Содержание Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» Раздел 2. Содержание учебного предмета Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека» Личностные результаты целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе; вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; Предметные результаты: Минимальный уровень: представления о назначении объектов изучения; узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации. Достаточный уровень: представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; знание отличительных существенных признаков групп объектов; знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач. ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм; Метапредметные результаты Коммуникативные учебные действия включают следующие умения: использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими. Регулятивные учебные действия включают следующие умения: адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. Познавательные учебные действия включают следующие умения: выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо - родовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями; читать; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя. Раздел 2. Содержание учебного предмета Сезонные изменения в неживой природе Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток (утро, день, вечер, ночь). Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад, снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель, лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение наблюдений за погодой, их описание в речи. Живая природа Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения). Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция и кактус). Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий). Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека. Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода. Неживая природа Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть. Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных, человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото. Животные Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк. Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания. Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание, образ жизни. Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий. Человек Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений. № Название разделов содержания Количество программы часов 1 Сезонные изменения в природе 20 2 3 4 5 Живая природа Неживая природа Животные Человек 2 7 2 3 Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на освоение каждой темы 34 часа (1 час в неделю) Аудиторное количество 24 часа (1 час в неделю) № Тема урока Количество часов Аудиторное кол-во часов Сезонные изменения в природе 1 Сезонные изменения. Влияние солнца на смену времен года 1 1 2 Сутки Долгота дня летом и зимой. 1 1 3 Времена года. Осень. 1 1 Растения осенью. 4 Животные осенью. 1 1 5 Занятия людей осенью 1 1 6 Зима . Зимние месяцы. 1 1 7 Растения зимой. 1 1 8 Животные зимой. 1 1 9 Занятие людей зимой. 1 1 10 Экскурсия . Наблюдение за погодой. 1 1 11 Повторение изученного материала. 1 1 12 Весна .Весенние месяцы. 1 1 13 Растения весной. 1 1 14 Животные весной 1 1 15 Занятие людей весной 1 1 16 Лето . Летние месяцы. 1 1 17 Растения летом. 1 1 18 Животные летом. 1 1 19 Занятие людей летом 1 1 20 Повторение изученного материала. 1 1 Живая природа 21 Растения. Части растений 1 1 22 Растения. Комнатные растения. Части растений. 1 1 Неживая природа 23 Вода .Свойства воды. 1 1 24 Температура воды . Вода в природе. 1 1 25 Жизнь растений. 1 1 26 Растения. Уход за комнатными растениями 1 1 27 Огород .Овощи. Овощи в питании человека. 1 1 28 Сад . Фрукты. Фрукты в питании человека. 1 1 29 Уход за растениями сада и огорода. 1 1 Животные 30 Животные и их порода 1 1 31 Рыбы: внешний вид, среда обитания. 1 1 Человек 32 Гигиена тела человека. 1 1 33 Органы пищеварения. Питание человека. 1 1 34 Профилактика отравлений. 1 1 Всего: 34 34