АРП ОРКСЭ

Содержание
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

Раздел 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Основам
религиозных культур и светской этики» модуль Основы светской этики» составлена
в соответствии:
 Требований к результатам освоения АООП НОО обучающихся с ОВЗ
(вариант 7.1.); Данная программа адресована обучающимся 4 классов,
обучающихся по АООП НОО с ЗПР (вариант 7.1.) МОУ-СОШ №3.Данная
программа предполагает инклюзивное обучение детей с ОВЗ (вариант 7.1.).
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и
неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного
участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности - становления и развития
высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина
России.
Задачи курса:
- знакомство учащихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка познавательной деятельности.
1.
Цели курса:
Формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка чении нравственных
норм иценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно- смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
развитие способностей младших школьников к общению в
полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имяобщественного мира и согласия.
Особенностью ФГОС второго поколения является нацеленность на решение
не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Критерием для
определения ценностей выбраны Нравственность и Человечность, так как они
противостоят разрушительным явлениям и позволяют человеку развивать свое
сознание, жизнь и систему общественных отношений.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;

цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и
молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна
духовно нравственная консолидация многонационального народа РФ;
основные социально-педагогические условия и принципы духовнонравственного развития и воспитания учащихся.
Общая характеристика предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное
воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и
уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и
сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях
национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и
традиций.
Учебный курс «Основы светской этики» согласуется по педагогическим
целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания,
достижение которых обучающимся должен обеспечить образовательный процесс в
границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных,
ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными
предметами начальной и основной школы. Основой для данного курса является
концепция «Духовно-нравственного воспитания».
Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его
согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для
изучения один из шести учебных модулей. Образовательное учреждение на основе
определения образовательных потребностей, обучающихся и их родителей
(законных представителей), а также собственных возможностей организации
образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного
курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является
приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного
модуля.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной
культуры России, на понимание их значение в жизни современного общества, а
также своей сопричастности к ним.
Курс «Основы светской этики» призван актуализировать в содержании
общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую
религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней
российских школьников

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему
системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное
представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую
педагогическую цель воспитание нравственного, творческого, ответственного
гражданина России;

педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в
основесодержания всех модулей учебного курса;

системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а
также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский
язык, литература, история и др.);

ориентации учебного содержания на совместное осмысление
педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития
личностнойценностно-смысловой сферы младших подростков;
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования отражают:
1)
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2)
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3)
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4)
овладение
начальными
навыками
адаптации
в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5)
принятие и освоение
социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смыслаучения;
6)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости исвободе;
7)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8)
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования отражают:
1)
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2)
освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;3)формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4)
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности испособности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5)
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6)использование знаково-символических средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и
практических задач;
7)
активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8)
использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры,
фиксировать (записывать) вцифровой форме измеряемые величины и
анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с
аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной
избирательности, этики и этикета;
9)
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в
устной и письменной формах;
9)

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведениеокружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня
культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы
начального общего образования с учетом специфики содержания предметных
областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, отражают:
1)
готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному
саморазвитию;
2)
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали,
понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и
обществе;
3)
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека
иобщества;
10)

формирование первоначальных представлений о светской этике, о
традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современностиРоссии;
5)
первоначальные представления об исторической роли традиционных
религий в становлении российской государственности;
6)
становление внутренней установки личности поступать согласно своей
совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и
вероисповедания, духовныхтрадициях народов России;
7)
осознание ценности человеческой жизни.
Личностные результаты
У выпускника будут сформированы:
–внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к
школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и
принятия образца
«хорошего ученика»;
– широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая
социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
–учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решенияновой задачи;
–ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия
результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей,
товарищей, родителей и других людей;
– способность к оценке своей учебной деятельности;
-Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в
форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России,
чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие;
– ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, таки поступков окружающих людей;
– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
–развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов
морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
– установка на здоровый образ жизни;
– основы экологической культуры: принятие ценности природного мира,
готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного,
нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
– чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой
и отечественной художественной культурой.
4)

Выпускник получит возможность для формирования:
–
внутренней позиции обучающегося на уровне положительного
отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения,
выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении
социального способа оценки знаний;
– выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
–
устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим
способам решения задач;
– адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной
деятельности;
–
положительной адекватной дифференцированной самооценки на
основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
–
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в
поступках и деятельности;
–
морального сознания на конвенциональном уровне, способности к
решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении,
ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении
моральным нормам и этическим требованиям;
–
установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном
поведении и поступках;
–
осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на
искусство как значимую сферу человеческой жизни;
–
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и
сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и
обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
–
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
–учитывать установленные правила в планировании и контроле способа
решения;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
– различать способ и результат действия;
–вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения
и оценки для создания нового, более совершенного

результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов
решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном
языках.
Выпускник получит возможность научиться:
– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в
новом учебном материале;
–осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по
результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного
внимания;
–самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце
действия.
Познавательные универсальные учебные действияВыпускник научится:
–осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в
том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
–осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментовИКТ;
–использовать знаково­символические средства, в том числе модели (включая
виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решениязадач;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов,
выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую
очередь текстов);
–осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его
строении, свойствах и связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для
целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной
связи;
–осуществлять подведение под понятие на основе распознавания

объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть рядом общих приемов решения задач. Выпускник получит
возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с
использованием
ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать
информацию об окружающем мире с
помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачв
зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию,
самостоятельновыбирая основания и критерии для указанных логических
операций;
– строить логическое рассуждение, включающее
установление
причинно­следственных связей;
– произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник
научится:
–адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть
диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и
инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнера в общении и взаимодействии;
–учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– формулировать собственное мнение и позицию;
–договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
в том числе в ситуации столкновения интересов;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер
знает и видит, а что нет;
– задавать вопросы;
– контролировать действия партнера;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть
диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:
– учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей,
отличные от собственной;
–учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
–понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями
партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной
деятельности;
– продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета
интересов и позиций всех участников;
–с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и
полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
–задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
–осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь;
– адекватно использовать речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей
деятельности.
Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)
В результате изучения предмета Основы религиозных культур и светской
этики при получении начального общего образования выпускники приобретут
первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе
чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно­познавательных
текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью
удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации.
Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации,
представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с
текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск
информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи
информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в
тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся
смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для
установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей,
объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых
учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать
поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к
получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и
имеющимся жизненным опытом.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится:
– находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
– определять тему и главную мысль текста;
– делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
– вычленять содержащиеся в тексте основные события и
устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по
заданному основанию;
–
сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3
существенных признака;
–
понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение;
характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы
элементов);
–
понимать информацию, представленную разными способами: словесно,
в виде таблицы, схемы, диаграммы;
– понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию,
но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
–
использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее,
поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
–ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
–
использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки,
сноски) для поиска нужной информации;
– работать с несколькими источниками информации;
– сопоставлять информацию, полученную из несколькихисточников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится:
– пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
–соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,
непоказанные в тексте напрямую;
–формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
– сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста
информацию;
–составлять на основании текста небольшое монологическое
высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
– делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их
дальнейшего использования;
- составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о
прочитанном.

Работа с текстом: оценкаинформации
Выпускник научится:
–высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном
тексте;
–оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
– на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений,
пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
–участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или
прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
– сопоставлять различные точки зрения;
– соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
–в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию.
Формирование
ИКТ­компетентности
обучающихся (метапредметные
результаты)
В результате изучения предмета Основы религиозных культур и светской
этики на уровне начального общего образования начинается формирование
навыков, необходимых для жизни и работы в современном высоко технологичном
обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с информационными объектами,
в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые
данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и
которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных
технологий или размещаться в Интернете.
Обучающиеся познакомятся с различными средствами информационнокоммуникационных технологий (ИКТ), освоят общие безопасные и эргономичные
принципы работы с ними; осознают возможности различных средств ИКТ для
использования в обучении, развития собственной познавательной деятельности и
общей культуры.
Они приобретут первичные навыки обработки и поиска информации при
помощи средств ИКТ: научатся вводить различные виды информации в компьютер:
текст, звук, изображение, цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и
передавать медиасообщения.
Выпускники научатся оценивать потребность в дополнительной информации
для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;
определять возможные источники ее получения; критически относиться к
информации и к выбору источника информации.
Они научатся планировать, проектировать и моделировать процессы в
простых учебных и практических ситуациях.

В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ- ресурсов
для решения разнообразных учебно-познавательных и учебно- практических задач,
охватывающих содержание всех изучаемых предметов, у обучающихся будут
формироваться и развиваться необходимые универсальные учебные действия и
специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности
в средней и старшей школе.
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
Выпускник научится:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы,
опорно­двигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и
другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения
(мини­зарядку);
-организовывать систему папок для хранения собственной информации в
компьютере.
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука,
изображения, цифровых данных
Выпускник научится:
-вводить информацию в компьютер с использованием различных технических
средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную
информацию, набирать небольшие тексты на родном языке; набирать короткие
тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных
слов;
-рисовать (создавать простые изображения) на графическом планшете;
-сканировать рисунки и тексты.
Выпускник получит возможность научиться использовать программу
распознавания сканированного текста на русском языке.
Обработка и поиск информации
Выпускник научится:
-подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат
видеозаписи и фотографирования, использовать сменныеносители (флэш-карты);
-описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения,
записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя
инструменты ИКТ;
-собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и
экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства
ИКТ, а также в ходе опроса людей;

-редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в
соответствии с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование
текста, цепочек изображений, видео- и аудиозаписей,фотоизображений;
-пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора,
использовать полуавтоматический орфографический контроль; использовать,
добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; следовать основным
правилам оформления текста;
-искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри
компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том
числе с использованием ссылок);
-заполнять учебные базы данных.
Выпускник получит возможность научиться грамотно формулировать
запросы при поиске в сети Интернет и базах данных, оценивать,
интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться
к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и
передача сообщений
Выпускник научится:
-создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ,
редактировать, оформлять и сохранять их;
-создавать простые сообщения в виде аудио- и видеофрагментов или
последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения,
звука, текста;
-готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать
план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и
тезисы для презентации;
-создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр.;
-создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями
компьютера; составлять новое изображение из готовыхфрагментов (аппликация);
-размещать сообщение в информационной образовательной среде
образовательной организации;
-пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной
среде, фиксировать ход и результаты общения на экранеи в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:
-представлять данные;
-создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и
музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и
«музыкальных петель».
Планирование деятельности, управление и организация
Выпускник научится:
-создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно управляемых
средах (создание простейших роботов);
-определять последовательность выполнения
действий, составлять
инструкции(простые алгоритмы)в несколько действий, строить программы для
компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного
выполнения и повторения;
-планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего
мира.
Выпускник получит возможность научиться:
-проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей
собственной деятельности и деятельности группы, включая навыки
роботехнического проектирования
-моделировать объекты и процессы реального мира.
Предметные результаты
Планируемые результаты освоения предметной области «Основы
религиозных культур и светской этики» включают общие результаты по
предметной области (учебному предмету) и результаты по каждому учебному
модулю с учетом содержания примерных рабочих программ по Основам
православной культуры, Основам исламской культуры, Основам буддийской
культуры, Основам иудейской культуры, Основам мировых религиозных культур,
Основам светской этики.
Общие планируемые результаты.
В результате освоения каждого модуля курса выпускник научится:
–
понимать значение нравственных норм и ценностей для достойной
жизни личности, семьи, общества;
–
поступать в соответствии с нравственными принципами, основанными
на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России,
общепринятых в российском обществе нравственных нормах и ценностях;

осознавать ценность человеческой жизни, необходимость стремления к
нравственному совершенствованию и духовному развитию;
–
развивать первоначальные представления о традиционных религиях
народов России (православии, исламе, буддизме, иудаизме), их роли в культуре,
истории и современности, становлении российской государственности, российской
светской (гражданской) этике, основанной на конституционных обязанностях,
правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации;
–
ориентироваться в вопросах нравственного выбора на внутреннюю
установку личности поступать согласно своей совести;
Планируемые результаты по учебному модулюОсновы светской этики
Выпускник научится:
-раскрывать содержание основных составляющих российской светской
(гражданской) этики, основанной на конституционных обязанностях, правах и
свободах человека и гражданина в Российской Федерации (отношение к природе,
историческому и культурному наследию народов России, государству, отношения
детей и родителей, гражданские и народные праздники, трудовая мораль, этикет и
др.);
-на примере российской светской этики понимать значение нравственных
ценностей, идеалов в жизни людей, общества;
-излагать свое мнение по поводу значения российской светской этики в жизни
людей и общества;
-соотносить нравственные формы поведения с нормами российской светской
(гражданской) этики;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить
сообщения по выбранным темам.
Выпускник получит возможность научиться:
-развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе
общепринятых в российском обществе норм светской (гражданской) этики;
-устанавливать взаимосвязь между содержанием российской светской этики
и поведением людей, общественными явлениями;
-выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и
культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов
сограждан;
–

акцентировать внимание на нравственных аспектах человеческого поведения
при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего
образования.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
Знакомство с новым предметом. Россия как государство.
Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ
мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и
дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная.
Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные
ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о
Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в
современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам,
иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные
обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы,
религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и
наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной
жизни.
Знакомство с основами этики. Этика как часть философии. Значение
слова
«философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их
идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей.
Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель.
Происхождение слова «этика». Добродетели — лучшие качества человека.
Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики.
Этические учения о добродетелях.
Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский
«Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов.
Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера.
Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать
добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость — главная добродетель в
совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость.
Рассказ об отзывчивости. Честность и правдивость. Честность и верность.
Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности.
Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное
качество. Проявление этого качества в повседневной 6 жизни. Терпимость.
Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости
людей». Восточная притча «О гвоздях».
Этика о нравственном выборе. Жизнь древнегреческого философа Сократа.
Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение
на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная
природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча
«Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между
людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы,
определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор.
В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека.

Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный
выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и
совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка медведица и внучка».
Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об
Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Фрагмент сказки — разговор Маленького принца и Лиса об ответственности.
Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение
Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и
отрицательные
качества
и
привычки
человека.
Эпиктет
о
путях
самосовершенствования. Самовоспитание . Этика о добродетели справедливости и
справедливом государстве.
Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах
человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы.
Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви.
Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с
семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека.
«Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе.
Философская школа Конфуция. Государство. Россия — государство, в котором мы
живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства.
Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по
отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская
этика. Государственные праздники. 4 ноября — День народного единства. История
праздника.
Нравственный закон человеческой жизни.
Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и
значение заповедей. Иудаизм. Тора — священная книга иудаизма. Христианство.
Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о
мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как
основа человеческих взаимоотношений. Библия — священная книга христианства.
Любовь в жизни человека. В.С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье.
Китайская притча
«Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в
поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений
любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении.
Этика об отношении людей друг к другу.
Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и
скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба.
Честность и верность — основа дружбы. Отношение к людям в традиции
религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к
людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений.
Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах
человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о
ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь
человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки
человека. Поступок как результат мысли. JI.Н. Толстой о мыслях и поступках. В.
А. Сухомлинский
«Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого

общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций
благотворительности
в
различных
религиозных
культурах.
Место
благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и
милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа
христианской этики. Милосердие и сострадание — принципы буддийской религии.
Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в
современном мире. «Золотое правило нравственности» — нравственный закон.
Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и
религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте».Как сегодня
жить по нравственным законам.
Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции
милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест.
JI.М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и
бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт
Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству.
Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания
А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI.Н. Толстой —
выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI.Н. Толстой о человеке и его
душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы
человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о
свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения
окружающего мира. JI.Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов
изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.
Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как
научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева
«Письма о добром и прекрасном» Духовные традиции многонационального народа
России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России. Итоговая презентация результатов учебно
– исследовательской и проектной деятельности обучающихся по темам: «Что такое
этика?», «Значение нравственности и этики в жизни человека»; «Мое отношение к
миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается
Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание
Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник
Родины», «Мой друг»
Раздел 3. Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей
программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы.
Тематическое планирование составлено с учетом рабочей программы
воспитания. Воспитательный потенциал данного предмета обеспечивает
реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:
Создание благоприятных условий для развития социально значимых
отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах
семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогаястаршим;
быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час»

как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город,
свою страну;
беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о
бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не
засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремитьсяустанавливать хорошие отношения с другими людьми;
уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности,
помогать нуждающимся в этом людям;
уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными
возможностями здоровья;
быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций,
понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого
возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.

4 класс
Тематическое планирование модуля
«Основы светской этики»
(34 часа -1 час в неделю)
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Россия - наша Родина
Этика – наука о нравственной жизни человека.
Добрым жить на свете веселей.
Правила общения для всех.
От добрых правил – добрые слова и поступки.
Каждый интересен.
Премудрости этикета.
Красота этикета.
Простые школьные и домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.
В развитие добрых чувств – творение души.
Природа – волшебные двери к добру и доверию.
Чувство Родины.
Жизнь протекает среди людей.
Чтобы быть коллективом.
Коллектив начинается с меня.
Мой класс – мои друзья.
Ежели душевны вы и к этике не глухи.
Жизнь священна.
Человек рождён для добра.
Милосердие – закон жизни.
Жить во благо себе и другим.
Следовать нравственной установке.
Достойно жить среди людей.
Уметь понять и простить.
Простая этика поступков.
Общение и источники преодоления обид.
Ростки нравственного опыта поведения.
Доброте сопутствует терпение.
Действия с приставкой «СО».
С чего начинается Родина.
В тебе рождается патриот и гражданин.
Человек – чело века.
Слово, обращённое к тебе.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Аудиторное тематическое планирование (17 часов)
№
урока
1

Тема урока
Этика – наука о нравственной жизни человека.

Кол-во
часов
1

Этика общения (2ч)
2

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех.

1

3

От добрых правил – добрые слова и поступки.

1

Этикет (2ч)
4
5

Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и
домашние правила этикета.
Чистый ручеёк нашей речи.

1
1

Этика человеческих отношений (4ч)
6

В развитие добрых чувств – творение души.

1

7

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

1

8

Жизнь протекает среди людей.

1

9

Коллектив начинается с меня. Мой класс – мои друзья.

1

Простые нравственные истины (2ч)
10

Жизнь священна. Жить во благо себе и другим.

1

11

Человек рождён для добра. Милосердие – закон жизни.

1

Душа обязана трудиться (2ч)
12

Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей.

1

13

Уметь понять и простить. Простая этика поступков.

1

Посеешь поступок – пожнёшь характер (2ч)
14
15

Общение и источники преодоления обид. Ростки нравственного опыта
поведения.
Доброте сопутствует терпение.

1
1

Судьба и Родина едина (2ч)
16

С чего начинается Родина. В тебе рождается патриот и гражданин.

1

17

Человек – человека. Слово, обращённое к тебе.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».