Оглавление: Пояснительная записка Основные принципы, цели и задачи программы Нормативно-правовая база Направления деятельности программы Содержание составляющих программы и тематическое планирование по направлениям 6. Ожидаемые результаты 7. Критерии эффективности 8. Организация мониторинга 1. 2. 3. 4. 5. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проблема профилактики в школе – одна из основных, так как молодые люди должны успешно строить отношения с окружающим миром, решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. Помогая юному человеку осознавать ответственность за сохранность своего здоровья, выбор собственного будущего, приобретать умения решать личные и социальные проблемы, педагог защищает его и готовит к будущей осознанно самостоятельной жизни. Основная идея программы - формирование толерантной, гармонично развитой, здоровой личности, стойкой к жизненным трудностям и проблемам со стойкой жизненной позицией, обученной правилам поведения в социуме, с развитыми коммуникативными навыками. Считаю, что профилактическая работа должна быть системной, продолжительной, комплексной и включать в себя разнообразные формы и методы работы. Именно поэтому и была разработана данная программа, которая сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает весь период обучения ребенка в школе. Она состоит из отдельных блоков различной направленности, которые при комплексном подходе способствуют осуществлению основной идеи программы. Координирует реализацию программы заместитель директора по воспитательной работе. Программа составлена на основе: 1. 2. 3. Всеобщей декларации прав человека Конвенции ООН о правах ребенка Конституции РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) Гражданского кодекса РФ Кодекса РФ об административных правонарушениях 4. 5. 6. 7. Уголовного кодекса РФ 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 09.11.2020) Федерального закона от 29. 12. 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с последующими изменениями Федерального закона от 24.07.1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 31.07.2020) 8. Федерального закона от 24.07.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 10. Семейного кодекса от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) 9. Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах» 11. Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 12. Федерального закона от 12.03.2014 № 177-ФЗ «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из данной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (ред. от 17.01.2019) 14. Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) «Об опеке и попечительстве» 13. Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 08.01.1998 N 3-ФЗ (последняя редакция) 15. Указа Президента РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 23.02.2018) "Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года" 16. Письма Министерства образования РФ от 28.02.2000 № 619 «О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» 17. 18. Письма Министерства образования РФ от 26.01.2000 № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» Письма Министерства образования РФ от 27.02.2012 № 06-356 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» 19. Письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.09.2004 № 01-130/07-01 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» 20. Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «О противодействии терроризму» 21. Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" от 25.07.2002 № 112-ФЗ (последняя редакция) 22. Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)" от 05.04.2013 № 50-ФЗ (последняя редакция) 23. Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 28.07.2012 № 139-ФЗ (последняя редакция) 24. Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 № 436-ФЗ (последняя редакция) 25. Указа Президента Российской Федерации № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» от 29.12.2020 26. Федерального закона №114 «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002г. и Указа Президента Российской Федерации № 683 «О Стратеги и национальной безопасности Российской Федерации» от 31.12.2015 г. (утверждённая Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, далее Стратегия) 28. Письма Министерства образования и науки Российской Федерации Методические рекомендации по вопросам, связанным с социализацией подростков, подвергшихся деструктивному психологическому воздействию сторонников религиозно экстремистской и террористической идеологии. 29. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся". 27. Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 30. Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996р; 31. 32. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 33. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ В работе по данной программе учитываются следующие компоненты: Образовательный компонент – знания о правовых обязательствах учащихся, о развитии различных зависимостей и созависимостей, об особенностях правильного безопасного поведения, также знания о грамотной контрацепции и развитии заболеваний, передающихся половым путем, усвоение понятий этнос, экстремизм, толерантная личность. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию девиантного, делинкветного и аддиктивного поведения. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации, овладении коммуникативных навыков. Принципы программы: Принцип системности – предполагает разработку и внедрение программы на основе анализа актуальной социальной обстановке в стране, округе, городе. Принцип стратегической ценности – определяет единую стратегию профилактической деятельности, обуславливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Принцип многоаспектности – предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности, личностно-центрированного, поведенческицентрированного, средо-центрированного аспектов. Личностно-центрированный аспект предполагает воздействие, направленное на позитивное развитие ресурсов личности. Поведенческий предполагает целенаправленное формирование у детей и взрослых прочных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения. Средо-центрированный аспект предполагает создание активное формирование систем социальной поддержки в рамках превентивного пространства. Принцип ситуационной адекватности профилактической деятельности – соответствие профилактический действий реальной социально-экономической, социально-психологической обстановке в стране, округе, городе. Принцип континуальности – предполагает обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности. Принцип солидарности – означает солидарное межведомственно взаимодействие. Активное сотрудничество со смежными структурами (администрацией города, органами социальной защиты, опеки и попечительства, ТКДНиЗП, ПДН ОМВД, участковым уполномоченным, ЦСПСиД, учреждениями культуры и спорта, ЦРБ). Принцип полимодальности и максимальной дифференциации – предполагает гибкое применение в профилактической деятельности различных подходов и методов, а не центрирование лишь на одном методе либо форме работы. Цели программы: 1. Создание в школе условий, которые не провоцируют отклоняющегося поведения, а расширяют безопасное для ребенка пространство, где ему хорошо и интересно; 2. Коррекция взаимоотношений в семье, формирование у родителей позиции доверия к школе; 3. Создание механизма работы программы по снижению уровня преступности среди учащихся. 4. Организация антитеррористической деятельности, противодействие возможным фактам проявления терроризма и экстремизма, формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. 5. Достижение сотрудничества между всеми участниками учебновоспитательного процесса. Задачи: 1. Оказать своевременную психолого – педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. 2. Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала. 3. Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы). 4. Привлечь в воспитательный процесс школы представителей общественности. 5. Противостоять вовлечению подростков в преступную деятельность. 6. Формировать у школьников установки на ведение здорового образа жизни и улучшение их духовно-нравственной культуры. 7. Провести воспитательную, пропагандистскую работу с детьми и работниками школы, направленную на предотвращение экстремистской и террористической деятельности, воспитание толерантности, культуры мира и межнационального согласия в школьной среде. 8. Использовать Интернет в воспитательных и профилактических целях, размещать на сайте школы информацию, направленную на формирование у молодёжи чувства патриотизма, гражданственности, а также этнокультурного характера. 9. Развивать систему организованного досуга и отдыха детей и подростков в свободное время, а также каникулярное и летнее время. 10. Повышать самосознание школьников через разнообразные формы работы. 11. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних. ФОРМЫ РАБОТЫ Лекции, беседы, диспуты, дискуссии, лекции с приглашением специалистов субъектов профилактики, экскурсии Ролевые, деловые, сюжетно-ролевые игры, диспут, дискуссия (с приглашением специалистов) Тренинги Устный сбор информации, тесты, анкеты Индивидуально-групповая работа НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Каждое направление программы представлено отдельной целевой подпрограммой: Профилактика употребления психоактивных веществ среди обучающихся, предупреждения употребления ими наркотических веществ, алкогольных напитков, табакокурения – подпрограмма «Твой выбор» Профилактика ВИЧ-инфекции - подпрограмма «Знать, чтобы ЖИТЬ!» Профилактика полового воспитания – подпрограмма «Краски жизни» Профилактика суицидального поведения – подпрограмма «Поверь в себя» Профилактика безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних обучающихся – подпрограмма «Личность» Профилактика экстремизма, гармонизации межэтнических, межкультурных отношений, толерантности «Идущие рядом» Координатор реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» - Соболева Елена Григорьевна, заместитель директора по воспитательной работе. ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ (ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ) «ТВОЙ ВЫБОР» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Пояснительная записка Можно констатировать тот факт, что все предпринимаемые попытки остановить рост детского алкоголизма, курения, наркомании до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин – крайнее упрощенное представление о профилактике. Традиционно усилия специалистов – медиков, юристов, политиков сосредоточены на воздействии внешних (по отношению к человеку) запретов, которые плохо защищают подростка. Изменившееся социально-экономическое положение в стране требует от ребенка, подростка быстрой адаптации к новым условиям существования. Современные школы столкнулись с новыми проблемами, захлестнувшее общество: подростковая преступность, наркомания, токсикомания. Эти проблемы носят общественный характер. Опыт доказывает, что в детско-подростковой среде необходимо сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению. Данное положение дел требует комплексной первичной профилактики употребления ПАВ, т.к. отсутствие целостной научно обоснованной системы профилактики аддиктивного поведения, в первую очередь среди учащихся, не позволяет оказывать адекватное противодействие этим негативным явлениям. Первичная профилактика потребления ПАВ должна быть направлена на предотвращение аддиктивного поведения подростков – потенциальных и реальных потребителей алкоголя, наркотических и токсических веществ. Родители, педагоги, медицинские работники и общественность должны стать наиболее активными субъектами профилактики отклоняющегося поведения и употребления ПАВ подростками. Многие родители, даже ответственно относящиеся к выполнению своих родительских обязанностей, не обладают достаточными знаниями о критериях здоровья, о причинах, признаках и последствиях употребления ПАВ, о способах своевременного выявления и предупреждения различных форм отклоняющегося поведения. С другой стороны, в образовательных учреждениях отмечается дефицит педагогических и медицинских кадров, способных квалифицированно организовать работу по профилактике употребления ПАВ среди обучающихся, а также их родителей. Сложившееся положение обуславливает необходимость реализации дополнительных мер, направленных на повышение уровня осведомленности родителей, педагогических работников и детей о ПАВ и мерах противодействия ее распространению, а также степени их участия в организации профилактической работы с детьми и молодежью. Успешная профилактика ПАВ связывается исследователями с наличием положительных социально-психологических навыков. Эти навыки обеспечивают умение отказываться от рискованных предложений, видеть положительные и отрицательные стороны явлений, взаимодействовать со сверстниками, дружить, выражать правильно свои чувства. Дети подражают поведению друг друга. Некоторые авторы считают, что наибольшее влияние на установки и поведение детей оказывают сверстники. Это влияние может быть позитивным и негативным, особенно в употреблении алкоголя и курении. Одна из задач программы – помощь детям и подросткам в построении позитивных взаимоотношений со сверстниками, обучение умения выбирать друзей. Многочисленные исследования дают основание полагать, что одной информации для изменения поведения недостаточно. Дети и подростки должны приобрести знания для того, чтобы самостоятельно критически мыслить и правильно строить поведение. Потребление ПАВ имеет негативные, социально-экономические, медицинские, психологические, семейные последствия, в конечном итоге оно снижает качество жизни как отдельного человека, так и популяции в целом. Современная школа, осуществляя социальную защиту, должна дать учащимся знания об их правах, о социальных гарантиях и социальных нормах. Отсюда и вытекает актуальность разработки Программы на современном этапе образования и воспитания школы. Цели и задачи программы Целью первичной профилактики является создание системы информационной работы с родителями, детьми и подростками по формированию необходимых жизненных навыков и здорового образа жизни. Задачи первичной профилактики употребления ПАВ: 1. Развитие социальной и личностной компетентности: - способствовать осознанию и усвоению детьми основных человеческих ценностей; - повысить самооценку детей; - сформировать установку «ведение здорового образа жизни». 2. Выработка навыков самозащиты: - формирование навыков сопротивления негативному влиянию сверстников, рекламы, поступающей через каналы СМИ; - информирование о психоэмоциональных, физиологических, соматических и социальных последствиях потребления ПАВ. 3. Предупреждение возникновения проблем общения и взаимоотношений: - обучить детей методам решения жизненных проблем и конфликтных ситуаций, навыкам эффективного общения, преодоления стресса и снятия напряжения без применения ПАВ; - сформировать навыки регуляции эмоций. Основные направления работы. 1. Информирование и просвещение обучающихся, их родителей. 2. Освоение знаний по проблеме профилактики ПАВ, интерактивных форм работы с участниками программы. 3. Введение знаний по профилактике ПАВ в содержание в ряд учебных предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии и др. 4. Проведение воспитательных мероприятий по профилактике ПАВ. Содержание программы. Профилактическая работа состоит из двух блоков. 1. Информационно-просветительский блок проводится в образовательном учреждении и включает в себя работу с детьми, подростками и их родителями или другими значимыми лицами. Работа проводится в рамках учебной деятельности в рамках изучаемых предметов: окружающего мира, литературы, физкультуры, истории, ОБЖ, химии, биологии, классных часов, на родительских собраниях. Возможно, в рамках развития социального партнерства привлечение медицинских работников, работников правоохранительных органов и др. заинтересованных людей. Распространение информационно-демонстрационного материала пропагандистского характера. 2. Практический блок включает в себя несколько этапов: Диагностический: Проведение мониторинга в школе. Основные методы работы на данном этапе: тестирование, анкетирование, интервью. Цель данного этапа – информационный контроль над динамикой процесса профилактики, а также выявление детей «группы риска». Проведение мероприятий, в которых поощряется любое творческое самовыражение детей, подростков, педагогов и родителей: - тренинги, практические семинары, - родительские собрания и конференции, - диспуты и дискуссии, - игровые занятия, - спортивные соревнования, - праздники здоровья, - выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, - проведение круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, - создание социальных проектов, - выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки, поделки, - использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий, - индивидуальные консультации среди детей и подростков, педагогов и родителей. Сотрудничество. Дети подвергаются множеству влияний со стороны общества, и не все эти влияния позитивны. Для того чтобы программа была эффективной, общество должно принимать и поддерживать их. Программа строится с таким расчетом, чтобы объединить семью, школу, общество в целом едином стремлении передать детям и подросткам навыки эффективных коммуникаций там, где они живут, учатся, работают. Любое отдельно взятое учреждение не в состоянии обеспечить полноценную профилактику употребления алкоголя, ПАВ и курения. Поэтому для проведения программы существенны объединенные усилия и привлечение в образовательное учреждение специалистов в области профилактики, органов внутренних дел и здравоохранения, представителей общественных организаций. Залогом успеха профилактической программы является участие родителей в ее осуществлении. Привлечение родителей к реализации программы осуществляется разными способами. Предоставление специальной литературы, организация семинаров и круглых столов, участие родителей в общественной жизни школы. Основные функции субъектов профилактической деятельности при организации работы по профилактике употребления ПАВ: Администрация: осуществляет контроль и координацию профилактической работы в образовательном учреждении в целом. Учителя-предметники и классные руководители: благодаря более тесному взаимодействию со школьным коллективом обладают возможностью наиболее комплексного подхода к решению проблемы (организация внеклассных мероприятий, работа с родителями, школьной службой медиации), обеспечивают организацию профилактической работы на уроке. Социальный педагог несет ответственность: • за привлечение к совместной деятельности различных заинтересованных организаций, установление с ними постоянных и действенных контактов; • систематическую работу с семьями школьника. Органы ученического самоуправления • создают общешкольное волонтерское движение, проводят социологические опросы, участвуют в мероприятиях по профилактике употребления ПАВ. Библиотечно-информационный центр: • обеспечивает информационно-методическую базу профилактической работы. Правоохранительные органы: • работают с детьми и родителями по вопросам правовой ответственности за употребление, хранение и распространение наркотических средств и психотропных веществ; • осуществляют юридическое консультирование; • обеспечивают взаимодействие школы с ТКДНиЗП; • организуют первичный профилактический учет детей и подростков, замеченных в приеме наркотиков. Программа представляет собой синтез четырех современных подходов к профилактике употребления ПАВ: 1. Подход, основанный на эмоциональном обучении. Повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом. 2. Подход, основанный на формирование навыков личностного поведения и межличностного общения. 