационных упражнений на суше. Комплексы упражнений на развитие физических качеств, характерных для плавания. Подвижные игры с элементами плавания: игры, включающие элемент соревнования и не имеющие сюжета, игры сюжетного характера, командные игры, игры с элементами прикладного плавания. Развлечения на воде. Специальные и имитационные упражнения в воде. Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования (брасс, кроль на груди, кроль на спине. Старты и повороты (имитационные упражнения на суше, упражнения в воде): упражнения для совершенствования старта из воды, изучение стартового прыжка с тумбочки, упражнения для совершенствования открытого плоского поворота в кроле на груди, на спине, поворота «маятником» в брассе, изучение поворота кувырком вперед (сальто) в кроле на груди и на спине. Прикладные способы плавания: плавание на боку, брасс на спине, ныряние. Плавание в экстремальных ситуациях (длительное пребывание в воде, способы отдыха в воде, при судорогах во время плавания, плавание в водорослях, при сильной волне, при сильном течении и водоворотах при провале под лед, в одежде). Транспортировка пострадавшего на воде. Приемы освобождения от захватов тонущего. Применение спасательных средств. Тестовые упражнения по физической подготовленности в плавании. Участие в соревновательной деятельности. Планируемые результаты Содержание модуля по плаванию направлен на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Личностные результаты При изучении модуля по плаванию на уровне основного общего образования у обучающихся будут сформированы следующие личностные результаты: чувства патриотизма, уважения к Отечеству через знания истории и современного состояния развития плавания; готовность обучающихся к саморазвитию и самообразованию, мотивациии осознанному выбору индивидуальной траектории образования средствами плавания профессиональных предпочтений в области физической культуры и спорта, основы нравственного поведения, проявление положительных качеств личности, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, решение проблем в процессе занятий плаванием; ценностные ориентиры здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в учебной, соревновательной, досуговой деятельности и чрезвычайных ситуациях при занятии плаванием; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к сверстникам и педагогам. Метапредметные результаты При изучении модуля по плаванию на уровне основного общего образования у обучающихся будут сформированы следующие метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели и задачи своего обучения средствами плавания, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельностив физкультурно-спортивном направлении; умение планировать пути достижения целей с учетом наиболее эффективных способов решения задач средствами плавания в учебной, игровой, соревновательной и досуговой деятельности, соотносить двигательные действия с планируемыми результатами в плавании, определять и корректировать способы действий в рамках предложенных условий, умение владеть основами самоконтроля, самооценки, выявлять, анализировать и находить способы устранения ошибок при выполнении технических приёмов и способов плавания; умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, соблюдать нормы информационной избирательности, этикии этикета. Предметные результаты При изучении модуля по плаванию на уровне основного общего образования у обучающихся будут сформированы следующие предметные результаты: понимание значения плавания как средства повышения функциональных возможностей основных систем организма и укрепления здоровья человека, роли плавания в направлениях: физическая культура, спорт, здоровье, безопасность, укрепление международных связей, достижений выдающихся отечественных пловцов, их вклад в развитие плавания; умение характеризовать виды плавания (спортивное плавание, синхронное плавание, водное поло, прыжки в воду) и стили плавания (брасс, кроль на груди и кроль на спине, баттерфляй (дельфин); знание дистанций и программ соревнований, состава судейской коллегии, функций судей, применение терминологии и правил проведения соревнований по плаванию в учебной, соревновательной и досуговой деятельности; использование основных средств и методов обучения технике способов плавания, знание прикладного значения плавания и применение основных способов спасения пострадавшего на воде, основных и подручных средств спасения на воде, способов плавания в экстремальных ситуациях; владение правилами поведения и требованиями безопасности при организации занятий плаванием в плавательном бассейне, на открытых водоемах в различное время года, правилами купания в необорудованных местах; умение выполнять комплексы упражнений, включающие общеразвивающие, специальные и имитационные упражнения на суше и в воде, упражнениядля изучения техники спортивных способов плавания и их совершенствования; умение