1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
-овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
-владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
-способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
-формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
-осознание языка как основного средства человеческого общения;
-понимание того, что правильная устная речь – это показатель индивидуальной культуры
человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех
обучающихся с умственной отсталостью.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по учебному
предмету
«Речевая практика» на конец обучения в 1 классе
Минимальный уровень:
Достаточный уровень:
выполнять по словесной
выполнять задания по
инструкции учителя действия,
словеснойинструкции;
повторяющиеся каждый день;
называть предметы и действия,
называть предметы и
соотноситьих с картинками;
соотносить их скартинками;
внятно выражать просьбы, употреблять
употреблять «вежливые»
«вежливые» слова;
слова приобращении к другим
соблюдать правила речевого этикета
людям;
привстрече и прощании;
правильно здороваться при
сообщать своё имя и фамилию,
встрече ипрощаться при
имена иотчества учителей,
расставании;
воспитателей, имена ближайших
родственников.
сообщать своё имя и фамилию,
имена иотчества учителей,
воспитателей, имена ближайших
родственников.
Состав базовых учебных действий обучающихся.
Базовые учебные действия, формируемые у младших школьников,
обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное
отношение к обучению, с другой — составляют основу формирования в старших
классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению
ученика как субъекта осознанной активной учебной деятельности на доступном для
него уровне.
Личностные базовые учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем,
принятиесоответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе правил поведения в
классе, детскомколлективе, образовательном учреждении;
-стремление к безопасному поведению в природе и обществе.
Регулятивные базовые учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-запарты и т.д.)
- работать с учебными принадлежностями (инструментами);
- организовывать рабочее место;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану иработать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать свои действия;
- оценивать действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные базовые учебные действия:
-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
-устанавливать видо - родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
-уметь читать и писать;
-наблюдать;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
-называть предметы и соотносить их с картинками;
-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных,
электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.
Коммуникативные базовые учебные действия:
-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель - класс);
-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
-договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников
спорной ситуации.
2. Содержание учебного предмета.
Аудирование и дикция.
Выполнение одночленных и двучленных инструкций учителя: «Сядь за парту и
достань книгу»,
«Возьми тетради и раздай их»
Слушание, запоминание и отчетливое воспроизведение ряда слоговых комплексов
(2-3 слога), близких по звучанию и данных в рифмованной форме: Жа-жа-жа – есть
иголки у ежа. Ша-ша-ша – мам моет малыша.
Выбор из двух близких по содержанию картинок той, которая соответствует
услышанному предложению: Шура вытирает пыль. Шура вытирал пыль. Шура
вытирала пыль; Лена поднималасьна горку. Лена спускалась с горки.
Слушание сказок и рассказов в устном изложении учителя, выбор учащимися
картинок по мере изложения текста.
Выразительность речи.
Игры и упражнения на подвижность и четкость движений органов артикуляционного
аппарата. Заучивание чистоговорок с голоса учителя, четкое и выразительное их
произношение.
Упражнения на развитие речевого дыхания. Перечисление (2-3) предметов на одном
выдохе суказанием на эти предметы. Произношение небольших стихотворений в
сопровождении движений. Различение тихой и громкой речи в игре. Выбор и
использование правильной силы голоса виндивидуальных и хоровых упражнениях.
Быстрое и медленное произнесение ряда звуков, слогов и слов. Упражнение на
изменение темпаречи (медленно спрашивает, быстро отвечает).
Вопросительная и восклицательная интонация в стихотворениях, разучиваемая с
голоса учителя (по подражанию). Практическое использование вопросительной и
восклицательной интонации в речевых ситуациях (самостоятельно или с помощью
учителя).
Выражение лица: веселое, сердитое, грустное, удивленное. Соотнесение
соответствующего выражения лица с символическим рисунком.
Подготовка речевой ситуации и организация высказывания.
Лексические темы: «Школьная жизнь», «Игры и игрушки», «Играем в сказку», «Я
дома», «Я за порогом дома», «Я и мои товарищи» и.т.д.
Примерная тематика речевых ситуаций: «Давайте познакомимся», «Теремтеремок», «Петушок и бобовое зернышко», «Покупаем школьные принадлежности»,
«В магазине игрушек», «Готовимся к празднику», «Новогодние чудеса», «Зимняя
прогулка», «Помощники», «Спокойной ночи», «Доброе утро».
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с
опорой на иллюстративный материал.
Называние предметов и действий с ними, характеристика предметов по цвету,
величине, форме, вкусу. Составление предложений по вопросам учителя с
включением в ответы отработанной лексики. Сравнение двух предметов или
изображений по заданному признаку.
Рассматривание атрибутов к ролевой игре и распределение ролей. Использование
новых слов и предложений в ролевой игре по теме речевой ситуации.
Внятное выражение просьбы и желания, обращенных к учителю или товарищу.
Коллективное составление рассказа по теме речевой ситуации с одновременным
использованием картинно-символической схемы к каждому предложению, мелового
рисунка на доске, макетного тетра.
Культура общения.
