Черчение 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Свердловской
области
МКУ "Управление образования городского округа Богданович"
МОУ СОШ № 3

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Руководитель ШМО

Руководитель
________________________ методического совета

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Кононенко В.В ________________________
Серебренникова Н.В.
Протокол № 1 от «25»
Лежнина Л.А. Приказ № 273 от «28»
августа2023 г.
августа2023 г.
Протокол № 1 от «25»
августа2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 2706663)
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 9 классов

г. Богданович 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по черчению интегрирует знания по разным учебным
предметам и является одним из базовых для формирования у обучающихся
функциональной грамотности, технико-технологического, проектного,
креативного
и
критического
мышления
на
основе
практикоориентированного обучения и системно-деятельностного подхода в
реализации содержания.
Программа знакомит обучающихся с различными технологиями, в том
числе
материальными,
информационными,
коммуникационными,
когнитивными, социальными. В рамках освоения программы происходит
приобретение базовых навыков работы с современным технологичным
оборудованием, освоение современных технологий, знакомство с миром
профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой
деятельности.
Программа по черчению раскрывает содержание, адекватно
отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства
профессиональной ориентации и самоопределения личности. Программа по
черчению конкретизирует содержание, предметные, метапредметные и
личностные результаты.
Стратегическими
документами,
определяющими
направление
модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и
Концепция преподавания предметной области «Технология».
Основной целью освоения программы является формирование
технологической грамотности, глобальных компетенций, творческого
мышления.
Задачами курса являются:
овладение знаниями, умениями и опытом деятельности в предметной
области «Черчение»;
овладение трудовыми умениями и необходимыми технологическими
знаниями по преобразованию материи, энергии и информации в соответствии
с поставленными целями, исходя из экономических, социальных,
экологических, эстетических критериев, а также критериев личной и
общественной безопасности;
формирование
у
обучающихся
культуры
проектной
и
исследовательской
деятельности,
готовности
к
предложению
и
осуществлению новых технологических решений;

формирование у обучающихся навыка использования в трудовой
деятельности цифровых инструментов и программных сервисов,
когнитивных инструментов и технологий;
развитие умений оценивать свои профессиональные интересы и
склонности в плане подготовки к будущей профессиональной деятельности,
владение методиками оценки своих профессиональных предпочтений.
Технологическое образование обучающихся носит интегративный
характер и строится на неразрывной взаимосвязи с трудовым процессом,
создаёт возможность применения научно-теоретических знаний в
преобразовательной продуктивной деятельности, включения обучающихся в
реальные трудовые отношения в процессе созидательной деятельности,
воспитания культуры личности во всех её проявлениях (культуры труда,
эстетической, правовой, экологической, технологической и других ее
проявлениях), самостоятельности, инициативности, предприимчивости,
развитии компетенций, позволяющих обучающимся осваивать новые виды
труда и готовности принимать нестандартные решения.
Основной методический принцип программы: освоение сущности и
структуры технологии неразрывно связано с освоением процесса познания –
построения и анализа разнообразных моделей.
Модуль «Черчение»
В рамках данного модуля обучающиеся знакомятся с основными видами
и областями применения графической информации, с различными типами
графических изображений и их элементами, учатся применять чертёжные
инструменты, читать и выполнять чертежи на бумажном носителе с
соблюдением основных правил, знакомятся с инструментами и условными
графическими обозначениями графических редакторов, учатся создавать с их
помощью тексты и рисунки, знакомятся с видами конструкторской
документации и графических моделей, овладевают навыками чтения,
выполнения
и
оформления
сборочных
чертежей,
ручными
и
автоматизированными способами подготовки чертежей, эскизов и
технических рисунков деталей, осуществления расчётов по чертежам.
Приобретаемые в модуле знания и умения необходимы для создания и
освоения новых технологий, а также продуктов техносферы, и направлены на
решение
задачи укрепления
кадрового потенциала
российского
производства.
Содержание модуля «Черчение» может быть представлено, в том числе,
и отдельными темами или блоками в других модулях. Ориентиром в данном
случае будут планируемые предметные результаты за год обучения.

