Положение о порядке организации обучения по индивидуальному учебному плану

Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

ПРИНЯТО
на педагогическом совете
протокол № 1
от «26» августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № 3
_________ Н.В. Серебренникова
Приказ № 218/6
от «26 » августа 2021 г.

Положение о порядке организации обучения
по индивидуальному учебному плану
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
просвещения РФ от 28 августа 2020 г. № 442 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования», приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования» (с изменениями и дополнениями) и устанавливает порядок организации обучения по
индивидуальному учебному плану в МОУ СОШ №3 (далее - Образовательная Организация, ОО).
1.2. Учащиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том
числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ, которое
осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ОО.
1.3. Индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение
образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного учащегося.
1.4. При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его
продолжительность может быть изменена учреждением с учетом особенностей и образовательных
потребностей конкретного учащегося.
1.5. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного учащегося или
группы учащихся на основе учебного плана ОО.
1.6. При построении индивидуального учебного плана может использоваться модульный
принцип, предусматривающий различные варианты сочетания учебных предметов, курсов, иных
компонентов, входящих в учебный план ОО.
1.7. Индивидуальный учебный план, за исключением индивидуального учебного плана,
предусматривающего ускоренное обучение, может быть предоставлен со 2-го класса.
1.8. Индивидуальный учебный план составляется, как правило, на один учебный год, либо
на иной срок, указанный в заявлении учащегося или его родителей (законных представителей) об
обучении по индивидуальному учебному плану.
1.9. Индивидуальный
учебный
план
определяет
перечень,
трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения (если индивидуальный учебный план
рассчитан на более чем один год) учебных предметов, курсов, практики, иных видов учебной
деятельности и формы промежуточной аттестации учащихся.
1.10. При реализации образовательных программ в соответствии с индивидуальным
учебным планом могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе
дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

1.11. Обучение по индивидуальному учебному плану может быть организовано в
рамках сетевой формы реализации образовательных программ. В реализации образовательных
программ с использованием сетевой формы наряду с организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, также могут участвовать организации культуры, физкультурноспортивные и иные организации, обладающие необходимыми для осуществления обучения,
проведения практических и лабораторных занятий и осуществления иных видов учебной
деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной программой.
1.12. Индивидуальные учебные планы могут быть предоставлены учащимся 10 - 11- х
классов на основании выборов предметов на базовом и профильном уровнях, одаренным детям и
детям с ограниченными возможностями здоровья.
1.13. На обучение по индивидуальному учебному плану могут быть переведены учащиеся,
не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее
образования.
1.14. Индивидуальные учебные планы разрабатываются в соответствии со спецификой и
возможностями ОО.
1.15. Обучение по индивидуальным учебным планам на дому по медицинским показаниям
осуществляется в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 05.09.2013 г. № 07-1317, исключающим дискриминацию в сфере образования и
обеспечивающим права каждого человека на образование.
1.16. Индивидуальные учебные планы начального общего, основного общего и среднего
общего образования разрабатываются ОО с участием учащихся и их родителей (законных
представителей).
1.17. ОО может обращаться за психолого-педагогической и методической помощью в
разработке индивидуальных учебных планов.
1.18. Учащиеся обязаны выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать
предусмотренные индивидуальным учебным планом учебные занятия.
1.19. Ознакомление родителей (законных представителей) учащихся с настоящим
Положением, в том числе через информационные системы общего пользования, осуществляется при
приеме детей в ОО.
1.20. О правилах обучения по индивидуальному учебному плану, установленных
настоящим Положения, учреждение информирует учащихся.
1.21. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану осуществляется по
заявлению родителей (законных представителей) учащегося, в том числе при переводе на обучение
по индивидуальному учебному плану учащихся, не ликвидировавших в установленные сроки
академической задолженности с момента ее образования.
1.22. В заявлении должен быть указан срок, на который учащемуся предоставляется
индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания учащегося или его родителей
(законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы
(включение дополнительных учебных предметов, курсов, углублённое изучение отдельных
дисциплин, сокращение сроков освоения основных образовательных программ и д.р.).
1.23. Заявления о переводе на обучение по индивидуальному учебному плану принимаются
в течение учебного года.
1.24. Обучение по индивидуальному учебному плану начинается, как правило, с начала
учебного года.
1.25. Перевод на обучение по индивидуальному учебному плану оформляется приказом
директора учреждения.
1.26. Индивидуальный учебный план принимается педагогическим советом ОО и
утверждается директором ОО.
2.
Требования к индивидуальному учебному плану начального общего образования
2.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы начального
общего образования индивидуальный учебный план начального общего образования
предусматривает:
 учебные занятия для углубленного изучения отдельных обязательных учебных
предметов;
2



учебные занятия, обеспечивающие различные интересы учащихся.

