Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № 1
от «26» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 3
_________ Н.В. Серебренникова
Приказ № 218/6
от «26» августа 2021 г.

Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
1. Общие положения
1.1. Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МОУ СОШ№ 3 составлено в
соответствии с:
 Федеральным законом №273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. ;
 Федеральными государственными образовательными стандартами;
 федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования
(далее - ФГОС НОО);
 федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего,
среднего общего образования (далее - ФК ГОС (ООО, СОО);
 федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования
(далее - ФГОС ООО);
 Уставом школы.
1.2. ФОС по предмету, курсу, дисциплине является неотъемлемой частью нормативнометодического обеспечения системы оценки качества освоения учащимися основной
образовательной программы НОО, ООО, СОО и обеспечивает повышение качества образовательного
процесса школы.
1.3. ФОС по предмету, курсу, дисциплине представляет собой совокупность контролирующих
материалов, предназначенных для измерения уровня достижения учащимся установленных
результатов обучения.
1.4. ФОС по предмету, курсу, дисциплине используется при проведении текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся.
1.5. ФОС входит в состав учебно-методического комплекса предмета (курса).
1.6. Настоящее Положение обязательно для исполнения всеми участниками образовательного
процесса, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим
образовательным программам.
1.7. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки и требования к структуре,
содержанию и оформлению, а также процедуру согласования, утверждения и хранения фонда
оценочных средств (далее - ФОС) для контроля сформированности знаний, умений, общих и
метапредметных компетенций обучающихся по учебным предметам образовательных программ
(далее - ОП), реализуемых в МОУ СОШ № 3.

1.8. Фонд оценочных средств является составной частью основной образовательной
программы школы.
2. Цель и задачи создания фонда оценочных средств
2.1. Целью создания ФОС учебного предмета, курса, дисциплины является установление
соответствия уровня подготовки учащихся на данном этапе обучения требованиям рабочей
программы учебного предмета, курса, дисциплины.
2.2. Задачи ФОС по предмету, курсу, дисциплине:
 контроль и управление процессом приобретения учащимися необходимых знаний, умений,
навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС
СОО;
 контроль и управление достижением целей реализации ООП;
 оценка достижений учащихся в процессе изучения предмета, курса, дисциплины с
выделением
положительных/отрицательных
результатов
и
планирование
предупреждающих/корректирующих мероприятий;
 обеспечение соответствия результатов обучения через совершенствование традиционных и
внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс школы.
3. Задачи фонда оценочных средств
3.1. Фонд оценочных средств является составной частью нормативно-методического
обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися ОП. Оценка качества освоения
обучающимися основных образовательных программ включает текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.
3.2. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным
требованиям соответствующей ОП создаются настоящие фонды оценочных средств для проведения
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
3.2.1. Текущий контроль успеваемости осуществляется в ходе повседневной учебной работы по
предмету по индивидуальной инициативе учителя. Данный вид контроля стимулирует у
обучающихся стремление к систематической самостоятельной работе по изучению учебной
дисциплины, овладению компетенциями. Совокупность оценок по текущему контролю знаний
является основой четвертной или полугодовой отметки.
3.2.2. Текущая и промежуточная аттестация обучающихся по предмету или курсу осуществляется в
рамках Положения об осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
учащихся, установлении их форм, периодичности и порядке проведения
3.3. при помощи фонда оценочных средств осуществляется контроль и управление процессом
приобретения обучающимися необходимых знаний, умений, практического опыта и компетенций,
определенных ФГОС.
3.4. Фонд оценочных средств должен формироваться на основе ключевых принципов
оценивания:
 объекты оценки должны соответствовать поставленным образовательными программами
целям обучения;
 использование единообразных показателей и критериев для оценивания достижений
учителями-предметниками;
 объективность: получение объективных и достоверных результатов при проведении контроля
с различными целями.
3.5. Основными требованиями, предъявляемыми к ФОС, являются:
 предметная направленность (соответствие предмету изучения учебной дисциплины;
 содержание (состав и взаимосвязь структурных единиц);
 объём (количественный состав оценочных средств, входящих в ФОС) должен
соответствовать рабочему времени контроля;
 качество оценочных средств (КОС) и ФОС в целом, должно обеспечивать получение
объективных и достоверных результатов при проведении контроля с различными целями.

