1. Планируемые результаты освоения учебного предмета • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • К концу 1 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: положительное отношение к урокам изобразительного искусства. Учащиеся получат возможность для формирования: познавательной мотивации к изобразительному искусству; осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России; внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: называть расположение цветов радуги; различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; составлять дополнительные цвета из основных цветов; работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и дизайну; использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш); элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа). Учащиеся получат возможность научиться: передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.); определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.). МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; выполнять работу по заданной инструкции; использовать изученные приёмы работы красками; осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; вносить коррективы в свою работу; Учащиеся получат возможность научиться: понимать цель выполняемых действий, адекватно оценивать правильность выполнения задания; анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • решать творческую задачу, используя известные средства; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные Учащиеся научатся: «читать» условные знаки, данные в учебнике; находить нужную информацию в словарях учебника; вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; различать цвета и их оттенки, соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства; группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; конструировать объекты дизайна. Коммуникативные Учащиеся научатся: отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; комментировать последовательность действий; выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении; выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. Учащиеся получат возможность научиться: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). К концу 2 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства; осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России; внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; эмоционально-ценностное отношение к действительности. Учащиеся получат возможность для формирования: чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла; понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; интереса к посещению художественных музеев, выставок; представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным; определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами; подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением; использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы. Учащиеся получат возможность научиться: называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); учитывать особенности формообразования и цветового решения создании декоративных и дизайнерских работ; правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники); изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа; выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр; понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.; выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите; подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: понимать цель выполняемых действий, понимать важность планирования работы; выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя; • осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; • адекватно оценивать правильность выполнения задания; • осмысленно выбирать материал, приём или технику работы; • анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; решать творческую задачу, используя известные средства; • Учащиеся получат возможность научиться: продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов; • • объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; • различать и соотносить замысел и результат работы; в самостоятельную творческую деятельность • включаться (изобразительную, декоративную и конструктивную). Познавательные Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; • различать формы в объектах дизайна и архитектуры; • сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; • характеризовать персонажей произведения искусства; • группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; • конструировать объекты дизайна. Учащиеся получат возможность научиться: • осуществлять поиск необходимой информации, различные справочные материалы; • свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро; • сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме. Коммуникативные Учащиеся научатся: • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; • уметь слышать, точно реагировать на реплики; • учитывать мнения других в совместной работе договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; • строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: • выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; • задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и • • • • • • • • • • • • • • • • • • художественно-выразительным средствам. К концу 3 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности; понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции; понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства; интерес к посещению художественных музеев, выставок. Учащиеся получат возможность для формирования: осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; представления о роли искусства в жизни человека; восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры; положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: называть и различать основные виды изобразительного искусства; называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей); узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов- Майдан, Мезень, Каргополь и др.); применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы; выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений; изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.); передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым. Учащиеся получат возможность научиться: узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.); сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства); применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов; правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры; моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме; выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа; продумывать план действий при работе в паре; различать и соотносить замысел и результат работы; включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную); анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы по заданным критериям. Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно- творческой работы; определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. Познавательные Учащиеся научатся: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы; свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • оглавления, справочного бюро; группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме; анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; характеризовать персонажей произведения искусства; различать многообразие форм предметного мира; конструировать объекты различных плоских и объёмных форм. Учащиеся получат возможность научиться: находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам; конструировать по свободному замыслу; анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; моделировать дизайнерские объекты. Коммуникативные Учащиеся научатся: выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе; соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения; задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами; учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). Учащиеся получат возможность научиться: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных • • • • • • • • • • • • • • • • • позиций при создании художественно-творческой работы в группе; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры. К концу 4 класса ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека; представления о роли искусства в жизни человека; восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры; положительная мотивация и познавательный интерес к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры; понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру; основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности. Учащиеся получат возможность для формирования: устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; понимания ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром; понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством; эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерскихвосприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры; художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты; способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру; понимания причин успеха в творческой деятельности; способности к самооценке. ПРЕДМЕТНЫЕ Учащиеся научатся: различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура; • • • • • • • • • • • • • • • • • • называть ведущие художественные музеи России и мира; различать и называть цвета цветового круга (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе; применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по- сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.); выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках; изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений; передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени; использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека; изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр; определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов - Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.); изготавливать изделия в традициях художественных промыслов; выполнять несложные модели дизайнерских объектов и д доступные архитектурные макеты; выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа. Учащиеся получат возможность научиться: сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений; узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников; использовать выразительные возможности выступающих и отступающих • • • • • • • • • • • • • • • • • • • цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе; использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественнотворческой деятельности; передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции; моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме; выполнять ассоциативные рисунки и лепку; различать и называть центры традиционных народных художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления; использовать стилизацию форм для создания орнамента; создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint). оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов, посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные Учащиеся научатся: самостоятельно выполнять художественно-творческую работу; планировать свои действия при создании художественно-творческой работы; следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия; руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно- творческой работы; определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям. Учащиеся получат возможность научиться: ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы; осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно-творческих задач; осуществлять самостоятельную художественно-творческую деятельность; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно-творческой деятельности; вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно-творческих работ; анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно- творческой работы с учётом разных критериев. • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • • Познавательные Учащиеся научатся: находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера; наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах; устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде); различать многообразие форм предметного мира; сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам; группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию; выполнять несложные модели дизайнерских объектов; выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий; конструировать по свободному замыслу. Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно-энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет; анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа; моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов; сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов; использовать знаково-символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства в собственной художественно- творческой деятельности; понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником; узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Коммуникативные Учащиеся научатся: высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе; задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе; договариваться и приходить к общему решению; владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России; владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать • • • суждение, приводить примеры. Учащиеся получат возможность научиться: оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе; аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач. 2. Содержание учебного предмета 1 класс (33 ч) Мир изобразительного искусства (16 ч) «Королевство волшебных красок» (8 ч). Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое королевство. «В мире сказок» (8 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка. Мир народного и декоративного искусства (9 ч) «В гостях у народных мастеров». Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец. Хохлома. Гжель. Мир дизайна и архитектуры (8 ч) «В сказочной стране Дизайн» 5 ч. Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство. 2 класс (34 ч) Мир изобразительного искусства (14 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). «Виды изобразительного искусства» (13 ч). Живопись. Графика. Скульптура. «Мир декоративного искусства» (8 ч) Декоративное рисование. Азбука декора. Контрастные цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Декоративные эффекты. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж. «Мир народного искусства» (7 ч) Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Прялки. Мезенская роспись.Каргопольские игрушки. Тетёрки. Птица счастья. «Мир дизайна и архитектуры» (5 ч) Дизайн и архитектура. Призмы. Пирамиды. Конусы. Цилиндры. Основные задачи обучения и развития: — продолжение ознакомления с выразительными возможностями графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.); — освоение живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.); — освоение приёмов лепки рельефов (плоский, углублённый, выступающий, плоский рельеф с прорезями); — продолжение освоения «Азбуки цвета» (элементов цветоведения), проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков с помощью добавления в основные цвета белил и чёрной краски; — продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); — продолжение изучения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, тетёрки, росписи Северной Двины и Мезени, архангельская щепная птица); — освоение некоторых декоративных приёмов (печать ладошками, тканью, губкой и др.; кляксография, рисование солью и др.); —продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (передача цветом вкуса: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и др.); — продолжение освоения «Азбуки форм»: обучение умению узнавать геометрические формы и тела (призма, цилиндр, конус, пирамида) в природе, объектах дизайна и архитектуры; — продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна и архитектуры на основе геометрических форм; — продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера. 3 класс (34 ч) «Мир изобразительного искусства» (13 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк). «Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет. «Мир народного искусства» (6 ч) Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика. «Мир декоративного искусства» (9 ч) Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет. «Мир архитектуры и дизайна» (6 ч) Форма яйца. Форма спирали. Форма волны. Основные задачи обучения и развития: - изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры; - обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции; - продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций; - продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков; - продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных); - формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.); - ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы; продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика); - изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов; - продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой); - обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм; - продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера. 4 класс (34 ч) «Мир изобразительного искусства» (15 ч) «Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями. «Виды и жанры изобразительного искусства» (14ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика. «Мир декоративного искусства» (8 ч) Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль. «Мир народного искусства» (7 ч.) Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм. «Мир архитектуры и дизайна» (4 ч.) Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн. Основные задачи обучения и развития: - продолжение освоения выразительных возможностей графических материалов, различных способов штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.; - продолжение освоения живописных приёмов (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.) и способов применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.); - продолжение освоения правильной передачи пропорциональных соотношений фигуры человека и животных; - продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (изучение основ линейной и воздушной перспективы); - изучение основ светотени; - продолжение освоения цветоведения, изучение и составление гармоничных цветовых сочетаний, освоение колористической живописи, изучение особенностей выступающих и отступающих цветов; - формирование умения передавать движение в композиции; - продолжение формирования умения точно передавать в тематической композиции, иллюстрации сюжет, создавать выразительные образы; - развитие умения выбирать формат композиции в зависимости от замысла, выделять один или несколько композиционных центров; продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (Федоскино, Палех, Мстёра, Касли, Вологда); - знакомство с традиционными орнаментами и костюмами народов России; - продолжение обучения умению создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе растительных и животных форм. 3. Тематическое планирование 1 класс 33ч (1 ч в неделю) Тема урока № урока 1 2 Кол-во часов Королевство волшебных сказок 8 ч Радужный мост. Цветовые оттенки. Радужный мост. Рисование радуги. Урок-игра «Угадай цвет». 1 1 Красное королевство. Рисование красных ягод (земляника и малина). Оранжевое королевство. Экскурсия «Золотая пора листопада». Жёлтое королевство. Рисование жёлтых овощей и фруктов (лимон, дыня, репа). Зелёное королевство. Рисование зелёных фруктов (груша и яблоко). 1 1 8 Сине – голубое королевство. Рисование синего моря с рыбками. Урок - конкурс. Фиолетовое королевство. Рисование фиолетовых цветов (астра и колокольчик). В мире сказок 8 ч 9 Волк и семеро козлят. Лепка фигурки волка. 1 10 Волк и семеро козлят. Рисование образа «Злой волк». 1 11 1 12 Сорока – Белобока. Рисование Сороки-Белобоки. Лепка сказочной птицы. Колобок. Иллюстрирование сказки «Колобок». 13 Петушок – Золотой гребешок. Изображение петушка. 1 14 Красная шапочка. Лепка из солёного теста крендельков, булочек и корзиночки для Красной Шапочки. Буратино. Иллюстрация к сказке «Буратино». 1 3 4 5 6 7 15 16 Снегурочка. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы». 1 1 1 1 1 1 1 Мир народного и декоративного искусства 9 ч 17-18 Дымковские игрушки. 19-20 Филимоновские игрушки. 21-22 Матрёшки. 2 2 2 23 Городец. 1 24 Хохлома. 1 25 Гжель. 1 Мир дизайна и архитектуры 8 ч Круглое королевство. Беседа об искусстве аппликации и её красоте. Шаровое королевство. Лепка шариков из пластилина. Треугольное королевство. Аппликация из треугольников. Квадратное королевство. Аппликация из квадратов. 1 1 31 Кубическое королевство. Узоры из геометрических фигур на кубике. Проект учащихся по теме «Дизайн в нашей жизни». 