2.2. Для проведения данных занятий используются учебные часы согласно обязательной
части учебного плана.
2.3. Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы
начального общего образования может быть осуществлена за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений, внеурочной деятельности. В индивидуальный учебный план
начального общего образования входят следующие обязательные предметные области:

Обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания
предметных областей приведены в таблице: ________________________________________
N Предметные области
Основные задачи реализации содержания
1 Русский язык и
литературное чтение
Формирование первоначальных представлений о русском
языке как государственном языке Российской Федерации,
как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
2 Родной язык и
Формирование первоначальных представлений о
литературное чтение на
единстве и многообразии языкового и культурного
родном языке
пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогическойи монологической
устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
родном языке.
3 Иностранный язык
Формирование дружелюбного отношения и
толерантности к носителям другого языка на основе
знакомства с жизнью своих сверстников в других
странах, с детским фольклором и доступными образцами
детской художественной литературы, формирование
начальных навыков общения в устной и письменной
форме с носителями иностранного языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
иностранном языке.
4 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной
грамотности
5 Обществознание и
естествознание
Формирование уважительного отношения к семье,
(Окружающий мир)
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и
в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и
компетенции для обеспечения эффективного и
безопасного взаимодействия в социуме.
6 Основы религиозных
Воспитание способности к духовному развитию,
культур и светской этики нравственному самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о :

4

7

Искусство

8

Технология

9

Физическая культура

светской этике, об отечественных традиционных
религиях, их роли в культуре, истории и современности
России
Развитие способностей к художественно-образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению
в творческих работах своего отношения к окружающему
миру
Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для практического решения прикладных задач с
использованием знаний, полученных при изучении
других учебных предметов, формирование
первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности
Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.

2.6. Количество учебных занятий за 4 учебных года составляет не менее 2904 часов и не
более 3345 часов.
2.7. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования составляет четыре года. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения.
2.8. Рекомендуемое уменьшение срока освоения образовательной программы
начального общего образования составляет не более 1 года.
2.9. Нормативный срок освоения образовательной программы начального общего
образования для детей с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен с
учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)
3.
Требования к индивидуальному учебному плану основного общего
образования
3.1. С целью индивидуализации содержания образовательной программы основного
общего образования индивидуальный учебный план основного общего образования может
предусматривать:
 увеличение учебных часов, отведённых на изучение отдельных предметов
обязательной части учебного плана;
 введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы
и потребности участников образовательных отношений;
 организацию внеурочной деятельности, ориентированную на обеспечение
индивидуальных потребностей учащихся.
3.2. Необходимые часы выделяются за счет обязательной части учебного плана
основного общего образования.
Индивидуализация содержания основной общеобразовательной программы основного
общего образования может быть осуществлена за счет части, формируемой участниками
образовательных отношений, внеурочной деятельности, формируемой участниками
образовательных отношений.
3.3. В индивидуальный учебный план основного общего образования входят

