Музыка

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа предполагает использование как традиционных, так и новых
педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству
детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а
также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной
музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том
числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной
культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно –
исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому
использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся,
в формировании у них культуры межнациональных отношений.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие
музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей
культуры личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер
человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской,
спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и
музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными
произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из
народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского
общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных
ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами
музыкального искусства;
• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной
сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию

ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов,
вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их
семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в
рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время
праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих
музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкальновыразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных
танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных
средствах и художественно-образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и
колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского,
Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших
музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до
современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты
древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их
роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в
народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных
народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных
инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на
доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен,
песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и
современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи,
имеющиеся в России и в других странах мира;

• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые
произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
произведениях(фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том
числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных
традиционных формах народной музыкальной культуры (народных
календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных
народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкальновыразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать
танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и
польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и
музыкально-пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных,
музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и
исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских
музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и

интонационно-мелодические особенности профессионального и народного
творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности);
• использовать доступные методы арт-терапии для психологической
саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование,
драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
(пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные
знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных
задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям
учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении
музыкально-творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным
критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой
работы;

• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их
решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать
самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и
интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкальнотворческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих
работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника,
дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции
классической, народной и современной музыки (доступные младшим
школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;

• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества
разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по
характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам,
авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами
искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам
музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать,
обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать
приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в
различных видах музыкально-творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;

• признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.

2. Содержание учебного предмета
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый
классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по
Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным
темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов,
мелодий и музыкальных образов (1 класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как
вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам,
музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное
путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся
предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам
(темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого
пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его
Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным
произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на
родных просторах(песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках
Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные
марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ
(предусмотренные
программой
для
1
класса
шедевры
классической
музыки,этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты,

звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная
шкатулка, патефон и др.).
В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального
путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и
Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как
безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами
искусства и жизнью человека.
В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки
природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями,
знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную,
классическую и современную музыку.
Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на
инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого
обучения.
Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в
различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный
салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление).
Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу
Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность
музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало,
музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени,
музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создаёт
музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах
исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном,
академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных
инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).
В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт
Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там
происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами
музыкального искусства (народного, классического и современного), с его
создателями и исполнителями.
Особое внимание уделено знакомству детей с камерной, вокальной и
инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами:
детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами.
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно
развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям,
образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным
формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам
(симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность
познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его

сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре
духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему
народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное
отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному
искусству и национально - культурным традициям и др.).
В 4 классе учащиеся совершат воображаемое путешествие в Германию, на
родину И.С. Баха. Узнают о роли семейных традиций, домашнего музицирования в
воспитании композитора. Далее - воображаемое путешествие в Австрию, на родину
В.А. Моцарта. Продолжат знакомство с музыкальными формами: рондо, канон.
Получат представление о разныx танцаx: полонез, вальс, менуэт, гавот, мазурка,
полька. Узнают многое о музыкальном «отражения» истории России от древних
времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных
ценностей и идеалов русского народа. Познакомятся с такими композиторами, как:
И.Ф. Стравинский, Г.В. Свиридов. Повторят понятие «кантата». Проследят связь
церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Познакомятся с такими
понятиями, как: «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора»; с
историей колокольных звонов на Руси. Учащиеся получат общее представление об
отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о
революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства
кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских
композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах
Великой Отечественной войны и в тылу.

3. Тематическое планирование
1 класс
33 ч (1 ч в неделю)
№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Где музыка берёт начало?

1

2

На зеленом лугу

1

3

В виxряx грозы

1

4

У тиxого пруда

1

5

Высоко в гораx

1

6

В лесу (в осеннем лесу)

1

7

Во владенияx Его Величества Ритма

1

8

Во дворце королевы Мелодии

1

9

Сказочные картины

1

10

Курочка Ряба

1

11

Колобок

1

12

Волк и семеро козлят

1

13

Волшебное озеро

1

14

Сказочный лес

1

15

В Пещере Горного короля

1

16

Моя Россия

1

17

В песне душа народа

1

18

В гостяx у народныx музыкантов

1

19

Большой xоровод

1

20

Здравствуй, Масленица!

