Математика

1. Планируемые результаты освоенияучебного предмета

•
•

•
•
•

•
•
•

•

•
•
•

•
•

•
•
•
•

1 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение к урокам математики;
У учащихся могут быть сформированы:
умение признавать собственные ошибки.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа от 0 до 100;
представлять двузначное число в виде суммы десятков и единиц;
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 без
перехода через десяток (сложение и вычитание однозначных чисел,
сложение и вычитание десятков, сложение двузначного числа с
однозначным, вычитание однозначного числа из двузначного);
выполнять сложение и вычитание с числом 0;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма,
разность);
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание
(нахождение суммы, остатка, увеличение/уменьшение на
несколько единиц, нахождение слагаемого);
распознавать изученные геометрические фигуры (отрезок, ломаная;
многоугольник, треугольник, квадрат, прямоугольник) и изображать
их с помощью линейки на бумаге с разлиновкой в клетку;
измерять длину заданного отрезка (в сантиметрах); чертить с
помощью линейки отрезок заданной длины;
находить длину ломаной и периметр многоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
вычислять значение числового выражения в 2-3 действия
рациональными способами (с помощью группировки слагаемых или
вычитаемых, дополнения чисел до ближайшего круглого числа);
сравнивать значения числовых выражений.
решать задачи в 2 действия по сформулированным вопросам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
отслеживать цель учебной деятельности (с опорой на маршрутные
листы) и внеучебной (с опоройна развороты проектной деятельности);
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного
материала;
проверять результаты вычислений;
адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные
ошибки.

•
•

•
•
•
•

•
•

•
•

•
•

•

•
•
•

•
•
•
•
•

Учащиеся получат возможность научиться:
оценивать собственные успехи в вычислительной деятельности;
планировать шаги по устранению пробелов (знание состава чисел).
Познавательные
Учащиеся научатся:
анализировать условие задачи (выделять числовые данные и цель — что
известно, что требуется найти);
сопоставлять схемы и условия текстовых задач;
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении
заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице);
осуществлять синтез числового выражения (восстановление
деформированных
равенств),
условия
текстовой
задачи
(восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
сравнивать и классифицировать изображенные предметы и
геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы,
таблицы; дополнять таблицы недостающими данными.
Учащиеся получат возможность научиться:
видеть аналогии и использовать их при освоении приемов вычислений;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
достраивать часть до заданной геометрической фигуры;
мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах;
выбирать задание из предложенных, основываясь на своих интересах.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные
результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об
ошибках;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к урокам математики;
умение признавать собственные ошибки;
оценивать собственные успехи в освоении вычислительных навыков;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность заданий, предложенных для выполнения по
выбору учащегося (материалы рубрики «Выбираем, чем заняться»);
умение сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой её
товарищами, учителем;

•

•
•
•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•

•

•

•
•

•

восприятие математики как части общечеловеческой культуры.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом
через десяток;
выполнять табличное умножение и деление чисел на 2, 3, 4 и 5;
выполнять арифметические действия с числом 0;
правильно употреблять в речи названия компонентов сложения
(слагаемые), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое) и умножения
(множители), а также числовых выражений (произведение, частное);
определять последовательность действий при вычислении значения
числового выражения;
решать текстовые задачи в 1 действие на сложение и вычитание
(нахождение уменьшаемого, вычитаемого, разностное сравнение),
умножение и деление (нахождение произведения, деление на части и
по содержанию);
измерять длину заданного отрезка и выражать ее в сантиметрах и в
миллиметрах; чертить с помощью линейки отрезок заданной длины;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычислении его
периметра;
определять площадь прямоугольника (в условных единицах с опорой на
иллюстрации);
различать прямой, острый и тупой углы; распознавать прямоугольный
треугольник;
определять время по часам.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять табличное умножение и деление чисел на 6, 7, 8, 9, 10;
использовать переместительное и сочетательное свойства сложения
и переместительное свойство умножения при выполнении
вычислений;
решать текстовые задачи в 2-3 действия;
составлять выражение по условию задачи;
вычислять значение числового выражения в несколько действий
рациональным способом (с помощью изученных свойств сложения,
вычитания и умножения);
округлять данные, полученные путем измерения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной деятельности на уроке (с опорой на
ориентиры, данные учителем) и внеучебной (с опорой на
развороты проектной деятельности);
проверять результаты вычислений с помощью обратных действий;
планировать собственные действия по устранению пробелов в
знаниях (знание табличных случаев сложения, вычитания,
умножения, деления).
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную вычислительную деятельность;

•

•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•

планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках
проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в условии задачи; составлять
краткую запись условия задачи;
использовать схемы при решении текстовых задач;
наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в
числовых выражениях и использовать их при вычислениях;
выполнять вычисления по аналогии;
соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями
(площадью прямоугольника);
вычислять площадь многоугольной фигуры, разбивая ее на
прямоугольники.
Учащиеся получат возможность научиться:
сопоставлять условие задачи с числовым выражением;
сравнивать разные способы вычислений, решения задач;
комбинировать данные при выполнении задания;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
ориентироваться в календаре (недели, месяцы, рабочие и выходные дни);
исследовать зависимости между величинами (длиной стороны
прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем
движения и длиной пройденного пути);
получать информацию из научно-популярных текстов (под руководством
учителя на основе материалов рубрики «Разворот истории»);
пользоваться справочными материалами, помещенными в учебнике
(таблицами сложения и умножения, именным указателем).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
организовывать взаимопроверку выполненной работы;
высказывать свое мнение при обсуждении задания.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: выполнять
задания, предложенные товарищем; сравнивать разные способы
выполнения задания; объединять полученные результаты при
совместной презентации решения).

