Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1.Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5.Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6.Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8.Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9.Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10.Осознание значения семьи в жизни человека иобщества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. У учащихся будут сформированы: познавательные интересы и творческая активность в области предметной музыкальнойдеятельности; готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении); целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовноемногообразие современного мира; развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; уважение к историикультуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями). Метапредметные результаты: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. У учащихся будут сформированы: умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности. самостоятельность в учебной и познавательно-музыкальнойдеятельности; способность моделировать планируемые процессы и объекты; умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе коллективе требованиям и принципам; умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности. Предметные результаты: формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их общей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры; развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческуюдеятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение); воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью; расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию; овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса. Выпускник научится: понимать значение интонации в музыке как носителя образного смысла; анализировать средства музыкальной выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад; определять характер музыкальных образов (лирических, драматических, героических, романтических, эпических); выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки; понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать и характеризовать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных произведений; различать многообразие музыкальных образов и способов их развития; производить интонационно-образный анализ музыкального произведения; понимать основной принцип построения и развития музыки; анализировать взаимосвязь жизненного содержания музыки и музыкальных образов; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывая суждения об основной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, исполнителях; понимать значение устного народного музыкального творчества в развитии общей культуры народа; определять основные жанры русской народноймузыки: былины, лирические песни, частушки, разновидности обрядовых песен; понимать специфику перевоплощения народной музыки в произведениях композиторов; понимать взаимосвязь профессиональной композиторской музыки и народного музыкального творчества; распознавать художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки, особенности их музыкального языка и музыкальной драматургии; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений в русской музыке, понимать стилевые черты русской классической музыкальной школы; определять основные признаки исторических эпох, стилевых направлений и национальных школ в западноевропейской музыке; узнавать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний о стилевых направлениях; различать жанры вокальной, инструментальной, вокальноинструментальной, камерно-инструментальной, симфонической музыки; называть основные жанры светской музыки малой (баллада, баркарола, ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, кантата, концерт и т.п.); узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную, вариации, рондо); определять тембры музыкальных инструментов; называть и определять звучание музыкальных инструментов: духовых, струнных, ударных, современных электронных; определять виды оркестров: симфонического, духового, камерного, оркестра народных инструментов, эстрадно-джазового оркестра; владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы; узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; определять характерные особенности музыкального языка; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; анализировать произведения выдающихся композиторов прошлого и современности; анализировать единство жизненного содержания и художественной формы в различных музыкальных образах; творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений; выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора; различать интерпретацию классической музыки в современных обработках; определять характерные признаки современной популярной