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе
утро, досвидания. Пока. Использование выразительных средств речи и невербальных
средств, выражающие внимание к партнеру.
Употребление «вежливых» слов пожалуйста, спасибо в соответствии с речевой
ситуацией.
3. Тематическое планирование.
№
п/п
Наименование раздела, темы
кол-во
часов
1.
Давайте познакомимся. Наши имена.
1
2.
Я- ученик.
1
3.
Давайте познакомимся. Экскурсия в школьные кабинеты.
1
4.
Знакомство во дворе.
1
5.
Давайте познакомимся. Наши имена.
1
6.
Что такое вежливость.
1
7.
Что такое дружба.
1
8.
Мы идём во двор гулять.
1
9.
«Терем – Теремок». Рассказывание сказки.
1
10. «Терем – Теремок». Инсценировка сказки.
1
11. Играем сказку.
1
12. «Теремок»
1
13. Приглашаем гостей.
1
14. Ролевая игра «Кукла встречает гостей»
1
15. Мы встречаем гостей.
1
16. Провожаем гостей.
1
17. Бережное отношение к учебникам.
1
18. Школьные принадлежности.
1
19. Бережное отношение к учебникам.
1
20. Покупка школьных принадлежностей
1
21. Правила поведения в магазине школьных
1
принадлежностей.
22. Экскурсия в магазин школьных принадлежностей.
1
23. «Игрушки»
1
24. «Моя любимая игрушка»
1
25. «Магазин игрушек»
1
26. Готовимся к празднику.
1
27. Письмо Деду Морозу.
1
28. Новогодние чудеса.
1
29. Новогодние чудеса.
1
30. Новогодние поздравления.
1
31.
Зимняя погода.
1
32.
Зимняя одежда.
1
33.
Зимняя обувь.
1
34.
Зимняя прогулка.
1
35.
Зимние виды спорта
1
36.
Зимние развлечения
1
37.
Составление рассказа "За что я люблю зиму".
1
38.
Я умываюсь.
1
39.
Я чищу зубы.
1
40. Режим дня школьника.
1
41. Спокойной ночи!
1
42. Я правильно одеваюсь.
1
43. Поздравляем папу и дедушку.
1
44. Поздравляем маму.
1
45.
Накрываем праздничный стол.
1
46.
Я помогаю маме прибираться в доме.
1
47.
Я помогаю маме прибирать на кухне .
1
48.
Посуда.
1
49.
Содержу одежду в чистоте.
1
50.
Опрятному человеку нужны помощники.
1
51.
«Петушок и бобовое зернышко» Рассказывание сказки.
1
52.
«Петушок и бобовое зернышко» Инсценировка сказки.
1
53.
Играем сказку
«Петушок и бобовое зернышко»
1
54.
«К нам весна шагает…»
1
55.
Первоцветы
1
56.
Весенняя прогулка.
1
57.
По погоде одевайся.
1
58.
Я по лужам прогулялся.
1
59.
Мишка заболел.
1
60.
Колыбельные песни.
1
61.
Перед сном.
1
62.
Постельные принадлежности.
1
63.
Гигиена перед сном.
1
64.
Составление рассказа
«Как я ложусь спать».
1
65.
«Доброе утро!»
1
66.
Занятия людей утром.
1
Аудиторное тематическое планирование.
№
п/п
Наименование раздела, темы
кол-во
часов
1.
Я- ученик. Давайте познакомимся. Наши имена.
1
2.
Давайте познакомимся. Экскурсия в школьные кабинеты.
1
3.
Знакомство во дворе.
1
4.
Что такое вежливость.
1
5.
Что такое дружба.
1
6.
Мы идём во двор гулять.
1
7.
«Терем – Теремок». Рассказывание сказки.
1
8.
«Терем – Теремок». Инсценировка сказки.
1
9.
Ролевая игра «Кукла встречает гостей»
1
10. Мы встречаем и провожаем гостей.
1
11. Бережное отношение к учебникам.
1
12. Школьные принадлежности.
1
13. «Моя любимая игрушка»
1
14. Готовимся к празднику. Письмо Деду Морозу.
1
15. Новогодние чудеса.
1
16. Новогодние поздравления.
1
17. Зимняя погода.
1
18. Зимняя одежда и обувь.
1
19. Зимние виды спорта
1
20. Зимние развлечения. Составление рассказа "За что я люблю
1
21. Режим дня школьника.
1
22. Поздравляем папу и дедушку.
1
23. Поздравляем маму.
1
24. Опрятному человеку нужны помощники. Содержу
1
зиму".
одежду в чистоте.
25. «Петушок и бобовое зернышко» Рассказывание сказки.
1
26. «Петушок и бобовое зернышко» Инсценировка сказки.
1
27. Первоцветы. «К нам весна шагает…»
1
28. Весенняя прогулка. По погоде одевайся.
1
29.
Колыбельные песни.
1
30.
Гигиена перед сном. Постельные принадлежности.
1
31.
Составление рассказа
«Как я ложусь спать».
1
32.
«Доброе утро!»
1
33.
Занятия людей утром.
1