3 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению математики;
• ориентация
на
сопоставление
самооценки
собственной
деятельности с оценкой ее товарищами, учителем.
У учащихся могут быть сформированы:
• ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в
освоении материала;
• чувство ответственности за выполнение своей части работы при

•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•

•
•

•
•
•
•

•
•
•

•
•
•

•

работе в группах (в ходе проектной деятельности).
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;
устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах
10 000;
письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;
правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое,
делитель);
использовать знание табличных случаев умножения и деления при
устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;
устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя
правила умножения и деления суммы на число;
письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;
выполнять деление с остатком в пределах 100;
выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со
скобками;
использовать свойства арифметических действий при вычислениях;
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути,
времени и скорости движения; определение цены, количества товара и
стоимости; определение начала, конца, длительности события);
использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и
скоростью при решениизадач;
использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм,
килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и
метрические соотношения между ними при решении задач.
Учащиеся получат возможность научиться:
письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;
выполнять умножение и деление круглых чисел;
оценивать приближенно результаты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным
способом (с помощью свойств арифметических действий, знания
разрядного состава чисел, признаков делимости).
находить долю числа и число по доле;
решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;
соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы,
«кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический
километр» с единицами объёма;
различать окружность и круг;
делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;
определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с
опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов

•
•

•
•

•
•

•
•
•
•
•
•
•

•
•
•
•
•

•
•
•

•

контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении,
вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе
приделении);
вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные
действия по итогам самопроверки;
планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках
проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать ход решения задачи в несколько действий;
осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью
освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры
ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и
количества цифр в ответе при делении);
прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в
ответе);
ставить цель собственной познавательной деятельности (в
рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на
шаблоны в рабочих тетрадях).
Познавательные
Учащиеся научатся:
использовать обобщенные способы решения задач (на определение
стоимости, длины пройденного пути и др.);
использовать свойства арифметических действий для выполнения
вычислений и решения задач разными способами;
сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах;
сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;
ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;
считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;
считывать данные с гистограммы;
ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и
длительность события.
Учащиеся получат возможность научиться:
выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;
моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в
зависимости от условия задачи;
давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит
ли…», «успеет ли…»);
соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на
диаграмме;
проводить исследования по предложенному плану.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
задавать вопросы с целью получения нужной информации;
обсуждать варианты выполнения заданий;
осознавать необходимость аргументации собственной позиции и
критической оценки мнения партнера.
Учащиеся получат возможность научиться:
сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной

деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть
работы; объединять полученные результаты при совместной
презентации проекта.
4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• положительное отношение и интерес к изучению математики;
• ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в
освоении материала;
• умение признавать собственные ошибки.
•
•
•
•
•

•
•
•

•

•
•

•
•
•
•
•
•

У учащихся могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при
работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц
длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный
сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости
(литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда,
минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади,
массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым
значениям на основе знания метрических соотношений между
ними; выражать величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма,
разность, произведение, частное); названия компонентов сложения
(слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность),
умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель,
частное);
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на
основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными
числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные
числа;

•
•
•

•

•

•

•

•
•
•
•

•
•
•
•

•
•

•
•

проверять результаты арифметических действий разными способами;
использовать изученные свойства арифметических действий при
вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи
и устанавливать зависимости между компонентами числового
выражения, данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и
длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством
купленных единиц товара и общей стоимостью покупки;
производительностью, временем работы и общим объёмом
выполненной работы; затратами на изготовление изделия,
количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по
содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на
стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на
встречное движение и движение в противоположных направлениях: на
производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их
(точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник,
многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра
прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными
способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты
арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение
количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию;
нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость;
движение одного объекта; задачи в 1- 2 действия на движение в одном
направлении;
видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и
использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного

•

•
•

•
•
•

•
•

•
•
•
•
•

•

•

•
•

•
•

материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы
вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и
в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность
и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с
опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных
приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при
сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества
цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам
самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её
товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать
её в работе надошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с
учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений
(прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений,
оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять
краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач
(например, напропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении
заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять
равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление
деформированных
равенств),
условия
текстовой
задачи
(восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
достраивать часть до заданной геометрической фигуры;
мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения,
текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы,
диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать
диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную

•
•

•
•
•

•
•
•
•

•

•
•
•
•

2.

схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы
вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения
конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах,
обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить
информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с
бытовыми
жизненными
ситуациями
(измерение
величин,
планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре:
устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку;
обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать
способы вычисления или решения задачи); объединять полученные
результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать
мнение
партнёра,
аргументировано
критиковать
допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы,
учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи,
формулирования познавательных целейв ходе проектной деятельности.
Содержание учебного предмета
1 класс (132 ч)
Общие свойства предметов и групп предметов (10 ч)
Свойства предметов (форма, цвет, размер). Сравнительные
характеристики предметов по размеру: больше-меньше, длиннеекороче, выше-ниже, шире-уже. Сравнительные характеристики
положения предметов в пространстве: перед, между, за; ближе-дальше,
слева- справа. Сравнительные характеристики последовательности
событий:
раньше-позже.
Сравнительные
количественные
характеристики групп предметов: столько же, больше, меньше, больше
на..., меньше на...
Числа и величины (30 ч)
Счет предметов. Названия, запись, последовательность чисел до 100.
Сравнение чисел (знаки сравнения). Числовой ряд, взаимное

расположение чисел в числовом ряду (следующее число,предыдущее).
Четные и нечетные числа. Десятичный составдвузначных чисел.
Масса, единицы массы (килограмм). Вместимость, единицы вместимости
(литр).
Арифметические действия (45 ч)
Сложение, вычитание (смысл действий, знаки действий).
Переместительный закон сложения. Взаимосвязь действий сложения и
вычитания.
Таблица сложения в пределах 10. Сложение и вычитание в пределах
100 без перехода через десяток. Сложение и вычитание с числом 0.
Выражение (сумма, разность), значение выражения. Равенство,
неравенство. Названия компонентов сложения и вычитания
(слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое). Нахождение значения
выражения без скобок. Рациональные приёмы вычислений
(перестановка и группировка слагаемых).
Текстовые задачи (15 ч)
Развитие способности понимания текста, содержащего числовые
данные. Моделирование текста, содержащего числовые данные.
Структура и элементы текстовой задачи (условие, вопрос, числовые
данные, неизвестное). Краткая запись условия, восстановление условия
задачи по краткой записи.
Решение текстовых задач: нахождение суммы и остатка, увеличение
(уменьшение) на несколько единиц, нахождение слагаемого,
нахождение уменьшаемого, нахождение вычитаемого.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Пространственные отношения (выше–ниже, длиннее–короче, шире–
уже, перед, за, между, слева–справа).
Отрезок, ломаная, прямая линия, кривая. Измерение длины отрезка,
изображение отрезка заданной длины. Многоугольники: квадрат,
прямоугольник, треугольник. Круг.
Длина. Единицы длины (сантиметр). Длина ломаной. Периметр
многоугольника.
Площадь
(на
уровне
наглядных
представлений).
Работа с данными (12 ч)
Виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись.
Сопоставление информации, представленной в разных видах.
Таблица (строка, столбец). Табличная форма представления
информации. Чтение и заполнение таблиц.
2 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1000. Сравнение чисел.
Разряды (единицы, десятки, сотни).
Время, единицы времени (час, минута). Метрические соотношения
между изученными единицами времени.
Арифметические действия (60 ч)
Сочетательный закон сложения. Таблица сложения в пределах 20.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через десяток.
Письменное сложение и вычитание чисел. Проверка результатов
вычитания сложением
Умножение, деление (смысл действий, знаки действий). Таблица
умножения, соответствующие случаи деления. Умножение и деление с
числами 0 и 1. Переместительный и сочетательный законыумножения.
Взаимосвязь действий умножения и деления. Проверка результатов
деления умножением.
Выражение (произведение, частное). Названия компонентов
умножения и деления (множители, делимое, делитель). Порядок
действий. Нахождение значения выражения со скобками.
Рациональные приёмы вычислений (перестановка и группировка
множителей, дополнение слагаемого до круглого числа).
Текстовые задачи (30 ч)
Составление краткой записи условия. Моделирование условия
текстовой задачи.
Решение текстовых задач: разностное сравнение, нахождение
произведения, деление на равные части, деление по содержанию,
увеличение и уменьшение в несколько раз.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Угол. Виды углов (острый, прямой, тупой). Виды треугольников
(прямоугольный, равносторонний). Свойства сторон прямоугольника,
квадрата, ромба (на уровне наглядных представлений).
Единицы длины (миллиметр, метр, километр). Измерение длины
отрезка. Метрические соотношения между изученными единицами
длины.
Единицы площади (квадратный метр, квадратный сантиметр,
квадратный километр).
Площадь прямоугольника.
Работа с данными (15 ч)
Интерпретация информации, представленной в виде рисунка, в
табличной форме. Представление текста в виде схемы (моделирование
условия задачи). Знакомство с комбинаторными задачами. Решение
комбинаторных задач с помощью схемы, таблицы.
3 класс (136 ч)
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 10 000. Сравнение
чисел. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав
трехзначных чисел. Представление чисел в виде суммы разрядных
слагаемых.
Масса, единицы массы (тонна, грамм). Метрические соотношения
между изученными единицами массы.
Время, единицы времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год).
Метрические соотношения между изученными единицами времени.
Скорость, единицы скорости.
Арифметические действия (50 ч)
Распределительный закон. Сложение и вычитание с переходом

через разряд в пределах 10 000.
Письменное умножение на однозначное число в пределах 10 000. Деление
с остатком.
Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.
Нахождение неизвестного компонента арифметических действий.
Рациональные приёмы вычислений (вычитание числа из суммы
и суммы из числа, умножение и деление суммы на число).
Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений
(определение последней цифры результата сложения, вычитания,
умножения; определение первой цифры результата деления и числа
цифр в ответе).
Текстовые задачи (46 ч)
Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными
способами.
Решение текстовых задач: кратное сравнение; определение длины пути,
времени и скорости движения; определение цены и стоимости;
определение доли числа и числа по доле.
Геометрические фигуры и величины (15 ч)
Круг и окружность (радиус, диаметр). Построение окружности с
помощью циркуля.
Единицы длины (дециметр). Метрические соотношения между
изученными единицами длины.
Работа с данными (10 ч)
Чтение, заполнение таблиц, интерпретация данных таблицы. Работа с
таблицами (планирование маршрута). Знакомство с диаграммами
(столбчатая диаграмма, круговая диаграмма).
4 класс (136 ч)
Числа и величины (25 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы
и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения
между
изученными
единицами
массы.
Сравнение
и
упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между
изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание
промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (35 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление
на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приёмы
вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или
множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т.д.). Оценка результата
вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки
правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения
выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента
арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного

компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (40 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач,
содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение,
движение в противоположных направлениях; определение объёма
работы, производительности и времени работы, определение
расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины (30 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб.
Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины.
Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между
изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание
величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на
определение периметра и площади.
Работа с данными (6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с
информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм
(столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий
(знакомство с понятием «алгоритм»).
3. Тематическое планирование
1 класс
132 часа (4 часа в неделю)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

Числа от 0 до 10
ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ (3 ЧАСА)
1

Как мы будем сравнивать. Форма, цвет, размер.

1

2

Как мы будем считать. Счёт предметов.

1

3

Что мы будем рисовать. Геометрические фигуры.

1

4

СРАВНИВАЕМ ПРЕДМЕТЫ (4 ЧАСА)
Сравниваем фигуры. Сравнение геометрических фигур.

1

5
6
7

Сравниваем форму и цвет. Сравнение предметов по форме и
цвету.
Больше, меньше. Выше, ниже. Сравнение предметов по
высоте.
Длиннее, короче. Шире, уже. Сравнение предметов по
длине, ширине.

1
1
1

8
9
10
11
12
13

СЧИТАЕМ ПРЕДМЕТЫ (6 ЧАСОВ)
Числа 1, 2, 3.
Числа 4, 5.
Расставляем по порядку. Порядковый счёт.

1
1
1

Числа 6, 7.
Числа 8, 9.
Числа от 1 до 9.
СРАВНИВАЕМ ЧИСЛА (7 ЧАСОВ)
Больше. Меньше. Столько же. Сравнение количества
предметов.
Сравниваем числа. Сравнение чисел. Знаки >, <, =.

1
1
1

Равенство и неравенство.
Увеличиваем на 1. Принцип построения числового ряда.
Следующее число.
Уменьшаем на 1. Принцип построения числового ряда.
Предыдущее число.
Сравнение чисел с помощью числового ряда.
Больше на… Меньше на… Сравнение количества
предметов.
РИСУЕМ И ИЗМЕРЯЕМ (12 ЧАСОВ)
Продолжаем знакомство. Точка, отрезок. Распознавание
геометрических фигур.
Проводим линии. Линии.

1
1

23
24
25

Отрезок и ломаная.
Многоугольники.
Рисуем на клетчатой бумаге.Ориентирование на плоскости и
в пространстве (лево – право).

1
1
1

26

Ноль и десять. Числа 0, 10.

1

27
28
29
30

1
1
1
1

33

Измерение длины.
Измерение длины отрезка.
Числовой луч.
Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме
«Геометрические фигуры».
Контрольная работа по теме «Сравнение чисел. Увеличение
и уменьшения числа на 1».
Работа над ошибками.
Повторение, обобщение изученного материала.
УЧИМСЯ СКЛАДЫВАТЬ И ВЫЧИТАТЬ (14 ЧАСОВ)
Складываем числа. Сложение.

34

Вычитаем числа. Вычитание.

1

35

Считаем до трёх. Состав числа 3.

1

14
15
16
17
18
19
20
21
22

31
32

1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

36

Два да два – четыре. Состав числа 4.

1

37

Отличное число. Состав числа 5.

1

38

«Секрет» сложения. Перестановка чисел в сумме.

1

39

Самое красивое число. Состав числа 6.

1

40

Семь дней недели. Состав числа 7.

1

41

1

42

Складываем и вычитаем. Закрепление по теме «Состав чисел
3, 4, 5, 6, 7».
Сколько ног у осьминога. Состав числа 8.

43

Загадочное число. Состав числа 9.

1

44

Десять братьев. Состав числа 10.

1

45

Чёт и нечет. Чётные и нечётные числа.

1

46

1

48

Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме «Учимся
складывать и вычитать».
УВЕЛИЧИВЕМ И УМЕНЬШАЕМ (10 ЧАСОВ)
Увеличилось или уменьшилось? Выбор арифметического
действия.
Плюс 2. Минус 2. Прибавление и вычитание числа 2.

49

Считаем парами. Счёт двойками.

1

50

Чудо-числа. Счёт двойками.

1

51
52

Сложение и вычитание с помощью числового луча.
Увеличиваем числа. Сложение с числами 3 и 4.

1
1

53

Уменьшаем числа. Вычитание чисел 3 и 4.

1

54

Рисуем и вычисляем. Задачи на сложение и вычитание.

1

55

Больше или меньше? На сколько? Связь арифметических
действий с увеличением/уменьшением чисел.

1

56

Контрольная работа по теме «Увеличиваем и уменьшаем».

1

57

РИСУЕМ И ВЫРЕЗАЕМ (4 ЧАСА)
Работа над ошибками. Вырезаем и сравниваем.
Практическая работа «Симметрия».

1

58

Рисуем и сравниваем. Равенство фигур.

1

59

Повторение по теме «Сложение и вычитание в пределах 10».

1

60

Контрольная работа за I полугодие.