3. Подход, основанный на роли социальных факторов. Формирование навыков устойчивости к социальному давлению, негативному воздействию средств массовой информации. 4. Подход, основанный на распространении информации о факторах влияния ПАВ на организм, поведение молодого человека. В работе по данной программе необходимо учитывать следующие компоненты: 1. Образовательный компонент – знание о действии химических веществ на организм человека, о механизмах развития заболевания зависимости, понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость. Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении ПАВ. 2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков “группы риска”. Цели: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, навыков принятия решений, умения противостоять давлению сверстников. 3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения. Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни. Направления реализации программы 1. Работа с педагогическими работниками: • информирование по проблемам ПАВ и профилактике употребления ПАВ; • индивидуальная работа, консультирование. 2. Работа с учащимися: • включение в работу по профилактике употребления ПАВ органов ученического самоуправления; • проведение внеурочных мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ (тренинги, классные часы, диспуты и дискуссии, игровые занятия, деловые и ролевые игры и т.д.); • спортивные соревнования, Дни здоровья, выпуск информационных листков и газет о здоровом образе жизни, плакатов, проведение круглых столов, посвященных проблеме здорового образа жизни, создание научно-исследовательских и социальных проектов, выставки творческого самовыражения: стихи, сочинения, рисунки; • использование аудиовизуальных материалов и наглядных пособий и т.д.); • тематические встречи и встречи со специалистами; • организация и проведение индивидуальной работы. 3. Работа с родителями: • участие в проведении и организации родительских собраний школы, работы органов ученического самоуправления; • информационно-консультативная работа; • привлечение к участию в тренингах. 4. Совместная работа с правоохранительными, медицинскими и другими заинтересованными органами по профилактике зависимости в подростковой среде: • ведение разъяснительно – просветительской работы с подростками и родителями; • проведение рейдов по выявлению каналов распространения и ПАВ; • организация занятий для подростков по профилактике употребления ПАВ. Этапы программы профилактики этапы I возраст 6-10 лет характеристика Формирование представления о здоровье, его значении, об основах здорового образа жизни; освоение навыков безопасного поведения (в том числе связанных с наркотизацией окружающих), развитие навыков самоконтроля. II 11–14 лет Выработка специальных навыков высокой самооценки себя как личности; необходимо заложить установку “не делай, как другие” по отношению к ПАВ; расширение знаний о негативном воздействии наркогенных веществ на организм (свойства, механизм действия, мифы о безопасности ПАВ) III 15–18 лет Освоение навыков отказа и навыков пошагового общения ситуациях наркогенного заражения, умения найти выход в конфликтной ситуации; “умей сказать – НЕТ!” в Основные требования к содержанию программы Линии Составляющие качества образования содержания ПредметноДеятельностноЦенностнообразования информационная информационная ориентированная Умения: Умения: Культурно- Знания: - познакомиться с -признавать собственные историческая -об опасных влияниях собственными потребности, окружения; «позитивными» и способности, достоинства, - о средствах, «негативными» Слабости и ограничения; вызывающих чувствами, чувствами -принимать удовольствие и других людей, ответственность за свое зависимость; допускать их и поведение, свое здоровье. -об их действии и серьезно к ним Осознанное отношение: последствиях их относиться; - к средствам, действия; -выражать чувства вызывающим - о различных здоровыми способами; удовольствие и формах зависимого -выражать и отстаивать зависимость; поведения, об их свое мнение; - к факторам, последствиях; -признавать способствующим и -о причинах собственные препятствующим зависимости, потребности, зависимости раннем способности, распознавании достоинства, слабости зависимостей и ограничения; -позволять себе меняться и общаться Умения: Умения: Социально- Знания: -правильно вести себя в -осознанно отказываться правовая - об опасных мотивах поведения трудной ситуации; от опасных предложений; человека, о -реализовать свое право - формировать внутренних голоса и активного здоровые ценности; ресурсах соучастия: здоровые отношения безопасности в жизни семьи; в жизни школы; в широком общественном жизненном пространстве Умение: Умения: Информа- Знания: - о способах - предвидеть опасность; -критически оценивать ционно безопасного - идентифицировать ее, рекламу любых средств методо- предотвратить по зависимости; логическа поведения; - о безопасных возможности или - укреплять самооценку и я способах уменьшить степень доверие к себе противостояния Экологическа я культур а Культур а здоровь я риска, - любых средств переживать конфликты, кризисы и справляться с ними; - справляться со стрессом; - критической рекламы зависимости Знания: Умения: - об опасных - адаптироваться в предметах и социальной веществах; среде так, чтобы: - критерии оценки -принимать окружающей среды ответственность за свое в различных ее будущее; аспектах с позиции - влиять на безопасной окружающий мир так, жизнедеятельности; чтобы: его голос был - основные услышан и поддержан; экологические -он поверил в себя, в законы; ценность своего - понимание места существования и и роли человека в действия; отношениях со - его самостоятельные средой обитания волевые усилия и его ответственность были позитивно приняты его ближайшим окружением в семье и школе Знания: Умения: - о составляющих - развивать тело и образ здоровья и мыслей в позитивном причинах направлении формирования зависимого поведения, - знать факторы здорового образа жизни Умения: - формировать ответственности: - за свое поведение, - за свое здоровье, - за свое будущее Умения: - самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение; - планировать будущее и осуществлять настоящее в соответствии со следующими принципами: - осознание ценности ЗОЖ; - выбор здоровой жизненной позиции; - умение строить здоровые отношения с другими людьми, принимая ответственность за свое здоровье, свое поведение План мероприятий, направленный на профилактику ПАВ № Мероприятие 1 Изучение нормативных документов по профилактике токсикомании, алкоголизма, табакокурения и употребления ПАВ: - администрацией школы; - классными руководителями; - обучающимися. Организация взаимодействия школы со следующими субъектами: - ПДН ОМВД; - ТКДНиЗП; - Прокуратура; - ЦСПСиД; - ЦРБ; - ЦСПС ГО Богданович. Всероссийский День трезвости: - классные часы; - акция «Трезво жить ЗДОРОВО!»; - спортивные соревнования. Международный День отказа от курения: - классные часы; - книжная выставка в библиотеке; - конкурс рисунков «Минздрав предупреждает», «Мы за ЗОЖ!» Работа с обучающимися начальной школы. Цикл классных часов: - «Здоровый образ жизни»; - «Что такое ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ?»; - «Что такое хорошо и что такое плохо». Работа с обучающимися средней школы. Выявление подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, ПАВ, табакокурения или вовлеченных в употребление. Цикл бесед и классных часов: - «Курение и здоровье»; - «Вещества, вызывающие зависимость»; - «Почему люди курят и употребляют алкоголь?»; - «Никотиновые леденцы»; - «Почему опасен СНЮС»; - «Я умею говорить: НЕТ!» 2 3 4 5 6 Сроки Классы Ответственные Сентябрь Январь 5-11 Зам.директора по ВР В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Сентябрь 1-11 Ноябрь 5-11 Зам.директора по ВР Классные руководители Учителя физ-ры Зам.директора по ВР Классные руководители В течение года 1-4 Классные руководители В течение года 5-8 Классные руководители Работа с обучающимися старших классов. Анкетирование. Выявление подростков, склонных к употреблению алкоголя, наркотиков, ПАВ, табакокурения или вовлеченных в употребление. Цикл классных часов: - «Курение – социальная проблема в обществе»; - «Почему опасен СНЮС»; - «Алкоголь и алкогольная зависимость»; - «Дорога в «никуда»; - «ПАВ и его влияние на организм подростка»; - «Свобода или зависимости? - «Никотиновые леденцы» Социально-психологическое тестирование обучающихся на ПАВ. В течение года 9-11 Классные руководители По плану УО 7-11 Зам.