Родная литература(ЗПР)

1

Планируемые результаты освоения учебного курса «Родная литература»
Личностные результаты отражают:
- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике
сегодняшнего дня;
- осознание себя представителями своего народа и гражданами Российского
государства;
- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;
- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.
Метапредметные результаты отражают:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинноследственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее,
определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее,
анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты изучения предметной области предметной области
«Родной язык и родная литература»:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе
как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных
возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого
этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся
явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение
базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении
языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Родная литература
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении
прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
2

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только
эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Содержание учебного предмета.
Учебный предмет «Родная литература» как часть образовательной области «Родной
язык и родная литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература
является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их
речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных
произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова,
овладению ими стилистически окрашенной родной речью.
В программе представлены следующие разделы:
•
Древнерусская литература.
•
Русская литература XVIII в.
•
Русская литература первой половины XIX в.
•
Русская литература второй половины XIX в.
•
Русская литература первой половины XX в.
•
Русская литература второй половины XX в.
•
Творчество поэтов области.
•
Контроль уровня литературного образования.
5

класс
Введение (1)
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века (4)
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о
писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум,
глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы
создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и
выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго
- своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейнохудожественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское
отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы
и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и
отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение
писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало
в окружающем мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Поэзия XIX века о родной природе (2)
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о поэте.
Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота помыслов и стремлений
лирического героя. Символы и метафоры, преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта. Основная
3

тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в стихотворении. Умение
чувствовать красоту природы и сопереживать ей. Единство человека и природы.
Из литературы XX века (6)
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема,
особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и
злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе.
Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее
взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и
радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие
языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о писателе. Основная
тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость,
доброта). Нравственно-эмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства
создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе - земляке.
Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность
произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия
образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века (3)
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте.
Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой;
нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства
создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен...» Краткие сведения о
поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть
природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов области (1) По выбору учителя.
6

класс
Введение (1)
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка (1).
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед
будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.
Из литературы Х1Х века (3)
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести,
милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда»,
«Экзамены»). Отрочество героя. Г оды учебы как череда тяжких испытаний в жизни
подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе
«Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных
слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва,
Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках
лирических стихов.
Из литературы ХХ века (11)
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера подростка.
4

Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы «Бунт Мартина».
Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На
Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит.» (или другие по выбору учителя).
Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество
героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и
детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...»,
Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья
нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.
A.
В.
Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя
подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция
автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и родителей. Доброта
и дружба.
Сочинение «Нравственные уроки произведений современной литературы».
Творчество поэтов области (1) (по выбору учителя). Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Лирический герой
в произведениях.
7

класс
Введение (1)
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение
художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в
формировании личности человека.
Из литературы XVIII века (1)
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская басня.
Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец
с сыном». Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века (4)
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом АС.
Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа.
Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин.
Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность
любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX - XXI века (10)
А.Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с
улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение писателя о
великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии
космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов.
Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс
«Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ - притча «Семья Пешеходовых».
Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин.
Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на
страницах произведения «Женя Касаткин».
5

Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
В.А.Баруздин.
Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест,
истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».
А.В.
Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи
про Иван Палыча».
Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения:
красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на
вопросы нравственности.
Творчество поэтов области (1) по выбору учителя и учащихся.
8 класс
Из древнерусской литературы (1)
Рассказы русских летописей XII - XIV веков (по выбору учителя). Образное
отражение жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XIX века (6)
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм светского
общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека в
стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской
новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...» Поэтические
традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в
рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе"
Из литературы XX века (9)
Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой
Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького человека» в
стихотворении«На земле безжалостно маленькой.»
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним
нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в
современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у новогодней
ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич «Пока горит свеча».
Мотив одиночества в лирике.
Творчество поэтов области (1). Бескорыстная любовь к родной земле.
9 класс
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы русского
романтического направления 18 века. Тема трагической любви. Мотив вселенского
одиночества.
Из литературы XIX века (2)
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.
Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог»,
6

«Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по
выбору).
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе.
Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы. Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века (4)
А.В.Вересаев.
«Загадка». Образ города как антитеза природному миру. Красота
искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная жизнь героев.
Поэтика психологического параллелизма.
К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая нравственная
основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы (9)
A. И.Солженицын. Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о
природе, о проблемах современного общества и о судьбе России. Языковые средства
философского цикла и их роль в раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр
цикла по выбору).
B. Г.Распутин. «Женский разговор». Проблема любви и целомудрия. Две героини,
две судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени - один из основных мотивов рассказа. Тема
нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки». Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки). Традиции русской
классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция. Средства выражения авторской
позиции. Психологический параллелизм как сюжетно-композиционный принцип. Красота
вокруг нас. Умение замечать прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры,
мировоззрение (анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя. Трагическая судьба
человека в годы Великой Отечественной войны. Внутренняя драма героини, связанная с
пережитым во время давно закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя рассказа.
Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей человеческой жизни в
изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество поэтов области (1). Основные мотивы лирики. Любовь к малой родине.
Тематическое планирование 5-9 классы
с указанием разделов программы и количества часов, отводимых на изучение
каждой темы.
Раздел

Колич.
часов

Характеристика основных видов учебной
деятельности

Введение. Из литературы
XIX века

5

Актуализируют знания о литературе XIX
века. Углубляют знания о жанре басни. Осваивают
понятие об авторской сказке.

Поэзия XIX века о родной
природе

2

Учатся анализировать стихотворения о природе

5 класс

7

Из литературы XX века

6

Родная
природа
в
произведениях поэтов XX
века

3

Творчество поэтов области

1

Итого 5 класс
6 класс
Введение.
Литературная сказка

Знакомятся с литературным процессом ХХ
века. Учатся анализировать тексты писателей 1
половины ХХ века
Знакомятся
с
особенностями
воспроизведения образа родной природы в
стихотворениях
поэтов
ХХ
века.
Учатся
сопоставлять их с изученными лирическими
произведениями
Знакомятся с творчеством поэтов области

17 часов
2

Учатся воспринимать книгу как духовное
завещание одного поколения другому. Знакомятся с
понятием литературная сказка.

Из литературы Х1Х века

3

Из литературы ХХ века

11

Творчество поэтов области

1

Актуализируют знания о литературе XIX
века. Учатся анализировать аксиологические
основы, заложенные в произведении.
Осваивают
особенности
литературного
процесса ХХ века. Анализируют жанровородовую
специфику произведений ХХ века. Создают
письменное
монологическое
высказывание,
аргументируя свое мнение примерами из
литературы ХХ века.
Актуализируют знания о творчестве поэтов
области. Знакомятся с произведениями о природе
поэтов-земляков.

Итого 6 класс
17 часов
7 класс
Введение. Из литературы
2
Актуализируют знания о литературе XVIII
XVIII века
века. Учатся осознавать значение художественного
произведения в культурном наследии России, роль
родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XIX века

4

Актуализируют знания о литературном
процессе XIX века. Анализируют произведения
патриотической
и
нравственно-этической
проблематики.
Создают
письменное
монологическое высказывание на заданную тему.

Из литературы XX - XXI
века

10

Знакомятся с особенностями современного
литературного процесса. Учатся анализировать
произведения современной поэзии и прозы.

Творчество поэтов области

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов
области. Готовят сообщения, презентации.

Итого 7 класс

17 часов
8

8 класс
Из
древнерусской
литературы

1

Учатся
анализировать
произведения
летописного жанра. Определяют специфику и
уникальность жанра летописи.

Из литературы XIX века

6

Из литературы XX века

9

Актуализируют знания о литературном
процессе XIX века. Анализируют произведения
духовнонравственной проблематики.
Актуализируют знания о литературном
процессе ХХ века. Отрабатывают навыки
смыслового чтения

Творчество поэтов области

1

Итого 8 класс

Актуализируют знания о творчестве поэтов
области. Готовят сообщения, презентации.

17 часов

9 класс
Из русской литературы XVIII
века

1

Актуализируют знания о литературе XVIII века, её
роли в культурном наследии России, роль родного
слова в истории

Из литературы XIX века

2

Из литературы XX века

4

Из современной
литературы

9

Актуализируют знания о литературном
процессе XIX века. Анализируют произведения
духовнонравственной проблематики.
Актуализируют знания о литературном
процессе ХХ века. Отрабатывают навыки
смыслового чтения
Знакомятся с особенностями современного
литературного процесса. Отрабатывают навыки
анализа произведений современной поэзии и прозы.

русской

Творчество поэтов области
Итого 9 класс

1

Актуализируют знания о творчестве поэтов
области. Анализируют с точки зрения теории
литературы.

17 часов
Тематическое планирование по классам.

