Программа наставничества МОУ СОШ №3

СОГЛАСОВАНО»
Корелина Т. В.
Заместитель директора
________________________
«__»____________ 20__ г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор Н.В. Серебренникова
приказом № 247/2
«20»
сентября
2021

г.

Программа
наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся в
МОУ СОШ № 3 ГО Богданович на 2021-2022 годы
Паспорт Целевой модели наставничества МОУ СОШ № 3

1.
2.
3.

Пояснительная записка.
Нормативные основы целевой модели наставничества.
Задачи Целевой модели наставничества МОУ СОШ № 3

Ожидаемые результаты внедрения целевой модели
наставничества.
5. Структура управления реализацией Целевой модели
наставничества МОУ СОШ № 3
6. Кадровая система реализации Целевой модели наставничества
МОУ СОШ №3
7. Этапы реализации Целевой модели наставничества МОУ СОШ № 3
4.

Формы наставничества
8.1. Форма наставничества «Ученик – ученик».
8.2. Форма наставничества «Учитель – учитель».
8.3. Форма наставничества «Учитель – ученик».
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
9.1. Мониторинг
и
оценка
качества процесса
реализации программы наставничества.
9.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
8.

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников.

1. Пояснительная записка.
Настоящая Целевая модель наставничества МОУ СОШ № 3 осуществляющего
образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее Целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов
федеральных и региональных проектов "Современная школа", "Молодые
профессионалы
(Повышение
конкурентоспособности
профессионального
образования)" и "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной
и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а
также создание условий для формирования эффективной системы поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от
9 лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов МОУ СОШ № 3
Создание Целевой модели наставничества в МОУ СОШ № 3 позволит решить задачу
адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов,
предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам,
имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество-универсальная
технология
передачи
опыта,
знаний,
формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через
неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества-способ реализации целевой модели через организацию
работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и
позицией участников.
Программа наставничества-комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый-участник
программы
наставничества,
который
через
взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные
жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и
развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может
быть определен термином "обучающийся".
Наставник-участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Куратор-сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и
программам среднего профессионального образования, либо организации из
числа
ее
партнеров, который отвечает за
организацию программы
наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов,
необходимых для реализации программ наставничества в образовательных
организациях.
Методология наставничества-система концептуальных взглядов, подходов и
методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом,
позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и
наставляемого.
Активное слушание-практика, позволяющая
точнее
понимать
психологические состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых
приемов участия
в
беседе, таких как активное выражение собственных
переживаний и соображений,
уточнения, паузы и т.д. Применяется, в
частности, в наставничестве, чтобы установить доверительные отношения между
наставником и наставляемым.
Буллинг-проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со
стороны других обучающихся и/или учителей. Одна из современных
разновидностей
буллинга-кибербуллинг,
травля
в
социальных
сетях.
Метакомпетенции-способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и
навыками.
Школьное
сообщество
(сообщество
образовательной организации)
сотрудники центра образования, обучающиеся, их родители, выпускники и
любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в
развитие организации и совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.

Нормативные правовые акты МОУ СОШ № 3
• Устав муниципального учреждения МОУ СОШ № 3
• Положение о комиссии по профессиональной этике педагогических работников.
• Положение о наставничестве МОУ СОШ № 3.

3. Задачи Целевой модели наставничества МОУ
СОШ № 3
1.
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения
целевой модели.
2.
Разработка и реализация программ наставничества.
3.
Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение
(осуществляется куратором программы организации) и контроль за деятельностью
наставников, принимающих участие в программе наставничества.
4.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации
программ наставничества.
5.
Осуществление персонифицированного
учета
обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в
программах наставничества.
6.
Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности
программ наставничества в школе.
7.
Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
8.
Обеспечение условий для повышения уровня профессионального
мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой
модели наставничества, в формате непрерывного образования.
4. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.
1.
Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной,
культурной, спортивной сферах.
2.
Улучшение психологического климата в образовательной организации
как среди обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с
выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на
основе партнерства.
3.Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию,
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
5.Измеримое
улучшение личных
показателей
эффективности
педагогов и сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и
метакомпетенций.
6.
Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7.
Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8.Практическая реализация концепции построения
индивидуальных
образовательных траекторий.
9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.