музыки; называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рок-оперы, рок-н ролла и др.; анализировать творчество исполнителей авторской песни; выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений; понимать взаимодействие музыки, изобразительного искусства и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них; находить ассоциативные связи между художественными образами музыки, изобразительного искусства и литературы; понимать значимость музыки в творчестве писателей и поэтов; называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и женские (сопрано, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса; определять разновидности хоровых коллективов по стилю (манере) исполнения: народные, академические; владеть навыками вокально-хорового музицирования; применять навыки вокально-хоровой работы при пении музыкальным сопровождением и без сопровождения (acappella); творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении; участвовать в коллективной исполнительской деятельности, используя различные формы индивидуального и группового музицирования; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения; передавать свои музыкальные впечатления в устной или письменной форме; проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической деятельности; понимать специфику музыки как вида искусства и ее значение в жизни человека и общества; эмоционально проживать исторические события и судьбы защитников Отечества, воплощаемые в музыкальных произведениях; приводить примеры выдающихся (в том числе современных) отечественных и зарубежных музыкальных исполнителей и исполнительских коллективов; применять современные информационно-коммуникационные технологии для записи и воспроизведения музыки; обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров; использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (в томчисле в творческой и сценической). Выпускник получит возможность научиться: понимать истоки и интонационное своеобразие, характерные черты и признаки, традиций, обрядов музыкального фольклора разных стран мира; понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере мадригала, мотета, кантаты, прелюдии, фуги, мессы, реквиема; понимать особенности языка отечественной духовной и светской музыкальной культуры на примере канта, литургии, хорового концерта; определять специфику духовной музыки в эпоху Средневековья; распознавать мелодику знаменного распева -основы древнерусской церковной музыки; различать формы построения музыки (сонатно-симфонический цикл, сюита), понимать их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов; выделять признаки для установления стилевых связей в процессе изучения музыкального искусства; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; исполнять свою партию в хоре в простейших двухголосных произведениях, в том числе с ориентацией на нотную запись; активно использовать язык музыки для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, русского языка, окружающего мира, математики и др.). При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Музыка» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам и требования индивидуализации обучения. Тематическое планирование В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) приоритетом в МОУ СОШ № 3 является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений: к семье, как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья; к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне; к своему Отечеству, своей малой и большой Родине, как к месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которое завещано ему предками и которое нужно оберегать; к природе как к источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека; к миру как к главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье; к знаниям как к интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда; к культуре как к духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение; к здоровью, как к залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир; к окружающим людям, как к безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе, как к хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС – 34 часа № урока Содержание предмета Кол-во уроков Музыка как вид искусства (19 ч.) 1 2 3 4 5 Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 воплощении и развитии музыкальных образов. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Программная музыка. Многообразие связей музыки с изобразительным искусством. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Народное музыкальное творчество (16 ч.) 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России Музыкальный фольклор народов России Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 КЛАСС. № Содержание материала урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Интонация как носитель образного смысла. Многообразие интонационно-образных построений. Средства музыкальной выразительности в создании музыкального образа и характера музыки. Разнообразие вокальной, инструментальной, вокально-инструментальной, камерной, симфонической и театральной музыки. Различные формы построения музыки (двухчастная и трехчастная, вариации, рондо, сонатно-симфонический цикл, сюита), их возможности в воплощении и развитии музыкальных образов. Круг музыкальных образов (лирические, драматические, героические, романтические, эпические и др.), их взаимосвязь и развитие. Многообразие связей музыки с литературой. Взаимодействие музыки и литературы в музыкальном театре. Картины природы в музыке и в изобразительном искусстве. Символика скульптуры, архитектуры, музыки. Устное народное музыкальное творчество в развитии общей культуры народа. Характерные черты русской народной музыки. Основные жанры русской народной вокальной музыки. Различные исполнительские типы художественного общения (хоровое, соревновательное, сказительное). Музыкальный фольклор народов России. Знакомство с музыкальной культурой, народным музыкальным творчеством своего региона. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Истоки и интонационное своеобразие, музыкального фольклора разных стран. Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 6 КЛАСС – 34 часа. № урока Содержание предмета Кол-во уроков Русская музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX-ХХ вв. (16 ч.) 1 2 3 4 5 6 Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). 1 1 1 1 1 1 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Роль фольклора в становлении профессионального музыкального искусства. Духовная музыка русских композиторов. Традиции русской музыкальной классики, стилевые черты русской классической музыкальной школы. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIХXХ вв. (18 ч.) 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 33 34 Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). 1 1 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС. № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Содержание материала Древнерусская духовная музыка. Знаменный распев как основа древнерусской храмовой музыки. Основные жанры профессиональной музыки эпохи Просвещения: кант, хоровой концерт, литургия. Формирование русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка). Обращение композиторов к народным истокам профессиональной музыки. Романтизм в русской музыке. Стилевые особенности в творчестве русских композиторов (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов). Духовная музыка русских композиторов Средневековая духовная музыка: григорианский хорал. Жанры зарубежной духовной и светской музыки в эпохи Возрождения и Барокко (мадригал, мотет, фуга, месса, реквием, шансон). И.С. Бах – выдающийся музыкант эпохи Барокко. Венская классическая школа (Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен). Творчество композиторов-романтиков Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. Шуман, Ф Шуберт, Э. Григ). Оперный жанр в творчестве композиторов XIX века (Ж. Бизе, Дж. Верди). Основные жанры светской музыки (соната, симфония, камерноинструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки Основные жанры светской музыки XIX века (соната, симфония, камерно-инструментальная и вокальная музыка, опера, балет). Развитие жанров светской музыки (камерная инструментальная и вокальная музыка, концерт, симфония, опера, балет). Итого Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 7 класс-34 часа. № урока Содержание материала. Музыкальная культура XIX века: формирование русской Кол-во часов. классической школы 1 Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы 1 2 Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. 1 3 Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. 1 4 Особенности проявления романтизма в русской музыке. 1 5 Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. 1 6 Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет 1 7 Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; ВСЕНОЩНАЯ, ЛИТУРГИЯ 1 8 Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. 1 9 Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова. 1 Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков. 10 Зарубежная музыка от эпохи Средневековья до рубежа XIX - XX веков. 1 11 Средневековая духовная ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ традиции: 1 12 Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: МАДРИГАЛ, МОТЕТ (О. ЛАССО, Д. ПАЛЕСТРИНА). ВИЛЛАНЕЛЛА, 1 13 Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие. 1 14 Западноевропейская музыка эпохи Барокко 1 15 Знакомство с творчеством И.С. Баха на примере жанров прелюдии, фуги, МЕССЫ. 1 16 Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. 1 17 Общая характеристика венской классической школы (И. ГАЙДН, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен). 