Содержание
Раздел
1.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Изобразительное искусство»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых
на освоение каждой темы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство»
Личностные результаты
положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
адекватные представления о собственных возможностях;
осознание своих достижений в области изобразительной деятельности;
способность к самооценке;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности «нравится» или «не нравится»;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и
изобразительной деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по
различным видам изобразительной и творческой предметно-практической
деятельности;
овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
развитие
эстетических
доброжелательности,
потребностей
и
чувств,
эмоционально-нравственной
проявление
отзывчивости
и
взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
уметь ориентироваться на плоскости листа бумаги и в готовой
геометрической форме в соответствии с инструкцией учителя;
владеть некоторыми приёмами лепки (раскатывание, сплющивание,
отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
порядок расположения одного или нескольких изображений на листе
бумаги;
уметь самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность
(лепка, аппликация, рисование) с помощью учителя;
рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в
разных направлениях;
знать строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела
человека, части дерева, дома;
анализировать с помощью учителя строение предмета;
правильно соотносить цвет с изображаемым предметом;
знать названия основных цветов;
применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
знать названия основных цветов;
применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
знать правила работы с краской, карандашом;
уметь рассматривать картины;
узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки
времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
уметь вести беседу о картине по плану и вопросам учителя;
уметь пользоваться материалами для рисования, аппликации, лепки;
Достаточный уровень:
ориентироваться в пространстве листа, размещение изображения одного
или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной
поверхности;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
уметь самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность
(лепка, аппликация, рисование), выделять этапы очерёдности;
изображать от руки предметы округлой, прямоугольной, квадратной,
треугольной и овальной формы;
уметь анализировать форму предметов и передавать в работе некоторые
их характерные отличительные признаки и свойства;
применять приёмы работы карандашом, гуашью, акварельными красками
с целью передачи фактуры предмета;
знать приёмы получения составных цветов в работе с акварелью;
уметь рассматривать картины;
узнавать в репродукциях художественных картин характерные признаки
времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства;
уметь вести беседу о картине по плану и вопросам учителя;
знать
названия
художественных
материалов,
инструментов
и
приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
уметь оценивать результаты собственной изобразительной деятельности и
деятельности одноклассников.
Метапредметные результаты
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
участвовать в диалоге на уроке;
выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства в
высказываниях;
оформлять свои мысли в устной речи;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
умение отвечать на вопросы различного характера;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
конструктивно
взаимодействовать
с
взрослыми и одноклассниками на уроках изобразительной деятельности.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты);
работать
с
учебными
принадлежностями
(альбомом, карандашом,
кисточкой, краской, линейкой) и организовывать рабочее место под
руководством учителя;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе с помощью учителя;
определить план выполнения заданий на уроках
изобразительного
искусства под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в соответствии с планом под
руководством учителя;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников с помощью учителя;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных
недочётов.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
ориентироваться
в пространстве, на листе бумаги под руководством
учителя;
уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
называть, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету,
форме, размеру, материалу), находить общее и различие с помощью
учителя;
овладение приёмами работы с различными графическими материалами;
создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством учителя.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Обучение композиционной деятельности.
Размещение рисунка (в аппликации 2-3 готовых вырезанных изображения или
силуэта) на изобразительной плоскости. Работа над понятиями «середина
листа», «край листа» (верхний, нижний, левый, правый). Расположение листа
бумаги (горизонтальное или вертикальное) в зависимости от содержания рисунка или особой формы изображаемого предмета, размер рисунка в зависимости
от формата листа. Способы построения рисунка. Обращение внимания на
смысловые связи в рисунке, на возможные варианты объединения предметов в
группы по смыслу. Вырезание силуэтов предметов симметричной формы из
бумаги, сложенной вдвое. Составление узора в полосе с соблюдением
чередования формы и цвета его элементов. Формирование умений планировать
свою деятельность. Выделение этапов очерёдности.
Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
Формирование умения проводить сначала с помощью опорных точек, затем от
руки волнистые, ломаные линии в разных направлениях, а также вертикальные,
горизонтальные и наклонные прямые линии. Обучение приёмам изображения
сначала с помощью опорных точек, затем от руки геометрических форм (круг,
квадрат,
прямоугольник,
«дорисовывание
треугольник,
изображения».