10.Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора
образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
11.Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
12.Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
13.Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
14.Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для
горизонтального и вертикального социального движения.
15.Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития
талантливых обучающихся.
16.Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе:
психологические, организационные и социальные.
17.Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными
возможностями здоровья.

5. Структура управления реализацией
Целевой модели наставничества МОУ СОШ № 3
Уровни структуры
МОУ СОШ № 3
Директор
МОУ СОШ № 3

Направления деятельности.
1. Разработка и утверждение комплекта нормативных
документов, необходимых для внедрения Целевой
модели наставничества

1.Формирование базы наставников и наставляемых.
2.Организация обучения наставников (в том числе
Куратор Целевой
привлечение экспертов для проведения обучения).
модели
3.Контроль
процедуры внедрения целевой
наставничества МОУ
модели наставничества.
СОШ № 3
4.Решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации модели.
5.Мониторинг результатов эффективности реализации
Целевой модели наставничества

Ответственные
Наставники

1. Разработка программ моделей
наставничества.
2. Контроль за реализацией.

форм

Модели форм наставничества.
1. Реализация Форма наставничества «Ученик – ученик».
2. Реализация Форма наставничества «Учитель –
ученик»

6. Кадровая система реализации
Целевой модели наставничества МОУ СОШ №3
Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
1.Наставляемый–участник программы, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи,
личные и профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2.Наставник–участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми
для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3.Куратор–сотрудник образовательной организации, который отвечает за
организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами,
классными руководителями и иными лицам и школы, располагающими
информацией о потребностях педагогов и подростков будущих участников
программы.
● Формирование базы наставляемых: из числа обучающихся:
- демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
- с ограниченными возможностями здоровья;
- попавших в трудную жизненную ситуацию;
- имеющих проблемы с поведением;
- из числа педагогов
- молодых специалистов;
- находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
- находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
- желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.

● Формирование базы наставников из числа:
- обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
- педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
- родителей обучающихся–активных участников родительских или управляющих
советов;
- ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).
7. Этапы реализации Целевой модели наставничества МОУ
СОШ № 3
Этапы
Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества

Мероприятия
1. Создание благоприятных
условий для запуска программы.
2. Сбор предварительных
запросов от потенциальных
наставляемых.
3. Выбор аудитории для поиска
наставников.
4. Информирование и выбор
форм наставничества.
5. На внешнем контуре
информационная работа
направленная на привлечение
внешних ресурсов к реализации

Результат
1. Дорожная карта
реализации
наставничества.
2. Пакет документов.

программы.
Формирование 1.
Выявление
конкретных
базы
проблем обучающихся
наставляемых школы, которые можно решить с
помощью
наставничества.
2.
Сбор
и
систематизация
запросов
от
потенциальных
наставляемых.

Формированная база
наставляемых с картой
запросов.

Формирование Работа с внутренним контуром
базы
включает действия по
наставников
формированию базы из числа:
● обучающихся, мотивированных
помочь сверстникам в
образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных
вопросах (например, участники
кружков по интересам,
театральных или музыкальных
групп, проектных классов,
спортивных секций);
●
педагогов,
заинтересованных в
тиражировании личного
педагогического опыта и создании
продуктивной педагогической
атмосферы;
●
родителей обучающихся –
активных участников
родительских или управляющих
советов, организаторов досуговой
деятельности в образовательной
организации и других
представителей родительского
сообщества с выраженной
гражданской позицией.
Отбор и
Выявление наставников,
обучение
входящих в базу потенциальных
наставников.
наставников, подходящих для
конкретной программы.
Обучение наставников для
работы с наставляемыми.

