Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и
человека»
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов, отводимых на
освоение каждой темы
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир
природы и человека»
Личностные результаты
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной
и социальной частей;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик - ученик,
ученик - класс, учитель - класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его
выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений
об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях;
адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом
возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебнобытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение
задания
без
текущего
контроля
учителя
(при
наличии
предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников,
проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное
восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
Метапредметные результаты
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками
и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение с объективным мнением большинства
в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать
и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
устанавливать видо - родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;
читать;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные
на
бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью
учителя.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Сезонные изменения в неживой природе
Формирование представлений о смене времен года в связи с изменением положения
солнца. Долгота дня и ночи в зимнее и летнее время. Названия времен года, знакомство
с названиями месяцев. Наблюдения за изменением положения солнца в течении суток
(утро, день, вечер, ночь). Формирование представлений о явлениях и состояниях
неживой природы: похолодание, дожди, заморозки, пасмурно, первый снег, снегопад,
снежинки, мороз, лед, замерзание водоемов, потепление, таяние снега, ручьи, капель,
лужи, тепло, жара, тучи, гроза (гром, молния), теплые дожди, ливень. Продолжение
наблюдений за погодой, их описание в речи.
Живая природа
Растения. Комнатные растения. Названия и отличительные признаки (3-4 растения).
Части растений: корень, стебель, лист, цветок. Необходимость для жизни растений
воздуха, воды, света, тепла. Растения влаголюбивые, засухоустойчивые (традесканция
и кактус). Светолюбивые и тенелюбивые растения (фиалка и традесканция). Уход за
комнатными растениями. Огород. Овощи (3-5 названий). Названия и признаки.
Особенности произрастания. Овощи в питании человека. Сад. Фрукты (3-5 названий).
Названия и признаки. Особенности произрастания. Фрукты в питании человека.
Растения садов и огородов своей местности. Уход за растениями сада и огорода.
Неживая природа
Вода. Простейшие свойства воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть.
Первичные представления о температуре; термометре, как приборе для измерения
температуры. Вода горячая, холодная. Значение воды для жизни растений, животных,
человека. Вода в природе: дождь, снег, лед; река, озеро (пруд), болото.
Животные
Сравнение домашних животных и их диких сородичей. Кошка - рысь. Собака - волк.
Внешний вид, питание, названия детенышей, повадки, образ жизни, места обитания.
Необходимые условия для жизни животных: вода, тепло, воздух, пища. Разнообразие
пород кошек и собак, их повадки. Отношение человека к животным. Рыбы (2-3 названия
рыб, распространенных в данной местности). Внешний вид, среда обитания, питание,
образ жизни. Польза от рыболовства и охрана рыбных угодий.
Человек
Гигиена тела человека, закаливание. Питание человека. Органы пищеварения: ротовая
полость, пищевод, желудок, кишечник (элементарные представления). Значение
овощей и фруктов для правильного питания человека. Пища человека. Правильное
питание. Профилактика пищевых отравлений.
№
Название разделов содержания
Количество
программы
часов
1
Сезонные изменения в природе
20
2
3
4
5
Живая природа
Неживая природа
Животные
Человек
2
7
2
3
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количество часов,
отводимых на освоение каждой темы
34 часа (1 час в неделю)
Аудиторное количество 24 часа (1 час в неделю)
№
Тема
урока
Количество
часов
Аудиторное
кол-во часов
Сезонные изменения в природе
1
Сезонные изменения.
Влияние солнца на смену времен года
1
1
2
Сутки
Долгота дня летом и зимой.
1
1
3
Времена года. Осень.
1
1
Растения осенью.
4
Животные осенью.
1
1
5
Занятия людей осенью
1
1
6
Зима . Зимние месяцы.
1
1
7
Растения зимой.
1
1
8
Животные зимой.
1
1
9
Занятие людей зимой.
1
1
10
Экскурсия . Наблюдение за погодой.
1
1
11
Повторение изученного материала.
1
1
12
Весна .Весенние месяцы.
1
1
13
Растения весной.
1
1
14
Животные весной
1
1
15
Занятие людей весной
1
1
16
Лето . Летние месяцы.
1
1
17
Растения летом.
1
1
18
Животные летом.
1
1
19
Занятие людей летом
1
1
20
Повторение изученного материала.
1
1
Живая природа
21
Растения. Части растений
1
1
22
Растения. Комнатные растения. Части
растений.
1
1
Неживая природа
23
Вода .Свойства воды.
1
1
24
Температура воды . Вода в природе.
1
1
25
Жизнь растений.
1
1
26
Растения. Уход за комнатными
растениями
1
1
27
Огород .Овощи. Овощи в питании
человека.
1
1
28
Сад . Фрукты. Фрукты в питании
человека.
1
1
29
Уход за растениями сада и огорода.
1
1
Животные
30
Животные и их порода
1
1
31
Рыбы: внешний вид, среда обитания.
1
1
Человек
32
Гигиена тела человека.
1
1
33
Органы пищеварения. Питание человека.
1
1
34
Профилактика отравлений.
1
1
Всего: 34
34