1

47

1

1
1

ЧИСЛА ДО 100
ДЕСЯТКИ (3 ЧАСА)
Часть 2
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73

Что такое десяток?
Счёт десятками.
Считаем шаги. Счёт десятками.
КАК «УСТРОЕНЫ» ЧИСЛА (11 ЧАСОВ)
Знакомьтесь: числа от 11 до 20. Десятичный состав чисел
второго десятка.
Следующее и предыдущее число.
Прибавляем по одному и вычитаем. Увеличение и
уменьшение на 1 во втором десятке.
Вспоминаем чёт и нечет. Чётные и нечётные числа во
втором десятке.
Перебираем числа. Порядок следования чисел второго
десятка.
Закрепление по теме «Десятичный состав чисел второго
десятка».
Ведём счёт дальше.
Сколько десятков и единиц? Десятичный состав двузначных
чисел.
Как можно сравнивать числа. Сравнение чисел.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

75

Записываем по порядку. Порядок следования двузначных
чисел.
Закрепление по теме «Десятичный состав двузначных
чисел».
ВЫЧИСЛЯЕМ В ПРЕДЕЛАХ 20 (14 ЧАСОВ)
Плюс десять. Сложение однозначных чисел с числом 10.

76

Минус десять. Вычитание числа 10 из чисел второго десятка.

1

77

Изменилось ли число? Сложение и вычитание с числом 0.

1

78

Как прибавить число? Сложение в пределах 20 без перехода
через десяток.
Составляем суммы. Сложение в пределах 20 без перехода
через десяток.
Как вычесть число? Вычитание в пределах 20 без перехода
через десяток.
Вычисляем по цепочке. Вычисления в пределах 20 без
перехода через десяток.
Вспоминаем, повторяем.Закрепление по теме «Сложение и
вычитание в пределах 20».
Длина ломаной.
Периметр.
Площадь.

1

74

79
80
81
82
83
84
85

1
1

1
1
1
1
1
1
1

86
87
88

Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме «Длина,
периметр, площадь».
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 20».
Работа над ошибками. Повторение и обобщение по теме
«Сложение и вычитание в пределах 20».

1
1
1

89

ПРОСТАЯ АРИФМЕТИКА (12 ЧАСОВ)
Что такое задача? Структура текста задачи.

1

90

Как записать задачу короче? Краткая запись условия задачи.

1

91

Покупаем и считаем. Сложение и вычитание десятков.

1

92

Лёгкие вычисления. Сложение и вычитание с круглым
числом.
Решаем задачи по действиям. Решение текстовых задач в 2
действия.
Больше на… Меньше на… Решение текстовых задач на
увеличение/уменьшение.
Находим значения выражений. Значение выражения.
Рассаживаем и считаем. Сложение и вычитание двузначного
числа с однозначным.

1

93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

1
1
1
1

Сравнение двузначных чисел.
Измеряем и сравниваем. Сравнение результатов измерения
длины.
Величины.
Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме «Простая
арифметика».
А ЧТО ЖЕ ДАЛЬШЕ? (15 ЧАСОВ)
Слагаемые и сумма.
Сколько всего? Сколько из них? Решение задач на
нахождение слагаемого.
Прибавляем десятки. Сложение двузначного числа с
круглым.
Вычитаем десятки. Вычитание круглого числа из
двузначного.
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Сколько прибавили? Сколько вычли? Рациональные приёмы
вычислений.
Дополнение слагаемого до круглого числа.
Вычисляем удобным способом. Вычисление значения
выражений.
Десятки с десятками, единицы с единицами. Сложение и
вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.

1
1

Решение задач.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

111
112
113
114
115

116119
120123
124127
128
129131
132

Вспоминаем, повторяем. Закрепление по теме «Сложение и
вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».
Плоские и объёмные предметы.
Развиваем смекалку. Задачи на смекалку.

1

Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание
двузначных чисел без перехода через десяток».
Работа над ошибками. Закрепление по теме «Сложение и
вычитание двузначных чисел без перехода через десяток».

1

1
1

1

ПОВТОРЯЕМ, ЗНАКОМИМСЯ, ТРЕНИРУЕМСЯ (12 ЧАСОВ)
Десятки. Повторение изученного.
4
Числа от 1 до 100. Комплексное повторение изученного.

4

Сложение и вычитание. Повторение изученного.

4

Итоговая контрольная работа за год.

1

Повторение изученного материала по теме «Сложение и
вычитание в пределах 100».
Турнир смекалистых.