следующие обязательные предметные области и учебные предметы:
Предметные области
Учебные предметы
Русский язык
Русский язык и литература
Литература
Родной язык и родная
Родной язык (русский)
литература
Родная литература (русская)
Иностранный язык (английский)
Второй иностранный язык (немецкий) Второй
иностранный язык (французский)
Иностранные языки
Математика
Алгебра
Математика и информатика
Г еометрия
Информатика
Всеобщая история
История России
Общественно-научные
предметы
Обществознание
Г еография
Основы духовно - нравственной культуры народов
Основы духовно - нравственной России
культуры народов России
Естественно-научные предметы Физика
Химия
Биология
Музыка
Искусство
Изобразительное искусство
Технология
Технология(дев)
Физическая культура и Основы Основы безопасности жизнедеятельности
Физическая культура
безопасности
жизнедеятельности
3.4. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5267 часов и
более 6020 часов.
3.5. Нормативный срок освоения образовательной программы основного общего
образования составляет 5 лет. Индивидуальный учебный план может предусматривать
уменьшение указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение
срока освоения образовательной программы основного общего образования составляет не
более 1 года.
3.6. В индивидуальные учебные планы могут быть включены дополнительные
учебные предметы, курсы по выбору учащихся, предлагаемые образовательным
учреждением в соответствии со спецификой и возможностями образовательного учреждения.
4. Требования к индивидуальному учебному плану среднего общего образования
4.1. Учебный план среднего общего образования является одним из основных
механизмов, обеспечивающих достижение учащимися результатов освоения основной
образовательной программы среднего общего образования.
4.2. Основная образовательная программа среднего общего образования может
включать как один, так и несколько учебных планов, в том числе индивидуальные учебные
планы.
4.3. Учебные планы обеспечивают преподавание и изучение государственного
языка Российской Федерации, возможность преподавания и изучения государственных
языков республик Российской Федерации и родного языка из числа языков народов
Российской Федерации, а также устанавливают количество занятий, отводимых на их
изучение, по классам (годам) обучения.

4.4. Учебный план определяет: количество учебных занятий за 2 года на одного
Учащегося не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю).
4.5. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных
учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы
учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.
4.6. Формирование
учебных
планов
организации,
осуществляющей
образовательную деятельность, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных
планов учащихся, осуществляется из числа учебных предметов из числа обязательных
предметных областей.
4.7. В учебные планы могут быть включены дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору учащихся, предлагаемые организацией, осуществляющей образовательную
деятельность в соответствии со спецификой и возможностями Учреждения и выбором
учащегося.
4.8. Индивидуальные учебные планы определяют состав и объем учебных
предметов, курсов, а также их распределение по классам (годам) обучения.
4.9. ОО предоставляет учащимся возможность формирования индивидуальных
учебных планов, включающих учебные предметы из обязательных предметных областей (на
базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные предметы
«Естествознание», «Обществознание», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору
учащихся;
4.10. Индивидуальные учебные планы должны содержать 11 (12) учебных
предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой
предметной области, в том числе общими для включения во все учебные планы являются
учебные предметы «Русский язык», «Литература», «Иностранный язык», «Математика»
(включая алгебру и начала математического анализа, геометрию); «История», «Физическая
культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Астрономия».
В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение учащимися
индивидуальных проектов.
4.11. Индивидуальный учебный план может предусматривать уменьшение
указанного срока за счет ускоренного обучения. Рекомендуемое уменьшение срока освоения
образовательной программы основного общего образования составляет не более 1 года.
4.12. Для выбора учащимися 10 - 11-х классов предметов на базовом и профильном
уровне и предметов для углубления этих целей учреждение проводит анкетирование
учащихся 10-11-х классов и их родителей (законных представителей), индивидуальные
учебные планы подписываются учащимся и родителем (законным представителем).
5. Заключительные положения.
5.1. ОО осуществляет контроль за освоением основных образовательных программ,
специальных (коррекционных) программ учащимися, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану.
5.2. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация учащихся,
переведенных на обучение по индивидуальному учебному плану, осуществляются в
соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МОУ СОШ № 3.
5.3. Государственная итоговая аттестация учащихся, переведенных на обучение по
индивидуальному учебному плану, осуществляется в соответствии с нормативными актами и
законодательством РФ.
5.4. К государственной итоговой аттестации допускается учащийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший индивидуальный учебный
план, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации
по соответствующим образовательным программам.
5.5. Финансовое обеспечение реализации основной образовательной программы ОО

в соответствии с индивидуальным учебным планом осуществляется исходя из расходных
обязательств на основе муниципального задания по оказанию муниципальных
образовательных услуг в соответствии с требованиями федеральных государственных
образовательных стандартов.
5.6. Материально-техническое оснащение образовательной деятельности в ОО
должно обеспечивать возможность реализации индивидуальных учебных планов учащихся.
5.7. Срок действия Положения не ограничен. При изменении законодательства в
локальный нормативный акт вносятся изменения в установленном законом порядке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».