директора по ВР Встречи, беседы, лекции (для обучающихся и родителей): - с социальным работником ЦРБ; - инспектором ПДН ОМВД; - представителями ТКДНиЗП; - представителями прокуратуры; - специалистами МАУК «ЦСКС ГО Богданович»; - представителями ЦСПСиД; - представители субъектов профилактики 10 Профилактические и коррекционные беседы с обучающимися, склонными к употреблению алкоголя, табакокурения, токсикомании и употреблению ПАВ и их семьями. 11 Профилактические и коррекционные беседы с родителями обучающихся «группы риска». В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Классные руководители В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Классные руководители В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Классные руководители 7 8 9 Планируемый результат Программа включает в себя обучение эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений со сверстниками, укреплению связи с семьей и другими значимыми взрослыми, решению возникших проблем, критическому мышлению. Показателем эффективности программы является: - Повышение процента занятости детей, активно участвующих в общественной деятельности школы. - Увеличение процента самостоятельности детей в роли организатора собственной деятельности в активно-положительном использование досуга. - Повышение уровня воспитанности учащихся, социальной адаптации и предотвращение дезадаптации подростка. - Положительная мотивация на здоровый образ жизни. Программа позволит выявить подверженность обучающихся табакокурению, пивного алкоголизма, наркомании на ранней стадии, через комплекс социальных, образовательных, профилактических мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта. Педагогам совместно с родителями подростков создать в школе и городе атмосферу, способствующую снижению вероятности употребления ПАВ подростками. В рамках данной программы планируется получить следующий результат: - все участники проекта получают необходимые знания по профилактике бакокурения, алкоголизма, наркомании; - данный проект даст возможность обучающимся получить базовые знания в области самозащиты от наркотиков, ВИЧ-инфекции; - подростки смогут получить квалифицированную помощь и будут знать, куда обратиться за помощью. ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ «ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ!» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Пояснительная записка Проблема распространения вируса иммунодефицита человека (ВИЧ) среди подростков и молодежи в современной России не только остается чрезвычайно актуальной, но и с каждым годом все более обостряется. Сегодня общество переходит от декларативного признания необходимости профилактики ВИЧ/СПИДа к активным действиям. В эпидемический процесс ВИЧ-инфекции вовлечены все социальные и возрастные группы населения. Несмотря на выраженную тенденцию вовлечения в эпид.процесс ВИЧинфекции старших возрастных групп, наибольшая доля ВИЧ-инфицированных приходится на лица молодого возраста. Принимая во внимание международный опыт борьбы с эпидемией ВИЧ-инфекции и опыт, накопленный в России, можно констатировать, что превентивное обучение в области ВИЧ/СПИДа позволит не только уменьшить угрозу заражения, но и создать у подрастающего поколения установки на формирование навыков здорового образа жизни и ответственного поведения. Молодёжь – мощный ресурс деятельности в области профилактики. Придерживаться безопасного поведения и установок легче, если привыкать к ним заранее. Необходимость проведения информационно-просветительских мероприятий среди школьников не вызывает сомнения. Программа профилактики ВИЧ – инфекции в школе, формирование толерантного отношения к ВИЧ – положительным людям направлена на первичную профилактику ВИЧ/СПИДа среди подростков, формирование и развитие защитных факторов, препятствующих ВИЧ-инфицированию как биологическим (физиологическим), так и психологическим и социальным факторам. Поэтому ведущими принципами работы в данном направлении являются программы формирования здорового образа жизни детей и подростков, их жизненных навыков, в том числе коммуникативных, а также подготовка к сложным жизненным обстоятельствам. Особое значение для здоровых несовершеннолетних имеет информационно-образовательная, просветительская работа по половому воспитанию, а также информация о ВИЧ-инфекции и методах ее предупреждения. Образовательная среда имеет большой ресурс для прямого влияния на систему ценностей детей и подростков, что позволяет реализовывать профилактические программы различного уровня. Профилактическая работа может вестись как через предметное обучение, так и через организацию внеурочной деятельности обучающихся. Дети и подростки, находящиеся в образовательной среде, имеют еще не сформированную систему жизненных ценностей, которую можно пытаться изменить путем проведения профилактической работы и повышения мотивации к здоровому образу жизни. Направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа. Эксперты ВОЗ и отечественные ученые выделяют сегодня наиболее перспективные направления превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИДа: просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа; обучение ответственному поведению детей и молодежи; формирование условий, поддерживающих профилактическую деятельность. Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИД. Просвещение и информирование в области ВИЧ/СПИДа предполагают обеспечение предоставление всесторонней и точной информации: о механизме инфицирования, путях передачи ВИЧ инфекции, обстоятельствах, повышающих риск инфицирования (злоупотребление наркотическими средствами и др.), о мерах профилактики. Просветительная деятельность в школе должна опираться на определенные принципы информирования о ВИЧ, необходимость соблюдения которых доказана международным опытом и подтверждена специалистами Всемирной организации здравоохранении (ВОЗ) Основные принципы информирования о ВИЧ: достоверность информации; исключение манипулирования информацией (смешение достоверной и недостоверной информации или подача достоверной информации в контексте, позволяющем делать ложные выводы); нейтральность в подаче информации; осведомленное согласие на получение профилактической информации; взаимоуважение в процессе информирования; всестороннее представление проблемы (объективность и многоаспектность: рассмотрение физиологического, социального, демографического, правового, духовного, психологических аспектов); личностное отношение при информировании о путях предохранения от ВИЧинфекции; адекватность целевой группе (социокультурная и когнитивная информации); создание экзистенциальной перспективы (альтернативность, иерархичность ступенчатой информации, расстановка ударений, побуждение к более полному восприятию жизни, с ценностями, смыслом, дальнейшей жизненной перспективой); сочувственное отношение к ВИЧ-инфицированным. Информирование детей и молодежи в области ВИЧ/СПИДа осуществляют не только специалисты образовательных учреждений, но и родители. Следовательно, необходимо просвещение родителей и лиц, заменяющих их. Обучение ответственному поведению несовершеннолетних и молодежи. Реализация этого направления профилактической работы возможна только в рамках превентивного обучения с формированием мотивации на здоровый образ жизни, изменение проблемного и рискованного поведения, повышение социальной, компетентности на основе профилактических образовательных программ. межличностной Цель: повышение информированности учащихся; предотвращение распространения ВИЧ-инфекции среди учащихся. Задачи: обеспечение обучающихся достоверной информацией в доступной форме; формирование навыков общения и принятия решений в различных ситуациях; формирование мотивации к сохранению здоровья, в том числе безопасного и ответственного поведения; воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ- инфицированным людям. В рамках обучения ответственному поведению может быть также реализовано мотивационное консультирование, направленное на формирование и поддержание готовности к изменению проблемного поведения в сторону здорового. Формирование условий, поддерживающих деятельность по превентивному обучению. В рамках данного направления эффективными методами превентивного обучения могут быть: семейное консультирование, направленное на улучшение семейных взаимоотношений Нормальные семейные взаимоотношения, поддержка семьи являются необходимым условием для полноценного развития личности ребенка, подростка и молодого человека, способствуют формированию привычки заботливого отношения к себе, своему здоровью, навыков ответственного и безопасного поведения. Кроме того, поддержка семьи необходима для изменения проблемного поведения, а также в случае сопереживания кризисной ситуации, связанной с инфицированием ВИЧ. обучение родителей основам полового воспитания детей Работа по половому воспитанию через родителей несовершеннолетних позволит предоставить детям и подросткам объективную информацию и сформировать навыки безопасного сексуального поведения, соблюдая при этом право семьи на выбор формы и содержания семейного воспитания. привлечение к работе людей, способных влиять на детей и молодежь Родители, члены семей, учителя, сверстники оказывают большое влияние на поведение детей, подростков и молодежи. Когда авторитетные для молодого человека люди своими действиями подают позитивный пример для подражания, обеспечивают безопасное окружение, доверительные отношения и возможность для самовыражения, у него формируется положительное восприятие инициатив по формированию безопасного поведения. Необходимое условие эффективной профилактической деятельности - ориентация не только на обучающегося, но и на его семью, само образовательное учреждение (включая работу со специалистами и создание определенной профилактической среды в ОУ), а также на то значимое окружение, которое имеется у учащегося за пределами образовательных учреждений в сфере досуга. Иными словами, согласно современному подходу к профилактике социально значимых болезней и девиаций в образовательной среде основными объектами профилактического воздействия являются: обучающиеся; семьи обучающихся; сотрудники школы социальное окружение обучающихся в сфере досуга. Тематическое планирование программы № п/п Мероприятие Сроки проведения В течение года 1 Оформление школьного стенда «Мы за здоровый образ жизни». В течение года 2 Оформление Уголков здоровья в классных уголках. 