Пояснительная записка Основная цель деятельности МОУ СОШ №3 – организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего, среднего общего образования. Целевые установки в соответствии с уровнем образования: начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года) формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни); - Учебный план основной образовательной программы начального общего образования МОУ СОШ №3 (далее – учебный план) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся при пятидневной учебной неделе, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Содержание образования при получении начального общего образования реализуется преимущественно за счет учебных предметов, курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, системно-деятельностный подход и индивидуализацию обучения. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами МОУ СОШ №3. Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Нормативно-правовая база Учебного плана МОУ СОШ №3 Учебный план разработан на основе следующих нормативно-правовых документов: 1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции). 2. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124 – ФЗ (в действующей редакции). 3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». 4. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100). 5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 9.09.2017 года №ТС945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке». 6. Письмо Рособрнадзора от 20 июня 2018 года № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ. 8. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2021 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 9. Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21, Санитарноэпидемиологические правила и нормативы Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № СанПиН 1.2.3685-21, 2, 1.2.3685-21 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания". 10. Приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (в действующей редакции). 11. Устав МОУ СОШ № 3 (в действующей редакции). 12. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 г. № 09- 3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ» (Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ Минобрнауки РФ от 18.08.2017г №09-1672»). 13. Положения «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по основным образовательным программам» (утверждена приказом №29/32 от 31.08.2020, принята педагогическим советом школы протокол №1 от 28.08.2020). 14. Рабочей программы воспитания НОО, утверждённой приказом директора МОУ СОШ № 3 № 213, от 26.08.2021 В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992. Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный план предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года при получении начального общего образования для 1-х классов составляет 33 недели, для 2–4-х классов – 34 недели. Соответственно, весь период обучения на уровне НОО составляет 135 учебных недель. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе: в сентябре– декабре уроки длятся по 35 минут, в январе–мае – по 40 минут. Объем максимально допустимой нагрузки в течение дня: для 1-х классов – не более четырех уроков в день и один день в неделю – пять уроков; 2–4-х классов – не более пяти уроков. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21. В учебном плане начального общего образования МОУ СОШ № 3 выделено: в 1-х классах – 21 час в неделю; 2–4-х классах – 23 часа в неделю. Общее количество часов учебных занятий за четыре года составляет 3039 часов. Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов. Обязательная часть учебного плана включает в себя следующие предметные области: 1. 2. 3. 4. 5. «Русский язык и литературное чтение». «Иностранный язык». «Математика и информатика». «Обществознание и естествознание ("Окружающий мир")». «Основы религиозных культур и светской этики». 6. «Искусство». 7. «Технология». 8. «Физическая культура». В школе языком образования является русский язык, и в соответствии с пунктом 32.1 ФГОС НОО изучение родного языка и литературного чтения на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних. Родители в своих заявлениях отказались от изучения предметов «Родной (русский) язык» и «Литературное чтение на родном (русском) языке». Изучение информатики в 1–4-х классах осуществляется в рамках учебных предметов обязательной части учебного плана. Достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий, достигается за счет включения тематических разделов или модулей в программы следующих учебных предметов: «Математика» – раздел «Математическая информация» (предполагает развитие навыков поиска и применения информации, использование разнообразных источников информации, в том числе сети Интернет); «Окружающий мир» – модуль «Безопасность в сети Интернет» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий); «Изобразительное искусство» – модуль «Азбука цифровой графики» (предусматривает изучение фотографии, работу в программах Paint, Picture Manager и PowerPoint, виртуальные путешествия); «Технология» – модуль «Информационно-коммуникативные технологии» (обеспечивает достижение предметных и метапредметных результатов, связанных с использованием информационных технологий). Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в 4-м классе. На основании заявлений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в учебном плане представлены модули «Основы православной культуры», «Основы религиозных культур народов России» и «Основы светской этики». При проведении занятий по учебным предметам «Иностранный язык» (во 2–4-х классах) осуществляется деление классов на две группы с учетом норм по предельно допустимой наполняемости групп. Предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часа в неделю. 1 час взят из части формируемой участниками образовательных отношений в 1-3 классах. Курсы внеурочной деятельности из перечня, предлагаемого МОУ СОШ №3, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся: «Проектная мастерская», 1–4-й классы (1 час в неделю); «Разговоры о важном», 1–4-й классы (1 час в неделю); «Чтение с увлечением» 3–4-й классы (1 час в неделю). «Формирование функциональной грамотности» 1-4 классы (1 час в неделю) Спортивные игры 3-4 классы (1 час в неделю) «Тропинка к профессии» 1-4 классы (1 час в неделю) Радуга творчества 1-4 классы (1 час в неделю) Орлята России 1-2 классы (1 час в неделю) Добрая дорога детства 1-4 классы (1 час в неделю) Магия наук. Скорочтение. (1 час в неделю) Театральная студия 2 класс (1 час в неделю) Путешествие по стране Этикета 1 класс (1 час в неделю) Подвижные игры 1 классы и 4-б (1 час в неделю) Школа ГТО 1-2 классы (1 час в неделю) Футбол 4 класс (1 час в неделю) Тайны русского языка 4 г (1 час в неделю) Я познаю себя. 1б и 4б ( 1 час в неделю) Радуга творчества 1-3 классы (1 час в неделю) Страна фантазии. 1- 4 классы (1 час в неделю) Мир вокруг нас. 2 классы (1 час в неделю) В целях выполнения Концепции развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации до 2030 года и в соответствии с письмом Минпросвещения от 21.12.2022 № ТВ-2859/03 МОУ СОШ №3 в 4 классах реализует третий час физической активности за счет часов спортивных секций и спортивных клубов в рамках дополнительного образования детей. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет МОУ СОШ №3 Формы организации и объем внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы начального общего образования определены в плане внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, возможностей МОУ СОШ №3. Формы промежуточной аттестации Учебный план определяет формы проведения промежуточной аттестации в соответствии с ФОП НОО, утвержденной приказом Минпросвещения от 16.11.2022 № 992, и «Положением о текущем контроле и промежуточной аттестации» МОУ СОШ №3 В 1-м классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном журнале. По итогам промежуточной аттестации обучающемуся выставляется промежуточная оценка, которая фиксирует достижение предметных планируемых результатов и универсальных учебных действий. По учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика» промежуточная оценка выставляется с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы. Промежуточная оценка является основанием для перевода обучающихся в следующий класс. Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Классы Формы промежуточной аттестации Русский язык 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Литературное чтение 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Иностранный язык (английский) 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ, зафиксированных в классном журнале, с учетом степени значимости отметок за тематические проверочные работы Окружающий мир 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Основы религиозных культур и светской этики 4-й Безотметочное обучение. Изобразительное искусство 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Музыка 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Труд (технология) 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Физическая культура 2–4-й Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Математика Учебный план начального общего образования (пятидневная неделя) Количество часов в неделю Предметные области Учебные предметы Всего 1-й 2-й 3-й 4-й класс класс класс класс Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 Математика и информатика Математика 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Обществознание и естествознание («Окружающий мир») Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство Музыка 1 1 1 1 4 Технология Труд (технология) 1 1 1 1 4 Физическая культура Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 1 1 1 0 3 Спортивные игры 1 1 1 0 3 Всего в неделю 21 23 23 23 90 Максимально допустимая недельная 21 нагрузка (при пятидневной неделе) в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами 23 23 23 90 Учебные недели 33 34 34 34 135 Всего учебных часов на учебный период 693 782 782 782 3039 Внеурочная деятельность Разговоры о важном 1 1 1 1 4 Тропинка к профессии 1 1 1 1 4 Орлята России 1 2 2 2 7 1 1 Спортивные игры