Положение об индивидуальном проекте на уровне среднего общего образования МОУ СОШ № 3

Муниципальное общеобразовательное учр
средняя общеобразовательная шко.
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом МОУ СОШ № 3
протокол от 31.08.2020 г. № 1

утвер:
Директор
Приказ № 21

ение

нникова

Положение об индивидуальном проекте
на уровне среднего общего образования
МОУ СОШ № 3

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи индивидуального
итогового проекта учащихся в МОУ СОШ №3 г. Богдановича, порядок
организации и общие требования к содержанию и оценке проектных работ
учащихся. Положение разработано в соответствии с нормативными
документами, регламентирующими деятельность педагогических работников
при реализации учебного курса «Индивидуальный проект»:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
• Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
общего образования (с изменениями и дополнениями), утвержденный
приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 0 августа 2013 г. № 1015
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).
• Примерная основная образовательная Программа среднего общего
образования (одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16з).

• Основная образовательная программа среднего общего МОУ СОШ №3.
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации
работы по руководству, сопровождению и оцениванию индивидуальных
итоговых проектов и деятельность учащихся над индивидуальным итоговым
проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО.
1.3. Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных
результатов, полученных учащимися в ходе освоения ООП среднего общего
образования. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку
достижения планируемых результатов освоения основной образовательной
программы в части формирования универсальных учебных действий (разделы
«Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные
универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные
действия»).
Основной
процедурой
итоговой
оценки
достижения
метапредметных результатов является защита индивидуального итогового
проекта.

1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебновоспитательного процесса, она способствует повышению качества образования,
демократизации стиля общения учителей и учащихся, развитию персональных
компетентностей обучающихся, их успешной социализации.
1.5. Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из
методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на
выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы,
подбор методов, сбор и обработка информации, проведение экспериментов,
анализ полученных результатов и выводы по работе), способствует развитию
творческих
способностей
и
логического
мышления.
Выполнение
индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося
старшей ступени, перешедшего на обучение ФГОС СОО. Индивидуальный
проект выполняется обучающимся в течение одного года в рамках учебного
времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен
в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта:
информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного,
конструкторского, инженерного.
1.6. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный
руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования,
педагог-психолог, социальный педагог.
1.7. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником, согласуется с педагогом.
1.8. Проект может быть только индивидуальным.
1.9. Проект является монопредметным или межпредметным (выполняется в
рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой
избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно­
исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной);
1.10. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели
и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа
действий.

2. Цель и задачи индивидуального итогового проекта
2.1. Цель курса «Индивидуальный проект»: создание условий для формирования
у учащихся исследовательских умений обучающихся, развития их творческих
способностей и логического мышления.
2.2. Задачи курса «Индивидуальный проект»:
• Учить обучающихся планированию (определять цель, описывать
основные шаги по достижению поставленной цели, подбирать методы и
формы работы по выбранной теме исследования).
• Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов
(учащийся должен уметь выбрать нужную информацию и правильно ее
использовать).
• Развивать умения анализировать (креативность и критическое мышление).
• Формировать и развивать умения составлять письменный отчет о
самостоятельной работе над проектом (составлять план работы,
презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о
библиографии).
• Способствовать формированию позитивного отношения к работе,
активной жизненной позиции (учащийся должен проявлять инициативу,

энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с
установленным планом и графиком работы).
• Интенсифицировать
освоения
знаний
по
базовым
предметам,
способствовать формированию системы межпредметной интеграции и
целостной картины мира.
• Способствовать
формированию
и
развитию
коммуникативной
компетенции обучающегося как одного из факторов их успешной
социализации в будущем.
• Способствовать оценке достижения планируемых метапредметных
результатов освоения основной образовательной программы основного
общего образования, представленных в разделах «Регулятивные
универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные
учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»,
программы формирования универсальных учебных действий.