Формирование
наставнических

1.

Провести общую встречу
участием всех отобранных

Формирование базы
наставников, которые
потенциально
могут участвовать как в
текущей программе
наставничества, так и в
будущем.

1.Заполненные
анкеты в письменной
свободной
форме всеми
потенциальными
наставниками.
2.Собеседование с
наставниками.
3.Программа обучения.
с
Сформированные
наставнические пары /

пар/групп

Организация
хода
наставнической
программы

Завершение
программы
наставничества

наставников и всех
наставляемых в любом формате.
2. Зафиксировать сложившиеся
пары в специальной базе
куратора.
Закрепление гармоничных и
продуктивных отношений в
наставнической паре/группе
так, чтобы они были
максимально комфортными,
стабильными и
результативными для обеих
сторон.
Работа в каждой паре/группе
включает:
• встречу-знакомство,
• пробную рабочую встречу,
• встречу-планирование,
• комплекс последовательных
встреч,
• итоговую встречу.
1.Подведение итогов работы
каждой пары/группы.
2. Подведение итогов
программы школы.
3. Публичное подведение итогов и
популяризация практик.

группы, готовые
продолжить работу в
рамках программы

Мониторинг: ●
сбор обратной
связи от
наставляемых – для
мониторинга динамики
влияния программы на
наставляемых;
● сбор обратной связи
от
наставников,
наставляемых
и
кураторов
–
для
мониторинга
эффективности
реализации программы.

Собраны
лучшие
наставнические
практики. Поощрение
наставников.

8. Формы наставничества МОУ СОШ № 3
Исходя из образовательных потребностей МОУ СОШ№3, в данной Целевой модели
наставничества рассматриваются четыре формы наставничества: «Ученик –
ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик». «Учитель –студент»
8.1 Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель-разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым
условиям обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.

3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных
условий
и
коммуникаций внутри
образовательной организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества
благодарных выпускников.
Результат:
1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в
целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений,
спортивных секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и ОПДН.
7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с
социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива
обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Наставник
Кто может быть.

Наставляемый
Пассивный
Активный

•
Активный ученик,
обладающий лидерским и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления. Ученик,
демонстрирующий
высокие образовательные
результаты.
•
Победитель
школьных
и
региональных
олимпиад и
соревнований.
•
Лидер класса или
параллели, принимающий
активное участие
в
жизни школы.
•
Возможный
участник всероссийских
детско – юношеских
организаций и
объединений.

Социально или ценностно
-дезориентированный
обучающийся более
низкой по отношению к
наставнику
ступени,
демонстрирующий
неудовлетворительные
образовательные
результаты или проблемы
с поведением, не
принимающим участие в
жизни школы,
отстраненный
от
коллектива.

Обучающийся с особыми
образовательными
потребностями,
нуждающийся в
профессиональной
поддержке или ресурсах
для обмена мнениями и
реализации собственных
проектов.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
Формы взаимодействия
«Успевающий –
неуспевающий»
«Лидер – пассивный»

Цель
Достижение лучших образовательных
результатов.
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.

«Равный – равному»
«Адаптированный –
неадаптированный»

Обмен навыками для достижения целей.
Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Этапы реализации.
Мероприятия

Представление программ
Ученическая конференция.
наставничества в форме «Ученик
– ученик».
Проводится отбор наставников
Анкетирование. Собеседование.
из числа активных учащихся
Использование базы наставников.
школьного сообщества.
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором.
Проводится отбор учащихся,
Анкетирование.
Листы опроса.
имеющих особые
Использование базы наставляемых.
образовательные потребности,
низкую учебную мотивацию,
проблемы с адаптацией в
коллективе, не включенные в
школьное сообщество и
желающих добровольно принять
участие в программе
наставничества
Формирование пар, групп.
После личных встреч, обсуждения вопросов.
Назначения куратором.
Наставляемый улучшает свои
Предоставление конкретных результатов
образовательные результаты, он
взаимодействия (проект, улучшение
интегрирован в школьное
показателей). Улучшение образовательных
сообщество, повышена
результатов, посещаемости.
мотивация и осознанность.
Наставник получает уважаемый и
Поощрение на ученической конференции.
заслуженный статус. Чувствует
свою причастность школьному
сообществу.

