Программа по курсу внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» (духовно- нравственное направление) 1-4 классы 1. Пояснительная записка Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность, рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках вариативной части образовательного плана. Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения. Внеурочная деятельность по социальному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества. Рабочая программа внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» составлена на основе следующих документов: - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; - Требования Федерального государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373; - Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 №12-фз, от 16.11.1997 №144 –фз от 13.02.2002 №20-фз и т.д.) статья 12 п.1 статья 26 п.1,2; - Письма Минобразования РФ от 12 мая 2012 года № 03-296 «Об образовании внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших школьников в будущем. Задачи: формирование целостного представления о различных сферах человеческой деятельности. воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата. развитие организационных и коммуникативных компетенций, механизмов эмоционально-волевого регулирования поведения, ответственности за свои поступки. выявить наклонности, необходимые для реализации себя в выбранной в будущем профессии; способствовать формированию уважительного отношения к людям разных профессий и результатам их труда; способствовать развитию интеллектуальных и творческих возможностей ребёнка. Краткая характеристика. Внеурочная деятельность «Тропинка к профессии» создана для того, чтобы уже на ранних стадиях формирования социальной сферы интересов личности ребёнка, познакомить младших школьников с профессиями взрослых людей и обеспечить пропедевтику профориентационной подготовки. Таким образом, предлагаемая программа может стать первой ступенью в системе работы школы по переходу на профориентационное обучение. В основе курса лежит идея раннего знакомства с различными сферами человеческой деятельности через организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся. При определении этих сфер использовалась типология, предложенная доктором психологических наук Е.А.Климовым. Данная типология позволяет все многообразие человеческих профессий соотнести с основными видами деятельности в зависимости от объекта, на который она направлена: «человек - человек», «человек - техника», «человек – художественный образ», «человек природа». Срок реализации программы составляет 4 года. Основные принципы отбора материала. Принцип научности - в основе которого содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников. Принцип доступности - определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников. Принцип системности - определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса. Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности. Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка. Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. Общая характеристика учебного процесса. Основные технологии: - личностно-ориентированные; - деятельностный подход; - уровневая дифференциация; информационно-коммуникативные; - здоровьесберегающие; – игровые. Методы: словесный; наглядный; практический; репродуктивный; коллективный, индивидуальный. Формы обучения: беседы; игры; дискуссии; викторины; просмотр и обсуждение видеоматериала; экскурсии, конкурсы; выставки детских работ; коллективные творческие дела и др. Формы работы на уроках: фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная, в паре. Режим занятий: программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинка к профессии» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН. Программа рассчитана на 4 года, 135 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Курс реализуется за 4 года. 1-й год обучения 1час в неделю. 2-й год обучения 1 час в неделю. 3-й год обучения 1час в неделю. 4-й год обучения 1час в неделю. 2. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Тропинка к профессии» с 1 - 4 класс в соответствии с требованиями ФГОС, дифференцируются по трем уровням: 1 уровень Приобретение обучающимся социальных знаний Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями, как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьником понимания и умения применять первичные сведения о мире профессий; осознавать свои склонности и интересы в мире профессий; осознавать свои первичные возможности в мире профессий. Воспитание любви к труду и уважения к труду других людей. 2 уровень Формирование ценностного отношения к социальной реальности Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Приобретение школьником умение соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названиями профессий; показать взаимосвязь между разными видами труда; развитие мотивации достижения успеха; стремление к коллективной творческой деятельности. 