3
1

2 класс
136 ч (4 ч в неделю)
№
урока
1
2
3
4
5
6.
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Цифры и числа. Вычисления в пределах 10.
Группы чисел.
Счёт десятками и сотнями.
Запись чисел.
Последовательность чисел.
Сравнение чисел.
Вычисления в пределах 10.
Сложение и вычитание двузначного числа с
однозначным.
Сложение и вычитание двузначных чисел.
Решение текстовых задач.
Входная контрольная работа.
Длина, площадь, объём.
Длина, площадь, объём. Закрепление.
Обобщение по разделу «Что мы знаем о числах».
Повторение по теме «Сложение и вычитание
двузначных чисел».
Повторение, обобщение изученного.
Сложение и вычитание в пределах 20.
Таблица сложения.
Состав числа 12.
Состав числа 15.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Состав числа 18.
Сложение и вычитание с числом 9.
Состав чисел 11, 13.
Закрепление по теме «Состав чисел».
Состав числа 14.
Состав числа 16.
Состав числа 17.
Закрепление по теме «Состав чисел».
Закрепление изученного. Работа с календарем.
Составление краткой записи условия задачи.
Контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками. Обобщение по разделу
«Сложение и вычитание в пределах 20».
Повторение изученного.
Повторение, обобщение изученного. Комбинаторные и
занимательные задачи. Мозаика заданий.
Геометрический словарь. Названия геометрических
фигур.
Геометрические фигуры. Распознавание
геометрических фигур.
Углы. Виды углов. Практическая работа.
Четырехугольники.
Треугольники.
Проверочная работа по теме «Наглядная геометрия».
Обобщение по разделу «Наглядная геометрия».
Работа с информацией. Таблицы. Геометрические
фигуры.
Сложение и вычитание чисел по разрядам.
Тренируемся в вычислениях. Сложение и вычитание
двузначных чисел.
Сложение двузначных чисел с переходом через
десяток. Складываем двузначные числа.
Дополняем до десятка. Дополнение слагаемого до
круглого числа.
Выбираем способ вычисления. Закрепление
изученного.
Повторение, обобщение изученного. Самостоятельная
работа.
Вслед за сложением идёт вычитание. Вычитание из
круглого числа.
Вычитание из круглого числа с переходом через
десяток.
На сколько больше? Задачи на разностное сравнение.
Вычитаем и переходим через разряд. Вычитание
двузначного числа.
Взаимосвязь сложения и вычитания. Обратные задачи.
Продолжаем вычитать. Закрепление изученного.
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание в
пределах 100».
Повторение, обобщение изученного.
Повторение, обобщение изученного. Мозаика заданий.
Что такое умножение? Смысл действия умножения.
Перестановка множителей.
Контрольная работа за 1полугодие.
Применение действия умножения при выполнении

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110

заданий.
Увеличение в 2 раза. Вдвое больше. Увеличение в 2
раза.
Половина. Знакомство с действием деления.
Деление на равные части.
Деление — действие, обратное умножению.
Смысл арифметических действий.
Решение задач на умножение и деление.
Решение нестандартных задач.
Решение нестандартных задач. Закрепление.
Повторение изученного.
Решение задач на умножение и деление.
Обобщение изученного.
Величины и единицы измерения величин.
Измерение длины.
Вычисление длины пройденного пути.
Площадь прямоугольника.
Нестандартные способы вычислений.
Определение времени по часам.
Продолжительность событий.
Повторение способов вычисления площади.
Единицы длины и вычисление расстояния.
Обобщение изученного.
Таблица умножения.
Умножение одинаковых чисел от 1 до 5.
Деление числа на 1 и само на себя.
Умножение и деление на 2.
Умножение и деление на 3.
Закрепление изученного.
Увеличение и уменьшение в 2 (в 3) раза.
Умножение на 4.
Деление на 4.
Увеличение и уменьшение в несколько раз.
Решение текстовых задач на увеличение и уменьшение.
Умножение и деление на 5.
Закрепление изученного.
Решение составных задач.
Умножение и деление на 10.
Приемы умножения на 9.
Умножение одинаковых чисел от 6 до 10.
Трудные случаи умножения.
Закрепление изученного.
Использование умножения при решении текстовых
задач.
Решение нестандартных задач.
Контрольная работа за 3 четверть.
Повторение изученных таблиц умножения и деления.
Решение задач на умножение и деление.
Закрепление изученного.
Переместительные законы сложения и умножения.
Переместительные законы сложения и умножения.
Закрепление.
Сложение и умножение с числами 0 и 1.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Вычитание и деление.
Выражения.
Порядок действий в выражении без скобок.
Составление выражения при решении задачи.
Выражения со скобками.
Порядок действий.
Порядок действий в выражении со скобками.
Сравнение значений выражений.
Сравнение значений выражений. Закрепление.
Сочетательные законы сложения и умножения.
Сочетательные законы сложения и умножения.
Закрепление.
Решение задач с помощью составления выражений.
Самостоятельная работа по теме «Решение задач с
помощью составления выражений».
Закрепление устных приёмов сложения и вычитания
двузначных чисел.
Закрепление устных приёмов сложения и
вычитания двузначных и однозначных чисел.
Закрепление письменных приёмов сложения и
вычитания двузначных чисел.
Повторение изученных таблиц умножения и деления.
Решение выражений.
Контрольная работа за год.
Анализ контрольной работы. Закрепление изученного.
Решение составных задач.
Решение задач на умножение и деление.
Решение нестандартных задач.
Работа с геометрическим материалом.
Комплексное повторение изученного.
Мозаика заданий. Умеешь ли ты…

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

3 класс
136 ч (4 ч в неделю)
№
урока

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема урока
Считаем до 1000.
Разрядные слагаемые.
Сложение и вычитание по разрядам.
Сложение и вычитание по разрядам. Математический
диктант.
Сложение и вычитание с переходом через разряд.
Сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах
100.
Вычисляем по разрядам. Самостоятельная работа по теме
«Сложение и вычитание».
Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню.

