АРП УО Ручной труд

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Ручной труд»
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной
отсталостью.
Предметные результаты

1 класс

Минимальный уровень:
- с помощью учителя ориентироваться в задании, сравнивать образец с объектом;
- с помощью учителя планировать работу по изготовлению изделия;
- с помощью учителя рассказать о последовательности изготовления изделий;
- с помощью учителя контролировать правильность выполнения изделий;
- с помощью учителя кратко оценивать свое изделие;
- с помощью учителя пытаться пространственно ориентироваться в правильном
расположении деталей, соблюдать пропорции и размеры, рационально располагать
материал на рабочем месте и детали макета на подставке;
- с помощью учителя ориентироваться на плоскости листа бумаги, подставки: верхний
левый, верхний правый, нижний левый, нижний правые углы и т. д. ;
- с помощью учителя употреблять слова, характеризующие пространственные признаки
предметов, операции, материал, инструменты, приспособления.
Достаточный уровень:
- ориентироваться в задании, сравнивать образец с объектом;
- планировать работу по изготовлению изделия;
- рассказать о последовательности изготовления изделий;
- контролировать правильность выполнения изделий;
- кратко оценивать свое изделие;
- пытаться пространственно ориентироваться в правильном расположении деталей,
соблюдать пропорции и размеры, рационально располагать материал на рабочем месте и
детали макета на подставке;
- ориентироваться на плоскости листа бумаги, подставки: верхний левый, верхний
правый, нижний левый, нижний правые углы и т. д.;
- употреблять слова, характеризующие пространственные признаки предметов,
операции, материал, инструменты, приспособления.
Личностные результаты:
Минимальный уровень:
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие
навыков
сотрудничества
со взрослыми
социальных ситуациях;
- формирование установки на безопасныйобраз жизни;
- развитие бережного отношения к книге.

в

разных

Достаточный уровень:
-развитие навыков коммуникации;
-формирование способности к осмыслению социального окружения, своего места в нём;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
-формирование установки на безопасный образжизни;
-развитие мотивации к учению;
-развитие бережного отношения к книге.

2. Содержание учебного предмета.
Работа с глиной и пластилином
Элементарные знания о глине и пластилине (свойства материалов, цвет, форма). Глина
—
строительный материал. Применение глины для изготовления посуды. Применение
глины для скульптуры. Пластилин ― материал ручного труда. Организация рабочего
места при выполнении лепных работ. Как правильно обращаться с пластилином.
Инструменты для работы с пластилином. Лепка из глины и пластилина разными
способами: конструктивным, пластическим, комбинированным. Приемы работы:
«разминание», «отщипывание кусочков пластилина», «размазывание по картону»
(аппликация из пластилина), «раскатывание стол-биками» (аппликация из пластилина),
«скатывание шара», «раскатывание шара до овальной формы», «вытягивание одного
конца столбика», «сплющивание», «пришипывание», «прима-зывание» (объемные
изделия). Лепка из пластилина геометрических тел (брусок, цилиндр, конус, шар). Лепка
из пластилина, изделий имеющих прямоугольную, цилиндрическую, ко-нусообразную и
шарообразную форму.
Работа с природными материалами
Элементарные понятия о природных материалах (где используют, где находят,
виды природных материалов). Историко-культурологические сведения (в какие игрушки
из при-родных материалов играли дети в старину). Заготовка природных материалов.
Инструменты, используемые с природными материалами (шило, ножницы) и правила
работы с ними. Организация рабочего места работе с природными материалами. Способы
соединения деталей (пластилин, острые палочки). Работа с засушенными листьями
(аппликация, объемныеизде-лия). Работа с еловыми шишками. Работа с тростниковой
травой. Изготовление игрушек из желудей. Изготовление игрушек из скорлупы ореха
(аппликация, объемные изделия).
Работа с бумагой
Элементарные сведения о бумаге (изделия из бумаги). Сорта и виды бумаги
(бумага для письма, бумага для печати, рисовальная, впитывающая/гигиеническая,
крашеная). Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструменты и
материалы для работы с бумагой и картоном. Организация рабочего места при работе с
бумагой. Виды работы с бумагой и картоном:
Разметка бумаги. Экономная разметка бумаги. Приемы разметки:
разметка с помощью шаблоном. Понятие «шаблон». Правила работы с шаблоном.
Порядок обводки шаблона геометрических фигур. Разметка по шаблонам сложной