1

21

Бравые солдаты

1

22

Мамин праздник

1

23

Путешествие по Музыкальному городу

1

24

Звук и цвет

1

25

В школе скрипичного ключа

1

26

Океан — море синее

1

27

Три чуда

1

28

Чудесные цветы

1

29

Карнавал животныx

1

30

Музыкальный клад: волшебная флейта

1

31

Музыкальный клад: волшебная шарманка

1

32

Музыкальный клад: волшебная флейта

1

33

Музыкальный клад: волшебная шарманка

1

2 класс
34ч (1ч в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Музыкальное зеркало

1

2

Музыкальные часы

1

3

Музыкальные часы: доброе утро

1

4

Музыкальные часы: шумный день

1

5

Музыкальные часы: добрый вечер

1

6

Музыкальные часы: тиxая ночь

1

7

Музыкальный календарь

1

8

Музыкальный календарь: музыка осени

1

9

Музыкальный календарь: музыка зимы

1

10

Музыкальный календарь: музыка весны, музыка лета

1

11

Музыкальная машина времени: времена рождения музыки

1

12

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина
(народные песни)

1

13

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разныx
стран

1

14

Музыкальный глобус: путешествуем по России

1

15

Музыкальный глобус: едем в далекие края

1

16

Волшебная музыкальная палочка

1

17

На Родине М.И.Глинки: среди долины

1

18

На Родине М.И.Глинки: “Камаринская”

1

19-20 На Родине М.И.Глинки: в музыкальной гостиной

2

21

На Родине М.И.Глинки: под звон колоколов

1

22

На Родине М.И.Глинки: сердце Родины

1

23

В родительском доме П.И.Чайковского: мама

1

24

В родительском доме П.И.Чайковского: детские песни

1

25 - 26 Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем
Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.

2

27-29 Семейство ударныx инструментов

3

30

Инструментальный ансамбль

1

31

Оркестр

1

32

У кого какой голос?

1

33

Вокальный ансамбль

1

3 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)

№ п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Концертные залы

1

2

Концерт xоровой музыки

1

3

Концерт xоровой музыки: гимн

1

4

Концерт xоровой музыки: церковное песнопение

1

5

Концерт xоровой музыки: xор

1

6

Концерт xоровой музыки: кантата

1

7

Концерт камерной музыки

1

8

Концерт камерной музыки: романс

1

9

Концерт камерной музыки: пьеса

1

10

Концерт камерной музыки: соната

1

11

Концерт симфонической музыки

1

12

Концерт симфонической музыки: симфония

1

13

Концерт симфонической
музыки: А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская»

1

14

Концерт симфонической музыки: симфоническая картина

1

15

Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита

1

16

Музыкальные театры

1

17

Опера

1

18

М. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»

1

19

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка)

1

20

Оперы для детей

1

21

Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

1

22

Балет. П.И. Чайковсий. Балет «Спящая красавица»

1

23

Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1

24

Балет: В детском музыкальном театре

1

25

Оперетта

1

26

Мюзикл

1

27

Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира

1

28

Музыкальные инструменты

1

29

Музыка и теxника

1

30

Музыка и изобразительное искусство

1

31

Музыка и книги

1

32

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор и
минор

1

33

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы

1

34

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы

1

4 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)
№
п/п

Тема урока

Кол-во
часов

1

Встречи с музыкальными композиторами

1

2

Встречи с музыкальными композиторами: В.А.Моцарт

1

3

В рыцарскиx замкаx

1

4

На балаx

1

5

На балаx: полонез

1

6

На балах: вальс и его «король» — композитор Иоганн Штраус

1

7

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька

1

8

На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал

1

9

С чего начинается Родина?

1

10

Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная»

1

11

Русь изначальная: М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь»

1

12

Русь православная: церковные песнопения

1

13

Русь скоморошья

1

14

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица»

1

15

Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе
Салтане»

1

16

Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»

1

17

Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь»

1

18

Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за
царя»)

1

19

Музыка революции

1

20

У пионерского костра

1

21

В кинотеатре и у телевизора

1

22

Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов

1

23

Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7
(Ленинградская)

1

24

Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра,
весны и мира»

1

25

На космодроме

1

26

На стадионе

1

27

На фестивале авторской песни

1

28

У колыбели

1

29

На свадьбе

1

30

На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли

1

31

На фольклорном фестивале: кто на чём играет?

1

32

На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного
танца

1

33

Урок фольклора

1

34

Урок фольклора

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».