Кол-во
часов

1
1
1
1
1
1
1
1

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Входная контрольная работа.
Работа над ошибками. Решение текстовых задач.
Умножаем и делим на 2.
Умножаем и делим на 4.
Умножаем и делим на 3.
Умножаем и делим на 6.
Умножаем и делим на 5.
Умножаем и делим на 7.
Умножаем и делим на 8 и на 9.
Названия компонентов и результата действия деления.
Деление на 1. Решение текстовых задач.
Проверочная работа по теме «Решение задач».
Математический диктант. Повторение по теме
«Умножение и деление».
Периметр многоугольника.
Единицы длины.
Единицы длины. Дециметр.
Площадь прямоугольника.
Кратное сравнение чисел и величин.
Куб. Единицы объёма.
Итоговая контрольная работа за 1 четверть.
Работа над ошибками. Практическая работа «План сада».
Повторение по теме «Числа и фигуры».
Закрепление изученного по теме «Числа и фигуры».
Переместительный закон сложения.
Переместительный закон умножения. Самостоятельная
работа «Таблица умножения».
Складываем и вычитаем. Взаимно обратные действия.
Умножаем и делим. Взаимно обратные действия.
Группируем слагаемые.
Умножение и деление на 10, 100, 1000.
Группируем множители.
Закрепление изученного.
Повторение по теме «Математические законы».
Проверочная работа «Решение задач».
Распределительный закон.
Умножение двузначного числа на однозначное.
Деление суммы на число.
Закрепление изученного по теме «Вычисления».
Решение текстовых задач разными способами.
Арифметические действия с числом 0.
Связь между величинами: цена, количество, стоимость.
Решение текстовых задач.
Повторение по теме «Математические законы».
Практическая работа - тест «Решение задач».
Контрольная работа по теме «Математические законы».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

Работа над ошибками. Повторение по теме
«Математические законы».
Измеряем время.
Единицы измерения времени. Час. Минута.
Единицы измерения времени. Сутки. Месяц. Год.
Длина пути. Математический диктант.
Решение задач на движение.
Скорость.
Связь между величинами: скорость, время, расстояние.
Итоговая контрольная работа за 2 четверть.
Работа над ошибками. Календарь. Повторение по теме
«Числа и величины».
Выражение. Порядок действий в выражении.
Вычисление значения выражения.
Нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого.
Нахождение значений числовых выражений со скобками и
без них.
Решение задач.
Повторение по теме «Выражения и равенства».
Проверочная работа по теме «Выражения и равенства».
Единицы измерения массы (грамм, килограмм).
Сложение (письменные вычисления).
Устные и письменные приемы сложения.
Устные и письменные приемы сложения.
Знакомство с диаграммой.
Приёмы вычитания числа из суммы. Решение задач на
движение.
Контрольная работа по теме «Сложение».
Работа над ошибками. Закрепление изученного.
Знакомство с координатами на уровне наглядных
представлений.
Сложение именованных чисел. Математический диктант.
Миллион. Построение диаграмм.
Решение нестандартных задач.
Площадь квадрата.
Повторение по теме «Складываем с переходом через
разряд». Самостоятельная работа.
Устные и письменные приемы вычитания многозначных
чисел.
Вычитание (письменные вычисления).
Вычитание вида 1000-312.
Устные и письменные приемы вычитания.
Вычитание суммы из числа.
Лента времени. Решение задач на определение
продолжительности, начала, конца события.
Повторение по теме «Вычитаем числа».
Контрольная работа по теме «Складываем и вычитаем
числа с переходом через разряд».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126

Работа над ошибками. Математический тест по теме
«Вычитаем числа».
Знакомство с алгоритмом письменного умножения.
Умножение двузначного числа на однозначное. Умножение
на 10, 100.
Устные и письменные приемы умножения.
Математический диктант.
Умножение трехзначного числа на однозначное.
Единицы измерения массы (грамм, килограмм, тонна).
Единицы измерения объема. Литр.
Итоговая контрольная работа за 3 четверть.
Работа над ошибками. Повторение пройденного.
Повторение по теме «Умножаем на однозначное число».
Приёмы устного деления чисел.
Признаки делимости на 2, 3, 9.
Знакомство с алгоритмом письменного деления.
Деление с остатком.
Письменный алгоритм деления многозначного
числа на однозначное число.
Самостоятельная работа «Вычислительные навыки».
Устные и письменные приемы деления на однозначное
число.
Деление на однозначное число.
Повторение по теме «Делим на однозначное
число». Математический диктант.
Нахождение неизвестного множителя, делимого, делителя.
Деление на круглое число. Деление вида 180 : 60.
Решение задач. Самостоятельная работа.
Приемы проверки вычислений.
Приемы проверки деления.
Проверяем результаты деления.
Контрольная работа по теме «Умножаем и делим на
однозначное число».
Работа над ошибками. Деление вида 800: 40.
Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус»,
«диаметр».
Деление на равные части.
Круговые диаграммы.
Нахождение доли числа.
Нахождение числа по доле. Самостоятельная работа.
Решение задач на нахождение доли числа.
Итоговая годовая контрольная работа.
Работа над ошибками. Повторение по теме «Делим на
части»
Повторение по теме «Делим на части». Математический
диктант.
Повторение. Нумерация в пределах 1000.
Повторение. Сложение и вычитание.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Повторение таблиц умножения и деления.
Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Решение текстовых задач на умножение и деление.
Решение задач на движение.
Вычисление значений и преобразование выражений.
Повторение. Периметр и площадь прямоугольника.
Повторение. Единицы измерения длины, времени, массы,
объёма.
Повторение. Математические законы.
Повторение. Деление с остатком.
Повторение. Окружность, круг, доли.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 класс
136 ч (4 часа в неделю)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 36 ч
Многозначные числа 10 ч
1
Десятичная система чисел.
2
Классы.
3
Классы и разряды.
4
Таблица разрядов.
5
Сравнение многозначных чисел.
6
Считаем деньги..
7
Сколько человек на Земле?
Системы счисления. Решение задач и примеров
8
изученных видов. Арифметический диктант.
Контрольная работа по теме «Многозначные числа»
9

