1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Черчение» В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по черчению направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты освоения программы отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Черчение»: − готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; − готовность и способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений; − сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники, учитывающего многообразие современного мира. Метапредметные результаты освоения программы Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы − выделять общий признак двух или нескольких предметов и объяснять их сходство; − объединять предметы в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты; − строить рассуждение на основе сравнения предметов, выделяя при этом общие признаки; − излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи. 2. Умение создавать, применять и преобразовывать модели для решения учебных и познавательных задач − создавать абстрактный или реальный образ предмета; − строить модель на основе условий задачи; − создавать информационные модели с выделением существенных характеристик объекта; − переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического представления в текстовое и наоборот. 1. Предмет «Черчение» тесно связан с геометрией, информатикой, географией, технологией, изобразительным искусством. Черчение и геометрия, особенно начертательная, имеют общий объект изучения — плоские и пространственные объекты. Только эти предметы развивают пространственное воображение. География применяет метод проецирования «Проекции с числовыми отметками», использует систему координат (долгота, широта) на поверхности, применяет понятие «уклон» - все эти понятия разрабатываются в черчении и начертательной геометрии. Многие разделы дисциплины «Технология» используют чертежи. Изобразительное искусство и черчение имеют общий раздел - «Технический рисунок». 2. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования поисковых систем. − осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами; − соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее — ИКТ). − целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; − использовать компьютерные технологии для решения учебных задач; − создавать информационные ресурсы разного типа. 4. Приобретение опыта проектной деятельности. В процессе изучения курса черчения будут осваиваться следующие универсальные учебные действия. Регулятивные УУД: − Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. − Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. − Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. − Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. − Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные УУД: − Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. − Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. − Смысловое чтение. − Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. − Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Коммуникативные УУД: − Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. − Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. − Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Предметные результаты освоения программы Основные предметные образовательные результаты, достигаемые в процессе подготовки школьников в области черчения: − приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; − развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, статических, динамических и пространственных представлений; − развитие визуально – пространственного мышления; − рациональное использование чертежных инструментов; − освоение правил и приемов выполнения и чтения чертежей различного назначения; − развитие творческого мышления и формирование элементарных умений преобразования формы предметов, изменения их положения и ориентации в пространстве; − приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том числе базирующихся на ИКТ; − применение графических знаний в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием (в том числе с элементами конструирования); − формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Выпускник научится: − выбирать рациональные графические средства отображения информации о предметах; − выполнять чертежи и эскизы, состоящие из нескольких проекций, технические рисунки, другие изображения изделий; − производить анализ геометрической формы предмета по чертежу; − получать необходимые сведения об изделии по его изображению (читать чертеж); − использовать приобретенные знания и умения в качестве средств графического языка в школьной практике и повседневной жизни, при продолжении образования и пр. − методам построения чертежей по способу проецирования, с учетом требований ЕСКД по их оформлению; − условиям выбора видов, сечений и разрезов на чертежах; − порядку чтения чертежей в прямоугольных проекциях; − возможности документации применения компьютерных технологий для получения графической 2. Содержание программы Техника выполнения чертежей и правила их оформления. Графический язык и его роль в передаче информации о предметном мире. Чертеж как основной графический документ. Из истории развития чертежа. Современные технологии выполнения чертежей. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Организация рабочего места. Понятие о стандартах. Чертежный шрифт. Основная надпись чертежа. Центральное и параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трех взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Применение метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей (эскизов). Виды. Правила оформления чертежа (форматы, основная надпись чертежа, нанесение размеров, масштабы). Аксонометрические проекции. Прямоугольная изометрическая проекция. Способы построения прямоугольной изометрической проекции плоских и объемных фигур. Технический рисунок. Общее понятие о форме и формообразовании предметов. Анализ геометрической формы предметов. Способы чтения и выполнения чертежей на основе анализа формы. Нахождение на чертеже вершин, ребер, граней и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертеже. Выбор главного изображения и масштаба изображения. Нанесение размеров на чертежах с учетом формы предметов. Выполнение чертежей предметов с использованием геометрических построений (деление отрезков, углов, окружностей на равные части, сопряжения). Сечения и разрезы Сечения и разрезы, сходство и различие между ними. Сечения. Правила выполнения вынесенных сечений. Обозначение сечений. Графическое обозначение материалов на чертежах. Разрезы. Простые разрезы (фронтальные, горизонтальные, профильные). Соединение вида и разреза. Обозначение разрезов. Местные разрезы. Разрезы (вырезы) в прямоугольной изометрической проекции. Сборочные чертежи Общие сведения об изделии (деталь, сборочная единица, комплексы, комплекты). Чертежи разъемных и неразъемных соединений деталей. Условное изображение резьбы на чертежах. Обозначение метрической резьбы. Упрощенное изображение резьбовых соединений (болтовое, винтовое). Чтение и выполнение чертежей резьбовых соединений. Сборочный чертеж. Изображения на сборочном чертеже. Штриховка сечений смежных деталей, размеры, номера позиций, спецификация. Чтение чертежей несложных сборочных единиц. Деталирование. Элементы конструирования частей несложных изделий с выполнением фрагментов сборочных единиц. Чтение строительных чертежей. Назначение и особенности архитектурно-строительных чертежей: фасады, планы, разрезы, масштабы. Размеры на строительных чертежах. Условные изображения дверных и оконных проемов, санитарно-технического оборудования. Чтение несложных строительных чертежей. Работа со справочником. Тематическое планирование № урока 1 2 3 Кол-во часов 1 1 1 Тема урока 4 1 Чертежи в системе прямоугольных проекций. 5 6 7 1 1 1 Чертежи в системе прямоугольных проекций. Чертежи в системе прямоугольных проекций. Графическая работа № 2 "Проецирование на несколько плоскостей" 8 1 Аксонометрические проекции. 9 10 1 1 Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции. 11 1 Технический рисунок. 12 13 14 15 16 17 18 19 1 1 1 1 1 1 1 1 20 21 22 23 24 25 1 1 1 1 1 1 Порядок чтения чертежей деталей. Графическая работа № 3 «Эскиз и технический рисунок детали» Контрольная работа «Выполнение чертежа предмета» Общие сведения о сечениях и разрезах Графическая работа № 4 «Эскиз детали с выполнением сечений» Назначение разрезов, правила выполнения. Соединение вида и разреза. Графическая работа № 5 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» Общие сведения о соединениях деталей. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Контрольная работа «Резьбовые соединения». Инструктаж по ТБ. Вводный урок. Правила оформления чертежа. Графическая работа №1 «Линии чертежа» Шрифты чертежные. 26 27 1 1 28 29 1 1 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 Общие сведения о сборочных чертежах изделий Чтение технической информации, представленной на сборочном чертеже. Анализ формы сборочной единицы и деталей, ее составляющих. Выполнение чертежа общего вида несложного изделия (сборочной единицы). Проверочная работа «Сборочные чертежи» Понятие о "деталировании". Основные особенности строительных чертежей. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы. Выполнение чертежа детали по чертежу сборочной единицы. АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п 1 Кол-во часов 1 Шрифты чертежные. 2 1 Чертежи в системе прямоугольных проекций. 3 4 1 1 Чертежи в системе прямоугольных проекций. Графическая работа № 1 «Проецирование на несколько плоскостей» 5 1 Аксонометрические проекции. 6 7 1 1 Аксонометрические проекции. Технический рисунок. 8 9 10 11 12 1 1 1 1 1 Общие сведения о сечениях и разрезах Графическая работа № 2 «Эскиз детали с выполнением сечений» Назначение разрезов, правила выполнения. Соединение вида и разреза. Графическая работа № 3 «Эскиз детали с выполнением необходимого разреза» 13 14 15 16 17 ИТОГО 1 1 1 1 1 17 Общие сведения о соединениях деталей. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Общие сведения о сборочных чертежах изделий Основные особенности строительных чертежей.