Программа по курсу
внеурочной деятельности
«Тропинка к
профессии»
(духовно- нравственное направление)
1-4 классы
1. Пояснительная записка
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается
как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми
стандартами второго поколения.
Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут
развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих
документов:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)»;
- Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства
образования и науки РФ от 06.10.2009 №373;
- Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от
13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2;
- Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении
федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации
младших школьников в будущем.
Задачи:
формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности.
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в
достижении результата.
развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого
регулирования поведения, ответственности за свои поступки.
выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии;
способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда;
способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка.
Краткая характеристика. Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на
ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с
профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом,
предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное
обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через
организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась
типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все
многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на
который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек природа».
Срок реализации программы составляет 4 года.
Основные принципы отбора материала.
Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию
здоровья школьников.
Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших
школьников.
Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого
курса.
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса,
осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система
подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к
познанию последующего, более сложного материала.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных
повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в
изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для
формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на
индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует
его развитие.
Общая характеристика учебного процесса.
Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход; - уровневая дифференциация; информационно-коммуникативные; - здоровьесберегающие; – игровые.
Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный.
Формы обучения: беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии,
конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др.
Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре.
Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к профессии»
предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков
основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года,
135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года.
1-й год обучения 1час в неделю.
2-й год обучения 1 час в неделю.
3-й год обучения 1час в неделю.
4-й год обучения 1час в неделю.
2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с
требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням:
1 уровень
Приобретение обучающимся социальных знаний
Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о
мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности
в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей.
2 уровень
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек,
семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе).
Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями
профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление
к коллективной творческой деятельности.
3 уровень
Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия
Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя
ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности.
4.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс
№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Кол-во часов
теория
практика
33 ч
1
Человек - человек
14
9
5
2
3
4
5
6
Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.
4
3
2
1
2
1
5
7
5
7
2 класс
№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Кол-во часов
теория
практика
34 ч
1
Человек - человек
8
4
4
2
3
4
5
6
Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.
7
9
2
3
5
3
5
1
3
4
4
1
5
3 класс
№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Кол-во часов
теория
практика
34 ч
1
Человек - человек
5
3
2
2
3
4
5
6
Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.
8
8
5
4
4
4
4
3
4
4
4
2
4
4 класс
№
Наименование разделов
Кол-во
часов
Кол-во часов
теория
практика
34 ч
1
Человек - человек
12
7
5
2
3
4
5
6
Человек - природа
Человек - техника
Человек – художественный образ
Литературные произведения
Викторины, экскурсии, конкурсы и тд.
6
8
1
4
5
4
4
4
4
4
5. Тематическое планирование
1 класс – 33 ч
№
Темы занятий
Колво
часов
1
Давайте познакомимся!
1
2
Стихи о профессиях.
1
3
Дидактическая игра «Кому что
нужно?»
Сборник народного творчества о
труде. Пословицы, загадки.
1
5
Профессии наших родителей.
1
6
Мой труд каждый день дома.
1
7
Дидактическая игра «Одежда
для работы
1
8
Профессии, охраняющие
здоровье людей. Врач.
1
9
Какие бывают врачи?
1
4
1
Дата
Формы проведения занятий
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Работа с карточками
Работа с карточками
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Работа с карточками
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Планируемые результаты
Приобретение
учащимися
социальных
знаний.
Достигается
во
взаимодействии
с
педагогом. Для достижения
данного уровня результатов
особое
значение
имеет
10
Дидактическая игра «Аптека»
1
11
Анализ произведения
К.Чуковский «Доктор Айболит»
1
12
Профессия – продавец.
13
Ролевая игра «Магазин».
1
14
Профессия «Строитель»
1
15
Дидактическая игра «Стройка»
1
16
Игра « Инструменты строителя»
1
17
Анализ текста С.Михалков
«Дядя Степа-милиционер»
1
18
Профессии, защищающие жизнь
и имущество граждан.
Полицейский.
Профессия – пожарный.
1
19
20
Профессия – спасатель.
1
1
21
Дидактическая игра « На защиту
жизни!»
1
22
Анализ текста В. Маяковский
1
Работа с карточками
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Просмотри видеофрагментов
Практическая работа
Просмотр видеофрагментов
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Практическая работа
Презентация
взаимодействие ученика со
своими
учителями,
значимыми
как
для
него
носителями положительного
социального
знания
и
повседневного опыта.
Приобретение школьниками
знаний:
-
основные
сферы
«Кем быть?»
Иллюстрации
23
Профессия – повар.
1
24
Экскурсия в школьную
столовую. Знакомство с
работниками школьной
столовой.
Дидактическая игра «Поварята»
1
26
Воспитывающие профессии.
Профессия – учитель.
1
27
Профессия – воспитатель.
1
28
Ролевая игра «Учитель –
ученик»
Профессии, делающие наш мир
прекраснее. Садовник.
1
30
Уход за растениями.
1
31
Облагораживание участка на
школьной территории.
