Программа по курсу внеурочной деятельности «Становлюсь грамотным читателем» (общеинтеллектуальное направление) 1-4 классы Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по курсу «Становлюсь грамотным читателем». предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требования- ми Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС HOO), основной образовательной программой начального общего образования (OOП HOO), программы внеурочной деятельности М.К. Антошина «Становлюсь грамотным читателем». Обучение смысловому чтению» //Сборник рабочих программ по внеурочной деятель- ности начального, основного и среднего общего образования. М.; «Просвещение», 2020. Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход. Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов обучения (личностных, пред- метных и метапредметных), формирование универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности ребёнка. Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие школьников, чтение занимает особое место. В ПOOП HOO смысловое чтение определяется как общеучеб- ное универсальное действие: «...смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор ви- да чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и офици- ально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информа- ции». Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной учебной дея- тельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо освоено содержание тек- ста, его смысл. Главными целями смыслового чтения можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его последующее осмысление. Владение ребёнком смысло- вым чтением залог развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной. Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей. Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его стороны: смыс- ловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает понимание значения как от- дельных слов, так и текста в целом. Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической формы в уст- ную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую очередь скорость и точность. Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы — полно- ценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся на основе их актив- ной учебной деятельности. Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания текста и предполагает несколько этапов. 1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки текста . 2. Анализ содержания текста: анализ сюжета, композиции, характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их мотивы), определение после- довательности событий. 3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете. 4. Анализ языка произведения и средств художественной выразитель- ности: работа над художественной деталью, анализ языка произведения –средств вы- разительности: как те или иные языковые средства работают на смысл произведения, идею. 5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения. Совершенствование технической стороны речи предусматривает поэтапную работу, направленную на развитие: — дыхания; — артикуляционного аппарата; — дикции; — интонационного строя речи. Программа составлена с учётом возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» — кружок познавательной направленности. Занятия кружка имеют комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей — познавательные, практические, поисковые, игровые. 1. Познавательная деятельность: - познавательные беседы; - познавательные игры; - дидактический театр; - экскурсии. 2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения («Читаем це- почкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш пауза» и др.). 3. Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые моральноэтическим проблемам, поднимаемым в произведениях. 4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение): вырази- тельное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки). Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся отводится со- провождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в учебные пособия, были записа- ны профессиональными актёрами с соблюдением всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами. Деятельность обучающихся предполагает сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой работы. При разработке программы учтены требования международных исследований PIRLS и PISA. Программа может реализовываться в сочетании с учебниками литературного чте- ния образовательных систем «Школа России». Программа предназначена для обучающихся 1-4 классов. Срок реализации - 4 года: 1- класс – 33 часа; 2- 4-классы – по 34 часа; по 1 часу в неделю. Содержание курса Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудиро- вание (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения). Содержание этого разде- ла обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимо- действии, формируя культуру общения. Аудирование (слушание) - это умение слушать и слышать, то есть адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения и выбор вида чтения; выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений, соответствующих смыслу текста. Говорение (культура речевого общения) определяет специфические умения вести диалог, от- вечать и задавать вопросы по тексту, создавать монолог с использованием правил речевого этикета, воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах, выстраивать компо- зицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текст. Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текста. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: восприятие изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения, научно- популярного текста; воссоздание картины жизни, представленной автором; установление причинноследственных связей в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимание авторской позиции в произведении; выделение главной мысли текста. Преду- сматривает ознакомление ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений. В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения млад- шего школьника, которое обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чте- ния, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компе- тентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности тек- стов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми, чи- тательских предпочтений младших школьников. Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения детьми с целью ознакомления с первоначальными представле- ниями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка. Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» явля- ется ведущим элементом содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творче- скую деятельность. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста. Результаты освоения курса. Первый год обучения Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение целыми сло- вами) осознанного и правильного чтения вслух с учётом индивидуальных возможностей. Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ примерами из текста; зада- вать вопросы к фактическому содержанию произведения; участвовать в беседе по прочи- танному. Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения под руководством учителя. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, восста- навливать последовательность событий в произведении. Воспроизводить содержание тек- ста no плану под руководством взрослого. Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку (положительная / отрицательная и почему) его поступкам. Второй год обучения Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух целыми слова- ми с учётом индивидуальных возможностей, элементарно интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные виды чтения (изучающее, выборочное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного тек- стов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к фактическому содержа- нию произведений; участвовать в беседе по прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого главную мысль прочитанного или прослушанного произведе- ния. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный текст (подробно, вы- борочно), под руководством учителя составлять план повествования (вопросный, номина- тивный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам. Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям. Находить в тексте средства художественной выразительности (звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словарей. Третий год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью, позволя- ющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразительно (пе- редавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, соблюдая паузы); в соот- ветствии с учебной задачей обращаться к разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное). Воспринимать содержание художественного, научно-познавательного, учебного тек- стов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать во- просы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в бе- седе по прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого глав- ную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событий, находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера. Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев произведе- ния по заданным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать выразительные средства языка в собственном высказывании. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием сло- варей и других источников информации. Четвёртый год обучения Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и выразитель- но (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые акценты, облюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к различным видам чтения (изучающее, выбо- рочное, ознакомительное, просмотровое). Воспринимать фактическое содержание художественного, научнопознавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на вопросы в уст- ной и письменной формах, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать вопросы к прочитанным произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём рассказывает, определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного произведения. Определять в произведении хронологическую последовательность событи й, находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев, описание пейза- жа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения. Составлять план текста (вопросный, номина- тивный, цитатный). Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам; устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев. Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для сравнения. Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора, олицетворе- ние, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении; использовать в речи выразитель- ные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного. Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с использованием сло- варей и других источников информации. Диагностика достижения планируемых результатовl Прочитай текст. Г. А. Скребицкий2 Лесной голосок Солнечный день в самом начале лета. Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, пле- щется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солн- ца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело, что хо- чется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепи- тельной белизной. И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Ка- кая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, мо- жет, она совсем не такая? Побегу — погляжу. Увы, это оказалось совсем не просто. Я к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте. Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи. Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!» 1 Приводится пример диагностики для второго года обучения. 2 Скребицкий Л. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: ACT, 2019. — С. 5-7. Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес. А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!» Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!» Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа. Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я её и видел. Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке. Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы. Устно ответь на вопросы. 1.Где и когда происходит действие рассказа? 2.Найди в тексте описания. Найди сравнения. 3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в берёзовом перелеске? Подтверди свой ответ текстом. 1. Охарактеризуй героя-рассказчика. 2. Определи тему и главную мысль произведения. 3. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по плану. 4. Придумай свои вопросы к тексту. 5. Объясни значение слова «шмыг». Методическое обеспечение курса. 1. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Аудиоприложение. 12 классы (Ан- тошин М. К.) 2. Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению. Учебное пособие. 3-4 классы (Анто- шин М. К.) 3. Вебинар https://www.youtube.com/watch?v=S3spZRB0EK4 Тематическое планирование № п∕п Тема занятия Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся Формы проведения занятий ЭОР Первый год обучения (33 ч) 1-2 Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». 3-4 Стихотворение 2 В. Степанова «Что мы Родиной зовём». 5-6 Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи» 7-8 Научно-познавательные 2 тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». 9-10 Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной» 2 2 2 Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Литературная гостиная http://schoolcollection.edu.ru/ Анализ идейного содержания. Развитие технической Мини-концерт стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Творческое задание: придумать Клуб маленьких ска- http://bomoonli свой финал сказки. Словарная работа. зочников. ght.ru/azbuka Анализ содержания научно-Познавательных текстов. Срав- Мини-спектакль нение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказ- Выставка рисунков ки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения http://bomoonli ght.ru/azbuka 2 Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». 13 Чтение по ролям чувашскую 1 сказку «Почему зелёные ёлка с сосной» 14- Рассказ Н. Сладкова 2 15 «Рыцарь». 1112 16- Рассказ 2 17 Г. Скребицкого «Лесное эхо» 18 Научно-познавательный текст 1 «Эхо». Г. Скребицкий «Лесное эхо» 1920 Рассказ В. Осеевой «Сторож 2 Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение необходимой информации из научнопознавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка сказки Научноисследовательская конференция для малышей Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка, рассказа. Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средств художественной выразительности: описания Сравнение художественного и научно- познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно- познавательного технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка текста. Развитие Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка. Творческая работа Беседа Обмен информацией Мини-спектакль http://stranamas terov.ru/ 21 Рассказ В. Осеевой «Навестила». 1 22 Рассказ Е. Пермяка «Кто?». 1 23 Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля» 24 Экскурсия в библиотеку 1 Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка отрывка из рассказа. Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения Постановка спектакля Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре. Экскурсия Постановка спектакля Творческая мастер- http://stranamas ская terov.ru/ 2526 В. Драгунский Павля» 27 Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился» 1 Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Про- Творческая мастергнозирование содержания произведения. ская Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения. 2829 Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился» 2 3031 Экскурсии стран. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение рассказа по ролям. Поиск информации в интернете 3233 Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». 1 Стихотворение 1 И. Асеевой «С Днём знаний». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Асеевой «С Днём знаний» 2 Стихотворение Г. Ладонщикова «С утром!». по «Англичанин 2 Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа. библиотекам 2 2 1 добры Постановка спектакля Литературная гостиная Виртуальные курсии экс- http://www.edu. ru/ Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Опре- Литературная гостиделение главной мысли ная стихотворения. Словарная работа. Развитие технической Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка стороны чтения. Второй год обучения (34 часа) Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Мини-концерт лиз содержания стихотворення. Анализ средств художественной выразительности: эпитеты, метафора. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Прогнозирование названия произведения Формирование Мини-концерт эмоциональной оценки стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие информационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. http://bomoonli ght.ru/azbuka 3-5 Удмуртская сказка «Березка-красавица» 3 6 Чтение по ролям «Берёзка— 1 красавица» 7-8 Китайская сказка «Жадный Ча» 9 Научнопознавательный «Дракон». 2 текст 1011 Чувашская сказка «Откуда взялась река» 2 12 Экскурсия в библиотеку 1 13 Постановка сказки «Откуда взялась река» 1 14 Занятие в компьютерном классе 1 Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Характеристика героев. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Логические упражнения. Словарная работа Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Взаимная оценка Формирование эмоциональной оценки сказки. Анализ сюжета. Составление плана и подготовка к пересказу. Анализ нравственного содержания сказки. Определение главной мысли. Творческое задание: придумать свой финал сказки. Составление вопросов к сказке Составление вопросов к научно- познавательному тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из сказки. Взаимная оценка Анализ сюжета сказки. Анализ нравственного содержания сказки. Составление плана и подготовка к пересказу. Словарная работа Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Инсценировка сказки. Взаимная оценка Поиск нужной информации в Интернет. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников) Творческая мастерская. Мини-спектакль. Творческая мастерская. Творческая мастер- http://www.edu. ская. ru/ Дискуссия Экскурсия Постановка спектакля http://www.edu. ru/ 15 Рассказ Н. Сладкова «Воздушный замок» 1 16 Научнопознавательный текст «Паук- серебрянка» Н. Сладков «Воздушный замок» 1 1819 Рассказ Н. Сладкова «Болтливые окуни» 2 20 Чтение по ролям рассказа Ни- 1 колая Сладкова «Болтливые окуни» 21 Рассказ В. Осеевой «Долг» 1 22 Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Долг» 1 23 Рассказ В. Осеевой «Картинки» 1 24 В. Осеева «Картинки» 17 Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ сюжета рассказа. Выявление и анализ средств художественной выразительности: описание, сравнение. Словарная работа Сопоставление художественного и научно- познавательного текстов. Словарная работа Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи.. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка Устный журнал. Научноhttp://www.tatar познавательная кон- ovo.ru/sound.ht ференция. ml Игра «Читаем цепочкой» Анализ сюжета рассказа. Анализ нравственного содержания Дискуссия рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее Игра «Читаем цечтение. Развитие интонационного строя речи. Сопровожда- почкой». ющее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка Анализ нравственного содержания рассказа. Составление вопросов к рассказу. Творческое задание: придумать свой финал рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа Развитие технической стороны чтения. Развитие интонационного строя речи. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка Анализ нравственного содержания рассказа. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа по ролям. Творческая мастерская. Дискуссия Устный журнал. Соревнование по произнесению скороговорок. http://www.edu. ru/ 2526 Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя» 2 27 Л. Каминского «Послушный Петя» 1 28 Стихотворение И. Бродского «История двойки» 1 29 И. Бродского «История двойки» 1 3032 Рассказ В. Голявкина «Вот что интересно!» 33 Подготовка к чтению по ролям отрывка рассказа В. Голявкина «Вот что интересно!» 34 Стихотворение 3. Письман «В 1 летние каникулы». Актуализация знаний об авторе. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание и сравнения. Анализ содержания. Работа над художественным приёмом (омофоны). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Чтение рассказа по ролям. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ нравственного содержания стихотворения. Формулирование главной мысли. Прогнозирование содержания произведения. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе. Анализ сюжета рассказа. Характеристика героев рассказа. Анализ нравственного содержания рассказа. Словарная работа. Определение главной мысли рассказа. Составление плана и подготовка к пересказу. Составление вопросов к рассказу. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям. Творческая мастерская. Игра «Читаем цепочкой». Мини-театр http://www.edu. ru/ Игра «Читаем цепочкой». Творческая мастер- http://stranamas ская. terov.ru/ Игра.«Соревнование по произнесению скороговорок. Читаем цепочкой». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Ана- Творческая мастерлиз содержания стихотворения. ская. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Составление своих сравнений. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Стихотворение А. Усачёва «1 сентября». 1 2—3 Стихотворение П. Синявского «Родная песенка». 2 1 4-7 Рассказ Л. Пантелеева «Главный инженер». 4 8-9 Чтение по ролям отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Главный инженер» 2 10- Тайская сказка 11 «Птица-болтунья». 12 Китайская сказка «Олени и пёс» 13- Научно15 познавательный текст «Скорость бега животных». 2 1 Третий год обучения (34 урока) Прогнозирование содержания произведения. Формирование Игра «Читаем цеэмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания почкой». стихотворения. Словарная работа. Полисемия слов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: свёрнутые сравнения (метафоры). Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли. Прогнозирование развития сюжета. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Подготовка к пересказу. Игры: «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». Анализ содержания сказки. Составление вопросов к сказке. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания сказки и мотивов её героев. Характеристика героев. Чтение научно-познавательного текста «Скорость бега животных». Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки. Взаимная оценка. Игра «Марш — пауза». Игры:«Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Игра «Читаем цепочкой». http://www.tata rovo.ru/sound.h tml Творческая мастерская. Игра «Марш пауза». — 16 Занятие в компьютерном классе 1 1719 Рассказ Н. Сладкова «Домики на ножках». 3 20 Экскурсия в библиотеку 1 21- Рассказ 23 Г. Скребицкого «Любитель песни» 2425 Научнопознавательный текст «Тюлень». Чтение по ролям отрывка из рассказа «Любитель песни» 2 26 Рассказ Л. Каминского «Падежи Юры Серёжкина» 1 2729 Учебный текст «Как 3 определить падеж имени существительного?». «Падежи Юры Серёжкина» Поиск нужной информации в Интернете. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников). Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия. Выявление средств художественной выразительности: сравнения. Работа со справочниками или Интернетом для поиска нужной информации. Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ использованных автором средств эмоционального воздействия и художественной выразительности: описания. Словарная работа. Озаглавливание частей рассказа. Составление плана рассказа. Восстановление последовательности событий Анализ содержания научно- познавательного текста. Формулирование оценки. Выявление, чего не хватает в научнопознавательном тексте. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Чтение по ролям отрывка. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Формирование эмоциональной оценки рассказа. Анализ содержания рассказа. Чтение учебного текста. Применение на практике знаний, полученных из учебного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Экскурсия Творческая мастер- http://stranamas ская. terov.ru/ Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». рассказа. Прогнозирование дальнейшего развития событий Инсценировка рассказа «Падежи Юры Серёжкина Игра «Кто дальше?».» 30 Рассказ Н. Носова «Заплатка» 1 3132 Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Носова «Заплатка» 2 3334 Стихотворение Е. Евсеевой «Каникулы». 2 1 Стихотворение Г. Ляховицкой «Осеннее чудо». 1 2 Стихотворение Г. Ладонщикова «Рисунок». 1 3 Занятие в компьютерном классе 1 Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа и подготовка к пересказу. Составление плана текста. Характеристика героев Развитие технической стороны чтения. Соревнование по Сопровождаюпроизнесению скороговорок. щее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Взаимная оценка. Выразительное чтение рассказа. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Сло- Соревнование варная работа. Создание новых слов по образцу. по произнесению скороговоРазвитие технической стороны чтения. рок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем Выразительное чтение стихотворения. цепочкой». Четвёртый год обучения (34 часа) Анализ содержания стихотворения. Словарная работа. Ана- Игра «Читаем це- http://schoolлиз средств художественной выразительности. Развитие тех- почкой». collecнической стороны чтения. tion.edu.ru/ Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка Поиск информации в Интернете. Сайты: www.slovari.ru, www.gramota.ru, www.academic.ru (словари и энциклопедии); www.ya-uznayu.ru, www.poznaiko.ru, www.potomy.ru (энциклопедии для школьников). Игры «Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем перевёрнутый текст». 4-5 Рассказ Е. Пермяка «Сказка о большом колоколе» 2 6 Экскурсия в библиотеку. 1 7 Чтение отрывка из «Сказки о 1 большом колоколе» 811 Рассказ Н. Богданова «Фюнфкиндер» 12 Чтение отрывка из рассказа «Фюнфкиндер» 13 «Воробей-весельчак». Калмыцкая сказка Характеристика героев сказки. Поиск в тексте главной мысли сказки. Словарная работа 1415 Научно-познавательный текст 2 «Воробей». Сравнение художественного и научно- познавательного тек- Игра стов. Развитие технической стороны чтения. «Марш — пауза». Сопровождающее чтение. Взаимная оценка 4 Актуализация знаний об авторе и его произведеннях. Анализ Этическая беседа содержания рассказа. Поиск в тексте необходимой информации. Анализ средств художественной выразительности: описание, метафора. Словарная работа. Работа со словарями и энциклопедиями. Поиск словарей и Библиотечный час энциклопедий в каталоге. Поиск нужной информации в словарях и энциклопедиях Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из «Сказки». Взаимная оценка Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Поиск в тексте необходимой информации.Подготовка к пересказу. Формирование и осмысление эмоциональной оценки поступков героев рассказа. Озаглавливание частей рассказа. Характеристика героев рассказа, наблюдение за изменениями в их характере и поведении на протяжении повествования. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка. Игры«Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Устный журнал Игры «Читаем цепочкой». Сопровождающее чтение. Творческая гостиная https://lecta.rosu chebnik.ru/ 1617 Рассказ Н. Носова «Когда мы смеёмся» 18 Выразительное чтение рассказа «Когда мы смеёмся» 19 Рассказ Н. Сладкова «Подводные ежи» 2 1 Научно-познавательный текст 2 «Ёрш». Выразительное чтение рассказа «Подводные ежи» 22- Стихотворение Тима 3 24 Собакина «Подводная песня». Научнопознавательные тексты «Акулы» и «Медузы» 25- Готовимся к 2 26 выразительному чтению стихотворения «Подводная песня» 2921 27- Рассказ А. 28 Саломатова день» 2 «Его последний Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Анализ содержания рассказа. Анализ средств художественной выразительности. Характеристика героев рассказа. Определение темы и главной мысли рассказа. Словарная работа. Критическое осмысление выводов сделанных автором. Составление плана текста и подготовка к его пересказу Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка. Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Формирование и осмысление эмоциональной оценки рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Словарная работа. Составление плана и подготовка к пересказу. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение рассказа. Взаимная оценка. Дискуссия Игра «Читаем одновременно». Прогнозирование содержания рассказа. Игры «Читаем цепочкой» и «Читаем одновременно». Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Сравнение стихотворения и научно- познавательных текстов. Поиск информации в энциклопедии или в Интернете о планктоне и медузах Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка Научнопознава- https://lecta.rosu тельная конферен- chebnik.ru/ ция Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Библиотечные часы Игра «Кто дальше?». https://uchi.ru 2930 2 Чтение по ролям отрывка из рассказа «Его последний день» 3132 Стихотворение В. Капустиной «Обиженный портфель». 3334 Стихотворение Н. Анишиной 2 «Чем пахнет лето». 2 Развитие технической стороны чтения. Соревнование по произнесению скороговорок. Взаимная оценка. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение по ролям отрывка из рассказа. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Анализ средств художественной выразительности: олицетворение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ содержания стихотворения. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Игра «Читаем цепочкой». Выразительное чтение стихотворения наизусть. Взаимная оценка. Игра «Читаем цепочкой». Игра «Читаем це- http://www.uch почкой». portal.ru/load/4 6 Соревнование произнесению роговорок. по ско- ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертификат Владелец Действителен 208044408491059958793522407239734469317027884107 Соболева Елена Григорьевна С 28.08.2024 по 28.08.2025