3 Проведение классных часов на тему: «Скажем: НЕТ! наркотикам» «Наркотики: путь в никуда!» «Азбука здоровья» «Вся правда о курительных смесях» «ВИЧ и СПИД» «Жить здорово!» 4 Участие во Всероссийской антинаркотической акции «За здоровье и безопасность наших детей». Класс Ответственные Зам.директора по ВР 1-11 Классные руководители 8-11 В течение года Классные руководители В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Классные руководители По плану работы ОУ 1-11 Октябрь Апрель 1-11 01.12 8-11 Октябрь март 9-11 8 Акция «Сообщи, где торгуют смертью» . 9 Проведение ОПМ «Твой выбор». Апрель 7-11 Ившин Е.О., учитель физкультуры Зам.директора по ВР Классные руководители Зам.директора по ВР Зам.директора по ВР Классные руководители Зам.директора 5 Проведение Дней здоровья и спорта. 6 Проведение Единого дня профилактики. 7 Акция «СТОПВИЧСПИД». 10 11 12 13 14 15 Проведение социальнопсихологического тестирование обучающихся на ПАВ. Диспут «ВИЧ: знать, чтобы жить». Проведение мероприятий в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом (1-е декабря) и Международного дня памяти жертв СПИДа (3-е воскресенье мая). Проведение мероприятий по нравственному воспитанию подростков с целью формирования социально безопасной модели поведения (согласно плану воспитательной работы школы). Выступление перед родителями специалистов организаций и учреждений, занимающихся профилактикой алкоголизма, курения, наркомании и ВИЧ/СПИД. Размещение информации для родителей по проблеме ВИЧ/СПИД на сайте ОУ b3.uralschool.ru. По плану УО 7-11 по ВР Классные руководители Зам.директора по ВР 9-11 Зам.директора по ВР Классные руководители Декабрь Май 8-11 Зам.директора по ВР Классные руководители В течение года 1-11 Зам.директора по ВР Классные руководители Декабрь В течение года Зам.директора по ВР Субъекты профилактики В течение года Панова И.В. Ожидаемые результаты: высокий уровень информированности, проявляющийся в знании механизмов распространения ВИЧ-инфекции, способов профилактики заражения, устойчивая личностная позиция участников образовательного процесса в вопросах морально-нравственных ценностей, высокий уровень ответственности у обучающихся за своё здоровье. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ РАННЕГО МАТЕРИНСТВА И ПОЛОВОГО ВОСПИТАНИЯ «КРАСКИ ЖИЗНИ» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Пояснительная записка Целостность натуры человека, его гармоническое развитие характеризуется единством многообразных личностных качеств. В этом органическом единстве стержневыми являются моральные качества, определяющие социально-нравственную основу личности и обусловливающие возможность человека применять в интересах общества свои способности. Воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных качеств, норм морали всегда остаётся в центре внимания нашей общественности, Значительную роль в гармоничном развитии подрастающего поколения играет половое воспитание – это трудная и чрезвычайно деликатная проблема, она требует кропотливой систематической работы. В наши дни сексуальная зрелость наступает на 2 – 3 года раньше, а вот эмоциональное созревание замедляется. Чтобы помочь юношам и девушкам сформировать правильные семейно-брачные отношения и сексуальные ориентации, необходимо единение семьи, школы, медицинских работников. Настоящая программа «Краски жизни» является руководством для педагогического коллектива, родителей в организации работы по половому воспитанию подрастающего поколения, формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, воспитания чувства личной ответственности за свои поступки и дела. Цель и задачи программы Цель: создать условия для привития учащимся определенных гигиенических знаний и навыков, связанных с полом, воспитать не только сознание высокого предназначения человека, но и его ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения. Задачи программы: 1. Пропагандировать здоровый образ жизни среди учащихся; 2. Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его; 3. Разработать систему взаимодействия педагогического коллектива с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье. Принципы и подходы В основу программы положены принципы: непрерывность; системность; преемственность; своевременность; доступность; последовательность. Для работы в данном направлении были выбраны следующие подходы: 1. Информационный подход Информирование подростков об изменениях в период полового созревания, репродуктивных функциях организма, заболеваниях, передающихся половым путем и мерах их профилактики. 2. Подход, основанный на ведущей роли семьи в половом воспитании Целью семейного воспитания является создание представлений у подростков о сущности взаимоотношений полов и воспитания норм поведения в половой жизни на примере собственной семьи, взаимоотношений родителей. Кроме того, существует необходимость совершенствования воспитательного процесса в семье, создания благоприятного нравственного климата. Работа по половому воспитанию включает в себя следующие компоненты: Образовательный компонент – знания о правилах личной гигиены, заболеваниях, передающихся половым путем и методами их профилактики. Цель – научить подростка с нарушением познавательной сферы понимать и осознавать ответственность за собственное половое поведение. Психологический компонент – коррекция отдельных психических функций, особенностей подростка, являющихся факторами риска отклонений в сексуальном поведении. Цель – психологическая поддержка подростка с нарушением познавательной сферы, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, определять и нести ответственность за себя, свои действия, умение обратиться в случае необходимости за помощью. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации подростка, овладение коммуникативными, социально-адаптивными навыками. Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни. Медико-биологический – ознакомление с основами правил личной гигиены, понятиями «здоровье», «пол», «физиологические закономерности» и т.д. Цель – формирование потребности здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье. Содержание программы Программа состоит из трех направлений деятельности: 1. Работа с педагогическим коллективом. 2. Работа с родителями. 3. Работа с обучающимися. В реализации программы принимают участие педагоги, обучающиеся и их родители. Тематическое планирование программы № 1 2 3 4 Вид деятельности Объект деятельност и Классные руководители Заседание ШМО классных руководителей «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» «Методические рекомендации по организации работы по половому воспитанию учащихся» Классные родительские 5-11 собрания классы Беседа «Заболевания, передающиеся половым путем, особенности протекания, способы избегания» Всемирный День борьбы со СПИДом 6 Беседа «Ранние половые связи и их последствия» Всемирный День семьи. Октябрь Ответствен ный Заместитель директора по ВР 9-10 класс По Классные плану руководители классн. руководителей Декабрь Специалист 8-11 классы Декабрь Девушки 9-11 классов 1-11 классы Май «Час вопросов и ответов» 5 Сроки проведения Воспитательные мероприятия в рамках плана работы. 7 Тематические классные часы 1-11 классы 8 Индивидуальные беседы, 1-11 классы Заместитель директора по ВР Классные руководители Март – апрель Специалист Заместитель директора по ВР Классные руководители в течение года Классные руководители в течение года Педагог- консультации по запросу 9 Родительские собрания 1-11 классы 10 Посещение социальнонеблагополучных семей «группа риска» 11 Контроль эмоционального состояния учащихся 1-11 классы 12 Внеклассные мероприятия совместно с родителями (День матери, 23 февраля, 8 марта) 1-11 классы психолог в течение года Классные руководители в течение года Заместитель директора по ВР Классные руководители в течение года ПедагогПсихолог Классные руководители в течение года Классные руководители Ожидаемые результаты: проведение систематической работы по половому воспитанию, предусмотренной программой, наряду с другими профилактическими мероприятиями будет способствовать повышению уровня половой культуры учащихся, ориентации на здоровый образ жизни. А значит, снижению числа отклонений сексуального характера, профилактике заболеваний, передающихся половым путем, формированию доступных знаний по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ «ПОВЕРЬ В СЕБЯ» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Цель и задачи программы Цель: создание благоприятных условий для развития личности учащихся, их раскрепощения, осознания самоценности и ценности человеческой жизни вообще, обучение конструктивным коммуникативным навыкам. Задачи: Обучить учащихся самопринятию. Повысить самооценку школьников. Привлечь к участию в общественных организациях, кружках, спортивных секциях. Повышать самоценность человеческой жизни и уверенность в собственных силах. Содержание основных понятий Покушение на самоубийство – это однородная деятельность закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам. человека, не Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления. Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации. Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам). Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально – психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата. Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации. Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение. Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство. Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними. Тематическое планирование программы № Мероприятие Сроки Класс Организационно - методическая работа Учет и выявление обучающихся в течение года 1-11 «группы риска». Индивидуальные и профилактические в течение года 1-11 беседы с обучающимися Ответственный Сбор информации о детях и семьях, состоящих на разных формах учета, формирования банка данных. Организация диагностической и коррекционной работы по профилактике суицидов. Изучение нормативно - правовой базы, повышение профессиональной компетенции. сентябрь в течение года 1-11 Классные руководители Педагог-психолог Классные руководители Зам.директора по ВР по плану 5-11 Педагог-психолог 6 Оформление отчетной документации. в течение года 7 Незамедлительное сообщение в ПДН в течение года ОМВД, ТКДН и ЗП, Управление образования о фактах насилия над ребенком со стороны родителей или других взрослых лиц. Работа с педагогическим коллективом Изучения нормативной базы: в течение года 1-11 - Уголовный кодекс РФ ст.117 «Истязание» ст.110 «Доведение до самоубийства» ст.131-134 о преступлениях сексуального характера - Административный кодекс РФ ст.164 «О правах и обязанностях 1 2 3 4 5 1 в течение года Зам.директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Зам.директора по ВР Педагог-психолог Зам.директора по ВР Зам.директора по ВР 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 родителей» - Конвенция ООН о правах ребенка ст.6, 8, 16, 27, 28, 29, 30 нормативные документы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, о защите их прав и т.п. Просвещение педагогического ноябрь коллектива по следующим темам: январь - «Психологические особенности март подростков». - «Подростковый суицид: мифы и реальность». - «Профилактика школьных конфликтов». Индивидуальные консультации по запросу педагогов. Посещение обучающихся по месту в течение года жительства с целью привлечения родителей, опекунов к более конструктивному и внимательному воспитанию своих детей. Проведение методического ноябрь объединения для классных руководителей "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды". Работа с обучающимися Выявление несовершеннолетних, в течение года находящихся в социально опасном положении, проживающих в неблагополучных семьях. Индивидуальная работа с в течение года обучающимися, имеющими высокий уровень склонности к депрессии. Индивидуальная работа с в течение года дезадаптированными обучающимися. Индивидуальная работа с в течение года обучающимися, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Привлечение обучающихся «группы в течение года риска» в соответствии с их интересами и способностями к внеурочной деятельности и мероприятиям школы (кружки, секции, спортивные мероприятия, акции и т.д.). Регулирование взаимоотношений и в течение года конфликтных ситуаций среди обучающихся в общеобразовательном учреждении (Школа медиации). Проведение мероприятий, посвященных ноябрь Дню толерантности. 5-11 Педагог-психолог 1-11 Педагог-психолог 1-11 Зам.директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители 1-11 Зам.директора по ВР Педагог-психолог 1-11 Классные руководители, Зам. директора по ВР 1-11 Классные руководители, Педагог-психолог Классные руководители, Зам. директора по ВР Педагог-психолог Зам. директора по ВР, инспектор ПДН, классные руководители Классные руководители, Зам. директора по ВР 1-11 1-11 1-11 1-11 1-11 Администрация ОУ, члены Службы медиации, классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители 8 9 10 11 12 13 14 15 1 2 3 4 5 Организация и проведение классных в течение года 5-11 Классные часов, формирующих у обучающихся руководители такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «цели и смысл жизни». Беседы по информационной в течение года 5-11 Классные безопасности в сети Интернет. руководители Мониторинг аккаунтов несовершеннолетних в социальных сетях. Профориентационная работа с в течение года 8-11 Кононенко В.В. несовершеннолетними: «Я успешен», «Мое будущее». Классные часы «Профилактика апрель 9,11 Классные деструктивного стресса во время руководители подготовки и сдачи экзаменов». Оформление информационного стенда март Зам. директора по УР на тему: «Экзамены. Как снизить стресс». Проведение консультативной помощи апрель-май 9,11 Администрация ОУ обучающимся во время подготовки и Классные проведения ОГЭ, ЕГЭ. руководители Мероприятия, направленные на май 1-11 Классные просвещение обучающихся о работе руководители службы телефона доверия: Зам. директора по ВР Оформление информационного стенда на тему: «17 мая - Международный день Детского телефона доверия» - Классные часы «Телефон доверия» Распространение информации о работе в течение года Зам. директора по ВР Службы общероссийского телефона доверия. Оформление всех учебных кабинетов информационными листовками службы телефона доверия. Оформление информационного стенда на тему: "Телефоны доверия". Работа с законными представителями (опекунами) Выявление семей, в которых в течение года 1-11 Классные практикуется жестокое обращение с руководители, детьми. Зам. директора по ВР Индивидуальная работа с семьями, в течение года 1-11 Зам. директора по ВР, попавшими в трудную жизненную инспектор ПДН, ситуацию. классные руководители Индивидуальная работа с родителями в течение года 5-11 Зам. директора по ВР, обучающихся, имеющих высокий Классные уровень склонности к депрессии, руководители признаки суицидального поведения. Педагог-психолог Размещение на сайте школы октябрь Панова И.В. http://b3.uralschool.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Признаки депрессии у младшего школьного возраста», «Признаки депрессии у подростков». Размещение на сайте школы сентябрь Панова И.В. 6 7 8 1 2 http://b3.uralschool.ru в разделе «Для вас, родители!» информации для родителей: «Телефоны доверия для детей и родителей». Просвещение родителей (законных в течение года 5-11 Классные представителей) по вопросам руководители профилактики суицидального Педагог-психолог поведения несовершеннолетних (родительские собрание, индивидуальные консультации). Проведение консультативной помощи март-май 9,11 Администрация ОУ, родителям во время подготовки и Классные проведения ОГЭ, ЕГЭ. руководители Организация досуга обучающихся на в течение года 1-11 Классные каникулах, занятий во внеурочное руководители время. Взаимодействие с ТКДНиЗП, структурами, ведомствами Незамедлительное информирование в течение года Зам. директора по ВР комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных случаях дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения с несовершеннолетними. Проведение мероприятий совместно с в течение года Зам. директора по ВР заинтересованными структурами и ведомствами, отвечающими за воспитание, образование и здоровье детей и подростков, формирование ответственной и сознательной личности. Ожидаемые результаты: отсутствие случаев суицидальных попыток и завершенных суицидов, повышение самоценности человеческой жизни, снижение случаев суицидальных замыслов. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ, ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ЛИЧНОСТЬ» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Цель и задачи программы Цель: - предупреждение правонарушений, девиантного поведения обучающихся воспитанников; - активизация деятельности по взаимодействию служб и ведомств системы профилактики. Задачи: - создание благоприятного микроклимата для воспитанников школы; - всестороннее развитие способностей, творческой и социальной активности воспитанников; - воспитание духовно-нравственных ценностей обучающихся; - психолого-педагогическая работа по предупреждению правонарушений; - коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы в поведении. Тематическое планирование программы № 1 2 3 4 5 6 Мероприятия Планирование работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних на 2023-2024 учебный год. Работа Совета по профилактике правонарушений среди обучающихся. Сроки Организационная работа Сентябрь Ежемесячно (согласно плану) Выявление подростков, находящихся в В течение учебного трудной жизненной ситуации, склонных года к употреблению алкоголя и наркотиков, членов неформальных молодежных организаций. Составление банка данных на детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласование списков Ежеквартально в обучающихся, состоящих на течение года внутришкольном учете, на учете в ПДН ОМВД, ТКДНиЗП, опекаемых и многодетных. Ведение документации на Сентябрь обучающихся, состоящих на Январь внутришкольном учете, на учете в ПДН ОМВД, ТКДНиЗП, опекаемых и многодетных. Индивидуальное социальноВ течение учебного Ответственные за исполнение Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Зам. директора по 7 педагогическое сопровождение детей «группы риска», состоящих на различных видах учета. Учет детей, систематически пропускающих занятия без уважительной причины. года Постоянно Привлечение несовершеннолетних к участию в школьных, муниципальных мероприятиях. 