4. Разработка фонда оценочных средств
4.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля разрабатываются по
каждому предмету учебного плана учителями-предметниками. Фонд оценочных средств для
контроля на уровне администрации разрабатывается заместителем директора по УВР и
руководителями МО.
4.2. Общее руководство разработкой фондов оценочных средств осуществляет заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.
4.3. Ответственность за разработку комплектов КОС по предмету несёт учитель.
Ответственность за подбор комплекса оценочных средств на уровне школы для проведения
промежуточной аттестации несет заместитель директора по УВР
4.4. При составлении, согласовании и утверждении комплекта КОС должно быть обеспечено
его соответствие:
- Федеральному государственному образовательному стандарту;
- учебному плану;
- рабочей программе учебного предмета;
- образовательным технологиям, используемым в преподавании учебного предмета.
5. Формирование и утверждение ФОС
5.1. ФОС по предмету, курсу, дисциплине должен формироваться на ключевых принципах
оценивания:
 валидности (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям обучения);
 надежности (использование единообразных стандартов и критериев для оценивания
достижений);
 справедливости (разные учащиеся должны иметь равные возможности добиться успеха);
 своевременности (поддержание развивающей обратной связи);
 эффективности (соответствие результатов деятельности поставленным задачам).
5.2. При формировании ФОС по предмету, курсу, дисциплине должно быть обеспечено его
соответствие:
 ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГОС ООО, ФГОС СОО;
 ООП и учебному плану
 рабочей программе предмета, курса, дисциплины;
 образовательным технологиям, используемым в преподавании данного предмета, курса,
дисциплины.
5.3. Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня
достижений учащихся установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или
совокупности тем (разделов), предмету, курсу, дисциплине в целом.
5.4. Структурными элементами ФОС по предмету, курсу, дисциплине являются:
а) паспорт ФОС (приложение);
в) комплекты оценочных средств, примерный перечень и краткая характеристика которых
приведены в приложении;
г) комплект контрольно-измерительных материалов, разработанных по соответствующей
дисциплине и предназначенных для оценки умений и знаний.
5.5. В состав ФОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в
рабочей программы предмета, курса, дисциплины.
5.6. Включение других оценочных средств в ФОС осуществляется по решению
преподавателя, ведущего предмет, курс, дисциплину.
5.7. ФОС формируется по каждому предмету, курсу, дисциплине.
5.8. ФОС формируется из оценочных средств, разработанных авторскими коллективами УМК,
планируемых результатов НОО, ООО, СОО, примерных программ по предметам.
5.9. ФОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится у учителя,
обеспечивающего преподавание данного предмета, курса дисциплины.
5.10. ФОС рассматривается на заседании методического объединения школы, согласовывается

с заместителем директора по УВР и утверждается директором ОУ.
5.11. Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных
средств в ФОС принимается составителем и отражается в листе регистрации изменений.
5.12. При использовании ФОС в учебном процессе учитель имеет право вносить изменения в
текст контрольной работы, самостоятельной работы и т.п.
6. Типы и формы контроля
Согласно нормативным документам оценка качества освоения образовательных программ
НОО, ООО, СОО включает:
 текущий контроль успеваемости;
 промежуточную аттестацию обучающихся;
 государственную (итоговую) аттестацию выпускников.
6.1. Текущий контроль успеваемости представляет собой проверку усвоения учебного
материала, регулярно осуществляемую на протяжении учебной четверти. При этом акцент делается
на установлении подробной, реальной картины достижений и успешности усвоения обучающимися
учебной программы на данный момент времени.
Текущий контроль знаний учащихся может представлять собой:
 опрос (устный или письменный);
 выполнение лабораторных, практических и иных работ;
 контрольная работа;
 тестирование;
 защита самостоятельной работы учащегося (реферата, проекта, исследовательской работы и
др.);
 другое.
6.2. Промежуточная аттестация как правило осуществляется в конце четверти или может
завершать изучение как отдельного предмета, курса, дисциплины (модуля), так и его раздела
(разделов).
6.3. Государственная (итоговая) аттестация служит для проверки результатов обучения в
целом.
7. Структура и содержание фонда оценочных средств.
7.1. Оценочные средства, сопровождающие реализацию каждой образовательной программы,
должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций и являться
действенным средством не только оценки, но и обучения.
7.2. Структурными элементами фонда оценочных средств являются комплекты контрольнооценочных средств, разработанные по каждому учебному предмету, входящему в учебный план
школы в соответствии с ФГОС.
7.3. Структурными элементами фонда оценочных средств могут являться:
 перечень фонда оценочных средств;
 комплект текстовых заданий, разработанных по учебному предмету; комплект других
оценочных материалов (рабочих тетрадей, печатных сборников тестов и контрольных работ, типовых
задач (заданий), нестандартных задач (заданий), наборов проблемных ситуаций, сценариев деловых
игр и т.п.), предназначенных для оценивания уровня сформированности компетенций на
определённых этапах обучения.
7.4. Комплект оценочных средств по каждому предмету или курсу должен соответствовать
разделу рабочей программы и включать тестовые задания и другие оценочные средства по каждому
разделу дисциплины. Каждое оценочное средство по теме должно обеспечивать проверку усвоения
конкретных элементов учебного материала.
7.5. В комплекте тестовых заданий желательно использовать все формы тестовых заданий, а
именно: выбор одного варианта ответа из предложенного множества, выбор несколько верных
вариантов ответа из предложенного множества, задания на установления соответствия, задания на
установление правильной последовательности, задания на заполнение пропущенного ключевого

слова (открытая форма задания), творческая форма задания, графическая форма тестового задания.
8. Ответственность за разработку и хранение фонда оценочных средств
8.1. Печатный экземпляр комплекта контрольно-оценочных средств хранится по учебному
предмету в кабинете учителя и в кабинете заместителя директора по УВР.
8.2. Фонд оценочных средств, реализуемый в школе, является собственностью школы.