Общее число часов, рекомендованных для изучения черчения в 9 классе
– 34 часа (1 час в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Графическая информация как средство передачи информации о
материальном мире (вещах). Виды и области применения графической
информации (графических изображений).
Основы графической грамоты. Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы,
эскиз, технический рисунок, чертёж, схема, карта, пиктограмма и другое.).
Основные элементы графических изображений (точка, линия, контур,
буквы и цифры, условные знаки).
Правила построения чертежей (рамка, основная надпись, масштаб,
виды, нанесение размеров).
Чтение чертежа.
Создание проектной документации.
Основы выполнения чертежей с использованием чертёжных
инструментов и приспособлений.
Стандарты оформления.
Понятие о конструкторской документации. Формы деталей и их
конструктивные элементы. Изображение и последовательность выполнения
чертежа. ЕСКД. ГОСТ.
Общие сведения о сборочных чертежах. Оформление сборочного
чертежа. Правила чтения сборочных чертежей.
Создание документов, виды документов. Основная надпись.
Сборочные чертежи.
Объём документации: пояснительная записка, спецификация.
Графические документы: технический рисунок объекта, чертёж общего вида,
чертежи деталей. Условности и упрощения на чертеже. Создание
презентации.
Профессии, связанные с черчением, их востребованность на рынке
труда.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы
следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
проявление интереса к истории и современному состоянию российской науки и технологии;
ценностное отношение к достижениям российских инженеров и учёных.
2) гражданского и духовно-нравственного воспитания:
готовность к активному участию в обсуждении общественно значимых и этических проблем, связанных с
современными технологиями, в особенности технологиями четвёртой промышленной революции;
осознание важности морально-этических принципов в деятельности, связанной с реализацией технологий;
освоение социальных норм и правил поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах,
включая взрослые и социальные сообщества.
3) эстетического воспитания:
восприятие эстетических качеств предметов труда;
умение создавать эстетически значимые изделия из различных материалов;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, народных традиций и народного творчества в
декоративно-прикладном искусстве;
осознание роли художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения в современном
обществе.
4) ценности научного познания и практической деятельности:
осознание ценности науки как фундамента технологий;
развитие интереса к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки.
5) формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности безопасного образа жизни в современном технологическом мире, важности правил
безопасной работы с инструментами;

умение распознавать информационные угрозы и осуществлять защиту личности от этих угроз.
6) трудового воспитания:
уважение к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей);
ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном,
нравственно достойном труде в российском обществе;
готовность к активному участию в решении возникающих практических трудовых дел, задач
технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такого рода деятельность;
умение ориентироваться в мире современных профессий;
умение осознанно выбирать индивидуальную траекторию развития с учётом личных и общественных интересов,
потребностей;
ориентация на достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
7) экологического воспитания:
воспитание бережного отношения к окружающей среде, понимание необходимости соблюдения баланса
между природой и техносферой;
осознание пределов преобразовательной деятельности человека.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета на уровне основного общего образования у обучающегося будут
сформированы универсальные познавательные учебные действия, универсальные регулятивные учебные
действия, универсальные коммуникативные учебные действия.
Универсальные познавательные учебные действия
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки природных и рукотворных объектов;
устанавливать существенный признак классификации, основание для обобщения и сравнения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, относящихся к
внешнему миру;

выявлять причинно-следственные связи при изучении природных явлений и процессов, а также процессов,
происходящих в техносфере;
самостоятельно выбирать способ решения поставленной задачи, используя для этого необходимые
материалы, инструменты и технологии.
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формировать запросы к информационной системе с целью получения необходимой информации;
оценивать полноту, достоверность и актуальность полученной информации;
опытным путём изучать свойства различных материалов;
овладевать навыками измерения величин с помощью измерительных инструментов, оценивать погрешность
измерения, уметь осуществлять арифметические действия с приближёнными величинами;
строить и оценивать модели объектов, явлений и процессов;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и
познавательных задач;
уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
прогнозировать поведение технической системы, в том числе с учётом синергетических эффектов.
Работа с информацией:
выбирать форму представления информации в зависимости от поставленной задачи;
понимать различие между данными, информацией и знаниями;
владеть начальными навыками работы с «большими данными»;
владеть технологией трансформации данных в информацию, информации в знания.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
уметь самостоятельно определять цели и планировать пути их достижения, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов преобразовательной деятельности;
вносить необходимые коррективы в деятельность по решению задачи или по осуществлению проекта;
оценивать соответствие результата цели и условиям и при необходимости корректировать цель и процесс её
достижения.
Умения принятия себя и других:
признавать своё право на ошибку при решении задач или при реализации проекта, такое же право другого на
подобные ошибки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных
действий:
в ходе обсуждения учебного материала, планирования и осуществления учебного проекта;
в рамках публичного представления результатов проектной деятельности;
в ходе совместного решения задачи с использованием облачных сервисов;
в ходе общения с представителями других культур, в частности в социальных сетях.
Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной работы при реализации учебного проекта;
понимать необходимость выработки знаково-символических средств как необходимого условия успешной
проектной деятельности;
уметь адекватно интерпретировать высказывания собеседника – участника совместной деятельности;
владеть навыками отстаивания своей точки зрения, используя при этом законы логики;
уметь распознавать некорректную аргументацию.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Для всех модулей обязательные предметные результаты:
 организовывать рабочее место в соответствии с изучаемой технологией;
 соблюдать правила безопасного использования ручных и электрифицированных инструментов и оборудования;
 грамотно и осознанно выполнять технологические операции в соответствии с изучаемой технологией.
Предметные результаты освоения содержания модуля «Черчение»
К концу обучения:
называть виды и области применения графической информации;
называть типы графических изображений (рисунок, диаграмма, графики, графы, эскиз, технический рисунок,
чертёж, схема, карта, пиктограмма и другие);
называть основные элементы графических изображений (точка, линия, контур, буквы и цифры, условные
знаки);
называть и применять чертёжные инструменты;
читать и выполнять чертежи на листе А4 (рамка, основная надпись, масштаб, виды, нанесение размеров).
знать и выполнять основные правила выполнения чертежей с использованием чертёжных инструментов;
называть виды конструкторской документации;
называть и характеризовать виды графических моделей;
выполнять и оформлять сборочный чертёж;
владеть ручными способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков деталей;
владеть способами вычерчивания чертежей, эскизов и технических рисунков;
уметь читать чертежи деталей и осуществлять расчёты по чертежам.
создавать различные виды документов;
выполнять эскизы, схемы, чертежи с использованием чертёжных инструментов и приспособлений;
оформлять конструкторскую документацию;
характеризовать мир профессий, их востребованность на рынке труда.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Черчение
1
Введение в графику и черчение