3. Этапы и примерные сроки работы над проектом

<

3.1. Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для
каждого обучающегося 10 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его
невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому
учебному предмету.
3.2. В процессе подготовки к проекту учащиеся определяют тему учебного
проекта, учатся постановке целей и задач, совместно с руководителем
разрабатывают технологическую последовательность подготовки проектного
продукта. Определяют форму представления продукта (устное выступление,
письменный отчет (не путать с рефератом!), презентация (слайд-шоу),
компьютерная программа, сайт, блог, фильм (анимация или видео), оформление
кабинета или другой дизайн-проект, игра и др.)
3.3. Публичная защита темы проекта проводится в конце учебного года (апрельмай). В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки работы,
которые необходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных случаях
возможна корректировка формулировки темы проекта, а иногда и ее изменение.
3.4. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя
планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной,
заключительный.
3.5. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта. Темы
проектов утверждаются приказом директора не позднее октября месяца.
3.6. Основной этап (ноябрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план
реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации,
выбор способа представления результатов, оформление работы.
3.7. В марте-апреле руководитель проекта предоставляет по определённой форме
отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с
выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты
отчёта оформляются в виде справки и ведомости оценок.
3.8. Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и
предварительных результатах работы учащегося над проектом.
3.9. Окончательная защита проекта проходит в мае на школьной научно практической конференции.

4.Типология проектной деятельности
В МОУ СОШ №3 существуют различные подходы к определению типов
учебных проектов, которые выделяются по различным основаниям:
• по содержанию,
• по организационной форме,
• по времени, затраченному на выполнение,
• по характеру контактов,
• по виду деятельности учащегося.
Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым.
Общее руководство проектно-исследовательской работой в школе, ее
координация, контроль за выполнением, этапов, а также методическая и
организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем
директора по учебной работе.
Проектно-исследовательскую деятельность учащихся непосредственно
организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования.
Направление и содержание проектно-исследовательской деятельности
определяется учащимися совместно с руководителем. При выборе темы
необходимо учитывать, как приоритетные направления развития школы и
общества в целом, социально-значимые события и даты, так и индивидуальные
интересы учащихся и педагога.
Виды проектов:
• индивидуальные*
• предметные;
• межпредметные;
• , социальные и др.
Исследовательские
проекты
(предполагают
доказательство
или
опровержение какой либо гипотезы, проведение экспериментов, научное
описание
изучаемых
явлений);
практико-ориентированные
проекты
(направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.д.);
информационные проекты (направлены на сбор информации о каком-либо
предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для
публикации в школьной газете и т.п.); творческие проекты (результатом
становится
создание
литературных
произведений,
произведения
изобразительного или декоративно прикладного искусства, видеофильмов);
игровые проекты (предполагают подготовку какого- либо мероприятия (игры,
состязания, викторины, экскурсии и т.п.).
Проектная деятельность обучающегося рассматривается с нескольких
сторон:
• продукт как материализованный результат,
• процесс как работа по выполнению проекта,
• защита проекта как иллюстрация образовательного достижения
обучающегося и ориентирована на формирование и развитие
метапредметных и личностных результатов обучающихся.
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из
следующих работ:
а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные
материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);

б) художественная творческая работа (в области литературы, музыки,
изобразительного искусства, экранных искусств), представленная в виде
прозаического
или
стихотворного
произведения,
инсценировки,
художественной декламации, исполнения музыкального произведения,
компьютерной анимации и др.;
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
г) отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как
тексты, так и мультимедийные продукты.
Среди возможных форм представления результатов проектной деятельности
можно выделить следующие:
• макеты, модели, рабочие установки, схемы, план-карты;
• постеры, презентации;
• альбомы, буклеты, брошюры, книги;
• реконструкции событий;
• эссе, рассказы, стихи, рисунки;
• результаты исследовательских экспедиций, обработки архивов и
мемуаров;
• документальные фильмы, мультфильмы;
• выставки, игры, тематические вечера, концерты;
• сценарии мероприятий;
• веб-сайты, программное обеспечение, компакт-диски (или другие
цифровые носители) и др.
Итоги проектной деятельности могут быть представлены в виде статей,
обзоров, отчетов и заключений по итогам исследований, проводимых в рамках
исследовательских экспедиций, обработки архивов и мемуаров, исследований по
различным предметным областям, а также в виде прототипов, моделей, образцов.

5. Организация проектно-исследовательской деятельности.
Руководителем проекта является педагог (педагоги), координирующий
конкретный проект.
Темы проектов могут предлагаться как педагогами, так и обучающимися.
Тема, предложенная обучающимся, согласуется с учителем.
Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную
направленность, с учетом профильной направленности обучения.
Проектно-исследовательская деятельность является составляющей учебной
деятельности учащихся.

