1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа предполагает использование как традиционных, так и новых
педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству
детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а
также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной
музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том
числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной
культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно –
исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому
использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся,
в формировании у них культуры межнациональных отношений.
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие
музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей
культуры личности.
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
• понимание музыкальной культуры как неотъемлемой части различных сфер
человеческой жизни (семейно-бытовой, праздничной, трудовой, воинской,
спортивной и др.), и отражение в ней исторических событий и личностей;
• положительная мотивация к обучению и познанию музыкального искусства и
музыкальной деятельности, к знакомству с выдающимися музыкальными
произведениями отечественной и мировой культуры;
• уважительное отношение к музыкальному наследию России и каждого из
народов нашей страны, понимание ценности многонационального российского
общества, культурного разнообразия России.
Учащиеся получат возможность для формирования:
• основ общей культуры личности в контексте высших духовно-нравственных
ценностей и идеалов отечественной культуры на материале и средствами
музыкального искусства;
• эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам, выраженным в музыкальных произведениях;
• понимания ценности музыкального искусства в жизни человека и общества;
• художественного вкуса, творческого потенциала, развития эмоциональной
сферы;
• понимания причин успеха в творческой деятельности;
• готовности и способности адекватно оценивать явления музыкальной
культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и
музыкально-поэтического творчества народов мира;
• готовности и способности к самооценке, к саморазвитию
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
• воспринимать музыку различных жанров;
• узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;
• находить и передавать информацию:
– о музыкальном наследии знаменитых западноевропейских композиторов,
вундеркиндов-виртуозов И.С. Баха, В.А. Моцарта и других, об особенностях их
семейного воспитания и других условиях достижения творческих успехов;
– о старинных формах музыкальной жизни и музыкальных увеселениях в
рыцарских замках, царских дворцах, усадьбах, на городских площадях во время
праздников и карнавалов, о трубадурах, скоморохах и других бродячих
музыкантах в западноевропейских странах и на Руси;
– о старинной танцевальной музыке, об особенностях её музыкальновыразительных средств, о происхождении танцевальных движений бальных
танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и польки;
– о старинных воинских гимнах и маршах, их музыкально-выразительных
средствах и художественно-образном содержании;
– об обиходных церковных песнопениях, партесе, духовных стихах и
колокольных звонах;
– о творчестве русских и советских композиторов (М. Глинки, Н. РимскогоКорсакова, М. Балакирева, И. Стравинского, Д. Шостаковича, И. Дунаевского,
Г. Свиридова, Д. Кабалевского, А. Пахмутовой, В. Шаинского и др.), создавших
музыкальные исторические образы нашей Родины (от Древней Руси до
современной России), отразивших в своих произведениях образы и сюжеты
древнерусских мифов, народных преданий, сказок и былин;
– о фольклоре, фольклористах, фольклорных коллективах и экспедициях и их
роли в сохранении музыкального наследия народов России; об отражении в
народной музыке основных этапов жизни человека, о наиболее характерных
народных колыбельных, свадебных и других песнях, музыкальных
инструментах и танцах народов России;
– об авторской песне;
• определять основные музыкальные понятия («канон», «полифония» и др.) на
доступном уровне;
• воспроизводить слова и мелодии нескольких народных колыбельных песен,
песен зарубежных композиторов классиков, а также песен советских и
современных российских композиторов, авторских песен;
• называть знаменитые музыкальные театры, концертные залы и музеи,
имеющиеся в России и в других странах мира;
• исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение,
драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
• исполнять соло в вокальном ансамбле и в хоре вокально-хоровые
произведения;
• определять выразительность и изобразительность интонации в музыке;
• определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной
выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных
произведениях(фрагментах);
• определять на слух основные виды, жанры, формы музыки, сопоставлять
музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том
числе и современных электронных;
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки,
соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального
творчества разных стран мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии
музыкального фольклора России, в том числе родного края, в многообразных
традиционных формах народной музыкальной культуры (народных
календарных праздниках, семейно-бытовых традициях и обрядах, старинных
народных музыкальных играх и игрушках);
• различать танцевальную музыку по особенностям её музыкальновыразительных средств, рассказывать о её происхождении и показывать
танцевальные движения бальных танцев — вальса, полонеза, гавота, мазурки и
польки;
• соотносить выразительные и изобразительные интонации;
• характеризовать черты музыкальной речи разных композиторов;
• воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе
полученных знаний, на основе музыкальной, музыкально-поэтической и
музыкально-пластической импровизации;
• передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкальнопластическом движении, игре на музыкальных инструментах, в музыкальных,
музыкально-поэтических и музыкально-пластических импровизациях;
• использовать и воплощать музыкальные образы при создании
театрализованных и музыкально-пластических композиций, при разучивании и
исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских
музыкальных инструментах; воплощать художественно-образное содержание и
интонационно-мелодические особенности профессионального и народного
творчества (в
пении, слове, движении, играх, действах и др.);
• раскрывать роль музыки в жизни человека, применять приобретённые знания
и умения в практической деятельности и повседневной жизни (при организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной
деятельности);
• использовать доступные методы арт-терапии для психологической
саморегуляции в повседневной жизни;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
• представлять широкой публике результаты собственной музыкальнотворческой деятельности (пение, инструментальное музицирование,
драматизация и др.);
• собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека);
• основам саморазвития образного и ассоциативного мышления и воображения,
музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих
способностей в различных видах музыкальной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• самостоятельно исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров
(пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное
музицирование, импровизация и др.);
• реализовывать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные
знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных
задач;
• планировать свои действия при выполнении музыкально-творческих заданий;
• следовать при выполнении музыкально-творческой работы инструкциям
учителя;
• руководствоваться определёнными техниками и приёмами при выполнении
музыкально-творческой работы;
• определять критерии оценки, анализировать и оценивать по заданным
критериям результаты собственной и коллективной музыкально-творческой
работы;
• определять цели и ставить учебные задачи, осуществлять поиск средств их
решения (под руководством учителя);
• планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить цели и задачи в проблемно-творческих ситуациях, действовать
самостоятельно в ходе их решения;
• осуществлять самостоятельную музыкально-творческую деятельность,
реализовывать собственные музыкально-исполнительские замыслы (в пении и
интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных
инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
• осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении музыкальнотворческих задач;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам
самостоятельной музыкально-творческой деятельности;
• вносить необходимые коррективы в ходе выполнения музыкально-творческих
работ;
• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной
музыкально-творческой работы с учётом разных критериев;
• понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности
конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий, организовывать культурный досуг в семье.
Познавательные
Учащиеся научатся:
• находить нужную информацию, используя справочные материалы учебника,
дополнительную познавательную литературу справочного характера;
• находить современные информационные каналы и средства трансляции
классической, народной и современной музыки (доступные младшим
школьникам);
• сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;
• наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе
сходства и различий интонаций (тем, образов), делать выводы;
• выделять художественный смысл различных форм построения музыки;
• различать виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании
различных музыкальных инструментов, в том числе и современных
электронных;
• сравнивать музыкальные произведения по заданным критериям, сравнивать
музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества
разных стран мира, сравнивать и соотносить произведения разных искусств по
характеру и эмоциональному состоянию;
• различать, группировать изученные музыкальные произведения по жанрам,
авторам;
• устанавливать существенные связи и отношения музыки с другими видами
искусств и различными сферами жизни человека.
Учащиеся получат возможность научиться:
• применять различные способы поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации;
• сравнивать, группировать, классифицировать по родовидовым признакам
музыкального искусства;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, анализировать,
обобщать на материале музыкальных произведений, в том числе анализировать
приёмы создания образов в музыкальных произведениях;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
• выступать с аудио, видео и графическим сопровождением.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
• строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
• составлять тексты о музыке в устной и письменной формах;
• выражать своё эмоциональное, эстетическое отношение к искусству в
различных видах музыкально-творческой деятельности;
• выражать нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к
истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
выражать своё отношение к искусству;
• общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного
(хорового и инструментального) воплощения различных художественных
образов;
• активно использовать речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
• слушать собеседника и включаться в диалог о музыкальном искусстве;
• признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою;
• излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учащиеся получат возможность научиться:
• участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства,
рассуждать о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и
мыслей человека;
• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• вести диалог о музыке, обсуждать произведения музыкального искусства;
• адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и
сотрудничества, продуктивно сотрудничать со сверстниками.
2. Содержание учебного предмета
Программой предусмотрено обучение музыке с первого по четвёртый
классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по
Музыкальному миру по следующим образовательным маршрутам (сквозным
темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по миру звуков, ритмов,
мелодий и музыкальных образов (1 класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как
вида искусства, с её создателями и исполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам,
музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное
путешествие по России и странам Европы (4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся
предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам
(темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого
пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его
Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным
произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на
родных просторах(песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках
Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные
марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ
(предусмотренные
программой
для
1
класса
шедевры
классической
музыки,этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты,
звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная
шкатулка, патефон и др.).
