Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство» Личностные результаты положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности; понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»; адекватные представления о собственных возможностях; осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке; умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»; проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству; привычка к организованности, порядку, аккуратности; стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности; установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности; овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие эстетических доброжелательности, потребностей и чувств, эмоционально-нравственной проявление отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Предметные результаты Минимальный уровень: уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя; владеть некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание); порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги; уметь самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, аппликация, рисование) с помощью учителя; рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях; знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома; анализировать с помощью учителя строение предмета; правильно соотносить цвет с изображаемым предметом; знать названия основных цветов; применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; знать названия основных цветов; применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; знать правила работы с краской, карандашом; уметь рассматривать картины; узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь вести беседу о картине по плану и вопросам учителя; уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки; Достаточный уровень: ориентироваться в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности; знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная); оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец); уметь самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность (лепка, аппликация, рисование), выделять этапы очерёдности; изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, квадратной, треугольной и овальной формы; уметь анализировать форму предметов и передавать в работе некоторые их характерные отличительные признаки и свойства; применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета; знать приёмы получения составных цветов в работе с акварелью; уметь рассматривать картины; узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; уметь вести беседу о картине по плану и вопросам учителя; знать названия художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними; уметь оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и деятельности одноклассников. Метапредметные результаты Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: участвовать в диалоге на уроке; выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях; оформлять свои мысли в устной речи; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться; умение отвечать на вопросы различного характера; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с взрослыми и одноклассниками на уроках изобразительной деятельности. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса; адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты); работать с учебными принадлежностями (альбомом, карандашом, кисточкой, краской, линейкой) и организовывать рабочее место под руководством учителя; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя; определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства под руководством учителя; корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников с помощью учителя; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов. Познавательные учебные действия включают следующие умения: ориентироваться в пространстве, на листе бумаги под руководством учителя; уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя; называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу), находить общее и различие с помощью учителя; овладение приёмами работы с различными графическими материалами; создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством учителя. Раздел 2. Содержание учебного предмета Обучение композиционной деятельности. Размещение рисунка (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или силуэта) на изобразительной плоскости. Работа над понятиями «середина листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый). Расположение листа бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особой формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости от формата листа. Способы построения рисунка. Обращение внимания на смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в группы по смыслу. Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением чередования формы и цвета его элементов. Формирование умений планировать свою деятельность. Выделение этапов очерёдности. Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. Формирование умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые линии. Обучение приёмам изображения сначала с помощью опорных точек, затем от руки геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, «дорисовывание треугольник, изображения». овал). Развитие умения Использование анализировать приёма форму предметов. Формирование представлений и способов изображения различных деревьев (берёза, ель, сосна). Формирование представления и развитие умения изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит). Развитие умения рисовать жилые дома городского типа. Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи. Обучение приёмам получения составных цветов в работе с акварелью (зелёного, оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и называть локальный цвет предмета. Совершенствование умения работать цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приёмам работы акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом). Закрепление приёма работы с акварелью «примакивание» (акварелью). Обучение восприятию произведений искусства. Формирование представлений о работе художника. Рассматривание картин. Узнавание в репродукциях художественных картин характерных признаков времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развитие умения видеть красоту природы в различные времена года. № Название разделов содержания Количество часов программы 1 Обучение композиционной деятельности. 2 Развитие умений воспринимать 11 и 9 изображать форму предметов, пропорции, конструкцию. 3 Развитие восприятия цвета предметов и 10 формирование умения передавать его в живописи. 4 Обучение восприятию произведений 4 искусства. Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы 34 часа (1 час в неделю) Аудиторное количество 17 часов (0,5 часа в неделю) № 1 Тема Количество Аудиторное урока часов кол-во часов Рисование с натуры овощей и раскрашивание. 1 1 2 Рисование с натуры фруктов и 1 1 1 раскрашивание. 3 Рисование с натуры грибов и раскрашивание. 1 4 Лепка на плоскости на тему «Осень в лесу». 1 5 Лепка «Ветка с вишнями», зарисовка. 1 6 Беседа по картине И. Левитана «Золотая 1 1 осень». 7 Рисование линий разных видов. 1 8 Аппликация «Узор в полосе из листьев и 1 цветов» («Красивый коврик»). 9 Раскрашивание нарисованных с натуры 1 1 1 1 1 1 листьев несложной формы. 10 Рисование на тему «Деревья осенью». 11 Рисование человека по точкам. Дорисовывание человеку черт головы, лица и туловища. 12 Лепка. Объёмное изображение человека в 1 одежде (дымковская игрушка «Барыня»). 13 Лепка игрушки «Котёнок». 1 14 Рисование на тему «Деревья зимой». 1 15 Коллективная работа панорамы «В лесу 1 зимой». 16 Роспись силуэтных изображений, вырезанных 1 1 из бумаги «Дети в новогодних костюмах». 17 Лепка игрушки «Снеговик». 18 Рисование по описанию 1 «Снеговики во 1 дворе». 19 Беседа по картине К. Юона «Русская зима». 1 20 Аппликация 1 «Петрушка». Составление 1 изображения из частей. 21 Аппликация с дорисовыванием «Мишка». 1 22 Роспись силуэтного изображения «Мама в 1 1 нарядном платье». 23 Рисование на тему «Белые уточки на реке». 1 24 Аппликация «Цветы в вазе» с дорисовкой 1 1 цветов. 25 Рисование «Кораблик плывёт по воде». 1 26 Беседа 1 по картине А.Саврасова «Грачи 1 прилетели». 27 Роспись силуэтного изображения «Котёнок». 1 28 Рисование по памяти «Дом в городе». 1 29 Рисование по памяти «Дом в деревне». 1 30 Аппликация праздничной открытки к 1 мая. 1 31 Аппликация праздничной открытки к 9 мая. 1 1 32 Беседа по картине И.Шишкина «Рожь». 1 1 33 Рисование по описанию «В парке весной». 1 1 1 34 Рисование в сравнении: «Солнышко светит, 1 1 34 17 белые облака» - «Серая туча, идёт дождь». Всего: