Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Речевая практика» Личностные результаты: 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; 12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 13) формирование готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты Минимальный уровень: • знание предметов и действий, соотношение их с картинками; • умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова; • адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании; • умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя, ближайших родственников; • участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми средствами); • слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на иллюстративный материал. Достаточный уровень: • отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов; • выполнение различных заданий по словесной инструкции; • использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по указанию учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых ситуациях; • участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно отвечать на вопросы; • пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности; • знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей, ближайших родственников; • слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на картинносимволический план. Базовые учебные действия (БУД) Личностные учебные действия: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию; - целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей; - понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; - готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; - сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; - договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников спорной ситуации. Регулятивные учебные действия: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); - работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарём) и организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Познавательные учебные действия: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; - устанавливать видо-родовые отношения предметов; - делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; - читать; писать; - наблюдать; - работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Раздел 2. Содержание учебного предмета Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы. Программа составлена с учётом уровня обученности обучающихся, индивидуальнодифференцированного к ним подхода. Аудирование и понимание речи Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и слов (3 слога, 2-3 слова). Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка и др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в-на, у-за, поднад и др. Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя со следующим словесным отчётом о действии (Что ты делал?). Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте. Упражнения в различении предложений, содержащих слова и соотнесении с ситуационными - «родственники» или слова, картинками обозначающие функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал маленькую скамейку. Дикция и выразительность (эмоциональность) речи Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы). Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном выдохе – два Егорки, потом – три) и т. д. Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен. Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях. Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи. Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией, являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивленное, сердитое. Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса: приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого. Организация речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы «Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»). Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй», «Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку. Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы: «Привет», «Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво», «Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с помощью обращений. Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др. Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)». Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях. Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с…», «Поздравляю с праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству. Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками. Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона. Поздравительные открытки. Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки. Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо ты…», «Как красиво!» и др. Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…», «Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата: «Алло», «Да», «Я слушаю». Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, близким людям. Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…», «Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…». Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …». Благодарность. Формулы «Спасибо», «Большое спасибо», «Пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»). Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником. Обращение и мотивировка при извинении. Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения. Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!» Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества час ов,отводимых на освоение каждой темы 2 класс № урока Тема Кол-во часов Факт Ауд 1 1 1 2 1 1 1 1 0 1 0 0 Школьная жизнь. Добро пожаловать! 7 ч 1 2 3 4-5 6 7 Добро пожаловать! У нас новая ученица Кто нас лечит и кормит Правила для школьника Дежурим с другом (подругой) «Ура! Перемена!» Игры для детей. Истории о лете. 4 ч 8-9 10-11 Истории о лете 2 1 Я расскажу вам, где отдыхал. 2 1 Играем в сказку. «Три поросёнка» 3 ч 12 Знакомство со сказкой «Три поросёнка» 1 1 13 Сказка «Три поросёнка».Разучивание песенки из сказки. Инсценирование сказки «Три поросёнка». Я и мои товарищи. 1 0 1 0 1 1 1 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 0 14 Расскажи мне о школе! 15 16 17 18 Играем во дворе. Не надо больше ссориться. Дружат в нашем классе девочки и мальчики. Наш товарищ заболел.Повторение. Я за порогом дома. Алло! Алло! 3 ч 19 20 21 К. Чуковский «Телефон». Моделирование телефонного разговора. Телефонные номера. Я дома. С днём рождения! 4 ч 22 23 24 25 26-2728 29-30 31 32 33-34 К. Чуковский «Муха Цокотуха» День рождения. Поздравление именинника. Ролевая игра: «День рождения». Новогодняя сказка. 1 1 1 1 1 1 0 1 3 1 Новогодний карнавал Повторение. Повторение. 2 1 1 1 0 0 Зимняя прогулка. 2 0 1 1 2 0 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 0 0 1 1 Я и мои товарищи. Дежурство. 4 ч 35 36 37-38 Дежурство в классе. Дежурство в столовой. . Составление рассказа о дежурстве с опорой на план. Мир природы. У меня есть щенок! 4 ч Стихотворение С. Михалкова «Мой щенок». 40 Песня «Мой щенок». Рассказ – описание щенка сопорой на картинки. 41 Игра: «Узнай моего питомца». Составление рассказа: «Моё 42 любимое животное». 23 февраля – День защитникаОтечества. 43-44 Разучивание чистоговорок. 45 8 Марта. 46-47 48-49 Песенки, потешки, скороговорки. 50Составление предложений назаданную тему. Повторение. 51 Повторение. 52 39 Играем в сказку. Красная Шапочка 3 ч 53 Знакомство со сказкой «Красная Шапочка». Рассказывание сказки учителем. 54 55 Коллективное рассказываниесказки с использованием картинок учебника. Инсценирование сказки «Красная Шапочка». Любимое занятие. 1 0 1 0 1 0 1 1 1 0 1 1 1 1 1 1 1 0 1 1 2 2 68 1 1 1 1 34 Я записался в кружок! 3 ч 56 57 58 Экскурсия по школе. «Кружки и секции» Кружки и спортивные секции. Я записался в кружок! Играем в сказку. Вспоминаем любимые сказки 3 ч 59 60 61 62 Сказка «Маша и медведь». Сказка «Гуси-лебеди». Сказка «Лиса и волк». Поклонимся памяти Героев. 9Мая - День Победы. Мир природы Скоро лето! 4 ч 63 64 65-66 67-68 К нам весна шагает… Скоро лето! Любимые занятия летом. Повторение. Всего