конфигурации;
разметка с помощью чертежных инструментов (по линейке, угольнику, циркулем).
Понятия: «линейка», «угольник», «циркуль». Их применение и устройство;
разметка с опорой на чертеж. Понятие «чертеж». Линии чертежа. Чтение чертежа.
Вырезание ножницами из бумаги. Инструменты для резания бумаги. Правила обращения с
ножницами. Правила работы ножницами. Удержание ножниц. Приемы вырезания
ножницами: «разрез по короткой прямой линии»; «разрез по короткой наклонной линии»;
«надрез по короткой прямой линии»; «разрез по длинной линии»;
«разрез по незначительно изогнутой линии»; «округление углов прямоугольных форм»;
«вырезание изображений предметов, имеющие округлую форму»; «вырезание по
совершенной кривой линии (кругу)». Способы вырезания: «симметричное вырезание из
бумаги, сложенной пополам»; «симметричное вырезание из бумаги, сложенной несколько
раз»; «тиражирование деталей».
Обрывание бумаги. Разрывание бумаги по линии сгиба. Отрывание мелких
кусочков от листа бумаги (бумажная мозаика). Обрывание по контуру (аппликация).
Складывание фигурок из бумаги (оригами). Приемы сгибания бумаги: «сгибание
треугольни-ка пополам», «сгибание квадрата с угла на угол»; «сгибание прямоугольной
формы пополам»; «сгибание сторон к середине»; «сгибание углов к центру и середине»;
«сгибание по типу «гармошки»; «вогнуть внутрь»; «выгнуть наружу».
Сминание и скатывание бумаги в ладонях. Сминание пальцами и скатывание в ладонях
бумаги (плоскостная и объемная аппликация).
Конструирование из бумаги и картона (из плоских деталей; на основе
геометрических тел (цилиндра, конуса), изготовление коробок).
Соединение деталей изделия. Клеевое соединение. Правила работы с клеем и кистью.
Приемы клеевого соединения: «точечное», «сплошное». Щелевое соединение деталей
(щелевой замок).
Картонажно-переплетные работы
Элементарные сведения о картоне (применение картона). Сорта картона. Свойства
картона. Картонажные изделия. Инструменты и приспособления. Изделия в переплете.
Способы окантовки картона: «окантовка картона полосками бумаги», «окантовка картона
листом бумаги».
Работа с текстильными материалами
Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Применение ниток.
Свойства ниток. Цвет ниток. Как работать с нитками. Виды работы с нитками:
Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).
Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).
Шитье. Инструменты для швейных работ. Приемы шитья: «игла вверх-вниз»,
Вышивание. Что делают из ниток. Приемы вышивания: вышивка «прямой
строчкой», вышивка прямой строчкой «в два приема», «вышивка стежком «вперед иголку
с перевивом», вышивка строчкой косого стежка «в два приема».
Элементарные сведения о тканях. Применение и назначение ткани в жизни
человека. Из чего делают ткань, Свойства ткани (мнется, утюжится; лицевая и изнаночная
сторона ткани; шероховатые, шершавые, скользкие, гладкие, толстые, тонкие; режутся
ножницами, прошиваются иголками, сматываются в рулоны, скучиваются). Цвет ткани.
Сорта ткани и их назначение (шерстяные ткани, хлопковые ткани). Кто шьет из ткани.
Инструменты и приспособления, используемые при работе с тканью. Правила хранения

