1. Планируемые результаты освоения учебного предмета 1 класс Личностные У обучающихся будут сформированы: • ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах; • понимание необходимости выполнения правил личной гигиены для сохранения здоровья; • понимание необходимости бережного отношения к природе; могут быть сформированы: • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; • понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к членам семьи; • понимание своей сопричастности к жизни страны; • понимание красоты окружающего мира. Предметные Человек и природа Обучающиеся научатся: • называть характерные признаки времен года; • различать и называть части растений; • ухаживать за комнатными растениями; • различать и называть основные части тела человека; • называть органы чувств и рассказывать об их значении; • приводить примеры культурных и дикорастущих растений; • рассказывать о значении домашних животных в жизни человека; • приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей). Обучающиеся получат возможность научиться: • различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы; • характеризовать особенности времен года (состояние неба, тепло или холодно, виды осадков, состояние растений и животных); • называть основные возрастные периоды жизни человека; • рассказывать о мире невидимых существ и их роли в распространении болезней; • называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); • рассказывать о способах движения и питания животных; • рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных; • различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения; • рассказывать, как развивается растение из семени; • выращивать растение одним из изученных способов. Человек и общество Обучающиеся научатся: • называть свое имя, отчество, фамилию, дату рождения, домашний адрес; • выражать приветствие, благодарность, просьбу; • выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены; • рассказывать о профессиях родителей и работников школы; • проявлять уважительное отношение к окружающим людям; • выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах; • приводить примеры видов труда людей; • различать и называть виды транспорта (наземный, водный, воздушный). Обучающиеся получат возможность научиться: • различать виды эмоционального состояния человека; • воспроизводить гимн России. Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса; • понимать, что уже усвоено и что предстоит усвоить с опорой на маршрутные листы. Обучающиеся могут научиться: • осуществлять контроль за усвоением учебного материала при выполнении заданий учебника; • замечать и исправлять свои ошибки и ошибки одноклассников. Познавательные Обучающиеся научатся: • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; • называть и различать окружающие предметы и их признаки; • устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток). Обучающиеся могут научиться: • осуществлять поиск информации при выполнении заданий и подготовке проектов; • сравнивать объекты, выделяя сходства и различия; • группировать различные предметы по заданному признаку. Коммуникативные Обучающиеся научатся: • участвовать в диалоге при выполнении заданий; • оценивать действия одноклассников. Обучающиеся могут научиться: • осуществлять взаимопроверку при работе в паре; • сотрудничать в поиске и сборе информации при выполнении совместно выбранного проекта. 2 класс Личностные У обучающихся будут сформированы: • понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях; • понимание значения взаимопомощи в семье; • способность оценивать свое поведение и поведение других детей в соответствии с правилами этикета; могут быть сформированы: • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; • ориентация на соблюдение правил поведения в общественных местах; • понимание ценности семейных отношений; • способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях. Предметные Человек и природа Обучающиеся научатся: • понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира; давать характеристику погоды по результатам наблюдений за неделю; приводить примеры приборов и инструментов; пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека; • различать тела природы и изделия; • приводить примеры тел и веществ; • приводить примеры источников энергии; • рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов; • рассказывать об исследованиях космоса; • называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс; • рассказывать о нашей планете - Земле, нашей звезде - Солнце о спутнике • • • Земли - Луне; • рассказывать о значении камня в жизни человека; • называть условия, необходимые для жизни растений и животных; • различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); • сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена года. Обучающиеся получат возможность научиться: • рассказывать о некоторых ученых и изобретателях; • приводить примеры источников звука и объяснять вред шума; • рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях; • называть планеты Солнечной системы; • отличать планету от звезды; • показывать на глобусе материки и океаны; • приводить примеры веществ в разных состояниях (твердом, жидком, газообразном); • рассказывать об использовании электрической энергии; • рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни человека; • понимать, что такое окружающая среда; • приводить примеры разнообразия условий жизни растений и животных (опушка леса, березовый лес, ельник, сосновый лес, озеро или пруд). • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в живой природе; • рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу; • проводить наблюдения и опыты с использованием простейших приборов и инструментов. Человек и общество Обучающиеся научатся: • выполнять правила безопасного обращения с электроприборами; • понимать значение науки и труда в жизни общества; • рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении их открытий в жизни общества. Обучающиеся получат возможность научиться: • понимать, что человек — часть общества и часть природы; • понимать