Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский
язык»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Раздел 1.
Планируемые
результаты
освоения
учебного
предмета
«Речевая практика»
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;
3) формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
• знание предметов и действий, соотношение их с картинками;
• умение правильно выражать свои просьбы, используя «вежливые» слова;
• адекватно пользоваться правилами этикета при встрече и прощании;
• умение называть своё имя и фамилию, имена и отчества учителя и воспитателя,
ближайших родственников;
• участвование в ролевых играх (пассивно или с ограниченными речевыми
средствами);
• слушание сказки или рассказа и умение отвечать на вопросы с опорой на
иллюстративный материал.
Достаточный уровень:
• отчётливо произносить заданный ряд слоговых комплексов и слов;
• выполнение различных заданий по словесной инструкции;
• использование громкой и шёпотной речи, умение менять темп речи по указанию
учителя, практически использовать вопросительную интонацию в отработанных речевых
ситуациях;
• участвование в беседе, внимательно слушать собеседника, полно и правильно
отвечать на вопросы;
• пользование вежливыми словами при изъявлении благодарности;
• знание домашнего адреса, имени и отчества учителей и воспитателей, ближайших
родственников;
• слушание сказки, рассказа, пересказывания их содержания, опираясь на картинносимволический план.
Базовые учебные действия (БУД)
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нём, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому её восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик,
ученик – класс, учитель-класс);
- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
- сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
- договариваться и изменять своё поведение с учётом поведения других участников
спорной ситуации.
Регулятивные учебные действия:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
- пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.д.);
-
работать
с
учебными
принадлежностями
(инструментами,
спортивным
инвентарём) и организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
- активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
- соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать её с учётом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Познавательные учебные действия:
- выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
- устанавливать видо-родовые отношения предметов;
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
- пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
- читать; писать;
- наблюдать;
- работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и
электронных и других носителях).
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и
навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе школы.
Программа составлена с учётом уровня обученности обучающихся, индивидуальнодифференцированного к ним подхода.
Аудирование и понимание речи
Слушание, запоминание и отчётливое произнесение ряда слоговых комплексов и
слов (3 слога, 2-3 слова).
Слушание и повторение слов, близких по звучанию: букет-пакет, удочка-уточка и
др. (с опорой на наглядные средства). Выполнение действий с предлогами: в-на, у-за, поднад и др.
Выполнение движений или заданий по словесной двучленной инструкции учителя
со следующим словесным отчётом о действии (Что ты делал?).
Прослушивание и выполнение заданий, записанных на магнитофонной ленте.
Упражнения в различении
предложений,
содержащих
слова
и
соотнесении
с ситуационными
-
«родственники»
или
слова,
картинками
обозначающие
функционально сходные предметы: Миша сделал маленькую табуретку. Коля сделал
маленькую скамейку.
Дикция и выразительность (эмоциональность) речи
Упражнения на подвижность органов речевого аппарата (игровые приёмы).
Заучивание чистоговорок, четверостиший с голоса учителя, отчётливое и выразительное их
произнесение. Дыхательные упражнения: посчитать Егорок на горке (сначала на одном
выдохе – два Егорки, потом – три) и т. д.
Пение слогов и слов на мотивы знакомых детских песен.
Голос. Сила голоса. Громкая, тихая, шёпотная речь. Индивидуальные и хоровые
упражнения с использованием силы голоса в различных речевых ситуациях.
Быстрая и медленная речь. Упражнения в использовании нормального темпа речи.
Мимика и жесты. Тренировочные упражнения в связи с речевой ситуацией,
являющейся темой урока. Выражение лица: весёлое, грустное, удивленное, сердитое.
Практическое использование в речевых ситуациях соответствующего тона голоса:
приветливого, вежливого, грустного, испуганного, сердитого.
Организация речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству,
фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Грубое обращение,
нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые
обращения. Бытовые (неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные,
бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, сотруднику
полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тётенька,
девушка, мужчина и др.). Вступление в речевой контакт с незнакомым человеком без
обращения («Скажите, пожалуйста…»).
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня
зовут…», «Меня зовут…, а тебя?». Формулы
«Это…», «Познакомься, пожалуйста, это…». Ответные реплики на приглашение
познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и
прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «Здравствуй»,
«Здравствуйте», «До свидания». Развёртывание формул с помощью обращения по имени и
отчеству. Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг
или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
Неофициальные разговорные формулы: «Привет»,
«Салют», «Счастливо», «Пока». Грубые (фамильярные) формулы: «Здорόво»,
«Бывай», «Чао» и др. (в зависимости от условий школы). Недопустимость дублирования
этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развёртывание формул с
помощью обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания: «Как дела?», «Как
живёшь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании: «Приходи(те) ещё», «Заходи(те)», «Звони(те)».
Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление,
пожелание.
Формулы
«Поздравляю
с…»,
«Поздравляю
с
праздником…» и их развёртывание с помощью обращения по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия
пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе…», «Желаю Вам…», «Я хочу пожелать…». Неречевые
средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка: «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить
тебе…» и др. Этикетные и эмоциональные реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой…», «Как хорошо
ты…», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном
разговоре. Значение сигналов телефонной связи (гудки, обращения автоответчика
мобильной связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите, пожалуйста…»,
«Попросите, пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих
формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата:
«Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или
перемене. Обращение с просьбой к незнакомому человеку. Обращение с просьбой к
сверстнику, близким людям.
Развёртывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста…»,
«Можно…, пожалуйста!», «Разрешите…», «Можно мне…», «Можно я…».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность.
Формулы
«Спасибо»,
«Большое
спасибо»,
«Пожалуйста».
Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо, … (имя)»), благодарность как
ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень
приятно», «Я очень рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на
поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже поздравляю тебя (Вас)»,
«Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формула «Извините, пожалуйста» с обращением и без него.
Правильная реакция на замечания. Мотивировка извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и
др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим,
ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому.
Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки:
«Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества час
ов,отводимых на освоение каждой темы
2 класс
№ урока
Тема
Кол-во часов
Факт
Ауд
1
1
1
2
1
1
1
1
0
1
0
0
Школьная жизнь.
Добро пожаловать! 7 ч
1
2
3
4-5
6
7
Добро пожаловать!
У нас новая ученица
Кто нас лечит и кормит
Правила для школьника
Дежурим с другом (подругой)
«Ура! Перемена!»
Игры для детей.
Истории о лете. 4 ч
8-9
10-11
Истории о лете
2
1
Я расскажу вам, где отдыхал.
2
1
Играем в сказку.
«Три поросёнка» 3 ч
12
Знакомство со сказкой «Три поросёнка»
1
1
13
Сказка «Три поросёнка».Разучивание песенки
из сказки.
Инсценирование сказки
«Три поросёнка».
Я и мои товарищи.
1
0
1
0
1
1
1
1
0
1
1
0
1
1
1
1
1
0
14
Расскажи мне о школе!
15
16
17
18
Играем во дворе.
Не надо больше ссориться.
Дружат в нашем классе
девочки и мальчики.
Наш товарищ заболел.Повторение.
Я за порогом дома.
Алло! Алло! 3 ч
19
20
21
К. Чуковский «Телефон».
Моделирование телефонного
разговора.
Телефонные номера.
Я дома.
С днём рождения! 4 ч
22
23
24
25
26-2728
29-30
31
32
33-34
К. Чуковский «Муха Цокотуха»
День рождения.
Поздравление именинника.
Ролевая игра: «День
рождения».
Новогодняя сказка.
1
1
1
1
1
1
0
1
3
1
Новогодний карнавал
Повторение.
Повторение.
2
1
1
1
0
0
Зимняя прогулка.
2
0
1
1
2
0
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
0
0
1
1
Я и мои товарищи.
Дежурство. 4 ч
35
36
37-38
Дежурство в классе.
Дежурство в столовой.
. Составление рассказа о
дежурстве с опорой на план.
Мир природы.
У меня есть щенок! 4 ч
Стихотворение С. Михалкова
«Мой щенок».
40
Песня «Мой щенок».
Рассказ – описание щенка сопорой на картинки.
41
Игра:
«Узнай моего питомца».
Составление рассказа: «Моё
42
любимое животное».
23 февраля – День защитникаОтечества.
43-44
Разучивание чистоговорок.
45
8 Марта.
46-47
48-49
Песенки, потешки,
скороговорки.
50Составление предложений назаданную тему.
Повторение.
51
Повторение.
52
39
Играем в сказку.
Красная Шапочка 3 ч
53
Знакомство со сказкой
«Красная Шапочка». Рассказывание сказки
учителем.
54
55
Коллективное рассказываниесказки с
использованием
картинок учебника.
Инсценирование сказки
«Красная Шапочка».
Любимое занятие.
1
0
1
0
1
0
1
1
1
0
1
1
1
1
1
1
1
0
1
1
2
2
68
1
1
1
1
34
Я записался в кружок! 3 ч
56
57
58
Экскурсия по школе.
«Кружки и секции»
Кружки и спортивные секции.
Я записался в кружок!
Играем в сказку.
Вспоминаем любимые сказки 3 ч
59
60
61
62
Сказка «Маша и медведь».
Сказка «Гуси-лебеди».
Сказка «Лиса и волк».
Поклонимся памяти Героев. 9Мая - День
Победы.
Мир природы
Скоро лето! 4 ч
63
64
65-66
67-68
К нам весна шагает…
Скоро лето!
Любимые занятия летом.
Повторение.
Всего