1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» Предметные результаты. Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Достаточный уровень овладения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень: - узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях; - иметь представления о назначении объектов изучения; - относить изученные объекты к определенным группам (кошкадомашнее животное); - называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе (фрукты; птицы; зимняя одежда); -знать требования к режиму дня школьника; - знать основные правила личной гигиены; - владеть несложными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.); -иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения в школе; - выполнять задания под контролем учителя; - знакомиться с детьми, предлагать совместную игру и отвечать на приглашение (давать согласие или отказываться); - владеть навыками самообслуживания (чистить одежду щеткой, хранить ее на вешалке, чистить кожаную обувь, мыть посуду после еды и т. п.); - ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц, живущих около школы; - адекватно взаимодействовать с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; - проявлять интерес, активность и самостоятельность на уроке; - адекватно вести себя в классе, в школе, на улице. Достаточный уровень: - узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; - иметь представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (волк ― дикое животное); - знать основные правила личной гигиены; - знать некоторые правила безопасного поведения в школе с учетом возрастных особенностей; - адекватно воспринимать похвалу; - адекватно взаимодействовать с объектами окружающего мира; Личностные результаты. Уважительное отношение к иному мнению; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; Принятие и освоение социальной роли обучающегося; Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Формирование установки на безопасный образный, здоровый образ жизни. Базовые учебные действия формируемые в процессе освоения программы: 1. Личностные учебные действия. 1.1 Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, а также как члена семьи, одноклассника, друга. 1.2 Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. 1.3 Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию. 1.4 Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей. 1.6 Самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. 1.7 Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе. 2. Содержание учебного предмета. Временные представления. Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Называние. Осенние, зимние, весенние месяца. Называние. Основные признаки каждого времени года: Осень: похолодание, пасмурная дождливая погода, наступление первых заморозков; листопад, отлет птиц, линька животных, заготовка зимних запасов, наступление зимней спячки; уборка листьев в садах, заготовка овощей на зиму, игры с листьями (шуршание, составление букетов из листьев и т. д.). Зима: мороз, холодное солнце, снег, лед на водоемах; «сон» растений, голодная пора в жизни птиц и зверей; уборка снега, зимние забавы детей. Весна: потепление, яркое солнце, голубое небо, сосульки, капель, ручьи, ледоход; прилет птиц, выход из спячки зверей, весенняя линька; весенние работы в саду, уборка улиц, парков, домов, игры с ручейками. Лето: общее представление о лете. Мир природы. Неживая природа: Вода. Вода в природе, сосульки, капель, ручьи, снег и лед. Вода прозрачна. Вода течет. На воде образуются волны. Вода смачивает предметы. Песок, глина, камни. Определение по внешнему виду. Свойства при взаимодействии с водой. Применение человеком. Составление коллекции полезных ископаемых (песка, глины, камней). Почва в цветочных горшках (ознакомление с внешним видом, определение твердости на ощупь). Живая природа: Человек. Мальчик и девочка. Внешнее строение тела (голова, туловище ноги и руки (конечности)). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Гигиена рук (мытье). Животные. Звери. Собака, кошка. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Пища (чем кормятся сами животные, чем кормят их люди). Взаимодействие с человеком: значение для человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Собака и кошка – домашние животные: живут только с человеком, самостоятельно жить не могут, нуждаются в заботе человека, полезны для человека. Волк, заяц. Называние. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания, основная пища. Волк и заяц – дикие животные: живут в природе, самостоятельно добывают пищу, роль в природе (волк – санитар леса, заяц – поедает траву), нуждаются в охране. Птицы. Ворона, синица. Название. Внешнее строение: называние и показ частей тела. Место обитания. Роль в природе: ворона-санитар, синица – защищает деревья от насекомых-вредителей. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе). Растения. Морковь, репа. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, почистить, подать на тарелке). Значение овощей для жизни человека (здоровое питание). Яблоко, груша. Внешний вид, место произрастания, использование. Гигиенические процедуры перед употреблением в пищу (вымыть, подать в вазе). Значение фруктов в жизни людей (здоровое питание). Фикус, бальзамин. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход (полив, опрыскивание). Мероприятия по охране природы доступные детям (культура наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, ознакомление с уходом за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования). Мир людей. Человек – член общества. Учитель – самый важный для ребенка человек в школе. Правила общения ребенка со взрослыми (формы вежливого обращения, «чувство дистанции», привлечение в себе внимания, выполнение инструкций взрослого). Обращение к учителю за помощью в учебной и бытовой школьной ситуации. Я – ученик. Ролевая идентификация. Ролевые отношения с учителями, детьми, родителями. Правила поведения ученика на уроке и на перемене. Одноклассники и одноклассницы. Имена. Узнавание в лицо. Сосед (соседка) по парте. Совместная организация рабочего места. Выполнение простейших практических заданий в парах. Выполнение заданий с общими учебными принадлежностями. Я – дежурный. Обязанности и права дежурных (поддержание порядка в классе, сообщение учителю об ушибах, падениях и других непредвиденных ситуациях). Я – именинник. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила поздравления. Я – друг. Ролевая идентификация. Ролевые отношения. Правила общения. Ближайшее окружение Семья. Родители – мама, папа. Ребенок – сын (дочь), брат (сестра). Родители – самые важные для ребенка люди в семье. Фамилии, имена родителей. Совместные занятия ребенка с другими членами семьи. Забота друг о друге. Друзья. Их имена. Способы знакомится, приветствовать, предлагать совместную игру. Обращаться за помощью («Дай, пожалуйста, карандаш!»). Школа. № школы, ее внешний вид. Количество этажей в школе, коридор около класса, лестницы. Свой этаж, класс. Нахождение своего класса, туалетной комнаты. Школьная библиотека. Классная комната, доска, стол учителя, парты, место каждого ребенка в классе, календарь природы и труда, счеты, касса цифр, полки для хранения учебных принадлежностей, физкультурной формы, игровой уголок, классная библиотека. Ориентировка в классе (ряды парт, календарь природы и труда, шкафы, полки с учебными принадлежностями и т. д.). Дальнее окружение. Учреждения. Магазин «Овощи-фрукты». Зоопарк или краеведческий музей, зоомагазин. Назначение учреждения. Внешнее устройство (здание, отделы, вывески, витрины, ценники, пропускные системы). Основные профессии людей, работающих в учреждении. Особенности организации взаимодействия посетителей с сотрудниками учреждения (покупатель – продавец, посетитель – билетер). Торжественные даты. День учителя, Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, День Победы. День рождения. Неделя детской книги. Элементарные представления о современном значении праздника. Поздравления, принятие поздравлений от другого человека. Подготовка к празднику (на примере дня рождения). Оформление при участии детей выставок работ к праздникам. Составление школьниками рассказов из 2–3 предложений о своих изделиях или конкурсных работах в тетрадях. Населенные пункты, страна. Населенный пункт, в котором живет ребенок или где находится школа. Название. Ознакомление с отдельными местами населенного пункта (по выбору педагога). Вещи (рукотворные предметы). Личные вещи ребенка. Мыло, полотенце – личные гигиенические принадлежности. Игрушки. Машинки, куклы, конструктор, мягкие игрушки, кораблики, самолеты, спортивные игрушки (велосипед, самокат, мяч, скакалка). Игрушки мальчиков и девочек. Любимые игрушки. Их описание. Любимые игры с ними. Хранение и уход за игрушками. Генеральная уборка в классе весной. Учебные вещи. Учебники, тетради, ручка, карандаш, линейка, пенал, ластик. Их узнавание. Назначение. Правила использования на уроке. Уход и хранение учебных принадлежностей. Подготовка к уроку. Ориентировка на парте. Одежда. Школьная форма или одежда ее заменяющая для мальчика и девочки (по выбору школы): платье, юбка, брюки, пиджак, блузка, рубашка. Форма для занятий физкультурой. Назначение, хранение. Переодевание на физкультуру. Хранение одежды. Уход за одеждой. Обувь для улицы и дома. Обувь уличная и сменная для мальчика и девочки: сапоги, ботинки, туфли, босоножки. Обувь для занятий физкультурой: кеды, кроссовки, чешки. Левый и правый ботинок. Хранение сменной обуви. Уход за обувью. Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Действия в случае падения, ушиба, раны. Обращение за помощью к учителю. Элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным (не дразнить, чужих животных не трогать, не бежать, не махать руками). Правила поведения человека с диким животным в зоопарке (не дразнить, не кормить и не гладить, не подходить близко к клеткам). Безопасное поведение в обществе. Основное правило – ребенок может находиться на улице (на площадке, на улице, в общественных заведениях) только в сопровождении взрослого, должен всегда откликаться на зов, если потерялся – стоять на месте и ждать, когда его найдут учитель или родители. Правила движения по улице группой (парами, перед учителем, с сигнальными флажками или браслетами безопасности). Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного обращения с инвентарем для уборки класса (теплая вода, швабра, совок, ведро, тряпочка). Правила использование учебных принадлежностей и инструментов для уроков – практикумов (леек, палочек для рыхления почвы, щеток для обуви и тряпочек для цветов). 3.Тематическое Планирование. № п/п Наименование раздела, темы кол-во часов 1. Школа. Ознакомительная экскурсия. 1 2. Класс. Ознакомительная экскурсия. 1 3. Ученик. Правила поведения на уроке и на перемене. 1 4. Парта – рабочее место ученика. Учебные принадлежности. 1 5. 1 Дежурство по классу. 6. Обучение движению группой. 1 7. Тело человека. Уход за руками. 1 8. Одежда. Уход за одеждой. 1 9. Торжественные даты. День учителя. 1 10. Обувь. 1 11. Уход за обувью. 1 12. Охрана здоровья и безопасное поведение. 1 13. Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию. 1 14. Изменения в природе осенью. Экскурсия. 1 15. Признаки осени. 1 16. Улица. 1 17. Движение по тротуару. 18. Повторение. 1 19. Изменения в природе осенью. Экскурсия. 1 20. Признаки осени. 1 21. Фрукты: яблоко. 1 22. Фрукты: груша. 1 23. Фрукты: сравнение и употребление. 1 24. Овощи: морковь. 1 25. Овощи: репа. 1 26. Овощи: сравнение и употребление. 1 27. Магазин «Овощи-фрукты». 1 28. Изменения в природе зимой. Экскурсия. 29. Признаки зимы. 30. Новый год. Праздник в школе и дома. 1 31. Охрана здоровья и безопасное поведение. 1 32. Семья. 1 33. Игрушки. 1 34. Игрушки и учебные принадлежности. 1 35. Кошка. 1 36. Собака. 1 37. Домашние животные. 1 38. Заяц. 1 39. Волк. 1 40. Дикие животные. 1 41. Ворона. 1 42. Синица. 1 43. Торжественные даты: 23 февраля – День защитника Отечества. 1 44. Зимующие птицы. Экскурсия. 1 45. Зоопарк. 1 46. Торжественные даты. Восьмое марта. 1 47. Комнатные растения и уход за ними. Фикус. 1 48. Комнатные растения и уход за ними. Бальзамин. 1 1 49. Мы в гостях. 1 50. Мой друг. Совместная игра. 1 51. Охрана здоровья и безопасное поведение. Светофор. 1 52. Изменения в природе весной. Экскурсия. 1 53. Признаки весны. 1 54. Растения весной. 1 55. Животные весной. 1 56. Птицы весной. 1 57. Весенняя уборка. Экскурсия «Школьный двор весной». 1 58. Неделя детской книги. 1 59. Школьная библиотека. 1 60. Место, где мы живем. 1 61. Место, где мы живем. Малая Родина. 1 62. Торжественные даты. День Победы. 1 63. Скоро лето. 1 64. Охрана здоровья и безопасное поведение. 1 65. Охрана здоровья и безопасное поведение во время летних каникул. 1 66. Повторение. Скоро лето! 1 Аудиторное тематическое планирование. № п/п Наименование раздела, темы кол-во часов 1. Школа. Ознакомительная экскурсия. 1 2. Класс. Ознакомительная экскурсия. 1 3. Ученик. Правила поведения на уроке и на перемене. 1 4. Парта – рабочее место ученика. Учебные принадлежности. 1 5. Тело человека. Уход за руками. 1 6. Одежда и обувь. Уход за одеждой. и обувью. 1 7. Торжественные даты. День учителя. 1 8. Охрана здоровья и безопасное поведение. Мы идем на экскурсию. 1 9. Признаки осени. Изменения в природе осенью. Экскурсия. 1 10. Улица. Движение по тротуару. 1 11. Изменения в природе осенью. Экскурсия. Признаки осени. 1 12. Фрукты: яблоко, груша. : сравнение и употребление., сравнение и употребление. 1 13. Овощи: морковь и репа. Сравнение и употребление. 1 14. Изменения в природе зимой. Экскурсия. Признаки зимы. 1 15. Новый год. Праздник в школе и дома. 1 16. Семья. Охрана здоровья и безопасное поведение. 1 17. Игрушки и учебные принадлежности. 1 18. Домашние животные. 1 19. Дикие животные. 1 20. Зимующие птицы. Экскурсия. 1 21. Комнатные растения и уход за ними. Фикус. 1 22. Комнатные растения и уход за ними. Бальзамин. 1 23. Мой друг. Совместная игра. 1 24. Охрана здоровья и безопасное поведение. Светофор. 1 25. Изменения в природе весной. Экскурсия. Признаки весны. 1 26. Растения весной. 1 27. Животные весной. 1 28. Весенняя уборка. Экскурсия «Школьный двор весной». 1 29. Неделя детской книги. Школьная библиотека. 1 30. Место, где мы живем. Малая Родина. 1 31. Торжественные даты. День Победы. 1 32. Охрана здоровья и безопасное поведение во время летних каникул. 1 33. Повторение. Скоро лето! 1