АРП УО Ручной труд

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на
освоение каждой темы

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты
 осознание себя как гражданина России;
 формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
 овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной
жизни;
 владение навыками

коммуникации и

принятыми ритуалами социального

взаимодействия;
 способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно пространственной организации;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
 принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, приемы, формообразования, соединения деталей;
 расплющивания глины и пластилина;
 различать по текстуре глину и пластилин;
 знать, какой бывает природный материал;
 уметь работать с нитками;
 ориентироваться в задании, сравнивать образец с натуральным объектом с
частичной помощью учителя;
 соблюдать технику безопасности при работе с ножницами, иглой, клеем.

Достаточный уровень:
 знать названия инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, приемы формообразования, соединения деталей;
 правильно и точно знать отличия пластилина и глины, работы с ними;
 работать аккуратно с природным материалом;
 соблюдать технику безопасности на уроках;
 ровно вырезать из бумаги заданные фигуры;
 правильно работать с клеем;
 уметь выполнять элементарные работы с иглой и нитками;
 оценивать свои изделия (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
 уметь по вопросам дать отчет о последовательности изготовления изделий;
 при изготовлении изделий планировать ближайшее операции по технологической
таблице.
Метапредметные результаты
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс): по вопросам дать отчет о последовательности
изготовления изделий;
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
 договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;

 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.д.) работать с учебными
принадлежностями(инструментами) организовывать рабочее место;
 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
 активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
 оценивать действия одноклассников;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
К познавательным учебным действиям относятся следующие умения:
 выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
 устанавливать видо - родовые отношения предметов;
 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
 уметь выполнять элементарные работы с глиной и пластилином, природными
материалами, клеем, бумагой;
 наблюдать;
 работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Раздел 2. Содержание учебного предмета
Вводное занятие.
Беседа о труде и профессиях. Ознакомление обучающихся с особенностями урока труда.
Требования к поведению обучающихся во время урока труда. Правильная рабочая поза и
соблюдение порядка на рабочем месте. Аккуратное и бережное обращение с
материалами и инструментами. Соблюдение техники безопасности и санитарногигиенических требований. Выявление знаний и умений учащихся.
Работа с пластилином.

Элементарные знания о пластилине (свойства материала, цвет, форма). Пластилин ―
материал ручного труда. Организация рабочего места при выполнении лепных работ.
Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для работы с пластилином.
Лепка из пластилина. Приемы работы: «разминание», «отщипывание кусочков
пластилина», «размазывание по картону» (аппликация из пластилина); раскатывание
пластилина и глины в ладонях и на подкладной доске «раскатывание столбиками»
(аппликация из пластилина); скатывание кругообразными движениями в ладонях «скатывание» шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца

столбика»,

«пришипывание»,

Соединение
«примазывание»

плоских

деталей

(объемные

приемами

изделия).

«сплющивание»,

Лепка

из

пластилина

геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка из пластилина, изделий
имеющих прямоугольную, цилиндрическую, конусообразную и шарообразную форму.
Выполнение заготовок для букв и цифр.
Работа с природными материалами.
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят, виды
природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами.
Способы соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными
листьями (аппликация, объемные изделия). Работа с еловыми шишками.
Работа с бумагой.
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги (бумага для
письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная). Цвет,
форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и материалы для
работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с бумагой. Виды
работы с бумагой и картоном:
1.Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
-разметка с помощью шаблона. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной
конфигурации;

-разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
-разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
2.Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила
обращения с ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы
вырезания ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой
наклонной линии»; «надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной
несколько раз»; «тиражирование деталей».
3.Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких кусочков
от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
4.Складывание фигурок из бумаги(оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольника пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
5.Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Работа с нитками.
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток. Свойства
ниток: толстые, тонкие, связываются, скручиваются, могут окрашиваться в разные
цвета. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками: (упражнения в
разрывании и резании ниток разной длины; связывание цветных ниток, наматывание в
клубок, на картонку). Инструменты для швейных работ: игла, наперсток, ножницы.
Завязывание узелков на концах шнурка, связывание бантиком и петлей. Изготовление
плоских игрушек, кисточки из цветных ниток к шапочке. Вдевание нитки в иголку,
закрепление в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх –
вниз» на полоске картона. Вышивание по готовым проколам контуров овощей и
фруктов. Вышивание «в два приёма» нитками одного цвета.