1

2

3
4
5

6

7

8

Основные элементы графических
изображений и их построение

1

Графическая информация как средство
передачи информации о материальном мире
(вещах).
Виды и области применения графической
информации (графических изображений).
Основы
графической
грамоты.
Графические материалы и инструменты.
Типы графических изображений (рисунок,
диаграмма,
графики,
графы,
эскиз,
технический рисунок, чертёж, схема, карта,
пиктограмма и другое.).
Основные
элементы
графических
изображений (точка, линия, контур, буквы и
цифры, условные знаки).
Правила построения
основная
надпись,
нанесение размеров)

чертежей
масштаб,

(рамка,
виды,

1
1
1

1

1

3

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

9

Чтение чертежа.

1

10

Создание проектной документации.

1

11

Основы
выполнения
чертежей
с
использованием чертёжных инструментов и
приспособлений.

1

12

Стандарты оформления.

1

13

1

16

Понятие о конструкторской документации.
Формы деталей и их конструктивные
элементы.
Изображение
и
последовательность
выполнения чертежа. ЕСКД. ГОСТ.
Общие сведения о сборочных чертежах.

17

Оформление сборочного чертежа.

2

18

Правила чтения сборочных чертежей.
Построение
геометрических
фигур,
чертежей деталей.

2

20

Сборочные чертежи.

2

21

Изделия и их модели.
Оформление
конструкторской
документации.
Объём
документации:
пояснительная
записка, спецификация.
Графические
документы:
технический
рисунок объекта, чертёж общего вида,
чертежи деталей.

1

Условности и упрощения на чертеже.
Профессии, связанные с черчением, их
востребованность на рынке труда.

1

14
15

19

22
23
24
25
26

1
1
1

3

1
1
2

1

Итого по разделу

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Черчение 8-9 /Преображенская Н.Г., Кодукова И.В. Просвещение 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С.
Черчение: Учебник для 7-8 кл. – М.: АСТ: Астрель, 2008.-224с.
2. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 7
класса. – М.: Просвещение, 2004.-413с.
3. Василенко Е. А., Жукова Е. Т. Карточки-задания по черчению для 8
класса. – М.: Просвещение, 2004.-239с.
4. Воротников И.А. «Занимательное черчение» - М., Просвещение,
2004.-192с.
5. Вышнепольский И.С. Техническое черчение: Учебник для
профессиональных учебных заведений.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:
Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2005.-224с
6. Гервер В.А. Творчество на уроках черчения: Кн.для учителя.-М.:
Владос, 2004.
7. Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост.
С.В. Титов.-Волгоград: Учитель, 2006.-210с.
8. Левицкий В.С. Машиностроительное черчение: Учеб. для студентов
высших технических учебных заведений. – М.: Высшая школа.: 2005.
– 351 с.
9. Методика обучения черчению и графике. Учебно-методическое
пособие для учителей. / Павлова А. А. Жуков С. В. - М.: Владос 2004
- 96 с.
10. Методическое пособие по черчению: К учебнику А. Д. Ботвинникова
и др. «Черчение. 7-8 классы»/ А. Д. Ботвинников, В. Н. Виноградов,
И. С. Вышнепольский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Издательство АСТ», 2006.-159 с.
11. Николаев Н. С. Проведение олимпиад по черчению: пособие для
учителей. М.: Просвещение, 2005.-109с
12. Подшибякин В. В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.144с.
13. Справочник по черчению. Осипов В.К. Чекмарев А.А. - М.:
Издательский центр «Академия» 2006 г. - 336 с.
14. Презентации по темам курса черчения.

15. Чекмерев А. А. Начертательная геометрия и черчение: Учеб. для
студ. высш. учеб. заведений - 2-ое изд., перераб. и доп. - М.: Гуманит.
Изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 472 с
16. Черчение: учебник для учащихся средних общеобразовательных
учреждений /Под ред. Проф. Н.Г.Преображенской. – М., ВентанаГраф, 2006г.
17. Черчение: Программы общеобразовательных учреждений. - М.:
Просвещение, 2004 - 76 с.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ

1. "Школьное" черчение http://www.oamarkova.ru/shkola.html
2. КОМПАС-3D для студентов и школьников. Черчение, информатика,
геометрия.https://bhv.ru/product/kompas-3d-dlya-studentov-ishkolnikovcherchenie-informatika-geometriya/
3. Черчение - уроки, презентации, конспекты,
планирование.https://www.arttalant.org/publikacii/cherchenie
4. Яндекс, видеоуроки https://yandex.ru/video/preview/7667493928650346420


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».