Тропинка в будущее

Программа по курсу
внеурочной деятельности

«Тропинка к
профессии»
(духовно- нравственное направление)

1-4 классы

1. Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается
как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми
стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих
документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от
13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации
младших школьников в будущем.
Задачи:
 формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.







воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в
достижении результата.
развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого
регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.

Краткая характеристика. Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на
ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с
профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом,
предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное
обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через
организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась
типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на
который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек природа».
Срок реализации программы составляет 4 года.
Основные принципы отбора материала.
Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию
здоровья школьников.
Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших
школьников.
Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого
курса.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса,
осмысленного отношения к познавательной деятельности.

Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система
подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к
познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в
изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для
формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует
его развитие.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход; - уровневая дифференциация; информационно-коммуникативные; - здоровьесберегающие; – игровые.
Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.
Формы обучения: беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии,
конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.
Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре.
Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к профессии»
предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года,
135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.
1-й год обучения 1час в неделю.
2-й год обучения 1 час в неделю.
3-й год обучения 1час в неделю.
4-й год обучения 1час в неделю.

2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с
требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:
1 уровень
Приобретение обучающимся социальных знаний
Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о
мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности
в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей.

2 уровень
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями
профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление
к коллективной творческой деятельности.
3 уровень
Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя
ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности.

4.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№

Наименование разделов

Кол-во
часов

Кол-во часов
теория

практика

33 ч
1

Человек - человек

14

9

5

2
3
4
5
6

Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

4
3

2
1

2
1

5
7

5
7

2 класс
№

Наименование разделов

Кол-во
часов

Кол-во часов
теория

практика

34 ч
1

Человек - человек

8

4

4

2
3
4
5
6

Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

7
9
2
3
5

3
5
1
3

4
4
1
5

3 класс
№

Наименование разделов

Кол-во
часов

Кол-во часов
теория

практика

34 ч
1

Человек - человек

5

3

2

2
3
4
5
6

Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

8
8
5
4
4

4
4
3
4

4
4
2
4

4 класс
№

Наименование разделов

Кол-во
часов

Кол-во часов
теория

практика

34 ч
1

Человек - человек

12

7

5

2
3
4
5
6

Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.

6
8

1
4

5
4

4
4

4
4

5. Тематическое планирование
1 класс – 33 ч
№
Темы занятий

Колво
часов

1

Давайте познакомимся!

1

2

Стихи о профессиях.

1

3

Дидактическая игра «Кому что
нужно?»
Сборник народного творчества о
труде. Пословицы, загадки.

1

5

Профессии наших родителей.

1

6

Мой труд каждый день дома.

1

7

Дидактическая игра «Одежда
для работы

1

8

Профессии, охраняющие
здоровье людей. Врач.

1

9

Какие бывают врачи?

1

4

1

Дата

Формы проведения занятий
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Работа с карточками
Работа с карточками
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Работа с карточками
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации

Планируемые результаты

Приобретение

учащимися

социальных

знаний.

Достигается

во

взаимодействии

с

педагогом. Для достижения
данного уровня результатов
особое

значение

имеет

10

Дидактическая игра «Аптека»

1

11

Анализ произведения
К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

12

Профессия – продавец.

13

Ролевая игра «Магазин».

1

14

Профессия «Строитель»

1

15

Дидактическая игра «Стройка»

1

16

Игра « Инструменты строителя»

1

17

Анализ текста С.Михалков
«Дядя Степа-милиционер»

1

18

Профессии, защищающие жизнь
и имущество граждан.
Полицейский.
Профессия – пожарный.

1

19

20

Профессия – спасатель.

1

1

21

Дидактическая игра « На защиту
жизни!»

1

22

Анализ текста В. Маяковский

1

Работа с карточками
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Просмотри видеофрагментов
Практическая работа
Просмотр видеофрагментов
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Практическая работа
Презентация

взаимодействие ученика со
своими

учителями,

значимыми

как

для

него

носителями положительного
социального

знания

и

повседневного опыта.
Приобретение школьниками
знаний:

-

основные

сферы

«Кем быть?»

Иллюстрации

23

Профессия – повар.

1

24

Экскурсия в школьную
столовую. Знакомство с
работниками школьной
столовой.
Дидактическая игра «Поварята»

1

26

Воспитывающие профессии.
Профессия – учитель.

1

27

Профессия – воспитатель.

1

28

Ролевая игра «Учитель –
ученик»
Профессии, делающие наш мир
прекраснее. Садовник.

1

30

Уход за растениями.

1

31

Облагораживание участка на
школьной территории.
Посадка рассады культурных
растений на школьном участке.
Викторина « Угадай
профессию?»