№

Название разделов содержания
программы
1
2
3
4
5
6
7

Количество
часов

Работа с пластилином
Работа с природным материалом
Работа с бумагой и картоном
Работа с нитками
Работа с тканью
Работа с текстильными материалами
Работа с тесьмой

8
5
12
2
3
3
1

Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов,
отводимых на освоение каждой темы
34 часа (1 час в неделю)
Аудиторное количество 17 часов (0,5 часа в неделю)
№

Тема

Количество

Аудиторное

урока

часов

кол-во часов

1

Изготовление из пластилина брусков.

1

2

Складывание из вылепленных деталей

1

(брусков) ворот.
3

Изготовление игрушек из орехов по

1

1

образцу и самостоятельно. «Птичка»,
«Зайчик»
4

Изготовление игрушек из скорлупы

1

ореха. «Кораблик», «Черепаха».
5

Виды и сорта бумаги. Аппликация на

1

1

1

1

выбор из мятой бумаги по образцу на
темы: «Дерево весной», «… летом», «…
осенью», «… зимой»
6

Складывание фигурки из бумаги
«Щенок».

7

Изготовление пакета из плотной бумаги

1

для хранения изделий.
8

Связывание ниток в пучок. Изделия из

1

ниток «Ягоды».
9

Пришивание пуговиц.

1

1

10

Лепка из пластилина чашки

1

1

цилиндрической формы.
11

Лепка из пластилина чашки конической

1

формы из пластилиновых жгутиков.
12

Аппликации из листьев «Мальчик»,

1

1

«Девочка».
13

Изготовление плоских елочных игрушек,

1

украшенных аппликацией.
14

Изготовление бумажного шара из 2

1

1

1

1

кругов.
15

Изготовление бумажного шара из 4
полос.

16

Лепка чайной посуды в форме шара.

1

«Чайник для заварки».
17

Лепка по образцу стилизованных фигур

1

1

животных (конструктивный способ).
Медвежонок.
18

Лепка по образцу стилизованных фигур

1

животных, птиц (пластический способ).
Утка.
19

Изготовление из шишки фигурки

1

человечка, фигурки птички.
20

Изготовление композиции «Пальма»

1

1

21

Изготовление аппликаций с разметкой

1

1

деталей по линейке. «Грузовик».
22

Изготовление аппликаций с разметкой

1

деталей по линейке. «Автофургон».
23

Экскурсия в швейную мастерскую.

1

1

Раскрой из ткани заготовки изделия.
«Квадраты из ткани 5см-5см»
24

Соединение деталей, выкроенных из

1

ткани, прямой строчкой. Изготовление
игольницы
25

Продолжение работы – изготовление

1

1

1

1

игольницы.
26

Изготовление аппликации «Сказочный
цветок» по шаблону.

27

Изготовление композиции из пластилина

1

к сказке «Колобок».
28

Изготовление композиции (макета) из

1

1

складных бумажных фигурок к сказке
«Колобок».
29

Изготовление модели дорожного знака

1

«Переход».
30

Продолжение изготовления модели

1

дорожного знака «Переход».
31

Вышивание закладки из канвы прямой

1

1

1

1

строчкой.
32

Вышивание салфетка из канвы стежком
«вперёд иголкой» с перевивом (шнурок).

33

Продолжение вышивания салфетки.

1

34

Изготовление салфетки с аппликацией из

1

тесьмы.
Всего:

34

17

4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1
2
3
4
1 2
3

Анализ своей работы и работы товарища.

3

Употребление в речи технической терминологии.

2

Самостоятельность выполнения работы.

1

Приёмы работы с различными материалами.

3 4

Сформированность навыков работы по предметноинструкционной карте, чертежу, образцу.

2

Планирование предстоящего хода работы по
вопросам учителя.

1 2 3 4 1 2 3 4 1

Анализ объектов труда.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований.

Соблюдение правил безопасной работы
с инструментами.

Клас
сы
5в
4вс
3с
2нс
1н
0

Организация рабочего места.

Параметры оценки

Оценка уровня ЗУН по трудовому обучению
__________________________________
Фамилия, имя учащегося

4 1 2 3 4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».