Приложение
Паспорт
фонда оценочных средств
по учебному предмету ______________________
Класс
№
Наименование оценочного
Контролируемые разделы (темы) предмета*
п/п
средства
1

2

3

4

5

6

Наименование темы (раздела) или тем (разделов) берется из рабочей программы предмета.

Примерный перечень оценочных средств
№
п/п
1
1

Наименование
оценочного
средства
2
Контрольная
работа

Представление
оценочного
средства в фонде
3
4
Средство проверки умений применять полученные Комплект
знания для решения задач определенного типа по контрольных
теме или разделу
заданий по
вариантам
Структура
Целевая подборка работ учащегося, раскрывающая портфолио
его индивидуальные образовательные достижения в
одной или нескольких учебных дисциплинах, во
внеурочной деятельности.
Конечный продукт, получаемый в результате Темы групповых
планирования и выполнения комплекса учебных и и/или
исследовательских заданий. Позволяет оценить индивидуальных
умения
обучающихся
самостоятельно проектов
конструировать свои знания в процессе решения
практических задач и проблем, ориентироваться в
информационном
пространстве
и
уровень
сформированности
аналитических,
исследовательских навыков, навыков практического
и творческого мышления. Может выполняться в
индивидуальном
порядке
или
группой
обучающихся.
Краткая характеристика оценочного средства

2

Портфолио

3

Проект

4

Рабочая тетрадь, Дидактический комплекс, предназначенный для Образец тетради
зачетная тетрадь, самостоятельной
работы
обучающегося
и
комплексная
позволяющий оценивать уровень усвоения им
тетрадь
для учебного материала.
контроля знаний
и т.п.

5

Разноуровневые
Комплект
задачи и задания Различают задачи и задания:
разноуровневых
а) репродуктивного уровня, позволяющие задач и заданий
оценивать и диагностировать знание фактического
материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и
умение правильно использовать специальные
термины и понятия, узнавание объектов изучения в
рамках определенного раздела дисциплины;
б) реконструктивного уровня, позволяющие
оценивать и диагностировать умения синтезировать,
анализировать,
обобщать
фактический
и
теоретический материал с формулированием
конкретных выводов,

6

Реферат

7

Доклад,
сообщение

8

Творческое
задание

9

Тест

10

Тренажер

11

Эссе

12

Нормативы по
физической
культуре

установлением причинно-следственных связей;
в)
творческого
уровня,
позволяющие
оценивать и диагностировать умения, интегрировать
знания различных областей, аргументировать
собственную точку зрения.
Продукт самостоятельной работы учащегося, Темы рефератов
представляющий собой краткое изложение в
письменном
виде
полученных
результатов
теоретического анализа определенной научной
(учебно-исследовательской)
темы,
где
автор
раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит
различные точки зрения, а также собственные
взгляды на нее.
докладов,
Продукт самостоятельной работы учащегося, Темы
представляющий собой публичное выступление по сообщений
представлению полученных результатов решения
определенной
учебно-практической,
учебноисследовательской или научной темы
групповых
Частично регламентированное задание, имеющее Темы
и/или
нестандартное
решение
и
позволяющее
диагностировать умения, интегрировать знания индивидуальных
различных областей, аргументировать собственную творческих
точку
зрения.
Может
выполняться
в заданий
индивидуальном
порядке
или
группой
обучающихся.
Система
стандартизированных
заданий, Комплект тестовых
позволяющая
автоматизировать
процедуру заданий
измерения уровня знаний и умений обучающегося.
Техническое средство, которое может быть Комплект заданий
работы
на
использовано
для
контроля
приобретенных для
тренажере
учащимися навыков и умений.
Тематика эссе
Средство,
позволяющее
оценить
умение
обучающегося
письменно
излагать
суть
поставленной проблемы, самостоятельно проводить
анализ этой проблемы с использованием концепций
и аналитического инструментария соответствующей
дисциплины,
делать
выводы,
обобщающие
авторскую позицию по поставленной проблеме.
На уроках физической культуры контрольные Комплект
нормативы и испытания являются основным учебных
инструментом определения качества физической нормативов
подготовленности учащихся.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».