1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искуство» Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. 1 класс Минимальный уровень: знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними; знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.; знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»; пользование материалами для рисования, аппликации, лепки; знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации. Достаточный уровень: знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.); знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации; знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.; 2. Содержание учебного предмета. Содержание программы отражено в пяти разделах: «Подготовительный период обучения», «Обучение композиционной деятельности», «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»; «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи», «Обучение восприятию произведений искусства». Программой предусмотриваются следующие виды работы: ― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на свободную и заданную тему; декоративное рисование. ― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на тему; лепка декоративной композиции; ― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликаций (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению, воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации; ― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки, произведения народного и декоративноприкладного искусства. Введение Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности; правила их хранения. Подготовительный период обучения Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами, кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе. Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги. Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом; формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), прекращения движения в нужной точке; направления движения. Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании): Приемы лепки: ― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание; ― размазывание по картону; ― скатывание, раскатывание, сплющивание; ― примазывание частей при составлении целого объемного изображения. Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию: ― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа; ― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости листа; ― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных положениях; ― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа. Приемы выполнения аппликации из бумаги: ― приемы работы ножницами; ― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине; ― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина. ― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея. Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой): ― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы по образцу). ― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых вертикальных, горизонтальных, наклонных, зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам предметов несложной формы с использованием этих линии (по образцу); ― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу); ― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и упорядоченная штриховка в виде сеточки); ― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками. Приемы работы красками: ― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром ладони; ― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.; приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д. Обучение действиям с шаблонами и трафаретами: ― правила обведения шаблонов; ― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр. 1 класс Раздел: «Обучение композиционной деятельности» Формирование понятий: «предмет», «форма», «аппликация» и т.п. Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п. Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета. Раздел: «Развитие умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции и конструкцию» Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения). Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии; рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и т.п. Сходство и различия орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию: геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге, треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение элементов по краю, углам, в центре и т.п.). Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке. Раздел: «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи» Понятия: «цвет», «краски», «акварель». Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость, грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые, злые образы. Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и декоративном рисовании, аппликации. Раздел: «Обучение восприятию произведений искусства» «Изобразительное искусство в повседневной жизни человека. Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов, дизайнеров». «Виды изобразительного искусства». Рисунок, декоративно-прикладное. «Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. 3.Тематическое планирование. № п/ п Наименование раздела, темы колво часов 1. Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация. 1 2. Солнце на небе. Травка на земле.Забор. Рисование. 1 3. Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. 1 4. Простые 1 5. Линия. Точка. Пятно. Рисование. 1 6. Изображаем 1 7. Лепим лист сирени. 1 8. Лепка. «Матрешка». 1 9. Рисуем куклу - неваляшку. 1 10. Деревянный дом в деревне. Лепка. 1 11. Изобрази деревянный дом избревен. Аппликация. 1 12. Аппликация 1 13. Зима. Снеговик. Праздник Новыйгод. Аппликация. Лепка. 1 14. Новогодняя елка. Флажки наверевке для елки. Рисование. Аппликация. 1 15. Лепим человека из пластилина. Голова, лицо человека. 1 и сложные лист «Рыбки формыпредметов. Рисование. сирени.Рисование. ваквариуме». 16. Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй. 1 17. Рассматривание 1 18. Пирамидка. Рыбка. Аппликация. 1 19. Ваза с цветами. Аппликация. 1 20. Колобок. Нарисуй картинку. 1 21. Дома в городе. Аппликация. 1 22. Одноэтажный дом. Трехэтажныйдом. Лепка. 1 23. Многоэтажный дом. Аппликация. 1 24. Весна пришла. Яркое солнце.Составить рассказ 1 25. Весна. Почки на деревьях. Рисование. 1 26. Весна пришла. Светит солнце.Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование 1 27. Цветок. Ветка акации с листьями.Рисование 1 28. Что украшают узором?Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация 1 29. Весна. 1 30. Изобрази дом в деревне. Деревья рядом с домом. Рисование 1 31. Грибы. 1 32. Придумай свой рисунок. Наверху облака. Внизу цветы.Рисование 1 33. Придумай 1 картинхудожников Праздник. Грибы свой Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй ее на пеньке. Аппликация рисунок.Рисование Аудиторное тематическое планирование. № п/ п Наименование раздела, темы колво часов 1. Осень золотая наступает. Осенний листопад. Цвета осени. Аппликация. 1 2. Солнце на небе. Травка на земле.Забор. Рисование. 1 3. Фрукты, овощи разного цвета. Рисование. 1 4. Рисуем куклу - неваляшку. 1 5. Аппликация «Рыбки в аквариуме». 1 6. Зима. Снеговик. Праздник Новыйгод. Аппликация. Лепка. 1 7. Лепка и рисунок. Зима. Белый зайка. Изобрази зайку: слепи и нарисуй. 1 8. Колобок. Нарисуй картинку. 1 9. Одноэтажный дом. Трехэтажныйдом. Лепка. 1 10. Многоэтажный дом. Аппликация. 1 11. Весна пришла. Яркое солнце. Составить рассказ. 1 12. Весна. Почки на деревьях. Рисование. 1 13. Весна пришла. Светит солнце.Бежит ручей. Плывет кораблик. Рисование. 1 14. Цветок. Ветка акации с листьями.Рисование. 1 15. Что украшают узором?Аппликация. Коврик для куклы. Узор в полосе. Аппликация. 1 16. Весна. ее. 1 17. Придумай свой рисунок. Наверху облака. Внизу цветы.Рисование Праздник. Хоровод. Сделай аппликацию и дорисуй 1