9 Организация дополнительного образования обучающихся, состоящих на ВШУ (спортивные секции, кружки, творческие объединения и др.). 10 Профориентационная работа (тестирование, беседы, сотрудничество с Центром занятости, встречи с представителями различных учебных учреждений). 11 Проведение профилактических мероприятий совместно с субъектами профилактики. В течение учебного года 12 Посещение семей совместно с субъектами профилактики. В течение учебного года 8 ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Сентябрь в течение учебного года Зам. директора по ВР В течение учебного года Кононенко В.В. В течение учебного года Зам. директора по ВР Субъекты профилактики Зам. директора по ВР ОМВД Зам. директора по ВР 13 Предоставление информации в В течение учебного ТКДНиЗП об исполнении года индивидуальной программы реабилитации и адаптации несовершеннолетнего и (или) семьи, находящихся в социально опасном положении. 14 Работа с семьями, воспитывающими В течение учебного Зам. директора по ВР опекаемых детей: года контроль организации бесплатного горячего питания; организация каникулярного отдыха. Мероприятия с обучающимися и законными представителями (опекунами) 1 Ведение банка данных семей и детей, В течение учебного Зам. директора по ВР находящихся в социально-опасном года положении, состоящих на различных видах профилактического учета. 2 Организация индивидуальной В течение учебного Зам. директора по профилактической работы с года ВР несовершеннолетними, находящимися Педагог-психолог в социально опасном положении, Классные состоящих на различных видах учета и руководители семьями. Организация своевременного В течение учебного (оперативного) информирования о года случаях детского неблагополучия, в том числе сопряженного с неблагоприятными условиями проживания (воспитания) в семье (исполнение статьи 9 Федерального закона от 24.06.1999 №120- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Организация работы по вовлечению В течение учебного несовершеннолетних, находящихся на года профилактических учетах в продуктивную социально-значимую деятельность, в систему дополнительного образования, общественные объединения. Организация деятельности школьной В течение учебного Службы медиации года Зам. директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители 6 Проведение заседаний Совета по профилактике правонарушений среди обучающихся. Зам. директора по ВР 7 Проведение мероприятий по В течение учебного профилактике безнадзорности и года правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми и вовлечению несовершеннолетних в противоправную деятельность, в том числе с привлечением специалистов учреждений профилактики: - Беседа- игра «Чтобы не случилось беды» (1-2 кл.) - Беседа- игра «Что такое хорошо, что такое плохо» (1-2 кл.); - Классный час с элементами дискуссии «Нет преступления без наказания» (3-4 кл.); - Беседа «Мы в ответе за свои поступки (3-4 кл.); - Час общения «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (5-6 кл.); -Час общения «Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм» (5-6 кл.); -Разъяснительная беседа «Как не стать жертвой преступления» (5-6 кл.); -Классный час «Подросток и закон» 3 4 5 В течение учебного года Советник директора Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Педагог-психолог Зам. директора по ВР Классные руководители Субъекты профилактики 8 (7-8 кл.); - Классный час «Разрешение конфликтов без насилия» (7-8 кл.); - Разъяснительная беседа «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок» (911 кл.); Разъяснительная беседа «Преступление и наказание» (9-11 кл.); - Разъяснительная беседа «Проступок. Правонарушение. Преступление» (911кл.). Организация мероприятий, В течение учебного направленных на правовое года просвещение несовершеннолетних, родителей, специалистов, работающих с несовершеннолетними: «Ребенок и закон» (1-4 кл.); «Права и обязанности несовершеннолетних» (5-8); «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних» (9-11). Проведение профилактических бесед о правилах поведения в каникулярное время на тему: «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления» с состоящими на различных видах учета Родительские собрания: «Об обеспечении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних»: -нормы действующего законодательства по вопросам, связанным с наказанием за противоправные действия в отношении несовершеннолетних; -о необходимости принятия мер для устранения условий, способствующих совершению преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних; -о неприятии насилия в отношении женщин и детей, неравнодушного отношения к фактам семейного насилия; -контроль за времяпровождением несовершеннолетних в целях исключения допущения возможного нахождения детей в ситуации, представляющей опасность их жизни Зам. директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Субъекты профилактики 9 и здоровью; -о необходимости осуществления контроля за времяпровождением детей, исключения доступа несовершеннолетних к страницам Интернет-ресурсов, представляющим угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних; -о необходимости сопровождения несовершеннолетних законными представителями в тёмное время суток; - о недопущении случаев нахождения несовершеннолетних длительное время без присмотра; - о необходимости организации занятости детей во внеурочное время; -о необходимости предупреждения употребления подростками наркотических веществ, алкогольных напитков; -о негативных тенденциях в подростковой среде. О недопущении пропусков занятий без уважительной причины и о своевременном информировании классного руководителя о пропуске занятий; -о необходимости незамедлительного обращения в ОМВД с заявлением о розыске детей в случае их безвестного исчезновения; - о форме токсикомании «сниффинг»; - формы занятости во внеурочное время; - профилактика правонарушений, преступлений несовершеннолетними и в отношении их. Жестокое обращение с детьми, защита прав и законных интересов несовершеннолетних; -о недопущении распространения в социальных сетях ложных сообщений о совершении (возможном совершении) террористических актов. Информирование родителей по В течение учебного выявлению детей с суицидальным года поведением, в том числе с привлечением специалистов учреждений профилактики: - «Психологические особенности подростков»; - «Профилактика семейного неблагополучия и суицидального поведения детей и подростков»; - «Как защитить своего ребенка»; - «Как не попасть в беду»; Зам. директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Субъекты профилактики - «Предотвращение суицидальных попыток». 10 Проведение мероприятий по В течение учебного профилактике семейного насилия, года укреплению семейных ценностей, духовно-нравственному развитию детей, а также разъяснению норм действующего законодательства по вопросам, связанным с наказанием за действия по отношению к несовершеннолетним: - Выпуск тематических буклетов для родителей: «Воспитание без наказания», «Психология общения» - Буклет для детей по профилактике жестокого обращения «Как избежать насилия»; - «Там, где мне хорошо» (1-2 кл.); - «Мой дом – моя крепость» (3-4 кл.); - «Нормы и правила поведения в семье» (5-7 кл.); - «Жестокость и насилие: как им противостоять?» (9 кл.); - «Отцы и дети» (8, 10 кл.); - индивидуальные консультации и беседы с родителями и обучающимися. 11 Информирование родителей В течение учебного (законных представителей) о года необходимости осуществления контроля за времяпровождением детей и подростков в свободное от учебы время, в том числе о безопасном использовании несовершеннолетними сети Интернет. 12 Проведение Ноябрь «Дня правовой помощи детям». 13 Просвещение законных представителей и обучающихся по нравственно-половому воспитанию несовершеннолетних, пропаганде здорового образа жизни, профилактике употребления алкогольной и спиртсодержащей продукции, наркотических средств: - Разработка, распространение, размещение на сайте ОУ информационных материалов по профилактике употребления наркотических средств и В течение учебного года Зам. директора по ВР Педагог-психолог Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Субъекты профилактики Зам. директора по ВР Классные руководители психоактивных веществ среди несовершеннолетних (буклеты, памятки и т.д.) и родителей (законных представителей) несовершеннолетних. 