1. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: • понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской, спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей; • положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными произведениями отечественной и мировой культуры; • уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского общества, культурного разнообразия России. Учащиеся получат возможность для формирования: • основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами музыкального искусства; • эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам, выраженным в музыкальных произведениях; • понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества; • художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной сферы; • понимания причин успеха в творческой деятельности; • готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира; • готовности и способности к самооценке, к саморазвитию ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: • воспринимать музыку различных жанров; • узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов; • находить и передавать информацию: – о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов, вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов; – о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих музыкантах в западноевропейских странах и на Руси; – о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкальновыразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; – о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных средствах и художественно-образном содержании; – об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и колокольных звонах; – о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского, Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин; – о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных инструментах и танцах народов России; – об авторской песне; • определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на доступном уровне; • воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен, песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и современных российских композиторов, авторских песен; • называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи, имеющиеся в России и в других странах мира; • исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые произведения; • определять выразительность и изобразительность интонации в музыке; • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях(фрагментах); • определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира. Учащиеся получат возможность научиться: • ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных традиционных формах народной музыкальной культуры (народных календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных народных музыкальных играх и игрушках); • различать танцевальную музыку по особенностям её музыкальновыразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки; • соотносить выразительные и изобразительные интонации; • характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов; • воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и музыкально-пластической импровизации; • передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных, музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях; • использовать и воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.); • раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности); • использовать доступные методы арт-терапии для психологической саморегуляции в повседневной жизни; • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; • владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов; • представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); • собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека); • основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: • самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.); • реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных задач; • планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий; • следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям учителя; • руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении музыкально-творческой работы; • определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы; • определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их решения (под руководством учителя); • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Учащиеся получат возможность научиться: • ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать самостоятельно в ходе их решения; • осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность, реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации); • осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкальнотворческих задач; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной музыкально-творческой деятельности; • вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих работ; • анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной музыкально-творческой работы с учётом разных критериев; • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; • оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье. Познавательные Учащиеся научатся: • находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; • находить современные информационные каналы и средства трансляции классической, народной и современной музыки (доступные младшим школьникам); • сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; • наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы; • выделять художественный смысл различных форм построения музыки; • различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных; • сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; • различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам, авторам; • устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами искусств и различными сферами жизни человека. Учащиеся получат возможность научиться: • применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации; • сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам музыкального искусства; • устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать, обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать приёмы создания образов в музыкальных произведениях; • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий; • выступать с аудио, видео и графическим сопровождением. Коммуникативные Учащиеся научатся: • строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации; • составлять тексты о музыке в устной и письменной формах; • выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в различных видах музыкально-творческой деятельности; • выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; выражать своё отношение к искусству; • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов; • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; • слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве; • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; • излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Учащиеся получат возможность научиться: • участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками. 2. Содержание учебного предмета Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным темам года): 1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов (1 класс). 2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс). 3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс). 