значение общества в жизни человека; • осознавать то, что в обществе люди зависят друг от друга; • рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание); • понимать значение искусства как способа познания мира. Метапредметные • Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса; • проводить наблюдения и опыты по предложенному плану; • оценивать правильность выполнения заданий. Обучающиеся могут научиться: • развивать и тренировать свою наблюдательность; • ставить цели проведения наблюдений и опытов; • осуществлять контроль при проведении наблюдений и опытов; • планировать собственное участие в проектной деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради). Познавательные Обучающиеся научатся: • фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью условных знаков; • понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах учебника; • понимать значение справочников, словарей, энциклопедий; • пользоваться справочником, помещенным в учебнике; • понимать значение знаков и символов в жизни общества. Обучающиеся могут научиться: • пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта; • осуществлять описание объектов природы; • сравнивать и классифицировать объекты природы по заданным признакам; • устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде; • обобщать результаты наблюдений за погодой, делать выводы. Коммуникативные Обучающиеся научатся: • сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий; • осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий; • ставить вопросы друг другу. • Обучающиеся могут научиться: • высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций, возникающих в обществе; • выполнять основные правила этикета (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять). 3 класс Личностные У обучающихся будут сформированы: • понимание значения изучения курса «Окружающий мир»; • ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы; • ориентация на выполнение правил здорового образа жизни на основе знаний об организме человека; • осознание своей этнической принадлежности; • чувство гордости за свою Родину. • могут быть сформированы: • осознание себя как гражданина. • уважение к истории и культуре народов, населяющих Россию. • понимание влияния эмоций на здоровье человека и необходимости управлять своими эмоциями. Предметные Человек и природа Обучающиеся научатся: • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе; • объяснять, что такое экология; • понимать, что такое горизонт, линия горизонта; • называть основные и промежуточные стороны горизонта; • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу; • объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы; • рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе; • устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы; • характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан); • объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер; • рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования; • характеризовать органы растений и животных и их значение; характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных; • различать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) и животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие); • приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы; • рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны; • характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции; • выполнять основные правила личной гигиены; • проводить простейшие опыты с растениями и фиксировать их результаты. • Обучающиеся получат возможность научиться: • различать существенные и несущественные признаки; • приводить примеры физических и химических явлений природы; • рассказывать об использовании энергии воды и ветра; • рассказывать о четырех царствах живой природы; • рассказывать о строении листовых и цветочных почек, цветка и семени; • рассказывать о грибах и бактериях и их значении в природе и жизни человека; • объяснять особенности питания и дыхания растений; • характеризовать условия прорастания семян; • рассказывать о предках культурных растений и домашних животных; • приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе; • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания. Человек и общество Обучающиеся научатся: • характеризовать территории расселения народов нашей страны на основе исторической карты; • рассказывать, используя карту, о природных условия, в которых живут народы нашей страны. • описывать устройство города, жизнь и быт горожан; • различать символы государства; • показывать на политической карте РФ столицу России - город Москву; • описывать государственные награды, рассказывать об их происхождении; • характеризовать главный закон страны; • рассказывать об устройстве нашего государства; • раскрывать основные права и обязанности ребенка. • Обучающиеся получат возможность научиться: узнавать об обычаях и традициях своего народа; приводить примеры традиций и обычаев; • устанавливать связи между традициями народа и хозяйственной деятельностью региона; рассказывать об истории возникновения своего города (села); рассказывать о памятниках культуры своего города, села, края. • рассказывать о символах своего города; раскрывать взаимосвязь символики с хозяйственной, политической и культурной жизнью города; • объяснять историю происхождения и развития основных символов государства; • приводить примеры подвигов и личных поступков людей, которые отмечены государственными наградами. • Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: • понимать цель познавательной деятельности; • планировать свои действия при выполнении заданий учебника; • осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий. Обучающиеся могут научиться: • самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий; • самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий; • ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее (в рамках проектной деятельности). Познавательные Обучающиеся научатся: • доказывать то или иное свойство изучаемого объекта путем постановки несложных