32 Проект учащихся по теме «Дизайн открыток». 2 33 Проект учащихся по теме «Дизайн игрушек». 2 26 27 28 29 30 1 1 1 1 2 класс 34 часа (1час в неделю) № Тема урока урока Колво часов Путешествие в мир искусства 1 ч 1 2 3 4 5 6 Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художникаживописца. Виды изобразительного искусства 13 ч Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Школа графики и живописи. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди» (продолжение работы). Школа графики и живописи. Акварель. Тёплый цвет. Школа живописи. «Небо на закате» Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно». «Облака». Гуашь. Школа живописи. «Краски и настроение». 1 1 1 1 1 1 7 Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. Школа графики «Ветвистое дерево». Выразительные средства графики. Что может карандаш. Школа графики «Нарядные ёлочки». Тушь и перо. Школа графики «Кувшин и яблоко». Школа живописи и графики. «Осенний листок». 1 Скульптура. В мастерской художника-скульптора. Школа лепки. Лепка декоративной чаши. Школа декора. 1 1 14 Лепка рельефа «Птички». Лепка декоративной скульптуры «Котик» или «Медвежонок». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Лепка декоративной чаши. Мир декоративного искусства 8 ч 15 Декоративное искусство вокруг нас. 1 16 Декоративное рисование. «Грибы и ёлочки». 1 17 Азбука декора. Контрастные цвета в декоре. Линейный орнамент. 1 18 Школа декора. Монотипия «Бабочка». «Волшебные ладошки». 1 19 Школа декора. Декоративный ковёр «Осень». Печать листьями. Печать предметами. Декоративные эффекты. Школа декора. Рисуем кляксами. Рисование солью. Коллаж «Грибы». «Лесные человечки». Школа декора. «Волшебный ковёр». Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 9 10 11 12 13 20 21 22 1 1 1 1 1 1 1 1 Мир народного искусства 7 ч 1 27 Народное искусство. Росписи Северной Двины. Пермогорская роспись. Школа народного искусства. Пермогорские узоры. Прялки. Школа народного искусства. Мезенская роспись. Олени. Кони. Птицы. Школа народного искусства. Каргопольская игрушка. Полкан. Школа народного Искусства. Печенье тетёрки. Школа народного искусства. 28 Архангельская птица Счастья. Школа народного искусства. 1 29 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 23 24 25 26 1 1 1 1 30 31 32 33 34 Мир дизайна и архитектуры 5 ч Дизайн. Архитектура. Призмы. Коробочки-сувениры. Подставка для карандашей. Школа дизайна. Пирамиды. Школа дизайна. Конструирование упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Школа дизайна. «Петушок». «Весёлая мышка». 1 1 1 Цилиндры. Школа дизайна. «Весёлые зверята». «Гусеничка». Проверочный урок. Твои творческие достижения. Подвеска «ангел». 1 1 3 КЛАСС 34 ч (1 ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов Жанры изобразительного искусства 13 ч Художественные музеи мира. Рамы для картин. Натюрморт как жанр. Натюрморт. Композиция в натюрморте. Учимся у мастеров. 1 Светотень. Школа графики. Рисование шара или крынки (карандаш). Последовательность рисования куба. Натюрморт как жанр. Школа живописи. Натюрморт с кувшином(акварель). Пейзаж как жанр. Композиция в пейзаже. Учимся у мастеров. 1 1 7 Перспектива. Перспективные построения. Воздушная перспектива. Школа живописи. Рисование пейзажа (акварель). 8 Портрет как жанр. Автопортрет. 1 9 Школа графики. Рисование портрета девочки (карандаш). 1 10 Скульптурные портреты. Школа лепки. Лепка портрета дедушки (пластилин или глина). 1 11 Портреты сказочных героев. Силуэт. 1 12 Необычные портреты. Школа коллажа. 1 13 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 1 2 3 4 5 6 1 1 1 1 Мир народного искусства 6 ч 14 Резьба по дереву. В избе. Деревянная и глиняная посуда. 1 15 Богородские игрушки. Школа народного искусства. 1 16 Жостовские подносы. Школа народного искусства. 1 17 Павлово-Посадские платки. 1 18 Скопинская керамика. Школа народного искусства. 1 19 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 Мир декоративного искусства 9 ч 20 Декоративная композиция. Стилизация. 1 21 Замкнутый орнамент. 1 22 Декоративный натюрморт. 1 23 Декоративный пейзаж. 1 24 Декоративный портрет. Школа декора. 1 25 Маски из папье-маше (картона). Школа декора. 1 26 Секреты декора. Катаем шарики. Рисуем нитками. 1 27 Праздничный декор. Писанки. 1 28 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 Мир дизайна и архитектуры 6 ч 29 Мир дизайна и архитектуры. Форма яйца. 1 30 Школа дизайна. Форма яйца. Декоративная свеча. 1 31 Форма спирали. Архитектура и дизайн. 1 32 Форма спирали. Школа дизайна. Бумажная роза. Бусы. Барашек. 33 Форма волны. Архитектура и дизайн. Школа дизайна Изготовление декоративного панно. Коробочка для печенья. 34 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 1 1 4 КЛАСС 34 ч (1 ч в неделю) № п/п Тема урока Кол-во часов Путешествие в мир искусства 1 ч 1 Необычные музеи. 1 Виды и жанры изобразительного искусства 14 ч 2 Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики. 1 Школа живописи «Храбрый лев». 1 Исторический жанр. 1 Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. Школа живописи и графики «Богатырское сражение». Бытовой жанр. 1 Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Рисование фигуры человека. Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет. 1 1 13 Натюрморт. Перспектива (фронтальная и угловая). Школа живописи и графики. «Натюрморт с двумя книгами». Пейзаж. Учимся у мастеров. Линия горизонта. Школа живописи. Рассвет. Лунная ночь. Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики. Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо-звери. Компьютерная графика. 14 Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». 1 15 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 3 5 6 7 8 9 10 11 12 1 1 1 1 1 1 Мир декоративного искусства 8 ч 16 Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». 1 17 Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. 1 18 Декоративные звери и птицы. Школа декора. 1 19 1 21 Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. 22 Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. 1 23 Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 20 1 1 Мир народного искусства 7 ч 1 25 Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй). Школа народного искусства. Палехские деревья. Русское кружево. 26 Резьба по кости. Холмогорские узоры. 1 27 Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы. 1 24 1 28 Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда народов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. 1 29 Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. Проверочный урок. Твои творческие достижения. 1 30 1 Мир архитектуры и дизайна 4 ч 31 32 33 34 Бионическая архитектура. Природные формы. Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». Человек в дизайне. Школа дизайна. Дизайн костюма. 1 Музей упаковки. Школа дизайна. Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом». Проверочный урок. Итоговая контрольная работа. 1 1 1