6. Требования к оформлению проектно-исследовательской работы.
6.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки
зрения, и отражать содержание проекта.
6.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение,
основную часть, заключение, список литературы.
6.3. Титульный лист оформляется на листе формата А4, расположенном
вертикально и содержит следующую информацию: наименование работы, ФИО
участника (полностью), полное наименование ОУ, класс, ФИО руководителя,
должность, место работы город, год).
6.4. Оглавление оформляется на листе формата А4, расположенном вертикально
и содержит список всех разделов исследовательской работы с указанием
номеров страниц (Введение, Глава 1, Глава 2 и т.д., Заключение, Литература,
Приложение 1 и т.д.).

6.5. Введение (1-2 страницы) включает в себя ряд следующих положений:
Проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь
показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым
и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется
противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании
выявленного
противоречия
может быть
сформулирована проблема;
устанавливается цель работы; формулируются конкретные задачи, которые
необходимо решить, чтобы достичь цели.
6.6. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов.
Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй экспериментальный (практический). Основная часть должна содержать
информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно:
• описание основных рассматриваемых фактов;
• гипотезу;
• характеристику методов решения проблемы;
• сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых
методов решения;
• описание собственного исследования или обоснование выбранного
варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность,
практическая значимость и т.д.).
6.7. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли
поставленные цёли, решены ли задачи, предложения по возможному
практическому использованию результатов исследования.
6.8. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, цифру номера страницы
ставят внизу по центру страницы.
Исследовательская работа оформляется на листах формата А4, расположенных
вертикально, в программе Word, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный
интервал, все поля - стандартные, выравнивание текста по ширине листа.
6.9. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка,
располагаемого посредине строки, не ставят.
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы,
каждое приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
6.10. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с
требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке: фамилии авторов, наименование
источника, место и год издания, наименование издательства, количество
страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор,
наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера
страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на
тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру
источника в списке литературы).
6.11. Приложение оформляется на листах формата А4 и содержит следующую
информацию: карты, таблицы, фотографии, графики, рисунки, диаграммы,
схемы и т.д. Картографический материал должен иметь условные обозначения,
масштаб. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в
верхнем правом углу слова «Приложение» и может иметь тематический
заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют

арабскими цифрами без знака № (Например: Приложение 1 «Название
приложения»). Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна
быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста
работы.
6.12. Правила оформления цитат и ссылок
Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный
источник или для критического разбора того или иного научного произведения
следует приводить цитаты. Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на
источник. Академический этикет требует точно воспроизводить цитируемый
материал.
Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или
органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы,
независимо от того, как она начиналась в источнике.
По ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации,
примеры, схемы, рисунки и другие элементы, расположенные в Приложении.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут
сокращенно и без значка «№», например: рис.З, табл.4, с.34, гл.2. Если указанные
слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать
полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что...».
Подстрочные ссылки (сноски) ^печатают с применением программы
«Ссылки». Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен
стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или
группе предложений, то знак ставится в конце перед знаком препинания (за
исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой
страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают
сначала.
Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно
указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной
материал.
6.13. Рекомендуемый объём исследовательской работы в соответствии с ФГОС:
9-11 классы - не более 12-14 страниц. Объём приложения - не ограничен.
6.14. Презентация для защиты работы (не более 20 слайдов). Требования к
презентации в приложении 1.

7.Процедура защиты проекта.
7.1. Для проведения защиты проектов создаётся специальная комиссия, в состав
которой могут
входить учителя, педагоги дополнительного образования,
администрация образовательного учреждения и иные квалифицированные
работники.
7.2. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской
деятельности конкретного обучающегося.
7.3. Публичная защита проектной работы проводится лично автором обучающимся.
Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который
раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее
следуют ответы на вопросы комиссии.

7.4. Формами наглядной отчетности о результатах проектно-исследовательской
деятельности могут быть презентации, выставки, инсценировки, видеофильмы,
фоторепортажи, стендовые отчеты.
7.5. На защите обучающийся представляет свой реализованный проект по
следующему примерному плану:
• Тема и краткое описание сути проекта.
• Актуальность проекта.
• Положительные эффекты от реализации проекта, которые получат как сам
автор, так и другие люди.
• Ресурсы (материальные и нематериальные), которые были привлечены для
реализации проекта, а также источники этих ресурсов.
• Ход реализации проекта.
6. Риски и сложности, которые обучающемуся удалось преодолеть в ходе
реализации проекта.
7.6. Критерии оценки содержания и защиты проекта:
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем.
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации.
Критерий 1.2. Постановка проблемы.
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта.
Критерий 1.4. Анализ хода работы. Выводы и перспективы.
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий.
Критерий 2.1. Глубина раскрытия темы проекта.
Критерий 2.2. Методика исследований.
Критерий 2.3. Качество проектного продукта.
Критерий 2.4. Использование средств наглядности, технических средств.
3. Сформированность регулятивных действий.
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части.
Критерий 3.2. Соответствие содержания теме.
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение
доклада.
4. Сформированность коммуникативных действий.
Критерий 4.1. Четкость и точность, убедительность и лаконичность.
Критерий 4.2 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения
С полным содержанием оценочного листа можно ознакомиться в приложении 2.
7.7. Проект, получивший оценку «неудовлетворительно» возвращается на
доработку обучающемуся. Руководитель проекта обязан организовать для
обучающегося дополнительные консультации по проекту. Информация
доводится классным руководителем до сведения родителей.
7.8. При оценке проектно-исследовательских работ обучающихся 10 классов
может быть использован аналитический подход к описанию результатов,
согласно которому по каждому из предложенных критериев вводятся
количественные показатели, характеризующие полноту проявления навыков
проектной деятельности.
При этом максимальная оценка по каждому критерию не превышает 3
баллов.
При
таком
подходе
достижение
базового
уровня
(отметка
«удовлетворительно») соответствует получению 28-30 первичных баллов (по два

баллу за каждый из критериев), а достижение повышенных уровней
соответствует получению 31-40 первичных баллов (отметка «хорошо») или 4145 первичных баллов (отметка «отлично»).
Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей:
Базовый уровень
отметка
15 - 25 первичных
баллов
«удовлетворительно»
Повышенный уровень отметка «хорошо»
26-35 первичных баллов
36-45 первичных баллов
отметка «отлично»
7.9. Оценка за выполнение проекта в 10 классах фиксируется в протоколах
оценивания индивидуального проекта.
7.10. Лучшие проектные работы могут быть рекомендованы для участия в
конкурсных
мероприятиях
внешкольного
уровня.
Обучающиеся
по
согласованию с руководителем могут направлять завершенные проектные
работы на конкурсы различного уровня, проводимые по соответствующей
тематике.
7.11. В общеобразовательном учреждении организуется фонд проектно­
исследовательских работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут
пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся проектно­
исследовательской деятельностью.

8. Функциональные обязанности заместителя директора, ответственного за
проектно-исследовательскую деятельность
Проектной деятельностью руководит заместитель директора по УВР. На
него в рамках проектно-исследовательской деятельности возлагаются
следующие функциональные обязанности:
• оказание методической и консультационной помощи педагогам школы,
ведущим занятия по проектной деятельности,
• ведение мониторинга качества обученности учащихся,
• формирование проектно-исследовательских групп на основе списков
обучающихся, являющимися исполнителями проектов, и педагогов,
выступающих в роли руководителей проектов,
• обеспечение организационно - педагогических условий для творческого
роста обучающихся в сфере, избранной ими темы.
• направление обучающихся, являющимися авторами перспективных
проектно-исследовательских работ для участия в научно-практических
конференциях различного уровня.

9. Функциональные обязанности классного руководителя 10 класса в
рамках организации индивидуального итогового проекта.
В рамках проектно-исследовательской деятельности на классного
руководителя возлагаются следующие функциональные обязанности:
• помощь в определении обучающегося с руководителем проекта и темой
согласно графику.
• проведение разъяснительной работы с родителями обучающихся.
• доведение до заместителя директора по УВР информации о возможных
изменениях в организации проектной деятельности в классе.

10. Функциональные обязанности
итогового проекта в 10 классе.

руководителя

индивидуального

10.1 .В качестве руководителя проекта может выступать любой педагог школы,
назначенный приказом.
10.2. На руководителя проектной деятельности возлагаются следующие
функциональные обязанности:
• выбор проблемной области, постановка задач, формулировка темы, идеи и
разработка сценария проекта, исходя из определенных техническим
заданием возможностей будущей программы, электронного ресурса,
• составление краткой аннотации создаваемого проекта, определение
конечного вида продукта, его назначения,
• детализация отобранного содержания, структуризация материала проекта,
определение примерного объема проекта, обеспечение исследовательской
роли каждого участника проекта,
• координация деятельности участников проекта, обеспечение постоянного
контроля за ходом и сроками выполняемых работ,
• выявление недоработок, определение путей устранения выявленных
недостатков,
• несение персональной ответственности за грамотное изложение
содержательной части, оказание помощи учащемуся в подготовке
документации к защите проекта.
Положение действительно до внесения изменений.
\


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».