АРП УО ИЗО

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искуство»
Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное
искусство»:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для
всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся
с умственной отсталостью.
1 класс
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их
свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета
и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства:
«изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации.
Достаточный уровень:

знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж
и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании,
лепке и аппликации;
знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная
поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

2. Содержание учебного предмета.
Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период
обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений
воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие
восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусмотриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по
памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему;
декоративное рисование.
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры
или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на
изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на
изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу,
представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной
аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины
художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства.
Введение
Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства;
правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила
организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе
изобразительной деятельности; правила их хранения.
Подготовительный период обучения
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать
и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно
располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения,
осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических
фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и
отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа
бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и
кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка

произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и
ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке,
выполнении аппликации, рисовании):
Приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
― примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного
восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости
листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком
геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе
бумаги в соответствующих пространственных положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на
плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг
друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под,
справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с
помощью пластилина.
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с
помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее
расставленным точкам предметов несложной формы по образцу).
― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам
прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование
дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал).
Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по
образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы
нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов
несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования;
приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде
сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное
рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони;

― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой,
смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы;
рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных
форм, букв, цифр.
1 класс
Раздел: «Обучение композиционной деятельности»
Формирование понятий: «предмет», «форма», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические
фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на
плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и
свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Раздел: «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и
конструкцию»
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей
и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из
бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по
клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п.
Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе,
замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный,
геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента;
чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в
центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических
образов в лепке, аппликации, рисунке.
Раздел: «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его
в живописи»
Понятия: «цвет», «краски», «акварель».
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его
эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в
эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при
создании сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью;
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с
натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации.
Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства»
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников,
скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров».
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, декоративно-прикладное.

«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки
этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий
труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие
форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска
бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в
народной культуре и декоративно-прикладном искусстве.

3.Тематическое планирование.
№
п/
п

Наименование раздела, темы

колво
часов

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени.
Аппликация.

1

2.

Солнце на небе. Травка на земле.Забор. Рисование.

1

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

1

4.

Простые

1

5.

Линия. Точка. Пятно. Рисование.

1

6.

Изображаем

1

7.

Лепим лист сирени.

1

8.

Лепка. «Матрешка».

1

9.

Рисуем куклу - неваляшку.

1

10.

Деревянный дом в деревне. Лепка.

1

11.

Изобрази деревянный дом избревен. Аппликация.

1

12.

Аппликация

1

13.

Зима. Снеговик. Праздник Новыйгод. Аппликация. Лепка.

1

14.

Новогодняя елка. Флажки наверевке для елки. Рисование.
Аппликация.

1

15.

Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека.

1

и

сложные

лист

«Рыбки

формыпредметов. Рисование.

сирени.Рисование.

ваквариуме».

16.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и
нарисуй.

1

17.

Рассматривание

1

18.

Пирамидка. Рыбка. Аппликация.

1

19.

Ваза с цветами. Аппликация.

1

20.

Колобок. Нарисуй картинку.

1

21.

Дома в городе. Аппликация.

1

22.

Одноэтажный дом. Трехэтажныйдом. Лепка.

1

23.

Многоэтажный дом. Аппликация.

1

24.

Весна пришла. Яркое солнце.Составить рассказ

1

25.

Весна. Почки на деревьях. Рисование.

1

26.

Весна пришла. Светит солнце.Бежит ручей. Плывет кораблик.
Рисование

1

27.

Цветок. Ветка акации с листьями.Рисование

1

28.

Что украшают узором?Аппликация. Коврик для куклы. Узор в
полосе. Аппликация

1

29.

Весна.

1

30.

Изобрази дом в деревне. Деревья
рядом с домом. Рисование

1

31.

Грибы.

1

32.

Придумай свой рисунок. Наверху облака. Внизу цветы.Рисование

1

33.

Придумай

1

картинхудожников

Праздник.

Грибы

свой

Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее

на

пеньке. Аппликация

рисунок.Рисование

Аудиторное тематическое планирование.
№
п/
п

Наименование раздела, темы

колво
часов

1.

Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени.
Аппликация.

1

2.

Солнце на небе. Травка на земле.Забор. Рисование.

1

3.

Фрукты, овощи разного цвета. Рисование.

1

4.

Рисуем куклу - неваляшку.

1

5.

Аппликация

«Рыбки в аквариуме».

1

6.

Зима. Снеговик. Праздник Новыйгод. Аппликация. Лепка.

1

7.

Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и
нарисуй.

1

8.

Колобок. Нарисуй картинку.

1

9.

Одноэтажный дом. Трехэтажныйдом. Лепка.

1

10.

Многоэтажный дом. Аппликация.

1

11.

Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ.

1

12.

Весна. Почки на деревьях. Рисование.

1

13.

Весна пришла. Светит солнце.Бежит ручей. Плывет кораблик.
Рисование.

1

14.

Цветок. Ветка акации с листьями.Рисование.

1

15.

Что украшают узором?Аппликация. Коврик для куклы. Узор в
полосе. Аппликация.

1

16.

Весна.
ее.

1

17.

Придумай свой рисунок. Наверху облака. Внизу цветы.Рисование

Праздник.

Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».