составлять и демонстрировать комплексы упражнений на развитие физических качеств, характерные для плавания, демонстрировать технику проплывания отрезков на дистанции различными стилями плавания, выполнять различные старты и повороты; освоение прикладных способов плавания, демонстрацию основных способов транспортировки пострадавшего на воде, применение спасательных средств; умение осуществлять самоконтроль за физической нагрузкой в процессе занятий плаванием, применять средства восстановления организма после физической нагрузки; выполнение тестовых упражнений по физической подготовленности в плавании, проплывание дистанции 50 метров вольным стилем без остановки, дистанции 25 метров различными стилями плавания в полной координации, участие в соревнованиях по плаванию. Тематическое планирование модуля «Плавание» 10 класс № п/п Тема Часы 1 Инструктаж по ТБ в плавательном бассейне. 1 2 Совершенствования плавания кролем на груди. Равномерное плавание до 700м Ускорения 10*50 м «Торпедой» на груди 5 5 6 Совершенствование техники гребков способом кроль на груди с калабашкой. Непрерывное плавание до 18 мин, ускорение 8*50 м в полной координации Совершенствование техники гребков способом кроль на спине с калабашкой. Непрерывное плавание до 17 мин, ускорение 8*50 м в полной координации Сдача контрольного норматива кролем на груди 50 м 7 Сдача контрольного норматива кролем на спине 50 м 5 8 Плавание вольным стилем до 800 м. Игра в «водное поло» 5 9 Комбинированное плавание, смена стиля через 50 метров 5 10 Развитие выносливости, равномерное плавание до 900 м 5 3 4 5 5 5 1 11 12 13 14 15 16 17 Обучение стартовому прыжку с тумбочки. Совершенствование плавания с грузом до 4 кг. Методы переправы груза. Совершенствования прыжков в воду. Ускорение в полной координации 8*100 м Совершенствование скоростных качеств при кроле на груди 8*100 м Совершенствование скоростных качеств при кроле на спине 8*100 м Сдача контрольного норматива: 100 м кроль на груди с прыжком в воду с учетом времени Сдача контрольного норматива: 100 м кроль на спине с учетом времени Равномерное плавание до 1000 м ИТОГО: 2 5 5 5 5 2 2 68 Тематическое планирование модуля «Плавание» 11 класс № п/п Тема Часы 1 Инструктаж по ТБ в плавательном бассейне. 1 2 Совершенствования плавания кролем на груди. Равномерное плавание до 1000м Ускорения 12*50 м «Торпедой» на груди 5 5 6 Совершенствование техники гребков способом кроль на груди с калабашкой. Непрерывное плавание до 20 мин, ускорение 10*50 м в полной координации Совершенствование техники гребков способом кроль на спине с калабашкой. Непрерывное плавание до 18 мин, ускорение 10*50 м в полной координации Сдача контрольного норматива кролем на груди 100 м 7 Сдача контрольного норматива кролем на спине 100 м 5 8 Плавание вольным стилем до 1000 м. Игра в «водное поло» 5 9 Комбинированное плавание, смена стиля через 100 метров 5 10 Развитие выносливости, равномерное плавание до 1200 м 5 11 Стартовый прыжок с тумбочки. Плавание с грузом до 5 кг. Методы переправы груза. Совершенствования прыжков в воду. Ускорение в полной координации 10*100 м Совершенствование скоростных качеств при кроле на груди 2 3 4 5 12 13 5 5 1 5 5 14 15 16 17 10*100 м Совершенствование скоростных качеств при кроле на спине 10*100 м Сдача контрольного норматива: 200 м кроль на груди с прыжком в воду с учетом времени Сдача контрольного норматива: 200 м кроль на спине с учетом времени Равномерное плавание до 1500 м ИТОГО: 5 5 2 2 68 Учебно-методическое обеспечении образовательного процесса 1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения). 2.Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2010 г. – 64 с.- (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09020555-9 3.Физическая культура. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.П.Матвеев; Рос. Акад. Наук, Рос. акад. образования, из-во « Просвещение». – М.: Просвещение, 2012 – 192 с.: ил. – (Академический школьный учебник). - ISBN 9785-09-020923-6. 4.Лях В. И., Зданевич А. А./ «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 кдасс». – М.: Просвещение, 2010 г. ISBN 978-5-09-024337-7 5.Бреев М.П.Урок физической культуры в школе: Пособие для учителя. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2003. 6.Дереклеева Н.И. двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.1-5класс. – М.: ВАКО,2004 7.Жукова М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Издательский центр «Академия», 2002 8.Кузнецов В.С, Колодницкий Г.А. Методика обучения основными видами движений на уроках физической культуры в школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2002 9.Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 10.Физическая культура. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Литвинов Е.Н, Торочкова Т.Ю; из-во « Мнемозина». – М.: Мнемозина, 2013 – 48 с.: ил. – (Академический школьный учебник). - ISBN 978-5-346-02675-4