Посадка рассады культурных
растений на школьном участке.
Викторина « Угадай
профессию?»
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
25
29
32
33
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Экскурсия
профессиональной
деятельности человека;
1
1
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Презентация
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Практическая работа
основные
признаки
понятия,
профессий,
их
значение в обществе;
- предприятия и учреждения
района, города
- приобретение социальных
знаний
2 класс – 34 ч
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Темы занятий
Кол-во
часов
Дата
Формы проведения занятий
Стихи, рассказы, пословицы о
профессиях.
1
Викторина «Угадай, чей
предмет?»
Профессия – строитель.
1
Беседа - обсуждение
1
Игра «Стройка из
конструктора»
Игра «Строим дачный домик»
1
Кто трудится в больнице?
Профессия – Врач.
1
Сюжетно-ролевая игра
«Больница»
Экскурсия в школьный
медицинский кабинет.
Знакомство с медицинской
сестрой.
Профессия - парикмахер
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Игра со строительными
игровыми материалами
Аппликация из картона и
бумаги
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
игра
Экскурсия
1
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Планируемые результаты
Получение
опыта
школьником
переживания
и
позитивного отношения к
базовым
ценностям
общества (человек, семья,
природа, мир, знания, труд,
культура). Достигается в
дружественной
детской
среде (коллективе).
Развитие
ценностных
отношений школьника к
1
10
Игра «Парикмахерская»
1
11
Анализ произведения Д. Дж.
Родари «Чем пахнут ремесла»
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Родине, родной природе и
культуре, труду, знаниям,
своему
собственному
здоровью и внутреннему
Иллюстрации
12
Профессии наших родителей и
близких родственников.
1
13
Воспитывающие профессии.
Педагог.
1
14
Игра «Классный уголок»
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
15
Библиотекарь. Экскурсия в
школьную библиотеку.
Бережное хранение книг.
Акция «Помоги книжке!»
Профессии, охраняющие закон
и порядок. Полицейский
1
Экскурсия
1
Инспектор ГИБДД
1
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
16
17
18
19
20
21
22
23
1
Викторина «Правила
дорожного движения!
Профессии людей,
управляющие транспортом.
1
Водитель. Тракторист.
1
1
Машинист. Пилот. Капитаны
морских судов.
1
Викторина «Угадай, чей
транспорт?»
1
миру.
Развитие
позитивного отношения к
доброте,
состраданию,
уважительному
отношению к старшим.
Развитие
негативного
отношения к жестокости,
лжи и высокомерию.
Приобретение
школьниками умений:
- оперировать основными
понятиями и категориями;
-
рассказывать
о
профессии и обосновывать
её значение в обществе;
24
25
Профессии защитников
Отечества.
1
Пограничник. Лётчик. Моряк
1
26
Игра «Назови профессию»
1
27
Мир рабочих профессий.
Дворник.
1
28
Уборка пришкольной
территории.
Работа технического
персонала.
Уборка класса и коридора
школы.
Профессия «Садовник»
1
Правила ухода за растениями
класса школы
Облагораживание школьной
территории
Игра «Волшебный мешок»
1
29
30
31
32
33
34
1
1
1
1
1
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Беседа - обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Беседа - обсуждение
Практическая работа
Презентация
Иллюстрации
Игра – определить на ощупь
предметы
пользоваться
-
информацией, получаемой
на
уроках
из
художественной,
популярной
учебной,
научно-
литературы,
СМИ, ИКТ.
- переносить
теоретические сведения о
сферах человеческой
деятельности на некоторые
конкретные жизненные
ситуации.
3 класс – 34 ч
№
Темы занятий
Кол-во
часов
Что такое профессия. Роль
труда в жизни человека
1
Стихотворения, пословицы,
загадки о профессиях.
1
Знакомство с понятием
«инструмент».
1
4
Игра «Чей инструмент?»
1
5
Строительные профессии.
Столяр.
1
6
Плотник. Сварщик.
1
7
Конкурс-эстафета «Кто
быстрее забьет гвоздь?»
Игра «Строим из спичек»
1
Профессии, связанные с
сельско-хозяйственным
трудом.
Доярка. Животновод.
1
1
2
3
8
9
10
1
1
Дата
Формы проведения занятий
Планируемые результаты
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Получение
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
позитивного отношения к
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Практическая работа
Игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
опыта
школьником
переживания
базовым
и
ценностям
общества (человек, семья,
природа, мир, знания, труд,
культура). Достигается в
дружественной
детской
среде (коллективе).
Развитие
ценностных
отношений школьника к
Родине, родной природе и
культуре, труду, знаниям,
своему
собственному
здоровью и внутреннему
11
12
13
14
Фермер. Агроном.
Животноводство в нашем
крае.
Игра «Я ухаживаю за
животными»
Рабочие профессии. Маляр.
1
1
1
1
15
Плиточник. Кровельщик.
1
16
Игра «Трудовой десант»
1
17
Профессия – портной.
1
18
Конкурс «Юная швея»
1
19
Профессия – повар.