опытов; • сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам; • находить необходимую информацию в учебнике; • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы; • моделировать процессы развития растений и животных по заданиям учебника и рабочих тетрадей; • понимать информацию, представленную на исторической карте. Обучающиеся могут научиться: • получать дополнительную информацию по изучаемой теме, пользуясь справочной литературой; самостоятельно моделировать некоторые природные процессы. ориентироваться на «ленте времени»; указывать хронологические рамки и периоды основных исторических процессов; • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя) • сравнивать исторические события. • • Коммуникативные Обучающиеся научатся: • выполнять парные и групповые задания в классе и на экскурсиях; • совместно проводить опыты, обсуждая их результаты и делая выводы. • Обучающиеся могут научиться: • распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий и проектов. 4 класс Личностные У обучающихся будут сформированы: • положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны, своего края. • способность к самооценке; • осознание себя как гражданина России. • знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; • понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе; • понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье; • могут быть сформированы: • устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны. • умение оценивать трудность предлагаемого задания; • адекватная самооценка; • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе; • установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении; • осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы; • осознанное положительное отношение к культурным ценностям; • основы экологической культуры; • уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны; • целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира. Предметные Человек и природа Обучающиеся научатся: • проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты; • давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц; • различать план местности и географическую карту; • читать план с помощью условных знаков; • различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека; • показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России; • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования; • объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране; • характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране; • устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); • рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий; • объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне; • выполнять правила поведения в природе. Обучающиеся получат возможность научиться: • рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра; • предсказывать погоду по местным признакам; • характеризовать основные виды почв своего края; • характеризовать распределение воды и суши на Земле; • объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных; • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни; • объяснять причины смены времён года; • применять масштаб при чтении плана и карты; • отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты; • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком; • давать оценку влиянию деятельности человека на природу; • определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения; • делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; • участвовать в мероприятиях по охране природы. Человек и общество Обучающиеся научатся: • различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации. • различать права и обязанности гражданина, ребёнка; • описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте; • описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство); • называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. - образование государства у восточных славян; 988 г. - крещение Руси; 1380 г. - Куликовская битва; 1613 г. • изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. • основание Санкт-Петербурга; XVIII в. - создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. - открытие Московского университета; 1812 г. • изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. - отмена крепостного права; февраль 1917 г. - падение династии Романовых; октябрь 1917 г. - революция; 1922 г. - образование СССР; 1941–1945 гг. - Великая Отечественная война; апрель 1961 г. - полёт в космос Гагарина; 1991 г. - распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством); • соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; • соотносить дату исторического события с «лентой времени»; • находить на карте места важнейших исторических событий российской истории; • рассказывать о ключевых событиях истории государства; • рассказывать об основных событиях истории своего края. Обучающиеся получат возможность научиться: описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции; • сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ); • характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны. • • Метапредметные Регулятивные Обучающиеся научатся: • принимать и сохранять цель познавательной деятельности; • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; • осуществлять пошаговый и итоговый контроль; • осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями. • Обучающиеся могут научиться: • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы. Познавательные Обучающиеся научатся: • находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты; • использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений; • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе; • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы; • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов; • устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя); • сравнивать исторические события, делать обобщения. Обучающиеся могут научиться: • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе; • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания. • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий; • устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии; • сравнивать исторические и литературные источники; • строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников; • собирать краеведческий материал, описывать его. Коммуникативные Обучающиеся научатся: • сотрудничать с одноклассниками при в паре: устанавливать очерёдность взаимопроверку. выполнении заданий действий, осуществлять Обучающиеся могут научиться: • распределять обязанности при работе в группе; • учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение. 2. Содержание учебного предмета 1 класс (66 ч) Пришла пора учиться (13 ч) Что изучает предмет «Окружающий мир». Ты и твоё имя. Ты учишься в школе. Устройство школьного здания. Занятия в школе. Правила поведения в школе. Профессии работников школы. Взаимоотношения учитель - ученик, ученик- ученик. Необходимость бережного отношения к школьному имуществу. Во дворе школы. Устройство школьного двора. Дорога в школу. Основные правила безопасного поведения на улице. Твой распорядок дня. Человек (13 ч) Как развивается человек: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, взрослый, старый. Основные особенности каждого возрастного периода. Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств человека: глаза, нос, уши, язык, кожа и их значение. Человеку важно быть здоровым. Основные части тела человека: голова, шея, туловище, руки, ноги. Элементарные правила личной гигиены. Осанка. Основные условия здорового образа жизни: правильное питание, соответствующая погоде одежда, закаливание, занятия физкультурой и спортом. Предупреждение инфекционных заболеваний. Эмоциональные состояния от восприятия явлений окружающего мира: грусть, веселье, злость, испуг, спокойствие, удивление и т. п. Способность замечать эмоциональные состояния окружающих людей, сопереживать им. Первые представления о самонаблюдении и самоконтроле. Значение внимательности и наблюдательности в жизни человека. Природа в жизни человека (21 ч) Природа живая и неживая. Явления природы. Первые представления о воде и воздухе. Времена года. Временные периоды: год, месяц, неделя, сутки. Общее представление о сезонных ритмах. Особенности погоды в разные времена года. Сезонные изменения в жизни растений и животных. Мир растений. Строение растения (на примере цветкового): корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Ядовитые растения. Как развивается растение. Условия жизни растений: свет, тепло, вода, воздух, почва. Комнатные растения, уход за ними. Значение комнатных растений в жизни человека. Мир животных. Где живут животные. Строение и разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Движение и питание животных. Что необходимо животным для жизни. Дикие и домашние животные. Уход за домашними животными. Значение домашних животных в жизни человека. Необходимость бережного отношения к растениям и животным. Редкие растения и животные, их охрана. Красная книга. Человек среди людей (17ч) Наша страна — Россия. Столица, герб, флаг, гимн. Представление о народах, населяющих нашу страну. Дом, домашний адрес. Общее представление о городе и селе. Как строят дома. Семья, её состав. Статус ребёнка в семье (дочь, сын, внук, внучка, брат, сестра). Родственные связи. Внимательное и заботливое отношение членов семьи друг к другу, обязанности членов семьи, профессии родителей. Отдых в семье. Основные правила безопасного поведения дома. Основные формы культурного поведения в обществе: приветствие, выражение благодарности, умение высказать просьбу, умение вести себя за столом, дома и в гостях, в транспорте и общественных местах. Экскурсии: по школе, во дворе школы, в природу. 2 класс (68 ч) Как люди познают мир (15 ч) Первые представления о науке как способе познания мира. Люди науки учёные, разнообразие их профессий. Наблюдения, опыты, измерения, фиксация результатов. Общее представление о приборах и инструментах. Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра, определение времени по часам. Организация наблюдений за сезонными изменениями в природе. Знакомство с источниками информации: энциклопедии, словари, справочники. Значение и использование символов и знаков человеком. Искусство как способ познания мира. Мы живём на планете Земля (14 ч) Первые представления о космосе: звёзды, созвездия, планеты. Солнечная система. Наша планета Земля. Первые представления о форме Земли. Спутник Земли — Луна. Глобус — модель Земли. Материки и океаны. Вращение Земли вокруг оси, смена дня и ночи. Космические исследования: наблюдения за планетами и звёздами с помощью приборов; искусственные спутники Земли; первый полёт человека в космос. Как человек изучал земной шар: некоторые географические открытия, исследование морей и океанов. Природа вокруг нас (23 ч) Первые представления о телах и веществах: твёрдых, жидких и газообразных; энергии, свете, цвете и звуке в природе и жизни человека. В мире камня. Знакомство с разнообразием и использованием камня человеком. Красота камня. Общее представление об окружающей среде. Разнообразие условий жизни растений и животных на суше и в воде. Растения и животные — обитатели суши, их приспособленность к условиям жизни на примере леса. Растения и животные — обитатели водоёмов. Общее представление о взаимосвязях между растениями и животными в природе. Влияние человека на живую природу, необходимость бережного отношения к природе. Люди вокруг нас (12 ч) Первые представления о человеке как социальном существе: человек — член общества. Роль общения с другими людьми в развитии человека. Роль труда в жизни человека и общества. Значение совместного труда в обществе. Ознакомление с жизнью людей в первобытном обществе. Семья — ячейка общества. Состав семьи, бюджет, деньги. Распределение обязанностей в семье. Посильная помощь детей другим членам семьи. Этика и культура поведения человека в обществе. Поведение дома, на улице, в гостях. Нежелательные привычки, их преодоление. Освоение правил поведения в обществе. Экскурсии: в лиственный лес, в хвойный лес, к водоёму. 3 класс (68 ч) Природа вокруг нас (8 ч) Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам. Разнообразие явлений природы, физические и химические явления. Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества. Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии. Вода в природе: родники, водоёмы (озеро, река, море, океан — естественные водоёмы; пруд, водохранилище — искусственные водоёмы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения. Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе. Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается. Ветер. Использование энергии ветра человеком. Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения. Горные породы, их разнообразие: твёрдые, жидкие, газообразные. Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых. Почва и её состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы. Почвы нашего края. О царствах живой природы (16 ч) Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек (10 ч) Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы, живущие на территории России. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История флага, происхождения герба, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу. 4 класс (68 ч) Наш край (22 ч). Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. Наша Родина на планете Земля (12 ч) Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля. История нашей Родины (34 ч) Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв. Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царьосвободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в. Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20— 30-е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2-й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России. Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии. Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная, другие живые существа. Первые представления о растении как организме. Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений. Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени. Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений. Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений. Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки. Как животные воспринимают окружающий дыхание, мир. Передвижение, питание, размножение и развитие животных. Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных. Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека. Бактерии, их значение в природе и жизни человека. Человек (10 ч) Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека. Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении. Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц. Кровеносная система, её значение. Необходимость укрепления органов кровообращения. Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний. Пищеварительная система, её значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними. Выделение. Значение удаления из вредных продуктов жизнедеятельности. Органы чувств, их значение и гигиена. организма ненужных и Нервная система, её значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы, живущие на территории России. Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях. Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках. Государственные символы России. История происхождения герба,флага, гимна. Государственные награды. Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребёнка. Как устроено наше государство. Органы власти. 3. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Тематическое планирование 1 класс 66 ч (2 ч в неделю) Тема урока Пришла пора учиться (14ч) Что такое окружающий мир. Ты и твоё имя. Экскурсия «Твоя школа». Твоя школа. Экскурсия «Во дворе школы». Во дворе школы. Экскурсия «Вот и лето прошло». Вот и лето прошло. Экскурсия «Дорога в школу». Дорога в школу. Твой распорядок дня. Экскурсия «Осень». Осень. Проект учащихся по теме «Школа» Человек (13ч) Как ты рос. Как ты воспринимаешь мир. Как ты воспринимаешь мир. Твоё тело. Как ты питаешься. Твоя одежда. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 Твоя одежда. Будь здоров! Будь здоров! Твоё настроение. Твоё настроение. Будь внимательным! Будь внимательным! Природа в жизни человека (21 ч) Полна природа удивленья. Вода и воздух. Вода и воздух. Экскурсия «Зима». Зима. Времена года. Как устроено растение. Как устроено растение. Деревья, кустарники, травы. Деревья, кустарники, травы. Как развиваются растения. Как развиваются растения. Растения в нашем классе. Насекомые, птицы, рыбы, звери. Насекомые, птицы, рыбы, звери. Жизнь животных. Жизнь животных. Домашние животные. Домашние животные. Береги природу, человек! Береги природу, человек! Человек среди людей (17ч) Наша Родина. Наша Родина. Наш дом. Наш дом. Наши родственники. Наши родственники. Хороший день. Хороший день. Экскурсия в природу «Весна». Весна. Наша безопасность. Наша безопасность. Будем вежливы. Будем вежливы. Мы едем, едем, едем… Мы едем, едем, едем… Скоро лето. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 66 Проект учащихся по теме «Растение» 1 2 класс 68 часов (2 часа в неделю) № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 Тема урока Как люди познают мир (15 ч) О науке. Что такое наука О науке. Науки бывают разные. Ученые России О науке. Человек – изобретатель. Учёные России Экскурсия в лес Экскурсия к водоёму Как учёные изучают мир. Наблюдения Как ученые изучают мир Умей видеть Умей видеть. Тренируй свою наблюдательность Приборы и инструменты Измерение температуры. Практическая работа Измерение времени. Практическая работа Справочники, словари, энциклопедии Знаки и символы Об искусстве. Обобщение по теме: «Как люди познают мир». Мы живём на планете Земля (15 ч) Что такое космос. Созвездия Что такое космос. Планеты Солнечная система Солнечная система Голубая планета Земля Голубая планета Земля. Как устроена Земля Обобщение наблюдений за осенними изменениями в природе и труде людей Спутник Земли — Луна Исследование космоса Что такое глобус. Практическая работа Почему день сменяет ночь Как изучали земной шар Как