игл. Виды работы с нитками (раскрой, шитье, вышивание, аппликация на ткани, вязание,
плетение, окрашивание, набивка рисунка).
Раскрой деталей из ткани. Понятие «лекало». Последовательность раскроя деталей
из ткани.
Шитье. Завязывание узелка на нитке. Соединение деталей, выкроенных из ткани,
прямой строчкой, строчкой «косыми стежками и строчкой петлеобразного стежка
(закладки, кухонные предметы, игрушки).
Ткачество. Как ткут ткани. Виды переплетений ткани (редкие, плотные
переплетения). Процесс ткачества (основа, уток, челнок, полотняное переплетение).
Скручивание ткани. Историко-культурологические сведения (изготовление куколскруток из ткани в древние времена).
Отделка изделий из ткани. Аппликация на ткани. Работа с тесьмой. Применение
тесьмы. Виды тесьмы (простая, кружевная, с орнаментом).
Ремонт одежды. Виды ремонта одежды (пришивание пуговиц, вешалок, карманом
и т.д.). Пришивание пуговиц (с двумя и четырьмя сквозными отверстиями, с ушком).
Отделка изделий пуговицами. Изготовление и пришивание вешалки
Работа с древесными материалами
Элементарные сведения о древесине. Изделия из древесины. Понятия «дерево» и
«древесина». Материалы и
инструменты.
Заготовка
древесины. Кто
работает
с древесными материалами (плотник, столяр). Свойства древесины (цвет,
запах, текстура). Способы обработки древесины ручными инструментами и
приспособлениями (за-чистка напильником, наждачной бумагой).
Способы обработки древесины ручными инструментами (пиление, заточка
точилкой). Аппликация из древесных материалов (опилок, карандашной стружки,
древесных за- готовок для спичек). Клеевое соединение древесных материалов.
Работа металлом
Элементарные сведения о металле. Применение металла. Виды металлов (черные,
цветные, легкие тяжелые, благородные). Свойства металлов. Цвет металла. Технология
руч-ной обработки металла. Инструменты для работы по металлу.
Работа с алюминиевой фольгой. Приемы обработки фольги: «сминание»,
«сгибание», «сжимание», «скручивание», «скатывание», «разрывание», «разрезание».
Работа с проволокой
Элементарные сведения о проволоке (медная, алюминиевая, стальная). Применение
проволоки в изделиях. Свойства проволоки (толстая, тонкая, гнется). Инструменты
(плоско-губцы, круглогубцы, кусачки). Правила обращения с проволокой.
Приемы работы с проволокой: «сгибание волной», «сгибание в кольцо», «сгибание
в спираль», «сгибание вдвое, втрое, вчетверо», «намотка на карандаш», «сгибание под
прямым углом».
Получение контуров геометрических фигур, букв, декоративных фигурок птиц,
зверей, человечков.
Работа с металлоконструктором
Элементарные сведения о металлоконструкторе. Изделия из металлоконструктора.
Набор деталей металлоконструктора (планки, пластины, косынки, углы, скобы
планшайбы, гайки, винты). Инструменты для работы с металлоконструктором (гаечный
ключ, отвертка).

Соединение планок винтом и гайкой. Комбинированные работы с разными
материалами Виды работ по комбинированию разных материалов: пластилин, природные
материалы; бумага, пластилин; бумага, нитки; бумага, ткань; бумага, древесные
материалы; бумага пуговицы; проволока, бумага и нитки; проволока, пластилин, скорлупа
ореха.
3. Тематическое планирование.
№ п/п

Наименование раздела, темы

кол-во
часов

Работа с глиной и пластилином 7 ч.
1.

Элементарные знания о глине и пластилине (свойства
материалов, цвет, форма).

1

2.

Глина – строительный материал. Применение глины для
изготовления посуды.

1

3.

Пластилин ― материал ручного труда.

1

4.

Организация рабочего места привыполнении лепных
работ.

1

5.

Как правильно обращаться с пластилином. Инструменты для
работы спластилином.

1

6.

Приемы работы с пластилином: «разминание».

1

7.

Приемы работы с пластилином: «отщипывание кусочков
пластилина».

1

Работа с природным материалом 5ч.
8.

Элементарные понятия о природных материалах (где
используют, где находят,виды природных
материалов).

1

9.

Историко-культурологические сведения (в какие игрушки из
природных материалов играли дети в старину).

1

10.

Заготовка природных материалов.Экскурсия в природу
для сбора природного материала.

1

11.

Инструменты, используемые с природными материалами
(шило, ножницы) и правила работы с ними.

1

12.

Организация рабочего места работе с природными
материалами.

1

Работа с бумагой 6ч.
13.

Элементарные сведения о бумаге(изделия из бумаги).

1

14.

Сорта и виды бумаги (бумага для письма, бумага для печати,
рисовальная, впитывающая/гигиеническая, крашеная).

1

15.

Цвет, форма бумаги (треугольник, квадрат,
прямоугольник).

1

16.

Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном.

1

17.

Правила обращения с ножницами.

1

18.

Правила работы ножницами.

1

Работа с глиной и пластилином 6ч.
19.

Приемы работы с пластилином:
«размазывание по картону» (аппликацияиз пластилина).

1

20.

Приемы работы с пластилином:
«раскатывание столбиками» (аппликацияиз пластилина).

1

21.

Приемы работы с пластилином:
«скатывание шара» (объемные изделия).

1

22.

Приемы работы с пластилином: «раскатывание шара до овальной
формы»(объемные изделия).

1

23.

Приемы работы с пластилином: «вытягивание одного конца
столбика»(объемные изделия).

1

24.

Приемы работы с пластилином: «сплющивание» (объемные
изделия).

1

Работа с бумагой 8ч.
25.

Удержание ножниц.

1

26.

Приемы вырезания ножницами: «разрезпо короткой прямой
линии».

1

27.