№ п/п
1

2

3

5 класс
Название разделов, тем
Введение
Слово как средство создания образа.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья».
Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность.
Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность.
Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.
В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе.
Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение

Кол-во
часов
1
1
4
1

1
9

4

5
6

7

8

9

10

11
12

13

14

15

Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на
трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная
характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной
речи автора и речи действующих лиц.
Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о
писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика
произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера
и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям.
Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем
мире); своеобразие языка.
Сочинение "Зло и добро в сказке".
Поэзия XIX века о родной природе
П.А. Вяземский. Стихотворение «Первый снег». Краткие сведения о
поэте. Радостные впечатления, труд, быт, волнения сердца, чистота
помыслов и стремлений лирического героя. Символы и метафоры,
преобладание ярких зрительных образов.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Снежок». Детские впечатления поэта.
Основная тема и способы её раскрытия. Сравнения и олицетворения в
стихотворении. Умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей.
Единство человека и природы.
Из литературы XX века
Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе.
Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских
проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык
сказки.
В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Краткие
сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность.
Особенности жанра. Значение финала.
Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе.
Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за
родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы
главных героев, своеобразие языка.
Сочинение " Мир глазами ребёнка".
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Краткие сведения о
писателе. Основная тематика и нравственная проблематика рассказа
(тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). Нравственноэмоциональное состояние персонажей. Выразительные средства создания
образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о
беззащитном.
В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе
- земляке. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в
сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов
повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.
Родная природа в произведениях поэтов XX века
В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о
поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения.
Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического
героя. Выразительные средства создания образов.
М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен...»
Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное
описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её

1

1
2
1

1

6
1

1

1

1
1

1

3
1

1

10

16

17

красоту. Единство человека и природы.
Практикум выразительного чтения.
Творчество поэтов области
Итого

1
1
17

Тематическое планирование
6 класс
№ п/п

Название разделов, тем

1

Введение
Книга как духовное завещание одного поколения другому.
Литературная сказка
Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его
ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в
сказке.
Из литературы Х1Х века
А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство
мести, милосердие, благородство.
Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов»,
«Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Г оды учебы как череда тяжких
испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое
нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести
героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Поэтический образ Родины. И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю.
Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»);
А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к
родине в строках лирических стихов.
Из литературы ХХ века
Ю. Вронский. «Юрьевская прорубь». Формирование характера
подростка. Настоящая дружба. Образ средневекового города. Анализ главы
«Бунт Мартина». Нравственные уроки повести.
Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать
спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит.» (или
другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской
деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в
человека, в его лучшие душевные качества.
А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести,
отношения взрослых и детей, тимуровское движение.
Сочинение «Нужны ли сейчас тимуровцы?»
Стихи о прекрасном и неведомом. А. Блок «Ты помнишь, в нашей
бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов
«Почему-то в детстве...».
А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа.
Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к
близким.
A.
В.
Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на
тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная
проблематика рассказов. Позиция автора.
Ю. Кузнецова. "Помощница ангела". Взаимопонимание детей и
родителей. Доброта и дружба.

2

3

4

Кол-во
часов
1
1
1
1

3
1
1

1

11
1

2

1
1
1

1

2

1
11

5

Сочинение «Нравственные уроки произведений современной
литературы».
Творчество поэтов области (по выбору учителя). Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
итого

1
1

17

Тематическое планирование
7 класс
№ п/п

1

2

3

4
5
6
7

8

9

10
11
12
13

14

Название разделов, тем
Введение
Своеобразие курса родной русской литературы в 7 классе. Значение
художественного произведения в культурном наследии России. Роль
родного слова в формировании личности человека.
Из литературы XVIII века
И. И.Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Русская
басня. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и
собака», «Три льва», «Отец с сыном». Аллегория как основное средство
художественной выразительности в баснях.
Из литературы XIX века
Ф.Н.Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко
оценённом АС. Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения
«Москва», «К Пушкину»
К.М.Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика
рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.
В.М.Гаршин.
Психологизм произведений писателя. Героизм и
готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Из литературы XX - XXI века
А.Т.Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О
серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный
смех Аркадия Аверченко.
Ю.М.Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М.Нагибина. Произведение
писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой
судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина
(глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)
В.О.Богомолов.
Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ
«Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг
речников.
Ю.Я.Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ - притча «Семья
Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.
В.Н.Крупин.
Краткие сведения о писателе. Тема детского
сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».
Сочинение "Уроки жалости и скорби в русской литературе."
В.А.Баруздин.
Нравственность и чувство долга, активный и
пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах
произведения «Тринадцать лет».
А.В.
Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах
рассказа «Расскажи про Иван Палыча».