14 Проведение мероприятий, В течение учебного посвященных Международному дню года детского «Телефона доверия»: - Показ и обсуждение видеороликов. - Информирование несовершеннолетних и родителей (законных представителей) о работе «Детского телефона доверия» и прямых телефонных линий по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. - Размещение информации о службах, оказывающих специализированную помощь в случаях насилия и жестокого обращения, с указанием адреса и телефона служб. 15 Проведение межведомственной Май-сентябрь операции «Подросток» совместно с субъектами системы профилактики. 16 Организация отдыха, оздоровления детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, из семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации, а также несовершеннолетних, состоящих на профилактических учётах. Октябрь Декабрь Март Июнь-август 17 Организация временного В течение трудоустройства несовершеннолетних учебного в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учёбы время, в том числе признанных находящихся в социально опасном положении, состоящих на профилактических учётах. Мероприятия для педагогов 1 Организация проведения заседаний, В течение совещаний по вопросам профилактики учебного правонарушений, антиобщественных действий среди несовершеннолетних, предупреждения социального сиротства и жестокого обращения с детьми. 2 Организация прохождения курсов В течение повышения квалификации, участия в учебного семинарах по вопросам профилактики правонарушений, безнадзорности несовершеннолетних Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Классные руководители Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР Классные руководители План работы с обучающимися, состоящими на внутришкольном учете, на персонифицированном учете в ТКДНиЗП № 1 Направление деятельности Выявление среди принятых в школу обучающихся детей из социально опасных семей и состоящих на учете в ПДН ОМВД, ТКДНиЗП. Сверка списков. Обследование жилищно-бытовых условий детей из социально-опасных семей, составление характеристик этих семей. Сроки Сентябрь-октябрь Ответственный Зам.директора по ВР Классные руководители Октябрь (и по мере необходимости). Зам.директора по ВР Классные руководители 3 Привлечение различных структур для разрешения проблем семьи. Зам.директора по ВР 4 Индивидуальные собеседования с учащимися, семьями, одноклассниками, учителямипредметниками. Работа классных руководителей по изучению личностных особенностей обучающихся и выявлению причин: - неадекватного поведения, - дезадаптации, конфликтности, слабой успеваемости и неуспеваемости. Изучение семейных взаимоотношений, социального окружения учащихся. Посещение уроков с целью выявления и решения возникающих проблем (контроль за посещаемостью и успеваемостью). По необходимости в течении учебного года. По необходимости В течение учебного года Зам.директора по ВР Классные руководители По необходимости Зам.директора по ВР 2 5 6 7 8 9 10 11 12 Педагог-психолог Инспектор ПДН Вовлечение в кружки, секции, общественные Сентябрь - октябрь объединения. Занятия по адаптации, коррекции поведения По запросу с обучающимися, нуждающимися в этом. Организация каникулярного времени, в Май том числе летнего отдыха, обучающихся. Трудоустройство в летний период. Классные руководители Педагог-психолог Привлечение инспекторов ПДН ОМВД, ТКДНиЗП к решению проблем. Направление материала в ТКДНиЗП. При необходимости. Зам.директора по ВР При необходимости Зам.директора по ВР Рассмотрение персональных дел на заседаниях Совета по профилактике. По плану работы Зам.директора по ВР Зам.директора по ВР Классные руководители Ожидаемые результаты: снижение уровня совершения обучающимися правонарушений и преступлений, умение определить свою социальную позицию, реализовать свой личностный потенциал; надлежащее исполнение законными представителями своих родительских обязанностей. ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА, ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ, МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ «ИДУЩИЕ РЯДОМ» Данная программа является подпрограммой в рамках реализации комплексной программы профилактической работы в школе «Безопасная образовательная среда» Цель и задачи программы Цель: профилактика экстремизма среди обучающихся школы; формирование толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека. Задачи: воспитание у учащихся стойкого понятия, что Конституция РФ – основной закон государства. разъяснение на классных часах, других мероприятиях воспитательного характера с учащимися и их родителями, что всякие призывы к изменению существующего строя, осуществление террористической деятельности, публичное оправдание терроризма, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию, осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы. развертывание воспитательной работы, направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Тематическое планирование программы № п/п 1 2 3 Наименование мероприятий Ознакомление с планом мероприятий по противодействию экстремизма на учебный год. Изучение методического материала по противодействию экстремизма. Изучение администрацией, педагогами нормативных документов по противодействию экстремизма. Инструктаж работников школы. Классные часы «Безопасный интернет» Срок исполнения Ответственный исполнитель Август Директор ОУ Сентябрь Директор ОУ Ежемесячно Классные руководители 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Тематические классные часы: «Нам надо лучше знать друг друга», «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья», «Профилактика и разрешение конфликтов», «Богатое многообразие мировых культур», «Наша истинная национальность – человек» и т.д. Изучение законодательства РФ по вопросам ответственности за разжигание межнациональной межконфессиональной розни, разъяснения сущности терроризма, его общественной опасности. Контроль за пребыванием посторонних лиц на территории и в здании школы. Обновление наглядной профилактической агитации. Информационный стенд. Поддержка сетевых фильтров, блокирующих доступ обучающихся к Интернет – ресурсам, содержащим информационные материалы экстремистского характера, в том числе материалы, несовместимые с задачами воспитательного процесса. Тематические классные часы, посвященные Дню борьбы с терроризмом. Практическая направленность занятий по ОБЖ по мерам безопасности, действиям в экстремальных ситуациях. Изучение на уроках обществознания нормативных документов по противодействию экстремизма. Инструктаж с учителями и техническим персоналом по вопросам обеспечения безопасности при обнаружении подозрительных предметов, возникновении общественных беспорядков вблизи ОУ и угрозе захвата заложников, угрозе совершения и совершенном теракте Инструктажи с обучающимися по вопросам обеспечения безопасности при обнаружении подозрительных предметов, возникновении общественных беспорядков вблизи ОУ и угрозе захвата заложников, угрозе совершения и совершенном теракте В течение года Классные руководители В течение года Зам директора по ВР В течение Администрация, техперсонал. года В течение года В течение года По плану ОУ В течение года Зам директора по ВР Администрация ОУ Классные руководители Учителя ОБЖ Учителя Учебный план обществознания и истории По плану ОУ Администрация ОУ Декабрьфевраль Классные руководители 14 15 16 17 18 19 Размещение на сайте школы информации по экстремистским молодёжным организациям. Разработка и внедрение на уроках ОРКСЭ учебных материалов, раскрывающих преступную сущность идеологии экстремизма и терроризма. Рассмотрение на родительских собраниях вопросов, связанных с противодействием экстремизма. Разработка памяток для родителей. Проведение разъяснительной работы среди обучающихся по предупреждению экстремизма с приглашением представителей правоохранительных органов: Гражданская и уголовная ответственность за проявление экстремизма, Экстремизм – антисоциальное явление. Проведение воспитательных мероприятий с учащимися (по плану работы). Занятие с учителями и техническим персоналом по вопросам обеспечения безопасности при обнаружении подозрительных предметов, возникновении общественных беспорядков вблизи ОУ и угрозе захвата заложников, угрозе совершения и совершенном теракте В течение года В течение года В течение года Ответственный за сайт ОУ Учителяпредметники Зам директора по ВР По плану ОУ Зам директора по ВР В течение года Октябрь Зам директора по ВР Классные руководители Администрация ОУ Ожидаемые результаты: совершенствование форм и методов работы по профилактике терроризма, формирование нетерпимости ко всем фактам террористических проявлений, а также толерантного сознания. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ «БЕЗОПАСНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА» Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением, делинквентным и аддиктивным, также избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации взаимоотношений в детско-родительской среде. Достоинства настоящей программы автор видит: - В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика. - В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителюпредметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся. - В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА Управление Программой и контроль ее реализации осуществляется путем: заслушивания не реже одного раза в полугодие отчета исполнителей Программы о ходе реализации мероприятий; ежегодного анализа эффективности проводимых профилактических мероприятий.