3 уровень Получение школьником начального опыта самостоятельного общественного действия Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками, опыта управления другими людьми и принятии на себя ответственности за других. Формирование целеустремленности, инициативности и самостоятельности. 4.Содержание курса внеурочной деятельности 1 класс № Наименование разделов Кол-во часов Кол-во часов теория практика 33 ч 1 Человек - человек 14 9 5 2 3 4 5 6 Человек - природа Человек - техника Человек – художественный образ Литературные произведения Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. 4 3 2 1 2 1 5 7 5 7 2 класс № Наименование разделов Кол-во часов Кол-во часов теория практика 34 ч 1 Человек - человек 8 4 4 2 3 4 5 6 Человек - природа Человек - техника Человек – художественный образ Литературные произведения Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. 7 9 2 3 5 3 5 1 3 4 4 1 5 3 класс № Наименование разделов Кол-во часов Кол-во часов теория практика 34 ч 1 Человек - человек 5 3 2 2 3 4 5 6 Человек - природа Человек - техника Человек – художественный образ Литературные произведения Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. 8 8 5 4 4 4 4 3 4 4 4 2 4 4 класс № Наименование разделов Кол-во часов Кол-во часов теория практика 34 ч 1 Человек - человек 12 7 5 2 3 4 5 6 Человек - природа Человек - техника Человек – художественный образ Литературные произведения Викторины, экскурсии, конкурсы и тд. 6 8 1 4 5 4 4 4 4 4 5. Тематическое планирование 1 класс – 33 ч № Темы занятий Колво часов 1 Давайте познакомимся! 1 2 Стихи о профессиях. 1 3 Дидактическая игра «Кому что нужно?» Сборник народного творчества о труде. Пословицы, загадки. 1 5 Профессии наших родителей. 1 6 Мой труд каждый день дома. 1 7 Дидактическая игра «Одежда для работы 1 8 Профессии, охраняющие здоровье людей. Врач. 1 9 Какие бывают врачи? 1 4 1 Дата Формы проведения занятий Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Работа с карточками Работа с карточками Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Работа с карточками Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Планируемые результаты Приобретение учащимися социальных знаний. Достигается во взаимодействии с педагогом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет 10 Дидактическая игра «Аптека» 1 11 Анализ произведения К.Чуковский «Доктор Айболит» 1 12 Профессия – продавец. 13 Ролевая игра «Магазин». 1 14 Профессия «Строитель» 1 15 Дидактическая игра «Стройка» 1 16 Игра « Инструменты строителя» 1 17 Анализ текста С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» 1 18 Профессии, защищающие жизнь и имущество граждан. Полицейский. Профессия – пожарный. 1 19 20 Профессия – спасатель. 1 1 21 Дидактическая игра « На защиту жизни!» 1 22 Анализ текста В. Маяковский 1 Работа с карточками Практическая работа Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Просмотри видеофрагментов Практическая работа Просмотр видеофрагментов Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Практическая работа Презентация взаимодействие ученика со своими учителями, значимыми как для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Приобретение школьниками знаний: - основные сферы «Кем быть?» Иллюстрации 23 Профессия – повар. 1 24 Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с работниками школьной столовой. Дидактическая игра «Поварята» 1 26 Воспитывающие профессии. Профессия – учитель. 1 27 Профессия – воспитатель. 1 28 Ролевая игра «Учитель – ученик» Профессии, делающие наш мир прекраснее. Садовник. 1 30 Уход за растениями. 1 31 Облагораживание участка на школьной территории. Посадка рассады культурных растений на школьном участке. Викторина « Угадай профессию?» 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 1 Практическая работа 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации 25 29 32 33 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Экскурсия профессиональной деятельности человека; 1 1 Беседа - обсуждение Практическая работа Презентация Беседа - обсуждение Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Практическая работа основные признаки понятия, профессий, их значение в обществе; - предприятия и учреждения района, города - приобретение социальных знаний 2 класс – 34 ч № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Темы занятий Кол-во часов Дата Формы проведения занятий Стихи, рассказы, пословицы о профессиях. 1 Викторина «Угадай, чей предмет?» Профессия – строитель. 