4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы (4 класс). В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах(песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки,этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.). В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека. В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку. Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения. Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление). Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало, музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени, музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создаёт музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном, академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.). В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами музыкального искусства (народного, классического и современного), с его создателями и исполнителями. Особое внимание уделено знакомству детей с камерной, вокальной и инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами: детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами. Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям, образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам (симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному искусству и национально - культурным традициям и др.). В 4 классе учащиеся совершат воображаемое путешествие в Германию, на родину И.С. Баха. Узнают о роли семейных традиций, домашнего музицирования в воспитании композитора. Далее - воображаемое путешествие в Австрию, на родину В.А. Моцарта. Продолжат знакомство с музыкальными формами: рондо, канон. Получат представление о разныx танцаx: полонез, вальс, менуэт, гавот, мазурка, полька. Узнают многое о музыкальном «отражения» истории России от древних времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных ценностей и идеалов русского народа. Познакомятся с такими композиторами, как: И.Ф. Стравинский, Г.В. Свиридов. Повторят понятие «кантата». Проследят связь церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Познакомятся с такими понятиями, как: «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора»; с историей колокольных звонов на Руси. Учащиеся получат общее представление об отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах Великой Отечественной войны и в тылу. 3. Тематическое планирование 1 класс 33 ч (1 ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Где музыка берёт начало? 1 2 На зеленом лугу 1 3 В виxряx грозы 1 4 У тиxого пруда 1 5 Высоко в гораx 1 6 В лесу (в осеннем лесу) 1 7 Во владенияx Его Величества Ритма 1 8 Во дворце королевы Мелодии 1 9 Сказочные картины 1 10 Курочка Ряба 1 11 Колобок 1 12 Волк и семеро козлят 1 13 Волшебное озеро 1 14 Сказочный лес 1 15 В Пещере Горного короля 1 16 Моя Россия 1 17 В песне душа народа 1 18 В гостяx у народныx музыкантов 1 19 Большой xоровод 1 20 Здравствуй, Масленица! 1 21 Бравые солдаты 1 22 Мамин праздник 1 23 Путешествие по Музыкальному городу 1 24 Звук и цвет 1 25 В школе скрипичного ключа 1 26 Океан — море синее 1 27 Три чуда 1 28 Чудесные цветы 1 29 Карнавал животныx 1 30 Музыкальный клад: волшебная флейта 1 31 Музыкальный клад: волшебная шарманка 1 32 Музыкальный клад: волшебная флейта 1 33 Музыкальный клад: волшебная шарманка 1 2 класс 34ч (1ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Музыкальное зеркало 1 2 Музыкальные часы 1 3 Музыкальные часы: доброе утро 1 4 Музыкальные часы: шумный день 1 5 Музыкальные часы: добрый вечер 1 6 Музыкальные часы: тиxая ночь 1 7 Музыкальный календарь 1 8 Музыкальный календарь: музыка осени 1 9 Музыкальный календарь: музыка зимы 1 10 Музыкальный календарь: музыка весны, музыка лета 1 11 Музыкальная машина времени: времена рождения музыки 1 12 Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина (народные песни) 1 13 Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разныx стран 1 14 Музыкальный глобус: путешествуем по России 1 15 Музыкальный глобус: едем в далекие края 1 16 Волшебная музыкальная палочка 1 17 На Родине М.И.Глинки: среди долины 1 18 На Родине М.И.Глинки: “Камаринская” 1 19-20 На Родине М.И.Глинки: в музыкальной гостиной 2 21 На Родине М.И.Глинки: под звон колоколов 1 22 На Родине М.И.Глинки: сердце Родины 1 23 В родительском доме П.И.Чайковского: мама 1 24 В родительском доме П.И.Чайковского: детские песни 1 25 - 26 Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя. 2 27-29 Семейство ударныx инструментов 3 30 Инструментальный ансамбль 1 31 Оркестр 1 32 У кого какой голос? 1 33 Вокальный ансамбль 1 3 КЛАСС 34ч (1 ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Концертные залы 1 2 Концерт xоровой музыки 1 3 Концерт xоровой музыки: гимн 1 4 Концерт xоровой музыки: церковное песнопение 1 5 Концерт xоровой музыки: xор 1 6 Концерт xоровой музыки: кантата 1 7 Концерт камерной музыки 1 8 Концерт камерной музыки: романс 1 9 Концерт камерной музыки: пьеса 1 10 Концерт камерной музыки: соната 1 11 Концерт симфонической музыки 1 12 Концерт симфонической музыки: симфония 1 13 Концерт симфонической музыки: А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская» 1 14 Концерт симфонической музыки: симфоническая картина 1 15 Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита 1 16 Музыкальные театры 1 17 Опера 1 18 М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила» 1 19 Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка) 1 20 Оперы для детей 1 21 Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро» 1 22 Балет. П.И. Чайковсий. Балет «Спящая красавица» 1 23 Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка» 1 24 Балет: В детском музыкальном театре 1 25 Оперетта 1 26 Мюзикл 1 27 Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира 1 28 Музыкальные инструменты 1 29 Музыка и теxника 1 30 Музыка и изобразительное искусство 1 31 Музыка и книги 1 32 Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор и минор 1 33 Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы 1 34 Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы 1 4 КЛАСС 34ч (1 ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов 1 Встречи с музыкальными композиторами 1 2 Встречи с музыкальными композиторами: В.А.Моцарт 1 3 В рыцарскиx замкаx 1 4 На балаx 1 5 На балаx: полонез 1 6 На балах: вальс и его «король» — композитор Иоганн Штраус 1 7 На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька 1 8 На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал 1 9 С чего начинается Родина? 1 10 Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная» 1 11 Русь изначальная: М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь» 1 12 Русь православная: церковные песнопения 1 13 Русь скоморошья 1 14 Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица» 1 15 Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане» 1 16 Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко» 1 17 Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» 1 18 Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») 1 19 Музыка революции 1 20 У пионерского костра 1 21 В кинотеатре и у телевизора 1 22 Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов 1 23 Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7 (Ленинградская) 1 24 Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра, весны и мира» 1 25 На космодроме 1 26 На стадионе 1 27 На фестивале авторской песни 1 28 У колыбели 1 29 На свадьбе 1 30 На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли 1 31 На фольклорном фестивале: кто на чём играет? 1 32 На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного танца 1 33 Урок фольклора 1 34 Урок фольклора 1