1
1
1
1
1
1
1
1

10

1

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Работа над ошибками.
Сложение и вычитание многозначных чисел 14 ч
Сложение и вычитание разрядных слагаемых.
Сложение круглых чисел.
Сложение круглых чисел.
Сложение и вычитание по разрядам.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов.
Проверочная работа.
Письменное сложение и вычитание многозначных чисел.
Вычитание из круглого числа.
Свойства сложения.
Использование свойств сложения и вычитания при
вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента сложения и
вычитания.
Решение задач и примеров изученных видов.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Контрольная работа №2 по теме «Сложение и
вычитание многозначных чисел»
24 Работа над ошибками.
Длина и её измерение 12 ч
Соотношение между единицами длины (метр и километр).
25
26
Решение задач на определение длины пути.
27
Соотношение между единицами длины (метр и
сантиметр).
28
Соотношение между единицами длины (метр,
дециметр, сантиметр и миллиметр).
29
Периметр многоугольника.
30
Соотношение между единицами длины (метр,
дециметр, сантиметр и миллиметр).
31
Решение геометрических задач.
32
Решение геометрических задач.
33
Решение геометрических задач.
34
Решение задач и примеров изученных видов.
Контрольная работа по теме «Длина и её
35
измерение».
Работа над ошибками. Проектное задание «Расставь
36
мебель».
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ 28 ч
Умножение на однозначное число 7 ч
37
Письменное умножение.
38
Свойства умножения.
39
Умножение круглого числа.
40
Умножение круглых чисел.
41
Площадь прямоугольника.
42
Решение задач и примеров изученных видов.
43
Контрольная работа по теме «Умножение на однозначное
число».
Деление на однозначное число
12 ч
44
Письменное деление.
45
Письменное деление многозначного числа.
46
Свойство деления. Деление круглых чисел.
47
Нахождение неизвестного компонента умножения и
деления.
48
Решение задач и примеров изученных видов.
Проверочная работа.
49
Деление чисел, в записи которых есть нули.
50
Деление чисел (случай – нуль в середине частного).
51
Деление круглых чисел.
52
Решение задач и примеров изученных видов.
53
Решение задач и примеров изученных видов.
54
Контрольная работа № 5 по теме «Деление
наоднозначное число».

23

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88

Работа над ошибками.
Геометрические фигуры
9ч
Геометрические фигуры.
Четырехугольники.
Решение задач на определение периметра и
площади прямоугольника.
Треугольники.
Куб.
Решение задач и примеров изученных видов.
Контрольная работа по «Геометрические фигуры».
Работа над ошибками.
Проект «Длина и её измерение».
Масса и её измерение 4 ч
Центнер.
Соотношение между единицами массы.
Решение текстовых задач.
Решение задач и примеров изученных видов.
Умножение многозначных чисел 12 ч
Умножение на двузначное число.
Умножение круглых чисел.
Приемы умножения.
Задачи на движение в противоположных
направлениях.
Решение задач и примеров изученных видов.
Умножение на трехзначное число. Проверочная
работа.
Значение произведения.
Решение задач и примеров изученных видов
Практическая работа «Ремонт».
Проектное задание «Планируем стадион».
Контрольная работа по теме «Умножение
многозначных чисел».
Работа над ошибками.
Площадь и её измерение 5 ч
Единицы площади (квадратный метр).
Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный
сантиметр).
Соотношения между единицами площади.
Единицы площади (ар, гектар, квадратный
сантиметр).
Контрольная работа по теме «Площадь и её
измерение».
Деление многозначных чисел 14 ч
Деление - действие, обратное умножению.
Деление с остатком. Проверка деления с остатком.
Нуль в середине частного.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
103
104
105
106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124

Деление многозначного числа на двузначное.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов.
Проверочная работа.
Расширение понятия скорость
Производительность труда.
Деление на трехзначное число.
Оценивание результата вычислений.
Решение задач и примеров изученных видов.
Контрольная работа по теме «Деление
многозначных чисел».
Работа над ошибками.
Время и его измерение 5 ч
Единицы времени.
Календарь и часы.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов
Контрольная работа по теме «Время и его измерение».
Работа с данными
6ч
Представление информации.
Работа с таблицами.
Диаграммы.
Планирование действий.
Контрольная работа по теме «Работа с
данными».
Работа над ошибками.
ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ 26 ч
Числа и величины 7 ч
Чтение и запись чисел.
Сравнение чисел.
Задачи на сравнение.
Масса и вместимость.
Единицы измерения времени.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов.
Арифметические действия 7 ч
Сложение и вычитание.
Неотрицательные числа. Отрицательные числа.
Умножение и деление.
Числовое выражение.
Свойства арифметических действий.
Способы проверки вычислений.
Решение задач и примеров изученных видов.
Решение задач и примеров изученных видов.
Фигуры и величины 5 ч

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

125
126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Распознавание геометрических фигур.
Построение геометрических фигур.
Измерение длины.
Измерение площади.
Решение задач и примеров изученных видов. Проверочная
работа.
Решение текстовых задач 7 ч
Решение задач на стоимость.
Решение задача движение.
Решение задач на производительность.
Решение задач на доли.
Итоговая контрольная работа за курс начальной школы.
Работа над ошибками.
Проект «Геометрические фигуры».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».