овал).
Развитие
умения
Использование
анализировать
приёма
форму
предметов. Формирование представлений и способов изображения различных
деревьев (берёза, ель, сосна). Формирование представления и развитие умения
изображать человека в одежде в статической позе (человек стоит). Развитие
умения рисовать жилые дома городского типа.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его
в живописи.
Обучение приёмам получения составных цветов в работе с акварелью (зелёного,
оранжевого, фиолетового, коричневого). Совершенствование умений узнавать и
называть локальный цвет предмета. Совершенствование умения работать
цветными карандашами и краской (гуашью). Обучение приёмам работы
акварельными красками (умение разводить краску на палитре, покрывать
поверхность бумаги краской, работая влажной кистью, кончиком и корпусом).
Закрепление приёма работы с акварелью «примакивание» (акварелью).
Обучение восприятию произведений искусства.
Формирование представлений о работе художника. Рассматривание картин.
Узнавание в репродукциях художественных картин характерных признаков
времён года, передаваемые средствами изобразительного искусства; развитие
умения видеть красоту природы в различные времена года.
№
Название
разделов
содержания Количество часов
программы
1
Обучение композиционной деятельности.
2
Развитие
умений
воспринимать
11
и
9
изображать форму предметов, пропорции,
конструкцию.
3
Развитие восприятия цвета предметов и
10
формирование умения передавать его в
живописи.
4
Обучение
восприятию
произведений
4
искусства.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество
часов, отводимых на освоение каждой темы
34 часа (1 час в неделю)
Аудиторное количество 17 часов (0,5 часа в неделю)
№
1
Тема
Количество
Аудиторное
урока
часов
кол-во часов
Рисование с натуры овощей и раскрашивание.
1
1
2
Рисование
с
натуры
фруктов
и
1
1
1
раскрашивание.
3
Рисование с натуры грибов и раскрашивание.
1
4
Лепка на плоскости на тему «Осень в лесу».
1
5
Лепка «Ветка с вишнями», зарисовка.
1
6
Беседа по картине И. Левитана «Золотая
1
1
осень».
7
Рисование линий разных видов.
1
8
Аппликация «Узор в полосе из листьев и
1
цветов» («Красивый коврик»).
9
Раскрашивание
нарисованных
с
натуры
1
1
1
1
1
1
листьев несложной формы.
10
Рисование на тему «Деревья осенью».
11
Рисование
человека
по
точкам.
Дорисовывание человеку черт головы, лица и
туловища.
12
Лепка. Объёмное изображение человека в
1
одежде (дымковская игрушка «Барыня»).
13
Лепка игрушки «Котёнок».
1
14
Рисование на тему «Деревья зимой».
1
15
Коллективная работа панорамы «В лесу
1
зимой».
16
Роспись силуэтных изображений, вырезанных
1
1
из бумаги «Дети в новогодних костюмах».
17
Лепка игрушки «Снеговик».
18
Рисование
по
описанию
1
«Снеговики
во
1
дворе».
19
Беседа по картине К. Юона «Русская зима».
1
20
Аппликация
1
«Петрушка».
Составление
1
изображения из частей.
21
Аппликация с дорисовыванием «Мишка».
1
22
Роспись силуэтного изображения «Мама в
1
1
нарядном платье».
23
Рисование на тему «Белые уточки на реке».
1
24
Аппликация «Цветы в вазе» с дорисовкой
1
1
цветов.
25
Рисование «Кораблик плывёт по воде».
1
26
Беседа
1
по
картине
А.Саврасова
«Грачи
1
прилетели».
27
Роспись силуэтного изображения «Котёнок».
1
28
Рисование по памяти «Дом в городе».
1
29
Рисование по памяти «Дом в деревне».
1
30
Аппликация праздничной открытки к 1 мая.
1
31
Аппликация праздничной открытки к 9 мая.
1
1
32
Беседа по картине И.Шишкина «Рожь».
1
1
33
Рисование по описанию «В парке весной».
1
1
1
34
Рисование в сравнении: «Солнышко светит,
1
1
34
17
белые облака» - «Серая туча, идёт дождь».
Всего: