АРП музыка

Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы обучающимися с ЗПР происходит в процессе активного
восприятия и обсуждения музыки, освоения основ музыкальной грамоты,
собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающихся:
хорового пения и игры на элементарных музыкальных инструментах,
пластическом
интонировании,
подготовке
музыкально-театрализованных
представлений.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных
свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения
лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских
композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений
современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе
сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов,
национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в
культурном многообразии окружающей действительности, участие
в
музыкальной жизни класса, школы и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность
эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности,
участие в музыкальной жизни класса, школы и др.;
– сформированность этических чувств доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в
эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в
жизни человека и общества;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах
музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в
процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– сформированность умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в
процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее
эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой
деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при
решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная
самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных
музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о
содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных
эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– сформированность у младших школьников умения составлять тексты,
связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в
устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового,
стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкальнотворческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую
деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
(включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные
программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и
т. п.);
- готовность слушать собеседника и вести диалог при анализе музыкальных
образов произведений, излагать свое мнение и аргументировать свою точку
зрения;
- овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные
связи музыки с другими видами искусства.
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:
1) формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни
человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) формирование элементов музыкальной культуры, интереса к
музыкальному искусству и музыкальной деятельности, формирование
элементарных эстетических суждений;

3) развитие эмоционального осознанного восприятия музыки, как в
процессе активной музыкальной деятельности, так и во время слушания
музыкальных произведений;
4) формирование эстетических чувств в процессе слушания музыкальных
произведений различных жанров;
5) использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических
композиций,
исполнении
вокально-хоровых
произведений, в импровизации.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся.
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в
дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных
видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности.
Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на
принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление
личности школьника, включающее формирование его духовно-нравственных
качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально-исполнительских и
творческих способностей, возможностей самооценки и самореализации. Освоение
программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной,
концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Выпускник научится:
Слушание музыки.
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их
авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ,
отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах
интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании
образа.
4. Имеет представление об инструментах симфонического, камерного,
духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра русских народных
инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов
(детских, женских, мужских), хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а
также народного, академического, церковного) и их исполнительских
возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской)
музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и
оркестра русских народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях
музыкальных форм: типах развития (повтор, контраст), простых двухчастной и
трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Имеет слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки,
отечественной и зарубежной классики.

10. Умеет импровизировать под музыку с использованием танцевальных,
маршеобразных движений, пластического интонирования.
Хоровое пение.
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Российской Федерации.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без
сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения
правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет
твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет
доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком,
отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для
достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с
элементами двухголосия.
Игра в детском инструментальном оркестре (ансамбле).
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах
детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные навыки игры в ансамбле – дуэте, трио (простейшее
двух-трехголосие).
Владеет
основами
игры
в
детском
оркестре,
инструментальном ансамбле.
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре,
в том числе тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука: высота, длительность, тембр,
громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное
представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок
и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент
в музыке: сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; ¾; 4/4. Сочетание восьмых,
четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях,
ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и
аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в
объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав,
пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных,

трехступенных, пятиступенных), песен, разучивание по нотам хоровых и
оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное.
Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах,
произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт.
Музыкально-сценические жанры: балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление,
заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма,
вариации, рондо.
В результате изучения музыки на уровне начального общего
образования обучающийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в
различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки,
игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом
движении и импровизации);
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкальнотворческую деятельность; музицировать;
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме
при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и
участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении
заинтересовавших его музыкальных образов;
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять
инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического
творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурномассовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной
музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и
др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными
линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального
искусства», «Музыкальные картины мира». В примерной программе
предусматривается резерв 18 часов на 4 учебных года. Этот резерв дает
возможность разработчикам авторских программ наполнять указанные
содержательные линии по своему усмотрению. В I классе сокращение часов
осуществляется за счет резерва учебного времени.
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение
музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание
окружающей жизни, природы, настроений, чувств, характера человека.
Обобщённое представление об основных образно-эмоциональных сферах
музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их

разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет,
симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество
России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, обряды,
скороговорки, загадки, игры, драматизации. Историческое прошлое в
музыкальных образах. Сочинения отечественных композиторов о Родине.
Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно –
образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность
в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей
человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация –
источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности
(мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное
воздействие. Композитор - исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной
речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как
способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей
человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные
приемы музыкального развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно –
образного содержания произведений. Формы одночастные, двух - и трёхчастные,
вариации, рондо и др.
Музыкальные картины мира. Интонационное богатство музыкального
мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и
инструментальные коллективы, ансамбли, песни и танца. Выдающиеся
исполнительские коллективы (хоровые, вокальные). Музыкальные театры.
Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи,
видеофильмы, звукозаписи(CD,DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая,
оркестровая. Певческие голоса: детские, женские и мужские. Хоры: детский,
мужской, женский, смешанный. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира.
Многообразие
этнокультурных,
исторически
сложившихся
традиций.
Региональные музыкально – поэтические традиции: содержание. Образная сфера
и музыкальный язык.
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который
предусматривает знакомство учащихся с музыкальными традициями, песнями и
музыкальными инструментами Урала и составляет 10% учебного времени.
1 класс
Раздел 1. «Музыка вокруг нас» 16 ч.
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор –
исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных

жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа
музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная
азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа.
Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в
праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций.
Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий.
Раздел 2. «Музыка и ты» 17 ч.
Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника,
композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы
утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание
музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и
музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в
выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационноосмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные
инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке.
Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля,
программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
2 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Образы родного края в музыке. Песенность как отличительная черта русской
музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн-главная
песня нашей Родины; герб, флаг. Средства музыкальной выразительности.
Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя,
Большой театр).
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 2. «День, полный событий» 6 ч.
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.
Чайковского и С. Прокофьева. Песенность, танцевальность, маршевость в
передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа,
детские игры и забавы, сказка в музыке, колыбельные песни. Своеобразие
музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный
инструмент— фортепиано, его выразительные возможности. Звучащие картины.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 5 ч.
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Звучащие картины.
Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий
Радонежский. Воплощение их образов в музыке различный жанров. Народные
песнопения, кантата. Жанр молитвы. Праздники Русской Православной церкви.
Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Выразительное,

интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр
русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской
народной музыке. Ритмическая партитура. Музыка в народном стиле. Традиции
народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы
(Масленица), встреча весны.
Разыгрывание народных песен: песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод.
Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение русских народных песен,
танцев, инструментальных наигрышей разных жанров. Выполнение творческих
заданий.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 5 ч.
Опера и балет. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля.
Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический
оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального
спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Музыкальные
темы-характеристики действующих лиц. Детский музыкальный театр.
Ролевая игра в дирижера Сценическое воплощение учащимися отдельных
фрагментов музыкального спектакля. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение тем-характеристик действующих лиц опер и балетов. Выполнение
творческих заданий.
Раздел 6. «В концертном зале» 5 ч
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки.
Симфоническая сказка С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп
инструментов
симфонического
оркестра.
Музыкальная
живопись.
Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А.Моцарта, М.
Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Партитура.
Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 6 ч
Композитор — исполнитель — слушатель. Интонационная природа музыки.
Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган).
Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С.
Баха. М. Глинки. В.-А. Моцарта, Г. Свиридова. Д. Кабалевского. Жанры музыки.
Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия - рисунок, лад - цвет).
Международные конкурсы исполнителей. Темы, сюжеты и образы музыки С.
Прокофьева, П. Чайковского. Выразительное, интонационно осмысленное
исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
3 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 5 ч.
Песенность русской музыки. Образы родной природы в романсах русских
композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Звучащие картины. Образы

Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная
песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности
музыкального языка различных произведений. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий.
Раздел 2. «День, полный событий» 4 ч.
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы
природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и
изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня,
романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей
композиторов (П. Чайковский, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э. Григ).
Сценическое воплощение отдельных сочинений программного характера.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы (Девы Марии) в
музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской —
величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: Вербное
воскресенье (вход Господень в Иерусалим), Крещение Руси (988 г.). Святые земли
Русской – княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и
молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов,
воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 4 ч.
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности
повествования (мелодика и ритмика былин). Певцы-гусляры. Образы былинных
сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель), народные традиции и
обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация
тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Звучащие картины.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 5. «В музыкальном театре» 6 ч.
Путешествие в музыкальный театр. Обобщение и систематизация жизненномузыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного
спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик
действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах
(М.Глинка, К.-В.Глюк, Н.Римский-Косаков, П.Чайковский). Мюзикл — жанр
легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка,
манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Раздел 6. «В концертном зале» 6ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и
исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра.
«Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский).
Музыкальные инструменты: флейта, скрипка, их выразительные возможности
(И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные
мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии.
Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная,
вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 5 ч.
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль
композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных
сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы
природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации.
Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров
инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа
джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители.
Мир музыки С. Прокофьева. П. Чайковский и Э. Григ - певцы родной природы.
Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность
оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир. Выразительное,
интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей.
Выполнение творческих заданий.
4 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя» 3 ч.
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских
композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального
творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен:
колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.;
особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения.
Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт,
вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева
(кантата). Звучащие картины.
Вокальные импровизации на заданный текст. Выразительное, интонационно
осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение
творческих заданий.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм» 4 ч.
Нравственные подвиги святых земли Русской (княгиня Ольга, князь
Владимир, князь Александр Невский, преподобные Сергий Радонежский и Илья
Муромец), их почитание и восхваление. Святые Кирилл и Мефодий — создатели
славянской письменности. Религиозные песнопения: стихира, тропарь, молитва,
величание; особенности мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской
православной церкви: Пасха – «праздник праздников, торжество торжеств».

Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова
Воскресения в музыке русских композиторов.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 3. «День, полный событий» 6 ч.
«В краю великих вдохновений…». Один день с А. С. Пушкиным.
Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве
русских композиторов (П. Чайковский. М. Мусоргский. Н. Римский-Корсаков, Г.
Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки. Святогорский
монастырь: колокольные звоны. Тригорское: Музыкально-литературные вечера романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность
поэзии А. Пушкина.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 3 ч.
Народная песня - летопись жизни народа и источник вдохновения
композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен.
Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность,
импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша,
движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и
письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора.
Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр
русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и
музы¬кантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и
народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 5. «В концертном зале» 5 ч.
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс,
баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и
симфонической музыки (симфония, симфоническая увертюра). Особенности
музыкальной драматургии (сочинения Л. Бородина. П. Чайковского, С.
Рахманинова. Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф.
Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота).
Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр.
Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.
Раздел 6. «В музыкальном театре» 6 ч.
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С.
Прокофьева.
Опера. Музыкальная тема - характеристика действующих лиц. Ария,
речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в
опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор,
вариантность.

Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах Л. Хачатуряна,
И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка.
Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная
мелодика.
Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики,
манеры исполнения.
Сценическое воплощение отдельных фрагментов музыкальных спектаклей.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» 7 ч.
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. РимскийКорсаков. Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер. С.
Лемешев. И. Козловский. М. Ростропович и др.). Сходство и различия
музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и
их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина,
сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи.
Музыкальные инструменты: гитара. Классические и современные образцы
гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая
импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация.
Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в
музыке М. Мусоргского.
Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных
жанров и стилей. Выполнение творческих заданий.

Раздел 3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ
КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального
общего образования) таким целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний –
знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
К наиболее важным из них относятся следующие:
- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой),
внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи;
выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
- быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в
учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою
страну;
- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или
дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных
животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять
бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные
вопросы, не прибегая к силе;
- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться
устанавливать хорошие отношения с другими людьми;
- уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности, помогать
нуждающимся в этом людям;
- уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной
принадлежности, иного имущественного положения, к людям с ограниченными
возможностями здоровья;
- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то
непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять
инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи
старших.
Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста,
поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в
открывающуюся ему систему общественных отношений.