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Развитие
позитивного отношения к
доброте,
состраданию,
уважительному
отношению к старшим.
Развитие
негативного
отношения к жестокости,
лжи и высокомерию.
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Приобретение
- оперировать основными
20
Кондитер. Пекарь.
1
21
Кухонный работник.
1
22
Игра «Кто быстрее накроет на
стол?»
Конкурс «Лучший рецепт»
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
1
Практическая работа
23
миру.
школьниками умений:
понятиями и категориями;
-
рассказывать
о
профессии и обосновывать
её значение в обществе;
Автомастерская. Профессия –
автослесарь.
1
25
Игра «Почини машину»
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
26
Посадка семян для
выращивания рассады.
Анализ стихотворения «А что
у вас?» С. Михалкова
1
Практическая работа
1
популярной
1
29
Профессии, без которых не
обойтись.
Правила выбора профессии.
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
- переносить
30
Игра «Волшебный мешок»
1
31
Знакомство со стихами про
профессии Бориса Заходера.
1
Высадка рассады на
пришкольную территорию.
Облагораживание
пришкольной территории.
Викторина «Мир профессий»
1
Беседа - обсуждение
Иллюстрации
Практическая работа
игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Викторина
24
27
28
32
33
34
1
пользоваться
-
информацией, получаемой
на
уроках
из
художественной,
учебной,
научно-
литературы,
СМИ, ИКТ.
теоретические сведения о
сферах человеческой
деятельности на некоторые
конкретные жизненные
ситуации.
4 класс – 34 ч
№
1
2
3
Темы занятий
Кол-во
часов
Знакомство со
стихотворением «Неумейка»
Аким Яков
1
Все профессии важны, все
профессии нужны.
1
Профессия – почтальон.
1
1
5
Современные профессии
связи. Загадки и почтовый
транспорт.
Ролевая игра «Телефон»
6
Рабочие профессии.
1
7
Обувщик.
1
4
1
8
Как ремонтируют обувь.
1
9
Игра «Ремонт обуви»
1
10
Портной.
Экскурсия в школьную
швейную мастерскую.
1
Дата
Формы проведения занятий
Планируемые результаты
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Получение
школьником
начального
опыта
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
самостоятельного
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
общественного действия
Приобретение опыта:
- планировать, сотрудничая
с
взрослыми
(учитель,
родитель) и сверстниками,
общие дела, распределять
функции
участников
и
способы
их
определять
взаимодействия;
-
уважать
партнёра,
позицию
предотвращать
11
Игра «Ателье».
1
Практическая работа
конфликтную
12
Конкурс «Пришей пуговицу»
1
Практическая работа
Часовщик. Как ремонтируют
часовые изделия?
1
14
Человек трудом красен
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Викторина
при
13
15
Продавец. Какие бывают
магазины?
1
16
Игра «Магазин»
1
17
Слесарь
1
Столярная мастерская.
Знакомство с инструментами.
1
1
1
Игра
21
Экскурсия в школьную
столярную мастерскую.
Игра «Найди нужный
инструмент»
Игра «Веселые мастерские»
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
Игра
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Экскурсия
1
Игра-состязание
22
Профессия - Электромонтер.
1
23
Осторожно, электричество!
1
24
Правила безопасности
рабочих специальностей
1
25
Знакомство со
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
18
19
20
ситуацию
сотрудничестве,
стараясь найти варианты её
разрешения ради общего
дела.
- участвовать в проектной
деятельности,
творческие
создавать
работы
на
заданную тему (рисунки,
аппликации,
небольшие
сообщения, презентации).
-
организации
своего
рабочего места в школе и
дома;
- публичного выступления
перед одноклассниками;
26
27
28
29
30
31
32
33
34
стихотворением А. Кравченко
«Честный ответ»
«Все работы хороши –
выбирай на вкус!»
Дворник. Правила уборки
пришкольной территории.
Профессия – цветовод.
1
1
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
- организации совместной
деятельности
с
другими
детьми;
Разнообразие цветов горного
Урала.
1
Цветовод. Правила ухода за
цветами.
Садовник. Правила ухода за
растениями.
Озеленение пришкольной
территории.
Облагораживание
пришкольной территории.
Моя будущая профессия.
1
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Беседа – обсуждение
Презентация
Иллюстрации
Практическая работа
1
Практическая работа
1
Практическая работа
- проявления тактичности
1
Практическая работа
и доброжелательности в
1
Беседа - обсуждение
1
-проявления
положительных моральных
качеств
в
достойном
поведении, поступках;
общении.
6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Методическая литература
Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016.
Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018
Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019
Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных
игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016
9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г.
10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017.
11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.:
«Тесей», 2018.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:
- настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала,
- экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов,
- демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор,
- вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и
видеотехника).
А также экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации.
Библиотечный фонд:
- энциклопедическая и справочная литература,
- научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.
ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат
208044408491059958793522407239734469317027884107
Владелец
Соболева Елена Григорьевна
Действителен
С 28.08.2024 по 28.08.2025