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации

25

29

32
33

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Экскурсия

профессиональной
деятельности человека;

1

1

Беседа - обсуждение
Практическая работа
Презентация
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Практическая работа

основные

признаки

понятия,

профессий,

их

значение в обществе;
- предприятия и учреждения
района, города
- приобретение социальных
знаний

2 класс – 34 ч
№
1

2
3

4
5
6

7
8

9

Темы занятий

Кол-во
часов

Дата

Формы проведения занятий

Стихи, рассказы, пословицы о
профессиях.

1

Викторина «Угадай, чей
предмет?»
Профессия – строитель.

1

Беседа - обсуждение

1

Игра «Стройка из
конструктора»
Игра «Строим дачный домик»

1

Кто трудится в больнице?
Профессия – Врач.

1

Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Экскурсия в школьный
медицинский кабинет.
Знакомство с медицинской
сестрой.
Профессия - парикмахер

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Игра со строительными
игровыми материалами
Аппликация из картона и
бумаги
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
игра
Экскурсия

1

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации

Планируемые результаты

Получение
опыта

школьником

переживания

и

позитивного отношения к
базовым

ценностям

общества (человек, семья,
природа, мир, знания, труд,
культура). Достигается в
дружественной

детской

среде (коллективе).
Развитие

ценностных

отношений школьника к
1

10

Игра «Парикмахерская»

1

11

Анализ произведения Д. Дж.
Родари «Чем пахнут ремесла»

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация

Родине, родной природе и
культуре, труду, знаниям,
своему

собственному

здоровью и внутреннему

Иллюстрации
12

Профессии наших родителей и
близких родственников.

1

13

Воспитывающие профессии.
Педагог.

1

14

Игра «Классный уголок»

1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

15

Библиотекарь. Экскурсия в
школьную библиотеку.
Бережное хранение книг.
Акция «Помоги книжке!»
Профессии, охраняющие закон
и порядок. Полицейский

1

Экскурсия

1

Инспектор ГИБДД

1

Беседа - обсуждение
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

16
17

18

19
20

21

22

23

1

Викторина «Правила
дорожного движения!
Профессии людей,
управляющие транспортом.

1

Водитель. Тракторист.

1

1

Машинист. Пилот. Капитаны
морских судов.

1

Викторина «Угадай, чей
транспорт?»

1

миру.

Развитие

позитивного отношения к
доброте,

состраданию,

уважительному
отношению к старшим.
Развитие

негативного

отношения к жестокости,
лжи и высокомерию.
Приобретение
школьниками умений:
- оперировать основными
понятиями и категориями;

-

рассказывать

о

профессии и обосновывать
её значение в обществе;

24

25

Профессии защитников
Отечества.

1

Пограничник. Лётчик. Моряк

1

26

Игра «Назови профессию»

1

27

Мир рабочих профессий.
Дворник.

1

28

Уборка пришкольной
территории.
Работа технического
персонала.
Уборка класса и коридора
школы.
Профессия «Садовник»

1

Правила ухода за растениями
класса школы
Облагораживание школьной
территории
Игра «Волшебный мешок»

1

29
30
31
32
33
34

1
1
1

1
1

Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Презентация
Иллюстрации
Игра – определить на ощупь
предметы

пользоваться

-

информацией, получаемой
на

уроках

из

художественной,
популярной

учебной,
научно-

литературы,

СМИ, ИКТ.
- переносить
теоретические сведения о
сферах человеческой
деятельности на некоторые
конкретные жизненные
ситуации.

3 класс – 34 ч
№

Темы занятий

Кол-во
часов

Что такое профессия. Роль
труда в жизни человека

1

Стихотворения, пословицы,
загадки о профессиях.

1

Знакомство с понятием
«инструмент».

1

4

Игра «Чей инструмент?»

1

5

Строительные профессии.
Столяр.

1

6

Плотник. Сварщик.

1

7

Конкурс-эстафета «Кто
быстрее забьет гвоздь?»
Игра «Строим из спичек»

1

Профессии, связанные с
сельско-хозяйственным
трудом.
Доярка. Животновод.

1

1

2

3

8
9

10

1

1

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации

Получение

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

позитивного отношения к

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Практическая работа
Игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации

опыта

школьником

переживания

базовым

и

ценностям

общества (человек, семья,
природа, мир, знания, труд,
культура). Достигается в
дружественной

детской

среде (коллективе).
Развитие

ценностных

отношений школьника к
Родине, родной природе и
культуре, труду, знаниям,
своему

собственному

здоровью и внутреннему

11

12

13
14

Фермер. Агроном.

Животноводство в нашем
крае.
Игра «Я ухаживаю за
животными»
Рабочие профессии. Маляр.

1

1

1
1

15

Плиточник. Кровельщик.

1

16

Игра «Трудовой десант»

1

17

Профессия – портной.