1 класс (33 часа)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

«И Муза вечная со мной!»
Хоровод муз.
Повсюду музыка слышна.
Душа музыки - мелодия.
Музыка осени.
Сочини мелодию.
«Азбука, азбука каждому нужна…».
Музыкальная азбука.
Обобщающий урок 1 четверти.
Музыкальные инструменты.
«Садко». Из русского былинного сказа.
Музыкальные инструменты.
Звучащие картины.
Разыграй песню.
Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай
старины.
Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти.
Край, в котором ты живешь.
Художник, поэт, композитор.
Музыка утра.
Музыка вечера.
Музыкальные портреты.
Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.
Музы не молчали.
Мамин праздник.
Обобщающий урок 3 четверти.
Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Музыкальные инструменты.
«Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Музыка в цирке.
Дом, который звучит.
Опера-сказка.
«Ничего на свете лучше нету»
Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

1
1
1
1
1
1
1
33

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
итого

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

2 класс
34ч (1ч в неделю)
№ урока

Тема урока

Кол-вочасов

1

Музыкальное зеркало

1

2

Музыкальные часы

1

3

Музыкальные часы: доброе утро

1

4

Музыкальные часы: шумный день

1

5

Музыкальные часы: добрый вечер

1

6

Музыкальные часы: тиxая ночь

1

7

Музыкальный календарь

1

8

Музыкальный календарь: музыка осени

1

9

Музыкальный календарь: музыка зимы

1

10

Музыкальный календарь: музыка весны, музыка лета

1

11

Музыкальная машина времени: времена рождения музыки

1

12

Музыкальная машина времени: русская музыкальная старина(народные
песни)

1

13

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разныxстран

1

14

Музыкальный глобус: путешествуем по России

1

15

Музыкальный глобус: едем в далекие края

1

16

Волшебная музыкальная палочка

1

17

На Родине М.И.Глинки: среди долины

1

18

На Родине М.И.Глинки: “Камаринская”

1

На Родине М.И.Глинки: в музыкальной гостиной

2

21

На Родине М.И.Глинки: под звон колоколов

1

22

На Родине М.И.Глинки: сердце Родины

1

23

В родительском доме П.И.Чайковского: мама

1

24

В родительском доме П.И.Чайковского: детские песни

1

Морское плавание с композитором Николаем АндреевичемРимскимКорсаковым: во владениях Морского царя.

2

19-20

25 - 26

Семейство ударныx инструментов

3

30

Инструментальный ансамбль

1

31

Оркестр

1

32

У кого какой голос?

1

33

Вокальный ансамбль

1

34

Вокальный ансамбль

1

27-29

Аудиторное тематическое планирование
Музыка
2 класс (17 часов)
Тема урока

№ урока

Кол-во
часов

1

Музыкальное зеркало

1

2

Музыкальные часы: шумный день

1

3

Музыкальные часы: добрый вечер

1

4

Музыкальный календарь: музыка осени

1

5

Музыкальный календарь: музыка зимы

1

6

Музыкальный календарь: музыка весны, музыка лета

1

7

Музыкальная машина времени: музыкальное прошлое разныxстран

1

8

Музыкальный глобус: путешествуем по России

1

9

Волшебная музыкальная палочка

1

10

На Родине М.И.Глинки: в музыкальной гостиной

1

11

На Родине М.И.Глинки: под звон колоколов

1

12

В родительском доме П.И.Чайковского: мама

1

13

В родительском доме П.И.Чайковского: детские песни

1

14

Семейство ударныx инструментов

1

15

Инструментальный ансамбль

1

16

Оркестр

1

17

Вокальный ансамбль

1

3 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)
№ урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Концертные залы

1

2

Концерт xоровой музыки

1

3

Концерт xоровой музыки: гимн

1

4

Концерт xоровой музыки: церковное песнопение

1

5

Концерт xоровой музыки: xор

1

6

Концерт xоровой музыки: кантата

1

7

Концерт камерной музыки

1

8

Концерт камерной музыки: романс

1

9

Концерт камерной музыки: пьеса

1

10

Концерт камерной музыки: соната

1

11

Концерт симфонической музыки

1

12

Концерт симфонической музыки: симфония

1

13

Концерт симфонической
музыки: А. Бородин. Симфония №2 «Богатырская»

1

14

Концерт симфонической музыки: симфоническая картина

1

15

Концерт симфонической музыки: симфоническая сюита

1

16

Музыкальные театры

1

17

Опера

1

18

М. Глинка.
Опера «Руслан и Людмила»

1

19

Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка» (весенняя сказка)

1

20

Оперы для детей

1

21

Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро»

1

22

Балет. П.И. Чайковсий. Балет «Спящая красавица»

1

23

Балет. И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка»