Кол-во
часов
1
1

1
1

4
1

1
1
1
10
1

1

1

1
1
1
1

1
12

15
16
17

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини
произведения: красота внутренняя и внешняя.
Е.А.Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка
детства». Взгляд на вопросы нравственности
Творчество поэтов области (по выбору учителя). Поэтическое
изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания. Лирический герой в произведениях.
итого

1
1
1

17

Тематическое планирование
8 класс
№ п/п

1

2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
15-16

17

Название разделов, тем
Из древнерусской литературы
Рассказы русских летописей XII - XIV веков (по выбору учителя).
Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Из литературы XIX века
Бестужев-Марлинский А.А. "Вечер на бивуаке". Лицемерие и эгоизм
светского общества и благородство чувств героя рассказа.
Баратынский Е.А. Стихотворения. Отражение мира чувств человека
в стихотворении «Водопад». Звукопись.
Гаршин В.М. "То, чего не было". Аллегорический смысл лирикофилософской новеллы. Мастерство иносказания.
Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная...»
Поэтические традиции XIX века в творчестве А.Н. Апухтина.
Чарская Л.А. Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и
непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.
Сочинение "Глубина человеческих чувств и способы их выражения в
литературе"
Из литературы XX века (9)
Пантелеев Л. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о
Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.
Рождественский Р.И. Стихотворения. Величие духа «маленького
человека» в стихотворении«На земле безжалостно маленькой.»
Пермяк Е.А. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.
Яковлев Ю.Я. "Рыцарь Вася". Благородство как следование
внутренним нравственным идеалам.
Козлов В.Ф. Рассказ «Сократ мой друг». Поступок героя как
отражения характера.
Романова Л. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти».
Одиночество подростков в современном мире.
Сочинение по творчеству данных писателей (по выбору учителя).
Практикум выразительного чтения. Ю. Левитанский. «Диалог у
новогодней ёлки», Б. Окуджава «Песенка о ночной Москве», А. Макаревич
«Пока горит свеча». Мотив одиночества в лирике.
Творчество поэтов области. Бескорыстная любовь к родной земле.
Итого

Кол-во
часов
1
1
6
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
2

1
17

Тематическое планирование
9 класс
13

№ п/п

1

2

3

4
5
6
7
8

9
10
11

12

13

14

15-16
17

Название разделов, тем
Из русской литературы XVIII века (1)
Н.М.Карамзин. «Сиерра Морена» - яркий образец лирической прозы
русского романтического направления 18 века. Тема трагической любви.
Мотив вселенского одиночества.
Из литературы XIX века
Л.Н.Толстой. «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия
народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три
старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и
проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).
А.П.Чехов. «В рождественскую ночь». Иронический парадокс в
рождественском рассказе. Трагедийная тема рока, неотвратимости судьбы.
Нравственное перерождение героини.
Из литературы XX века
А.В.Вересаев.
«Загадка». Образ города как антитеза природному
миру. Красота искусства.
Ю.П.Казаков. «Двое в декабре». Смысл названия рассказа. Душевная
жизнь героев. Поэтика психологического параллелизма.
К.Д.Воробьёв. «Гуси-лебеди». Человек на войне. Любовь как высшая
нравственная основа в человеке. Смысл названия рассказа.
Письменная работа (ответ на проблемный вопрос).
Из современной русской литературы
А.И.Солженицын.
Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья
автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о
судьбе России. Языковые средства философского цикла и их роль в
раскрытии образа автора.(Анализ отдельных миниатюр цикла по выбору).
В.Г.Распутин.
«Женский разговор». Проблема любви и
целомудрия. Две героини, две судьбы.
Сочинение " Диалог поколений".
Т.Н. Толстая. «Соня». Мотив времени - один из основных мотивов
рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки».
Символические образы.
В.Н. Крупин. Сборник миниатюр «Босиком по небу» (Крупинки).
Традиции русской классической прозы в рассказах. Сюжет, композиция.
Средства выражения авторской позиции. Психологический параллелизм как
сюжетно-композиционный принцип. Красота вокруг нас. Умение замечать
прекрасное. Главные герои, их портреты и характеры, мировоззрение
(анализ миниатюр по выбору).
Б.П. Екимов. «Ночь исцеления». Особенности прозы писателя.
Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.
Внутренняя драма героини, связанная с пережитым во время давно
закончившейся войны.
Захар Прилепин. «Белый квадрат». Нравственное взросление героя
рассказа. Проблемы памяти, долга, ответственности, непреходящей
человеческой жизни в изображении писателя.
Сочинение по творчеству данных писателей ( по выбору учителя).
Творчество поэтов области. Основные мотивы лирики. Любовь к малой
родине.
Итого

Кол-во
часов
1
1

2
1

1

4
1
1
1
1
9
1

1
1
1

1

1

1

2
1
17
14

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».