изучали земной шар. Путешествия Как изучали земной шар. Знаменитые путешественники Исследование глубин морей и океанов Природа вокруг нас (23 ч) Тела и вещества Тела и вещества. Что такое вещество Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Об энергии Об энергии. От костра до котла Свет и цвет Свет и цвет. Природные и искусственные источники света Зеркала. Цвета радуги В мире звука В мире звука. Шум вредит здоровью В мире камня. Коллекция камней Обобщение наблюдений за зимними изменениями в природе и труде людей В мире живой природы. На опушке. Жизнь растений В мире живой природы. На опушке. Жизнь животных В берёзовой роще. Жизнь растений В берёзовой роще. Жизнь животных В ельнике. Жизнь растений В ельнике. Жизнь животных У лесного озера. Жизнь растений У лесного озера. Жизнь животных В сосновом лесу. Жизнь растений В сосновом лесу. Жизнь животных Берегите лес! Весна. Люди вокруг нас (15 ч) Человек в обществе. Жизнь в первобытном обществе Человек в обществе Труд в жизни человека Труд в жизни человека Семья. Отец и сыновья Семья Бюджет семьи. Деньги Бюджет семьи Будем вежливы. Правила культурного поведения в обществе Будем вежливы. Правила этикета Будем вежливы. Разговор по телефону О друзьях - товарищах О привычках. Как избавиться от плохих привычек Обобщение по теме «Люди вокруг нас» Обобщение наблюдений за весенними изменениями в природе и труде людей 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 3 КЛАСС 68 ч (2 ч в неделю) Тема урока Природа вокруг нас (8 ч) Что нас окружает. Экскурсия «Знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы» Экскурсия «Изучение влияния деятельности человека на природу» Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по компасу и местным признакам. Экскурсия «Ориентирование на местности». Явления природы. Свойства тел и веществ. Вода, воздух, горные породы и почва (16 ч) Свойства воды в жидком состоянии. Вода-растворитель. Свойства льда, снега и пара. Родники. Водоёмы (река, озеро, море, пруд, водохранилище). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе. Использование и охрана воды. Значение воздуха для жизни. Состав воздуха . Свойства воздуха. Ветер. Охрана воздуха. Горные породы. Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк). Использование, добыча и охрана полезных ископаемых. Почва. О царствах живой природы (16 ч) Четыре царства живой природы. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 Строение растений. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения. Жизнь растений. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Строение животных. Разнообразие животных. Домашние и дикие животные. Как животные воспринимают мир. Передвижение и дыхание животных. Питание животных. Размножение и развитие животных. Охрана животных. Грибы и бактерии. Человек (10 ч) Человек — часть живой природы. Кожа — первая «одежда». Скелет. Мышцы. Кровеносная система. Дыхание. Питание и выделение. Органы чувств. Нервная система. Эмоции и темперамент. Человек в обществе (18 ч) Народы нашей страны. Традиции народов нашей страны. Путешествие по ленте времени. Города и сёла. Названия городов. Кремль — центр города. Улицы города. Герб — символ города. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 № урока Памятные места городов. Экскурсия «Улицы и памятные места родного города (села)» Современный город. Москва — столица России. Что такое государство. Конституция — основной закон нашей страны. Права ребёнка. Символы государства. Государственный герб России. Государственный флаг России. Государственный гимн России. Государственные награды. 4 класс 68 ч (2 ч в неделю) Тема урока 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол-во часов Наш край (22 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Что такое погода. Как погода зависит от ветра. Грозные явления природы. Предсказание погоды. Экскурсия в смешанный лес. Экскурсия к водоёму. Экскурсия на луг или в поле. Наша местность на плане и карте. План местности. Географическая карта. Равнины. Горы. Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши. Как деятельность человека изменяет поверхность суши. Богатства недр. Разнообразие почв. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16. 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека. Какие растения растут в лесу. Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека. Водоём. Искусственные сообщества. Поле. Животные — обитатели полей. Сад. Наша Родина на планете Земля (12 ч Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. Движение Земли. Тепловые пояса. В пустыне Африки. Экваториальные леса Южной Америки. Антарктида. Австралия. Евразия. Карта России. Зона арктических пустынь. Тундра. Зона лесов. Степи. Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. Наши верные помощники (1 ч) История на карте. Исторические источники. Древняя Русь (5 ч) Первые русские князья. Князь Владимир. Крещение Руси. Культура Древней Руси. Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Московское царство (6 ч) Первый русский царь. Преобразования в государстве. Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Русское государство при первых Романовых. Расширение границ России в XVII веке. Повторительно-обобщающий урок. Российская империя (9 ч) Пётр I. Реформы в Российском государстве. Преобразования в культуре, науке, быту. Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II. Образование и наука в XVIII веке. XIX век: победы и открытия (6 ч) Война 1812 года. Отмена крепостного права. Наука и техника в XIX веке. Город и горожане. Мода XIX века. Культура XIX века. Повторительно-обобщающий урок. Российское государство (13 ч) Революция в России. Россия в годы Советской власти. Великая Отечественная война. Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века. Современная Россия (8 ч) По севернысм городам России. По городам Центральной России. Города Урала и Сибири. Дальний Восток. Южные города России. Повторительно-обощающий урок. Россия в мировом сообществе. Жизнь современного человека. Повторительно-обощающий урок. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1