1.2.

Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы
молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и
поддержка нового сотрудника при смене его места работы, а также создание
комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации,
позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом
результатов своей профессиональной деятельности.

2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного
учебного процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование
передового педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в
целях его закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные
процессы МОУ СОШ, что окажет несомненное положительное влияние на
эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и
будущих выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового
возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному,
интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также
развитию необходимых компетенций.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».
Наставник
Кто может быть.
Опытный педагог, мастер
своего дела, имеющий
успешный опыт в
достижении жизненного,
личностного и
профессионального
результата, готовый и
компетентный поделиться
опытом и навыками,
необходимыми
для
стимуляции и поддержки

Наставляемый
Активный
Пассивный
Обучающийся,
Демонстрирует низкую
мотивацию к учебе и
демонстрирующий
саморазвитию,
высокие образовательные
результаты,
победитель неудовлетворительную
успеваемость, имеет
школьных и
региональных олимпиад и проблемы с поведением,
испытывает трудности с
соревнований,
обладающий лидерскими адаптацией в школьном
и
организаторскими коллективе.
Социально
качествами,
или
ценностно
нетривиальностью
дезориентированный

процессов
самосовершенствования и
самореализации
наставляемого. Обладает
лидерскими,
организационными
и
коммуникативными
навыками, создает
комфортные условия для
решения
конкретных
психологопедагогических и
коммуникативных
проблем. Наставник
способен стать для
наставляемого человеком,
который окажет
комплексную поддержку
на пути социализации,
взросления,
поиска
индивидуальных
жизненных целей и
способов их достижения,
в раскрытии потенциала и
возможностей
саморазвития и
профориентации. В
качестве наставника могут
выступать
педагоги: классный
руководитель,
учитель
предметник,
методист,
социальный
педагог,
психолог.
Наставник
может привлекать
консультантов из числа
педагогов для успешного
выполнения
своей
программы
наставничества.

мышления, лидер класса,
принимающий активное
участие в жизни школы
(конкурсы, театральные
постановки,
общественная
деятельность, внеурочная
деятельность), которому
сложно раскрыть свой
потенциал
в
рамках
стандартной
образовательной
программы либо
испытывающему
трудности коммуникации.
Обучающийся с особыми
образовательными
потребностями ,имеющий
низкую
информированность о
перспективах
самостоятельного выбора
векторов творческого
развития, карьерных и
иных возможностей.

обучающийся,
демонстрирующий
отсутствие осознанной
позиции, необходимой для
выбора
образовательной
траектории и будущей
профессиональной
реализации, не
принимающий участия в
жизни школы,
отстраненный от
коллектива, не имеющий
активной гражданской
позиции, испытывающий
кризис
самоидентификации,
разрушение или низкий
уровень
сформированности
ценностных и жизненных
позиций и ориентиров.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»
Формы
взаимодействия
«Учитель–
неуспевающий
ученик»

