Программа по курсу внеурочной деятельности «Светофорик» (социальное направление) 1-4 классы 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты: • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности. Метапредметные результаты: • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; • овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий; • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты. 1. В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; • умения оказывать первую медицинскую помощь. 6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни; • развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом. 2. Содержание курса внеурочной деятельности Первый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат); — сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам; — определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях; — объяснять свой путь от дома до школы; — определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять из многообразия объектов транспортное средство; — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»); — различать цвет и форму запрещающих знаков; — различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними; — находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы); — различать сигналы светофора и объяснять их значение; — группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный. Второй год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — сравнивать предметы по их положению в пространстве; — определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему; — соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»; — самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближедальше, рядом, около и пр.); — различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт. 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки); — ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно); — выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения; — различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных); — в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»; — объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД); — различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота; — оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги; — группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный». Третий год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов); — определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость) 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения; — определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад); — находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части; — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации; — объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); — самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина). Четвёртый год обучения Универсальные учебные действия: 1. Ориентирование и поведение в окружающей среде: — характеризовать слова «опасность», «опасный»; — объяснять значение слов «осторожный и неосторожный», «внимательный и невнимательный», — предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них; — представлять возможное развертывание ситуации, отвечать на вопрос «что будет, если …»; — осуществлять правильный подсчет времени на дорогу в неблагоприятных условиях (особенности дороги, погоды и пр.). 2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения: — объяснять значение правил дорожного движения; — группировать знаки ДД по назначению (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационные, знаки особых предписаний), объяснять назначение каждой группы знаков ДД; — соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения; — анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях; — выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни); проводить игры и учебные ситуации со сверстниками и малышами; разыгрывать различные роли (водитель, пешеход, пассажир), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации; — анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления. −− выработать навыки по оказанию первой медицинской помощи. Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. 3. Тематическое планирование 1 КЛАСС (9 часов) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8 9 Наименование разделов и тем Безопасность на улице. Наш город, микрорайон, где мы живём. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах? Как правильно переходить дорогу. Сигналы (жесты) регулировщика Дорожные знаки Светофор и его сигналы Пешеходный переходы, их виды и правила пользования Обобщающее занятие Кол-во часов 1 час 1 час 1 час Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь 1 час Декабрь 1 час 1 час 1 час 1 час Январь Февраль Март Апрель 1 час Май 2 КЛАСС (9 часов) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 8 9 Кол-во Наименование разделов и тем часов Основные правила поведения учащихся на улице, 1 час дороге. Элементы улиц и дорог 1 час Движение пешеходов по улицам и дорогам 1 час (Тротуар, обочина дороги, правостороннее движение, пешеходы на загородной дороге) Правила перехода улиц и дорог 1 час (Пешеходный переход, перекрёсток) Регулирование дорожного движения 1 час (Сигналы светофора и регулировщика) Дорожные знаки 1 час (Повторение знаков изученных в 1 классе, знаки сервиса) Обязанности пассажиров 1 час (Общественный транспорт: автобус, троллейбус, трамвай) Игры и соревнования по правилам безопасного 1 час поведения учащихся на улицах и дорогах (Экскурсия по Автограду) Итоговое занятие (Практическое занятие) 1 час Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май 3 КЛАСС (9 часов) № 1. 2. 3. Соблюдай правила дорожного движения. Движение по тротуарам и обочине. Перекрестки и их виды. Кол-во часов 1 час 1 час 1 час 4. Движение пешеходов по загородным дорогам 1 час Декабрь 5. 6. 7. 8. Дорожная разметка и дорожные знаки. 1 час Сигналы регулирования дорожных знаков. 1 час Сигналы транспортных средств. 1 час Переход улиц и дорог. Правила перехода улицы 1 час после выхода из общественного транспорта. Контрольная по ПДД. 1 час Январь Февраль Март Апрель 9. Наименование разделов и тем Сроки Сентябрь Октябрь Ноябрь Май 4 КЛАСС (9 часов) № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Наименование разделов и тем Улицы и движение в нашем городе. Элементы улиц и дорог. Дорожные знаки и дополнительные информации. Правила пользования транспортом. Кол-во часов 1 час средства 1 час Основные понятия и термины Правил дорожного движения. От «бытовой» привычки – к трагедии на дороге. На железной дороге. Правила оказания первой медицинской помощи при дорожно-транспортном происшествии (при кровотечениях и ожогах). Езда на велосипеде. Контрольный урок по ПДД. Сроки Сентябрь Октябрь 1 час Ноябрь 1 час Декабрь 1 час 1 час 1 час Январь Февраль Март 1 час 1 час Апрель Май