1 Беседа - обсуждение 1 Игра «Стройка из конструктора» Игра «Строим дачный домик» 1 Кто трудится в больнице? Профессия – Врач. 1 Сюжетно-ролевая игра «Больница» Экскурсия в школьный медицинский кабинет. Знакомство с медицинской сестрой. Профессия - парикмахер 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Игра со строительными игровыми материалами Аппликация из картона и бумаги Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа игра Экскурсия 1 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Планируемые результаты Получение опыта школьником переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к 1 10 Игра «Парикмахерская» 1 11 Анализ произведения Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Беседа - обсуждение Презентация Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему Иллюстрации 12 Профессии наших родителей и близких родственников. 1 13 Воспитывающие профессии. Педагог. 1 14 Игра «Классный уголок» 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 15 Библиотекарь. Экскурсия в школьную библиотеку. Бережное хранение книг. Акция «Помоги книжке!» Профессии, охраняющие закон и порядок. Полицейский 1 Экскурсия 1 Инспектор ГИБДД 1 Беседа - обсуждение Практическая работа Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Практическая работа Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 16 17 18 19 20 21 22 23 1 Викторина «Правила дорожного движения! Профессии людей, управляющие транспортом. 1 Водитель. Тракторист. 1 1 Машинист. Пилот. Капитаны морских судов. 1 Викторина «Угадай, чей транспорт?» 1 миру. Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Приобретение школьниками умений: - оперировать основными понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; 24 25 Профессии защитников Отечества. 1 Пограничник. Лётчик. Моряк 1 26 Игра «Назови профессию» 1 27 Мир рабочих профессий. Дворник. 1 28 Уборка пришкольной территории. Работа технического персонала. Уборка класса и коридора школы. Профессия «Садовник» 1 Правила ухода за растениями класса школы Облагораживание школьной территории Игра «Волшебный мешок» 1 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Игра Беседа - обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Беседа - обсуждение Иллюстрации Практическая работа Беседа - обсуждение Иллюстрации Беседа - обсуждение Практическая работа Презентация Иллюстрации Игра – определить на ощупь предметы пользоваться - информацией, получаемой на уроках из художественной, популярной учебной, научно- литературы, СМИ, ИКТ. - переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. 3 класс – 34 ч № Темы занятий Кол-во часов Что такое профессия. Роль труда в жизни человека 1 Стихотворения, пословицы, загадки о профессиях. 1 Знакомство с понятием «инструмент». 1 4 Игра «Чей инструмент?» 1 5 Строительные профессии. Столяр. 1 6 Плотник. Сварщик. 1 7 Конкурс-эстафета «Кто быстрее забьет гвоздь?» Игра «Строим из спичек» 1 Профессии, связанные с сельско-хозяйственным трудом. Доярка. Животновод. 1 1 2 3 8 9 10 1 1 Дата Формы проведения занятий Планируемые результаты Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Получение Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа позитивного отношения к Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Игра Практическая работа Игра Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации опыта школьником переживания базовым и ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания, труд, культура). Достигается в дружественной детской среде (коллективе). Развитие ценностных отношений школьника к Родине, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему 11 12 13 14 Фермер. Агроном. Животноводство в нашем крае. Игра «Я ухаживаю за животными» Рабочие профессии. Маляр. 1 1 1 1 15 Плиточник. Кровельщик. 1 16 Игра «Трудовой десант» 1 17 Профессия – портной. 1 18 Конкурс «Юная швея» 1 19 Профессия – повар. 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Развитие позитивного отношения к доброте, состраданию, уважительному отношению к старшим. Развитие негативного отношения к жестокости, лжи и высокомерию. Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Приобретение - оперировать основными 20 Кондитер. Пекарь. 1 21 Кухонный работник. 1 22 Игра «Кто быстрее накроет на стол?» Конкурс «Лучший рецепт» 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 1 Практическая работа 23 миру. школьниками умений: понятиями и категориями; - рассказывать о профессии и обосновывать её значение в обществе; Автомастерская. Профессия – автослесарь. 1 25 Игра «Почини машину» 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 26 Посадка семян для выращивания рассады. Анализ стихотворения «А что у вас?» С. Михалкова 1 Практическая работа 1 популярной 1 29 Профессии, без которых не обойтись. Правила выбора профессии. Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа - переносить 30 Игра «Волшебный мешок» 1 31 Знакомство со стихами про профессии Бориса Заходера. 