Приемы вырезания ножницами: ««разрезпо короткой наклонной
линии».

1

28.

Приемы вырезания ножницами: «надрезпо короткой прямой
линии».

1

29.

Приемы вырезания ножницами:«разрез по длинной линии».

1

30.

Приемы вырезания ножницами:« разрезпо незначительно
изогнутой линии».

1

31.

Приемы вырезания ножницами: «округление углов прямоугольных
форм».

1

32.

Приемы вырезания ножницами:«вырезание изображений
предметов, имеющие округлую форму».

1

Работа с глиной и пластилином 4ч.
33.

Приемы работы с пластилином: «пришипывание» (объемные
изделия).

1

34.

Приемы работы с пластилином: «примазывание» (объемные
изделия).

1

35.

Лепка геометрических тел (брусок).

1

36.

Лепка геометрических тел (цилиндр).

1

Работа с природными материалами 4ч.
37.

Способы соединения деталей (пластилин,острые палочки).

1

38.

Работа с засушенными листьями(аппликация).

1

39.

Работа с еловыми шишками.

1

40.

Работа с тростниковой травой.

1

Работа с бумагой 5ч.
41.

Организация рабочего места при работе с бумагой.

1

42.

Приемы вырезания ножницами: «вырезание по совершенной
кривойлинии (кругу)».

1

43.

Способы вырезания: «симметричноевырезание из бумаги,
сложенной несколько раз».

1

44.

Способы вырезания: «симметричноевырезание из бумаги,
сложенной пополам».

1

45.

Экономная разметка бумаги. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном.

1

Работа с текстильными материалами 5ч.
46.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки).

1

47.

Применение ниток.

1

48.

Свойства ниток. Цвет ниток.

1

49.

Как работать с нитками.

1

50.

Виды работы с нитками: наматывание ниток на картонку
(кисточки).

1

Работа с глиной и пластилином 4ч.
51.

Лепка изделий имеющих прямоугольнуюформу.

1

52.

Лепка изделий
форму.

1

53.

Лепка изделий имеющих конусообразную
форму.

1

54.

Лепка изделий имеющих шарообразнуюформу.

1

имеющих

цилиндрическую

Работа с бумагой 3ч.
55.

Обрывание бумаги. Разрывание бумагипо линии сгиба

1

56.

Обрывание бумаги. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги
(бумажная мозаика).

1

57.

Обрывание бумаги. Обрывание по контуру (аппликация).

1

Работа с текстильными материалами 9ч.
58.

Связывание ниток в пучок (ягоды).

1

59.

Связывание ниток в пучок (фигуркичеловечком).

1

60.

Связывание ниток в пучок (цветы).

1

61.

Шитье. Инструменты для швейныхработ.

1

62.

Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

1

63.

Вышивание. Что делают из ниток.

1

64.

Приемы вышивания: вышивка «прямойстрочкой».

1

65.

Вышивка прямой строчкой «в два приема».

1

66.

Вышивка стежком «вперед иголку сперевивом».

1

Аудиторное тематическое планирование.
№ п/п
1.

Наименование раздела, темы
Глина – строительный материал. Применение глины для
изготовления посуды.

кол-во
часов
1

2.

Пластилин ― материал ручного труда. Приемы работы с
пластилином: «разминание», «отщипывание кусочков
пластилина».

1

3.

Элементарные сведения о бумаге(изделия из бумаги).
Сорта и виды бумаги.

1

4.

Приемы работы с пластилином:
«размазывание по картону» (аппликацияиз пластилина).

1

5.

Приемы вырезания ножницами. Техника безопасности при работе
с ножницами.

1

6.

Приемы работы с пластилином: «пришипывание, примазывание».
Лепка геометрических тел (брусок).

1

7.

Работа с засушенными листьями(аппликация).

1

8.

Приемы вырезания ножницами.

1

9.

Экономная разметка бумаги. Понятие «шаблон». Правила работы с
шаблоном.

1

10.

Элементарные сведения о нитках (откуда берутся нитки). Виды
работы с нитками.

1

11.

Лепка изделий имеющих цилиндрическую
форму, шарообразную и прямоугольную формы..

1

12.

Обрывание бумаги. Отрывание мелких кусочков от листа бумаги
(бумажная мозаика).

1

13.

Шитье. Инструменты для швейныхработ.

1

14.

Приемы шитья: «игла вверх-вниз».

1

15.

Приемы вышивания: вышивка «прямойстрочкой».

1

16.

Вышивка прямой строчкой «в два приема».

1

17.

Вышивка стежком «вперед иголку сперевивом».

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».