Цель

Педагогическая
и
психологическая
поддержка
обучающегося для достижения лучших образовательных
результатов, раскрытие его потенциала, создание
условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной траектории, преодоление
дезориентации обучающегося в образовательном
процессе, адаптации его в школьном коллективе. В
качестве наставника выступает классный руководитель,
который работает в тесном контакте с учителями
предметниками, психологом, социальным педагогом.
«Учитель– пассивный Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
ученик»
коллективе или развитием коммуникационных,
творческих навыков, формирование жизненных
ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и
активной гражданской позиции. В качестве наставника
выступает классный руководитель.
«Учитель– одаренный Психологическая поддержка, раскрытие и развитие
ученик»
творческого потенциала наставляемого, совместная
работа над проектом и т.д. В качестве наставника может
выступать классный руководитель или учительпредметник, в общении с которым наставляемый хотел бы
повысить свой творческий потенциал.
«Учитель– ребенок с Создание условий для осознанного выбора оптимальной
ОВЗ/ребенокобразовательной траектории, повышение мотивации к
инвалид»
учебе и улучшение образовательных результатов
обучающегося, развитие его творческих и
коммуникативных навыков, адаптация в школьном
коллективе. В качестве наставника выступает классный
руководитель, который работает в тесном контакте с
учителями-предметниками, психологом, социальным
педагогом, методистом.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».
Этапы реализации.

Мероприятия

Представление
программ
наставничества
в
форме
«Учитель – ученик».
Проводится отбор наставников
из числа активных и опытных
педагогов.
Обучение наставников.

Ученическая конференция.

Анкетирование.
Использование базы наставников.

Обучение проводится куратором программы
наставничества при необходимости.
Проводится отбор учащихся, Анкетирование.
имеющих проблемы с учебой, Листы опроса.
не мотивированных, не
Использование базы наставляемых.
умеющих строить свою
образовательную траекторию.
Либо – учащиеся, с особыми
образовательными
потребности, не имеющими
возможности реализовать себя
в рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.

Личные встречи или групповая работа в формате
«быстрых встреч».
Повышение образовательных Определение образовательной траектории.
результатов у наставляемых.
Рефлексия реализации формы Анализ эффективности реализации программы.
наставничества.
Наставник
получает Поощрение наставляемого на ученической
уважаемый и заслуженный конференции.
статус.
9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
Мониторинг
процесса реализации
программ наставничества
понимается
как система
сбора,
обработки, хранения и
использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее
элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс
наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с
наставляемым (группой наставляемых), а также какова динамика развития
наставляемых и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2)оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального
роста участников, динамика образовательных результатов.
качества процесса
реализации программы
наставничества.
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставникнаставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные
показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей
программу наставничества, динамику показателей социального благополучия
внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического
коллектива в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2)оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной
организации и сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
• сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
• обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;
• контроль хода программы наставничества;
• описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);
• определение условий эффективной программы наставничества; • контроль
показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT-анализ реализуемой программы наставничества. Сбор данных для
построения
SWOT-анализа
осуществляется посредством анкеты. Анкета
содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным параметром.
Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет
аналитика реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее

9.1.

Мониторинг и

оценка

сильные и слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей
социального и профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями
и реальными результатами участников программы наставничества.
9.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить: мотивационноличностный и профессиональный рост участников программы наставничества;
развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся в
образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт
участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и
профессиональной деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а
также о наиболее рациональной и эффективной стратегии дальнейшего
формирования пар "наставник-наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два
подэтапа, первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества,
а второй - по итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества
параметры фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1.Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2.Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества
изменений в освоении обучающимися образовательных программ). 3. Анализ и
необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
• научное и практическое обоснование требований к процессу организации
программы наставничества, к личности наставника;
• экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;
• определение условий эффективной программы наставничества;
• анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
• сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;

• сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе"
и "выходе" реализуемой программы.
9.3. Механизмы мотивации и поощрения наставников.
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и
государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество
воспринимается как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к
большому и важному делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
• Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
• Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном,
региональном и федеральном уровнях.
• Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник
года";
• Поддержка системы наставничества через школьное СМИ.
• Создание специальной рубрики "Наставничество" на школьном сайте.
•Создание на
школьном сайте
методической
копилки с
программами наставничества.
• Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
• Благодарственные
письма
родителям наставников
из
числа
обучающихся.
• Благодарственные письма по итогам организации наставников.
• Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений, касающихся развития школы.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».