1 Высадка рассады на пришкольную территорию. Облагораживание пришкольной территории. Викторина «Мир профессий» 1 Беседа - обсуждение Иллюстрации Практическая работа игра Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 1 Практическая работа 1 Викторина 24 27 28 32 33 34 1 пользоваться - информацией, получаемой на уроках из художественной, учебной, научно- литературы, СМИ, ИКТ. теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации. 4 класс – 34 ч № 1 2 3 Темы занятий Кол-во часов Знакомство со стихотворением «Неумейка» Аким Яков 1 Все профессии важны, все профессии нужны. 1 Профессия – почтальон. 1 1 5 Современные профессии связи. Загадки и почтовый транспорт. Ролевая игра «Телефон» 6 Рабочие профессии. 1 7 Обувщик. 1 4 1 8 Как ремонтируют обувь. 1 9 Игра «Ремонт обуви» 1 10 Портной. Экскурсия в школьную швейную мастерскую. 1 Дата Формы проведения занятий Планируемые результаты Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Получение школьником начального опыта Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа самостоятельного Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации общественного действия Приобретение опыта: - планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и способы их определять взаимодействия; - уважать партнёра, позицию предотвращать 11 Игра «Ателье». 1 Практическая работа конфликтную 12 Конкурс «Пришей пуговицу» 1 Практическая работа Часовщик. Как ремонтируют часовые изделия? 1 14 Человек трудом красен 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Викторина при 13 15 Продавец. Какие бывают магазины? 1 16 Игра «Магазин» 1 17 Слесарь 1 Столярная мастерская. Знакомство с инструментами. 1 1 1 Игра 21 Экскурсия в школьную столярную мастерскую. Игра «Найди нужный инструмент» Игра «Веселые мастерские» Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа Игра Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Экскурсия 1 Игра-состязание 22 Профессия - Электромонтер. 1 23 Осторожно, электричество! 1 24 Правила безопасности рабочих специальностей 1 25 Знакомство со 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение 18 19 20 ситуацию сотрудничестве, стараясь найти варианты её разрешения ради общего дела. - участвовать в проектной деятельности, творческие создавать работы на заданную тему (рисунки, аппликации, небольшие сообщения, презентации). - организации своего рабочего места в школе и дома; - публичного выступления перед одноклассниками; 26 27 28 29 30 31 32 33 34 стихотворением А. Кравченко «Честный ответ» «Все работы хороши – выбирай на вкус!» Дворник. Правила уборки пришкольной территории. Профессия – цветовод. 1 1 Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа - организации совместной деятельности с другими детьми; Разнообразие цветов горного Урала. 1 Цветовод. Правила ухода за цветами. Садовник. Правила ухода за растениями. Озеленение пришкольной территории. Облагораживание пришкольной территории. Моя будущая профессия. 1 Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Беседа – обсуждение Презентация Иллюстрации Практическая работа 1 Практическая работа 1 Практическая работа - проявления тактичности 1 Практическая работа и доброжелательности в 1 Беседа - обсуждение 1 -проявления положительных моральных качеств в достойном поведении, поступках; общении. 6. Материально-техническое оснащение образовательного процесса Методическая литература Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2016. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Изд-во Ростов.ун-та, 2018 Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2019 Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2018. Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2018 г. - / Мастерская учителя. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2017 г. – / Мастерская учителя. 7. Климов Е.А. Как выбирать профессию? //Библиография.- М., 2018, №6 8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 2016 9. Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2017г. 10. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники. - Москва: Вако. 2017. 11. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2018. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Материально-техническое обеспечение Для реализации программы необходимы следующие объекты и средства материально-технического обеспечения: - настенные классные и магнитные доски для вывешивания демонстрационного материала, - экран для демонстрации презентаций и видеофрагментов, - демонстрационное оборудование (компьютер, музыкальный центр, мультипроектор, - вспомогательное оборудование для осуществления проектной и исследовательской деятельности (принтер, сканер, фото и видеотехника). А также экранно-звуковые пособия: - мультимедийные образовательные ресурсы, интернет-ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации. Библиотечный фонд: - энциклопедическая и справочная литература, - научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса. ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат 208044408491059958793522407239734469317027884107 Владелец Соболева Елена Григорьевна Действителен С 28.08.2024 по 28.08.2025