1

18

Конкурс «Юная швея»

1

19

Профессия – повар.

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

Развитие

позитивного отношения к
доброте,

состраданию,

уважительному
отношению к старшим.
Развитие

негативного

отношения к жестокости,
лжи и высокомерию.

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

Приобретение

- оперировать основными

20

Кондитер. Пекарь.

1

21

Кухонный работник.

1

22

Игра «Кто быстрее накроет на
стол?»
Конкурс «Лучший рецепт»

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

1

Практическая работа

23

миру.

школьниками умений:

понятиями и категориями;

-

рассказывать

о

профессии и обосновывать
её значение в обществе;

Автомастерская. Профессия –
автослесарь.

1

25

Игра «Почини машину»

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

26

Посадка семян для
выращивания рассады.
Анализ стихотворения «А что
у вас?» С. Михалкова

1

Практическая работа

1

популярной

1

29

Профессии, без которых не
обойтись.
Правила выбора профессии.

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

- переносить

30

Игра «Волшебный мешок»

1

31

Знакомство со стихами про
профессии Бориса Заходера.

1

Высадка рассады на
пришкольную территорию.
Облагораживание
пришкольной территории.
Викторина «Мир профессий»

1

Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Практическая работа
игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Викторина

24

27

28

32
33
34

1

пользоваться

-

информацией, получаемой
на

уроках

из

художественной,

учебной,
научно-

литературы,

СМИ, ИКТ.

теоретические сведения о
сферах человеческой
деятельности на некоторые
конкретные жизненные
ситуации.

4 класс – 34 ч
№
1

2

3

Темы занятий

Кол-во
часов

Знакомство со
стихотворением «Неумейка»
Аким Яков

1

Все профессии важны, все
профессии нужны.

1

Профессия – почтальон.

1

1

5

Современные профессии
связи. Загадки и почтовый
транспорт.
Ролевая игра «Телефон»

6

Рабочие профессии.

1

7

Обувщик.

1

4

1

8

Как ремонтируют обувь.

1

9

Игра «Ремонт обуви»

1

10

Портной.
Экскурсия в школьную
швейную мастерскую.

1

Дата

Формы проведения занятий

Планируемые результаты

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации

Получение

школьником

начального

опыта

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

самостоятельного

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации

общественного действия
Приобретение опыта:
- планировать, сотрудничая
с

взрослыми

(учитель,

родитель) и сверстниками,
общие дела, распределять
функции

участников

и

способы

их

определять

взаимодействия;

-

уважать

партнёра,

позицию

предотвращать

11

Игра «Ателье».

1

Практическая работа

конфликтную

12

Конкурс «Пришей пуговицу»

1

Практическая работа

Часовщик. Как ремонтируют
часовые изделия?

1

14

Человек трудом красен

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Викторина

при

13

15

Продавец. Какие бывают
магазины?

1

16

Игра «Магазин»

1

17

Слесарь

1

Столярная мастерская.
Знакомство с инструментами.

1

1
1

Игра

21

Экскурсия в школьную
столярную мастерскую.
Игра «Найди нужный
инструмент»
Игра «Веселые мастерские»

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Экскурсия

1

Игра-состязание

22

Профессия - Электромонтер.

1

23

Осторожно, электричество!

1

24

Правила безопасности
рабочих специальностей

1

25

Знакомство со

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение

18

19
20

ситуацию

сотрудничестве,

стараясь найти варианты её
разрешения ради общего
дела.
- участвовать в проектной
деятельности,
творческие

создавать
работы

на

заданную тему (рисунки,
аппликации,

небольшие

сообщения, презентации).

-

организации

своего

рабочего места в школе и
дома;
- публичного выступления
перед одноклассниками;

26

27
28

29

30
31
32
33
34

стихотворением А. Кравченко
«Честный ответ»
«Все работы хороши –
выбирай на вкус!»
Дворник. Правила уборки
пришкольной территории.
Профессия – цветовод.

1

1

Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

- организации совместной
деятельности

с

другими

детьми;

Разнообразие цветов горного
Урала.

1

Цветовод. Правила ухода за
цветами.
Садовник. Правила ухода за
растениями.
Озеленение пришкольной
территории.
Облагораживание
пришкольной территории.
Моя будущая профессия.

1

Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа

1

Практическая работа

1

Практическая работа

- проявления тактичности

1

Практическая работа

и доброжелательности в

1

Беседа - обсуждение

1

-проявления
положительных моральных
качеств

в

достойном

поведении, поступках;

общении.

6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Методическая литература
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.:
«Тесей», 2018.
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и
видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

208044408491059958793522407239734469317027884107

Владелец

Соболева Елена Григорьевна

Действителен

С 28.08.2024 по 28.08.2025


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».