1

24

Балет: В детском музыкальном театре

1

25

Оперетта

1

26

Мюзикл

1

27

Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира

1

28

Музыкальные инструменты

1

29

Музыка и теxника

1

30

Музыка и изобразительное искусство

1

31

Музыка и книги

1

32

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор иминор

1

33

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы

1

34

Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы

1

№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

Аудиторное тематическое планирование
3 класс
17ч (0,5 ч в неделю)
Тема урока
Концертные залы.
Концерт xоровой музыки.
Концерт xоровой музыки: гимн, церковное песнопение.
Концерт xоровой музыки: xор, кантата.
Концерт камерной музыки: романс, пьеса, соната.
Концерт симфонической музыки: симфония, А.Бородин. Симфония №2
«Богатырская».
Симфоническая картина, симфоническая сюита.
Музыкальные театры. Опера.
М. Глинка. Опера «Руслан и Людмила».
Н.А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка».
Оперы для детей.
Балет. П.И. Чайковский. Балет «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
И.Ф. Стравинский. Балет «Петрушка». В детском музыкальном театре.
Оперетта. Мюзикл.
Музыкальные музеи: путешествие по музеям мира.
Музыкальные инструменты.
Музыка и теxника.
Музыка и изобразительное искусство. Музыка и книги.
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Мажор и минор
Школа Скрипичного ключа: уроки сольфеджио. Интервалы.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

4 КЛАСС
34ч (1 ч в неделю)
№
урока

Тема урока

Кол-во
часов

1

Встречи с музыкальными композиторами

1

2

Встречи с музыкальными композиторами: В.А.Моцарт

1

3

В рыцарскиx замкаx

1

4

На балаx

1

5

На балаx: полонез

1

6

На балах: вальс и его «король» — композитор Иоганн Штраус

1

7

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька

1

8

На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал

1

9

С чего начинается Родина?

1

10

Русь изначальная: И. Стравинский. Балет «Весна священная»

1

11

Русь изначальная: М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь»

1

12

Русь православная: церковные песнопения

1

13

Русь скоморошья

1

14

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица»

1

15

Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о цареСалтане»

1

16

Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»

1

17

Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь»

1

18

Русь героическая: М. Глинка. Опера «Иван Сусанин» («Жизнь зацаря»)

1

19

Музыка революции

1

20

У пионерского костра

1

21

В кинотеатре и у телевизора

1

22

Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов

1

23

Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7(Ленинградская)

1

24

Музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня утра,весны и
мира»

1

25

На космодроме

1

26

На стадионе

1

27

На фестивале авторской песни

1

28

У колыбели

1

29

На свадьбе

1

30

На фольклорном фестивале: выступают фольклорные ансамбли

1

31

На фольклорном фестивале: кто на чём играет?

1

32

На фольклорном фестивале: выступают ансамбли народноготанца

1

33

Урок фольклора

1

34

Урок фольклора

1
4 КЛАСС
Аудиторное тематическое планирование
17 ч (1 ч в неделю)
Тема урока

№
урока

Кол-во
часов

1

Встречи с музыкальными композиторами: В.А.Моцарт

1

2

В рыцарскиx замкаx

1

3

На балах: полонез, вальс и его «король» — композитор Иоганн Штраус

1

4

На балах: менуэт, гавот, мазурка, полька

1

5

На карнавалах: Р. Шуман. Карнавал

1

6

С чего начинается Родина? Русь изначальная: И. Стравинский. Балет
«Весна священная»

1

7

Русь изначальная: М. Балакирев Симфоническая поэма «Русь»

1

8

Русь православная: церковные песнопения

1

9

Русь сказочная: И. Стравинский. Балет «Жар-птица»

10

1
1

Русь сказочная: Н. Римский-Корсаков. Опера «Сказка о царе Салтане»

11

Русь былинная: Н. Римский-Корсаков. Опера-былина «Садко»

1

12

Русь героическая: А. Бородин. Опера «Князь Игорь» М. Глинка. Опера
«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

1

13

Музыка революции. У пионерского костра

1

14

Музыка о войне и на войне: песни советских композиторов

1

15

Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович. Симфония № 7
(Ленинградская), музыка на защите мира: Д. Кабалевский. Кантата «Песня
утра, весны и мира»

1

16

На космодроме, на стадионе, на фестивале авторской песни, у колыбели, на
свадьбе

1

17

На фольклорном фестивале: кто на чём играет? выступают фольклорные
ансамбли. Урок фольклора

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».