1 18 Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф. Шопен, Ф. Лист, Р. ШУМАН, Ф. ШУБЕРТ, Э. ГРИГ). 1 19 Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.), соната, симфония И ДР. 1 музыка западноевропейской 20 Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж. Бизе, ДЖ. ВЕРДИ, ДЖ. РОССИНИ. 21 Знакомство с образцами духовной музыки: РЕКВИЕМ. 1 1 Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века 22 Отечественное и зарубежное музыкальное искусство XX века 1 23 Традиции и новаторство в творчестве композиторов XX столетия 1 24 Стилевое многообразие музыки (импрессионизм, ЭКСПРЕССИОНИЗМ, НЕОФОЛЬКЛОРИЗМ, НЕОКЛАССИЦИЗМ И ДР.). 1 25 Взаимопроникновение "легкой" и "серьезной" музыки. 1 26 Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. СВИРИДОВ, Р.К. ЩЕДРИН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. ОРФ, М. РАВЕЛЬ, Б. БРИТТЕН, А. ШЕНБЕРГ). Джаз (Л. АРМСТРОНГ, Д. ЭЛЛИНГТОН, К. БЕЙСИ, Л. УТЕСОВ). Спиричуэл, блюз (Э. ФИЦДЖЕРАЛЬД). Симфоджаз (Дж. Гершвин). Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее "музыкальным символом" своего времени (И.О. ДУНАЕВСКИЙ, А.В. АЛЕКСАНДРОВ). Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. ОКУДЖАВА, В.С. ВЫСОЦКИЙ, А.И. ГАЛИЧ); МЮЗИКЛ (Л. БЕРНСТАЙН), РОК-ОПЕРА (Э.Л. УЭББЕР); РОК-Н-РОЛЛ (Э. ПРЕСЛИ); БРИТАНСКИЙ БИТ ("БИТЛЗ"), ФОЛК-РОК (Б. ДИЛАН); ХАРД-РОК ("ЛЕД ЗЕППЕЛИН", "ДИП ПЕПЛ"); АРТ-РОК ("ПИНК ФЛОЙД"); РЕГГЕЙ (Б. МАРЛИ), ХЕВИ-МЕТАЛ ("ДЖУДАС ПРИСТ") И ДР 1 27 28 29 30 Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. ОКУДЖАВА, В.С. ВЫСОЦКИЙ, А.И. ГАЛИЧ); МЮЗИКЛ (Л. БЕРНСТАЙН), РОК-ОПЕРА (Э.Л. УЭББЕР); РОК-Н-РОЛЛ (Э. ПРЕСЛИ); БРИТАНСКИЙ БИТ ("БИТЛЗ"), ФОЛК-РОК (Б. ДИЛАН); ХАРД-РОК ("ЛЕД ЗЕППЕЛИН", "ДИП ПЕПЛ"); АРТ-РОК ("ПИНК ФЛОЙД"); РЕГГЕЙ (Б. МАРЛИ), ХЕВИ-МЕТАЛ ("ДЖУДАС ПРИСТ") И ДР 31 Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. РАХМАНИНОВ, С.Т. РИХТЕР, Э.Г. ГИЛЕЛЬС, Д.Ф. ОЙСТРАХ, Е.А. МРАВИНСКИЙ, Е.Ф. СВЕТЛАНОВ, А.В. Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. КАРУЗО, М. КАЛЛАС, Р. ТИБАЛЬДИ, Э. ГОРОВИЦ, И. МЕНУХИН, А. РУБИНШТЕЙН, Г. ФОН КАРАЯН, А. ТОСКАНИНИ И ДР. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского 32 33 Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), ГРАНД-ОПЕРА (ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ), КОВЕНТ-ГАРДЕН (АНГЛИЯ, ЛОНДОН), МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА (США, НЬЮ-ЙОРК). 1 1 1 1 1 1 1 34 Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ, МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА. 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС. № Содержание материала урока Кол-во часов 1 1 Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы 2 Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества. 1 3 Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. 1 4 Особенности проявления романтизма в русской музыке. 1 5 Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. 1 6 Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет 1 7 Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; ВСЕНОЩНАЯ, ЛИТУРГИЯ 1 8 Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. 1 9 Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова. 1 10 Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (ПРЕЛЮДИЯ, НОКТЮРН И ДР.), соната, симфония И ДР. 1 11 Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж. Бизе, ДЖ. ВЕРДИ, ДЖ. РОССИНИ. 1 12 Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. СВИРИДОВ, Р.К. ЩЕДРИН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. ОРФ, М. РАВЕЛЬ, Б. БРИТТЕН, А. ШЕНБЕРГ). Многообразие современной популярной музыки: отечественной: авторская песня (Б.Ш. ОКУДЖАВА, В.С. ВЫСОЦКИЙ, А.И. ГАЛИЧ); МЮЗИКЛ (Л. БЕРНСТАЙН), РОК-ОПЕРА (Э.Л. УЭББЕР); РОК-Н-РОЛЛ (Э. ПРЕСЛИ); 1 13 1 БРИТАНСКИЙ БИТ ("БИТЛЗ"), ФОЛК-РОК (Б. ДИЛАН); ХАРД-РОК ("ЛЕД ЗЕППЕЛИН", "ДИП ПЕПЛ"); АРТ-РОК ("ПИНК ФЛОЙД"); РЕГГЕЙ (Б. МАРЛИ), ХЕВИ-МЕТАЛ ("ДЖУДАС ПРИСТ") И ДР 14 15 16 17 Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. РАХМАНИНОВ, С.Т. РИХТЕР, Э.Г. ГИЛЕЛЬС, Д.Ф. ОЙСТРАХ, Е.А. МРАВИНСКИЙ, Е.Ф. СВЕТЛАНОВ, А.В. Выдающиеся зарубежные исполнители: Э. КАРУЗО, М. КАЛЛАС, Р. ТИБАЛЬДИ, Э. ГОРОВИЦ, И. МЕНУХИН, А. РУБИНШТЕЙН, Г. ФОН КАРАЯН, А. ТОСКАНИНИ И ДР. Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского 1 Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), ГРАНД-ОПЕРА (ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ), КОВЕНТ-ГАРДЕН (АНГЛИЯ, ЛОНДОН), МЕТРОПОЛИТЕН-ОПЕРА (США, НЬЮ-ЙОРК). Центры отечественной музыкальной культуры и музыкального образования: МУЗЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ М.И. ГЛИНКИ, МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ П.И. ЧАЙКОВСКОГО, САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМЕНИ Н.А. РИМСКОГОКОРСАКОВА. 1 Итого 1 1 17 8 класс-34 часа. № урока Кол-во часов. Содержание материала. 1 Искусство вокруг нас, его роль в жизни современного человека 1 2 Искусство как хранитель культуры, духовного опыта человечества. 1 3 4 Обращение к искусству прошлого с целью выявления функциональности и ценности для людей, живших во все времена. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. 5 Родство художественных образов разных искусств. 1 6 Общность тем, взаимодополнение выразительных средств разных искусств (звучаний, линий, красок). 1 7 Музыка в театре и кино. 1 8 Коммуникативная, этическая, эстетическая и познавательнопросветительская направленность музыкального искусства, его возможности в духовном совершенствовании личности. 1 9 Музыкальное искусство в преобразовании духовного мира человека, достижении комфортности его душевного состояния. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (РЕКВИЕМЫ В.А. МОЦАРТА, Д. ВЕРДИ, Б. БРИТТЕНА) 1 10 его 1 1 1 Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (РЕКВИЕМЫ В.А. МОЦАРТА, Д. ВЕРДИ, Б. БРИТТЕНА) Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: вечности духа и кратковременности земной жизни (В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. БАХА) Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти ("РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" У. ШЕКСПИРА В ТРАКТОВКАХ Г. БЕРЛИОЗА, П.И. ЧАЙКОВСКОГО И С.С. ПРОКОФЬЕВА. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти ("РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" У. ШЕКСПИРА В ТРАКТОВКАХ Г. БЕРЛИОЗА, П.И. ЧАЙКОВСКОГО И С.С. ПРОКОФЬЕВА). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: войны и мира (ТВОРЧЕСТВО Д.Д. ШОСТАКОВИЧА, Г. МАЛЕРА, Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: войны и мира (ТВОРЧЕСТВО Д.Д. ШОСТАКОВИЧА, Г. МАЛЕРА, Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: личности и общества (Л. ВАН БЕТХОВЕН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: личности и общества (Л. ВАН БЕТХОВЕН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: внутренних противоречий в душе человека (М.П. МУСОРГСКИЙ, Р. ШУМАН, Ж. БИЗЕ) И ДР. 1 20 Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: внутренних противоречий в душе человека (М.П. МУСОРГСКИЙ, Р. ШУМАН, Ж. БИЗЕ) И ДР. 1 21 1 22 Своеобразие видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. Обогащение творческого опыта в разных видах музыкальной деятельности. 23 Слушание музыки. 1 24 Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие и оценка изучаемых образцов народного музыкального творчества, профессионального отечественного и зарубежного музыкального искусства различных исторических эпох и стилевой принадлежности; своеобразия исполнительской трактовки. 1 25 Выявление связей музыки с другими искусствами, историей, жизнью. 1 26 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки. 1 27 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 1 1 1 1 1 1 1 1 1 одноголосном и двухголосном классической музыки. исполнении образцов вокальной 28 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки. 1 29 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении народных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений. 1 30 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении народных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений. 1 31 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений. 1 32 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений. 1 33 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении современных песен с сопровождением и без сопровождения, в том числе основных тем инструментальных произведений; в поисках вариантов их исполнительской трактовки. 1 34 Обогащение опыта вокальной импровизации. 1 АУДИТОРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 8 КЛАСС. № урока 1 2 3 4 5 Содержание материала Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Музыка в театре и кино. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (РЕКВИЕМЫ В.А. МОЦАРТА, Д. ВЕРДИ, Б. БРИТТЕНА) Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: вечности духа и кратковременности земной жизни (В ТВОРЧЕСТВЕ И.С. БАХА) Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: любви и ненависти ("РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА" У. ШЕКСПИРА В ТРАКТОВКАХ Г. БЕРЛИОЗА, П.И. Кол-во часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 ЧАЙКОВСКОГО И С.С. ПРОКОФЬЕВА. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: войны и мира (ТВОРЧЕСТВО Д.Д. ШОСТАКОВИЧА, Г. МАЛЕРА, Д.Б. КАБАЛЕВСКОГО). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: личности и общества (Л. ВАН БЕТХОВЕН, А.И. ХАЧАТУРЯН, А.Г. ШНИТКЕ). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: внутренних противоречий в душе человека (М.П. МУСОРГСКИЙ, Р. ШУМАН, Ж. БИЗЕ) И ДР. 1 1 1 Творческое самовыражение учащегося в сольном, ансамблевом и хоровом одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки. 0,5 ИТОГО 8,5