ОРКСЭ

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и
светской этики» должно быть направлено на достижение следующих
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,
развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм
регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорныхситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить
соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств и средств информационнокоммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и
познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
1

задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством
интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о
распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья,
религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального
народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье
и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и
общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности
России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в
становлении российской государственности; формирование первоначального
представления об отечественной религиозно-культурной традиции как
духовной основе многонационального многоконфессионального народа
России;
- осознание ценности человеческой жизни.
2. Содержание учебного предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных
друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры»,
«Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы
светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую
завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения
и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который
позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется
вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия и
2

представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами);
Россия - многонациональная держава, многообразие культур народов России,
что объединяет разные народы, расширение кругозора школьника. Два из них
(первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей.
Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и
нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический
блок представляет духовные традиции многонационального народа России.
Второй и третий тематические блоки, дифференцируют содержание учебного
курса применительно к каждому из учебных модулей.
Учебный модуль «Основы православной культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного
христианства. Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и
Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге
и мире православная культура. Что говорит о человеке православная культура.
Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции.
Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности.
Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и
ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь.
Победа над смертью. Православие в России. Православный храм и другие
святыни. Православные Таинства. Символический язык православной
культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение,
прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение.
Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы исламской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк
Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание
Пророка Мухаммада. Проповедническая миссия Пророка Мухаммада.
Прекрасные качества Пророка Мухаммада. Священный Коран и Сунна как
источники нравственности. Общие принципы ислама и исламской этики. Столпы
ислама и исламской этики. Исполнение мусульманами своих обязанностей.
Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть.
Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе.
Нравственные основы семьи в исламе. Нравственные ценности ислама:
сотворение добра, отношение к старшим, дружба, гостеприимство, любовь к
отечеству, миролюбие. Забота о здоровье в культуре ислама. Ценность
образования и польза учения в исламе. Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения. Искусство ислама. Любовь и
уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многонационального
и
многоконфессионального народа России.
3

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
Россия – наша Родина.
Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и
его Учение. Буддийский священный канон. Буддийская картина мира. Добро и
зло. Ненасилие и доброта. Любовь к человеку и ценность жизни. Милосердие и
сострадание. Отношение к природе. Буддийские святые. Будды. Семья в
буддийской культуре и ее ценности. Буддизм в России. Основы буддийского
Учения и этики. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы.
Буддийский храм. Буддийские святыни. Буддийский календарь. Праздники в
буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре. Священные
буддийские сооружения. Буддийские ритуалы. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
Россия – наша Родина.
Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора –
главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля».
Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма. Патриархи
еврейского народа. Евреи в Египте: от Йосефа до Моше. Исход из Египта.
Получение Торы на горе Синай. Пророки и праведники в иудейской культуре.
Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и ее устройство. Суббота (Шабат) в
иудейской традиции. Субботний ритуал. Молитвы и благословения в иудаизме.
Добро и зло. Иудаизм в России. Основные принципы иудаизма. Милосердие,
забота о слабых, взаимопомощь. Традиции иудаизма в повседневной жизни
евреев. Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей.
Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией.
Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности. Еврейские
праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской
традиции. Праматери еврейского народа. Любовь и уважение к Отечеству.
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
Россия – наша Родина.
Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования.
Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста,
Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек
в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в
религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха,
раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль.
Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и
обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира.
Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода,
ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь,
социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и
4

уважение
к
Отечеству.
Патриотизм
многоконфессионального народа России.

многонационального

и

Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья –
исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и
семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической
памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный
образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен
и
леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность.
Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит
«быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и
достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы.
Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы
морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против.
Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал.
Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к
Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального
народа.
3. Тематическое планирование
№
Тема урока
урока
1
Россия - наша Родина
2
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Этика общения (4ч)
Добрым жить на свете веселей.
3
4
Правила общения для всех.
5
От добрых правил – добрые слова и поступки.
6
Каждый интересен.
Этикет (4ч)
7
Премудрости этикета.
Красота этикета.
8
Простые школьные и домашние правила этикета.
9
10
Чистый ручеёк нашей речи.
Этика человеческих отношений (4ч)
11
В развитие добрых чувств – творение души.
12
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
13
14
Жизнь протекает среди людей.
15
Чтобы быть коллективом.
16
Коллектив начинается с меня.
5

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
1Простые нравственные истины (4ч)
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Душа обязана трудиться (4ч)
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Посеешь поступок – пожнёшь характер (4ч)
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
Судьба и Родина едина (4ч)
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – человека.
Слово, обращённое к тебе.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».