В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального
путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и
Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как
безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами
искусства и жизнью человека.
В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки
природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями,
знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную,
классическую и современную музыку.
Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на
инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого
обучения.
Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в
различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный
салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление).
Во 2 классе учащиеся приглашаются на «экскурсию» в сокровищницу
Волшебницы музыки, где хранятся предметы, символизирующие сущность
музыкального искусства и его роль в жизни человека (музыкальное зеркало,
музыкальные часы, музыкальный календарь, музыкальная машина времени,
музыкальная аптечка и др.), а также получают представление о тех, кто создаёт
музыкальное искусство (композиторах) и о тех, кто его исполняет (музыкантах
исполнителях и различных исполнительских коллективах — народном,
академическом и детском хорах, симфоническом оркестре и оркестре народных
инструментов, вокальном и инструментальном ансамблях и др.).
В 3 классе учащимся предлагается «посетить» три дворца, в которых живёт
Музыка, — «Концертный зал», «Музыкальный театр» и «Музыкальный музей». Там
происходит дальнейшее знакомство детей с различными видами и жанрами
музыкального искусства (народного, классического и современного), с его
создателями и исполнителями.
Особое внимание уделено знакомству детей с камерной, вокальной и
инструментальной музыкой, с крупными музыкально - сценическими формами:
детскими операми, балетами, опереттами и мюзиклами.
Благодаря такой структуре программы её содержание логично и последовательно
развёртывается от звуков и образов природы к музыкальным звукам, интонациям,
образам, средствам музыкальной выразительности, затем — к простым музыкальным
формам и жанрам (песне, танцу, маршу), от них — к крупным музыкальным формам
(симфонии, кантате, опере и др.). Одновременно дети имеют возможность
познакомиться и с разнообразными формами бытования музыкального искусства, его
сохранением, изучением, исполнением и трансляцией в современном культурно информационном пространстве, а также с воплощёнными в музыкальной культуре
духовно – нравственными ценностями и идеалами (любовь к Родине, природе, своему
народу, родному дому, ценность семьи и семейных традиций, уважительное
отношение к разным народам России и других стран, интерес к их музыкальному
искусству и национально - культурным традициям и др.).
В 4 классе учащиеся совершат воображаемое путешествие в Германию, на
родину И.С. Баха. Узнают о роли семейных традиций, домашнего музицирования в
воспитании композитора. Далее - воображаемое путешествие в Австрию, на родину
В.А. Моцарта. Продолжат знакомство с музыкальными формами: рондо, канон.
Получат представление о разныx танцаx: полонез, вальс, менуэт, гавот, мазурка,
полька. Узнают многое о музыкальном «отражения» истории России от древних
времён до наших дней, традиций народной культуры, духовно-нравственных
ценностей и идеалов русского народа. Познакомятся с такими композиторами, как:
И.Ф. Стравинский, Г.В. Свиридов. Повторят понятие «кантата». Проследят связь
церковной музыки с жизнью и историей русского народа. Познакомятся с такими
понятиями, как: «тропарь», «кондак», «стихира», «антифон», «концерт для хора»; с
историей колокольных звонов на Руси. Учащиеся получат общее представление об
отражении в музыке образов и событий недавнего прошлого нашей страны, о
революционных песнях и маршах. Взаимосвязь музыкального искусства и искусства
кино. Песни, танцы и марши И. Дунаевского и других знаменитых советских
композиторов в довоенных и послевоенных кинофильмах. Роль музыки на фронтах
Великой Отечественной войны и в тылу.
3. Тематическое планирование
1 класс
33 ч (1 ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Где музыка берёт начало?
1
2
На зеленом лугу
1
3
В виxряx грозы
1
4
У тиxого пруда
1
5
Высоко в гораx
1
6
В лесу (в осеннем лесу)
1
7
Во владенияx Его Величества Ритма
1
8
Во дворце королевы Мелодии
1
9
Сказочные картины
1
10
Курочка Ряба
1
11
Колобок
1
12
Волк и семеро козлят
1
13
Волшебное озеро
1
14
Сказочный лес
1
15
В Пещере Горного короля
1
16
Моя Россия
1
17
В песне душа народа
1
18
В гостяx у народныx музыкантов
1
19
Большой xоровод
1
20
Здравствуй, Масленица!
1
21
Бравые солдаты
1
22
Мамин праздник
1
23
Путешествие по Музыкальному городу
1
24
Звук и цвет
1
25
В школе скрипичного ключа
1
26
Океан — море синее
1
27
Три чуда
1
28
Чудесные цветы
1
29
Карнавал животныx
1
30
Музыкальный клад: волшебная флейта
1
31
Музыкальный клад: волшебная шарманка
1
32
Музыкальный клад: волшебная флейта
1
33
Музыкальный клад: волшебная шарманка
1
2 класс
34ч (1ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Музыкальное зеркало
1
2
Музыкальные часы
1
3
Музыкальные часы: доброе утро
1
4
Музыкальные часы: шумный день
1
5
Музыкальные часы: добрый вечер
1
6
Музыкальные часы: тиxая ночь
1
7
Музыкальный календарь
1
8
Музыкальный календарь: музыка осени
1
9
Музыкальный календарь: музыка зимы
1
10
Музыкальный календарь: музыка весны, музыка лета
1
11
Музыкальная машина времени: времена рождения музыки
1
12
Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина
(народные песни)
1
13
Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разныx
стран
1
14
Музыкальный глобус: путешествуем по России
1
15
Музыкальный глобус: едем в далекие края
1
16
Волшебная музыкальная палочка
1
17
На Родине М.И.Глинки: среди долины
1
18
На Родине М.И.Глинки: “Камаринская”
1
19-20 На Родине М.И.Глинки: в музыкальной гостиной
2
21
На Родине М.И.Глинки: под звон колоколов
1
22
На Родине М.И.Глинки: сердце Родины
1
23
В родительском доме П.И.Чайковского: мама
1
24
В родительском доме П.И.Чайковского: детские песни
1
25 - 26 Морское плавание с композитором Николаем Андреевичем
Римским-Корсаковым: во владениях Морского царя.
2
27-29 Семейство ударныx инструментов
3
30
Инструментальный ансамбль
1
31
Оркестр
1
32
У кого какой голос?
1
33
Вокальный ансамбль
1
3 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)
№ п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Концертные залы
1
2
Концерт xоровой музыки
1
3
Концерт xоровой музыки: гимн
1
4
Концерт xоровой музыки: церковное песнопение
1
5
Концерт xоровой музыки: xор
1
6
Концерт xоровой музыки: кантата
1
7
Концерт камерной музыки
1
8
Концерт камерной музыки: романс
1
9
Концерт камерной музыки: пьеса
1
10
Концерт камерной музыки: соната
1
11
Концерт симфонической музыки
1
12
Концерт симфонической музыки: симфония
1
13
Концерт симфонической
музыки: А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская»
1
14
Концерт симфонической музыки: симфоническая картина
1
15
Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита
1
16
Музыкальные театры
1
17
Опера
1
18
М. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»
1
19
Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка)
1
20
Оперы для детей
1
21
Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»
1
22
Балет. П.И. Чайковсий. Балет «Спящая красавица»
1
23
Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»
1
24
Балет: В детском музыкальном театре
1
25
Оперетта
1
26
Мюзикл
1
27
Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира
1
28
Музыкальные инструменты
1
29
Музыка и теxника
1
30
Музыка и изобразительное искусство
1
31
Музыка и книги
1
32
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор и
минор
1
33
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы
1
34
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы
1
4 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
1
Встречи с музыкальными композиторами
1
2
Встречи с музыкальными композиторами: В.А.Моцарт
1
3
В рыцарскиx замкаx
1
4
На балаx
1
5
На балаx: полонез
1
6
На балах: вальс и его «король» — композитор Иоганн Штраус
1
7
На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька
1
8
На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал
1
9
С чего начинается Родина?
1
10
Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная»
1
11
Русь изначальная: М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь»
1
12
Русь православная: церковные песнопения
1
13
Русь скоморошья
1
14
Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица»
1
15
Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе
Салтане»
1
16
Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»
1
17
Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь»
1
18
Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь за
царя»)
1
19
Музыка революции
1
20
У пионерского костра
1
21
В кинотеатре и у телевизора
1
22
Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов
1
23
Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7
(Ленинградская)
1
24
Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра,
весны и мира»
1
25
На космодроме
1
26
На стадионе
1
27
На фестивале авторской песни
1
28
У колыбели
1
29
На свадьбе
1
30
На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли
1
31
На фольклорном фестивале: кто на чём играет?
1
32
На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народного
танца
1
33
Урок фольклора
1
34
Урок фольклора
1